Главные вкладки

    ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ русского языка и ЛИТЕРАТУРЫ (выступление на педагогическом совете)
    статья по теме

    Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, воспитание толерантности, ведь любой человек живет в социуме, является частью своего коллектива, общественной группы, мирового сообщества. Школа сегодня обязана не только учить, но и воспитывать, а где, как не на уроках русского языка и литературы, мы имеем возможность донести до наших детей самые важные общечеловеческие ценности.  «Чем больше любви, заботы, понимания и, конечно же, полезных знаний человек получает в первые годы жизни и в юношеском возрасте, тем гармоничнее будет его личность, тем сильнее будет его характер. Не менее важно воспитывать с детства толерантность, неравнодушие к чужой беде и умение строить отношения с окружающими людьми».  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_grazhdanstvennosti.docx21.12 КБ

    Предварительный просмотр:

              ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ  русского языка и ЛИТЕРАТУРЫ

    (выступление на педагогическом совете  5.11.2014г. учителя русского языка и литературы Мацегоровой Н.А.)

                                                                                                  О Боже, ты даёшь для родины моей

                                                                                         Тепло и урожай, дары святого неба.

                                                                                          Но, хлебом золотя простор её полей,

                                                                                           Ей также, Господи, духовного дай  хлеба.

                                                                                                                                           А.Н.Майков.

                Эти строки стихотворения русского поэта Аполлона  Николаевича  Майкова  звучат актуально и злободневно. В настоящее время общество переживает ценностный, духовно-нравственный кризис, который является причиной существенного падения нравственности подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного воспитания является первоочередной проблемой общества. На мой взгляд, сейчас России нужна не только и не столько модернизация экономики – это шаг второй, сколько модернизация человека, т.е. воспитание духовно-нравственной, ответственной, инициативной личности.

              Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, воспитание толерантности, ведь любой человек живет в социуме, является частью своего коллектива, общественной группы, мирового сообщества. Школа сегодня обязана не только учить, но и воспитывать, а где, как не на уроках русского языка и литературы, мы имеем возможность донести до наших детей самые важные общечеловеческие ценности.  «Чем больше любви, заботы, понимания и, конечно же, полезных знаний человек получает в первые годы жизни и в юношеском возрасте, тем гармоничнее будет его личность, тем сильнее будет его характер. Не менее важно воспитывать с детства толерантность, неравнодушие к чужой беде и умение строить отношения с окружающими людьми», - отметил Президент Чувашской Республики Михаил Игнатьев .

    Изучая на уроках литературы произведения русских классиков, можно найти множество примеров для воспитания толерантного отношения  к людям. Для примера возьмем роман Гончарова «Обломов». Главный герой, Илья Ильич Обломов, ленивый и малоподвижный, весь день не встает с кровати. В отличие от него его гости ведут активный, светский образ жизни, приходя навестить его, они приносят ему различные новости. За Илью Ильича все делает Захар – слуга, очень преданный своему хозяину, который выполняет основную работу. Он искренне сочувствует своему хозяину, но он бессилен помочь подняться ему с кровати, сделать жизнерадостным, подвижным и живым. Захар очень терпелив, таким терпением обладают немногие герои.

               Анализируя   роман  Достоевского «Преступление и наказание» ребята отмечают, что автор в первую очередь поднимает проблему нравственности. Этой проблемы автор касается во многих своих произведения, но наибольшее развитие она получила именно в этом романе. Ученики  также отмечают, что это произведение заставляет многих задуматься о своих поступках.

                  Воспитание и развитие  духовно-нравственного гражданина – одна из приоритетных задач общества и государства 21 века. Проблема духовно-нравственного воспитания определена как задача первостепенной важности и чрезвычайной значимости и в новом Федеральном государственном  стандарте общего образования, и в «Концепции модернизации Российского образования». Особое место занимает эта проблема и в моей педагогической деятельности.  

                  Я считаю,  что учитель словесности – это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку человека.

                 Уроки русского языка и литературы - это всегда уроки были, есть и будут  уроками нравственности, добра и красоты. Нравственно-эстетический потенциал литературы очень высок, степень эмоционального воздействия на наших учеников исключительна, глубина нравственной проблематики неисчерпаема.

                   Русская литература - это воистину «невыпиваемая чаша» нашей духовности.

    Диалогическое взаимодействие на уроках помогает успешно реализоваться в процессе учебной дискуссии, обладающей большим педагогическим потенциалом для развития духовности и нравственности учащихся. В качестве примеров можно привести некоторые вопросы, которые я предлагаю моим ученикам для дискуссий при изучении литературных произведений:

    • Чацкий и Молчалин – кто из героев комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «вписался» бы в современную жизнь и почему?
    • Умен ли Чацкий?
    • Печорин и Онегин - «лишние люди» своего времени, а нужны ли они в XXI веке?
    • Смогла ли Татьяна Ларина, любимая героиня А.С.Пушкина, спасти от духовной безысходности Евгения Онегина?
    • Грех, возмездие и покаяние в драме  А.Н.Островского «Гроза».  Был ли иной путь у Катерины?
    • Проблема «отцов» и «детей» - актуальна ли данная проблема сегодня?
    • Обитатели дна (М.Горький  «На дне») - утонувшие или утопленные?         

                На уроках русского языка я стараюсь использовать языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но формировать нравственную позицию. В ходе   работы дети высказывают своё мнение по данной проблеме.

             Так, например,   учебник русского языка под ред. С.И. Львовой рекомендует такие задания, как написать публицистический  текст на основе фотографии и будущего сочинения, где звучит проблемный вопрос, требующий определённых рассуждений .

            Духовно-нравственное развитие на уроке я успешно интегрирую с внеурочной деятельностью по предмету, в ходе которой осуществляется тесное взаимодействие со школьной и сельской  библиотекой , школьным музеем,  сельским музеем.

             Совместно с библиотекарем проводятся мероприятия, посвященные юбилеям писателей, конкурсы чтецов, приуроченные к памятным датам в истории страны.

            Школьный  музей  знакомит обучающихся с историей   родного края  и школы, выпускниками, учителями, выдающимися людьми края, с подвигами героев  Великой Отечественной войны, традициями нашего края. Сельский музей – со славными трудовыми достижениями наших земляков, а так же с прошлым  нашего села, района.

              «Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».  На протяжении всех лет обучения в школе ребята знакомятся на уроках литературы   с творчеством писателей Дона: М.А. Шолохова, А.П. Чехова, В.А. Закруткина, А.И.Солженицына. К 200-летию образования нашего села  ребята писали стихи о малой Родине – Красной Поляне.

    Кроме того, в последнее время я широко использую работу учащихся в группах. Эта форма дает возможность формировать у учащихся умение сотрудничать, приходить к общему мнению, слушать и слышать друг друга. Кроме этого следует учесть и эмоциональную сторону. Чаще всего атмосфера на этих уроках ведет к пробуждению чувств сострадания, человечности, интереса к судьбам других, а это ведет к становлению гражданской позиции и воспитания духовно-нравственных ценностей.

    Безусловно, огромную роль в воспитании и образовании играет облик учителя: его внешность, его нравственность, духовный мир, душевные качества. Поэтому важно учителю постоянно работать над собой, совершенствоваться. И поскольку идея духовности, толерантности является важным условием развития нашей страны, национальным приоритетом   российского общества, то каждая встреча учителя с детьми должна способствовать формированию ценностных качеств личности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

    Одной из составляющих духовно-нравственного воспитания является толерантность, так как любой человек является частью социума. Основной задачей педагога является не только обучение, но и воспитани...

    ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

    Доклад опубликован в сборнике, по материалам международной конференции "49-е Евсевьевские чтения", проходившей в г.Саранск...

    ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ русского языка и ЛИТЕРАТУРЫ

            Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет ...

    Доклад для выступления на педагогическом совете «Осуществление компетентно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов»

    В концепции модернизации российского образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации  говорится: Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универса...

    Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"

              Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...

    Выступление на педагогическом совете "Новые формы и методы повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы"

    Выступление на педагогическим совете "Новые формы и методы повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы"...

    Выступление на педагогическом совете по теме: "Способы повышения качества образования на уроках русского языка и литературы"

    Сегодня мы говорим о росте неуспеваемости школьников. В своем выступлении я говорю о тех методах, которые использую на своих уроках....