ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
статья по теме

Лёвина Людмила Николаевна

Доклад опубликован в сборнике, по материалам международной конференции "49-е Евсевьевские чтения", проходившей в г.Саранск

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon evsevevskie_chteniya_levina_l.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕВИНА Л.Н.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

         Педагогический коллектив Зубово-Полянской гимназии стремится к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, воспитание духовности и толерантности, ведь любой человек живет в социуме, является частью своего коллектива, общественной группы, мирового сообщества. Школа сегодня обязана не только учить, но и воспитывать, имеет возможность донести до наших детей самые важные общечеловеческие ценности.

        Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

        Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

       Обращаясь к Государственному Собранию Республики Мордовия в 2012 году, Н.И. Меркушкин отметил, что «сегодня крайне важно формирование у молодежи гражданской позиции, здорового прагматизма и толерантности, взаимоуважения, готовности и умения конструктивно мыслить и действовать... Нужна такая работа с молодежью, которая формирует конкурентоспособных, предприимчивых, деловых людей с активной гражданской позицией».

         Проблема гражданского воспитания и становления личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали выдвигается на первый план, и в наше время становится наиболее значимой для современного общества.

       Гражданское воспитание – это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.

       Гражданское воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.

       Основной целью гражданского воспитания является воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремление к миру, потребности в труде на благо общества.

      Опыт работы гимназии по гражданской направленности показал, что такие понятия, как общественное благо, права человека, социальная справедливость, осознанная законопослушность, нравственность и правдивость в реальной деятельности - то есть совокупность ценностей, составляющих феномен гражданственности, лучше усваивается детьми и подростками через участие в общественно-полезной деятельности, через привлечение ребят к активному взаимодействию со всеми институтами общества, с обретением собственного опыта активной деятельности в обществе.

      На Педагогическом совете гимназии была принята Концепция духовно-нравственного развития учащихся, основой которой является гражданско-патриотическое воспитание. Программа гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин России!» ориентирована на пробуждение и развитие у детей и подростков духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России и Мордовии. А воспитание Гражданина Отечества является общей целью образовательной системы России, которая нашла отражение в Законе РФ «Об образовании».

       Учителями гимназии проводится систематическая комплексная работа по гражданскому и патриотическому воспитанию школьников. В рамках гражданского воспитания учащихся проводятся следующие мероприятия:            

- сбор материалов об участниках войн, о героях труда, об истории района и поселка;

-  создание и пополнение школьного краеведческого музея;

- участие в благоустройстве посёлка, в оформлении гимназии;

- создание выставок, рисунков, поделок;

- проведение экскурсий и подготовка экскурсоводов из числа гимназистов;

- устройство вечеров поэзии, живописи, музыки;

- еженедельные рейды по благоустройству Памятника Победы;

- ежегодное участие 9 мая военно-патриотической группы учащихся гимназии в вахте Памяти у мемориала Победы;

- помощь в охране природы, в озеленении посёлка.

       Одним из эффективных способов укрепления традиций преемственности поколений является шефство гимназистов над ветеранами войны и труда. Учащиеся Зубово-Полянской гимназии оказывают шефскую помощь 49 ветеранам и пожилым людям нашего микрорайона, из них  25 вдовам участников ВОВ, 20 ветеранам педагогического труда, 4 участникам ВОВ.

       В Зубово-Полянской гимназии создаются максимальные условия для тесного взаимодействия с родителями учащихся. Одним из эффективных способов их активного вовлечения в школьную жизнь являются совместные мероприятия различного направления. Творческие встречи в стенах гимназии помогают родителям узнать о разносторонних интересах детей, знакомят с насыщенной программой досуга учащихся, способствуют связи поколений. С этой целью проводятся такие мероприятия, как «О той, которая дарует нам жизнь и тепло…», «Гимназия – мой второй дом», «7+я – спортивная семья» и др. Должным вниманием окружены и представители более старшего поколения, как уважаемые ветераны сферы образования, так и любимые бабушки и дедушки учащихся. В их честь гимназисты подготовили праздничную программу «Возраст осени прекрасный».

       Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения. Приоритетным направлением и составными частями образовательного процесса гимназии является гражданско-правовое и патриотическое воспитание школьников. В 2010 году Д.А. Медведев в своём Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации сказал, что «больше внимания нужно уделять патриотическому воспитанию молодёжи. Необходимо серьёзно обновить эту работу, но некоторые традиционные методы, например, военно-патриотические игры, востребованы и сегодня. Они выработают и командный дух, и сильный характер и формируют навыки поведения в самых сложных условиях. Особо отмечу значение деятельности отрядов, устанавливающих имена погибших солдат... В таких экспедициях молодёжь действительно получает навыки истинного патриотизма – не показного, а истинного». Учащиеся гимназии сотрудничают с членами поисковой группы «Броня», активными участниками которой является Ведяшкин А. и Ведяшкина И., жители посёлка Зубова Поляна. В 2011 году поисковая группа «Девчата» принимала участие в Республиканском палаточном лагере «Инерка - 2011». Гимназистки были отмечены дипломом Межрегионального форума молодых инициатив.

      С целью создания условий для воспитания чувств гражданственности и патриотизма на уровне гражданина своей школы, гражданина своего посёлка наша Зубово-Полянская гимназия выбрало игровой метод – военно-патриотическое движение. Руководит этим видом деятельности в течение 25 лет преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности Филичкин В.С., Заслуженный учитель Республики Мордовия. 

       В гимназии стали традицией встречи с курсантами военных училищ (выпускниками школы-гимназии), круглые столы, диспуты с участием работников райвоенкомата, ветеранов войны, офицеров запаса на следующие темы: «Служу России», «Я выбираю профессию военного», «С чего начинается Родина…», «Наше будущее – офицерский корпус» и др. Среди выпускников гимназии около ста офицеров, которые охраняют мир и покой граждан России.

    Новой формой гражданско-патриотического воспитания учащихся явились встречи с известными людьми района под общей рубрикой «Персона». Многогранный, разносторонний разговор с гимназистами вели Кидяев В.Б., депутат Государственной Думы РФ, Брагин Н.Е., советник Главы Зубово-Полянского района, Стёпушкин И.А., начальник Управления по социальной работе администрации Зубово-Полянского района, Качалова А.И., в течение 22 лет возглавлявшая Зубово-Полянский педагогический колледж.  

      Сам Виктор Семёнович работает над проблемой «Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время». Учитель  выполняет большую общественную работу, он является членом районной комиссии по профотбору учащихся в Вооруженные Силы, а также руководителем секции “Силовое троеборье”. Ежегодно команда учащихся под руководством Виктора Семёновича является победителем в районной спартакиаде допризывной молодёжи «Защитник Отечества». Филичкин В.С. – победитель номинации «Лучшая организация подготовки юношей к военной службе» среди образовательных учреждений Республики Мордовия.

       Ярким и запоминающимся мероприятием в рамках месячника военно-патриотического воспитания стал литературно-музыкальный вечер «Живая память поколений», организатором и идейным вдохновителем которого наряду с Мироновой Е.В., заместителем директора по ВР, стал и Филичкин В.С. Не менее важное воспитательное значение имело мероприятие «Белые журавли», посвящённое верным сынам Отечества, сложившим головы на полях сражений. А подготовили данное мероприятие учащиеся 7-х классов гимназии под руководством умелых педагогов Касковой А.С. и Касковой С.И.

         Среди человеческих чувств выделяется необыкновенно прекрасное по своему благородству и бескорыстию чувство любви к Родине. Яркое и чистое, как родник, оно хранится где-то глубоко в тайниках человеческой души и по мере надобности проявляет себя, начиная от нежной любви к родному краю и доходя до высокого гражданского звучания. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – это все формирует патриотизм. В школьные годы закладываются основы добрых чувств – любви к людям, к труду, к родной природе, к своей Родине. Чтобы иметь гражданскую позицию, нужно, чтобы даже ребенок осознавал себя личностью, осознавал свою значимость и важность в человеческом обществе. Особая роль в формировании гражданина, воспитании чувства патриотизма принадлежит школьному музею, где на конкретном материале ребята узнают о родной гимназии, о наших земляках, их военных и трудовых подвигах во имя Родины.

    Около двадцати лет в гимназии действует краеведческий музей «Валдоня», в котором собрано более ста подлинных экспонатов. В экспозиции широко представлены мордовская национальная одежда, украшения, посуда из дерева, бересты, глины, предметы быта, созданные руками наших предков. Большую помощь в развитии музея внесли старожилы посёлка и района, специалисты-краеведы – Прохоров А.А., Народный учитель МАССР, Бокарёв Г.И., фотокорреспондент. Большую работу по обновлению и пополнению экспозиции новыми реликвиями проводит сотрудница музея С.П.Шаева.

     Важное значение в школьном краеведении играет сочетание научно-исследовательской и учебно-воспитательной работы. Наиболее ценную краеведческую информацию ребята получают во время фольклорно-этнографических экспедиций. Учащимися гимназии проведены следующие исследовательские работы: «История национального костюма», «Куда ушло письмо», «Диалектика села Покассы – ярко выраженное языковое явление» и  др. За поисково-историческое исследование «История школы» коллектив учащихся гимназии под руководством заведующей музея Белкиной А.Д, учителя мордовского языка, занял II место в республиканском конкурсе поисково-исследовательских работ «История образования в Мордовии» в номинации «Краеведческая выставка».

      Педагогический коллектив и родительская общественность главной своей задачей считают  формирование патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу, любовь к своей Родине, соотечественникам, стремление к миру, уважение к государственной власти, готовность служить своей Отчизне. Воспитание чувства собственного достоинства и дисциплинированности,  гармонического проявления патриотических чувств и культуры межнационального общения (уважения и солидарности с другими народами и странами).

       Правовую культуру школьников составляют такие качества и знания, как сознательная дисциплина, законопослушность, нетерпимость к правонарушениям, знание основных законов общества и государства, представление о праве, о гражданских правах человека и ребенка, в частности. Особенно важной можно считать задачу формирования законопослушности - уважения к закону и стремления его выполнять. Правовое воспитание крайне актуально в условиях роста детской и молодежной преступности. С этой целью Филичкин В.С. в гимназии проводит диспуты на такие темы, как «Предупреждение духовно-нравственной деградации молодёжи», «Проблемы наркомании и алкоголизма», «Путь в бездну», «Противостояние преступности» и др., с участием прокурора Зубово-Полянского района, начальника наркослужбы, врачами Зубово-Полянской ЦРБ. Ведь правовая культура является частью нравственной культуры человека и гражданина в условиях современного общества.
      Это относится и к культуре межнациональных отношений, основное содержание которой состоит в следующем: любовь к культуре своего народа и уважение, терпимость к другим народам. К задачам формирования культуры межнациональных отношений следует отнести знание истории, культуры, искусства своей родины, страны; любовь к своему народу и активное участие в сохранении и развитии национальной культуры; знание культур других народов своей страны и других государств, уважительное к ним отношение, умение строить отношения с представителями других культур и народов на принципах толерантности.

        С 2008 года одним из направлений исследовательской работы коллектива гимназии становится тема «История, культура и традиции земли Зубово-Полянской». Педагоги объединились в творческие и поиско-исследовательские группы по следующим напрвлениям: «Дорога к храму», «История национального костюма», «Музыкальное искусство народов Земли Зубово-Полянской», «Социально-экономическое и географическое положение Зубово-Полянского района», «Историко-культурное наследие Зубово-Полянского района», «Великие земляки Зубово-Полянского района». Итогом работы стали ежегодные конференции педагогов и учащихся, членов научного общества «Интеллект», такие, как «Навеки мы вместе с Россией», «Таланты земли Зубово-Полянской». В этом учебном году начата работа по теме «Моя малая Родина: природа, культура, этнос».

        В.В.Путин в авторской статье пишет, что «для России – с её многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос носит фундаментальный характер… Одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие». В решении данного вопроса, считает Президент, «огромная роль … принадлежит образованию. Выбор образовательной программы, многообразие образования – наше несомненное достижение. Но вариативность должна опираться на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история – естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур».

      Наша гимназия располагают достаточным арсеналом средств для гражданского воспитания учащихся. К ним относятся, прежде всего, ряд традиционных школьных предметов (история, литература, география, обществознание). Для достижения поставленных целей создаются специальные курсы. Так, в  гимназии с 2008 года изучается курс "Право", который охватывает такие области, как ответственность за правонарушения, жизнь современной семьи, гражданские права и пр. Имеются и другие специальные курсы, предназначенные для формирования нравственной, гражданской культуры школьников: элективные курсы по праву и обществознанию. Темы курсов: «Ориентир в лабиринте закона», «Политический круиз», «Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века», «Детский правозащитный университет» и др.

       Новый Федеральный Государственный  стандарт общего образования (ФГОС) рассматривает этнокультурное образование как важнейший элемент системы поликультурного образования, которое, кроме  этнокультурных, включает в себя национально-региональные, общероссийские и общечеловеческие аспекты.

      Основой этнокультурного образования  является освоение родной и неродной этнокультуры, представление об их месте в отечественной и мировой культуре, овладение этнокультурными ценностями, формирование адекватной модели поведения в полиэтнической среде.

      В соответствии с новыми стандартами этнокультурное образование реализуется, во-первых, через введение в учебный план специальных дисциплин этнокультурной направленности (таких, как родной язык и литература, основы религиозных культур и светской этики), во-вторых, через интеграцию этнокультурного компонента в содержание традиционных предметов (например, таких, как история, география, литература), в-третьих, – во внеучебной деятельности (через работу кружков, воскресных школ, фольклорных коллективов, музейную педагогику и т.д.). В Зубово-Полянской гимназии мордовский язык как предмет изучается во 2-4 с 1989 года (учитель Белкина А.Д.), а курс «Основы православной культуры» - с 2003 года (учитель Моисеева Л.И.). С 2008 года учителя начальных классов и преподаватели гуманитарных дисциплин в Образовательные программы по предметам включают и национально-региональный компонент. Приведу пример из программы учителя русского языка и литературы Баграмян И.Н. Так, в 10 классе при изучении творчества А.С.Пушкина включены следующие темы: «Пушкиниана Мордовии», «А.И.Полежаев – младший современник А.С.Пушкина»; заключительным уроком по творчеству М.Ю.Лермонтова стала тема «Образ М.Ю.Лермонтова в творчестве мордовских поэтов»; в 8 классе после изучения повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» идёт урок внеклассного чтения «Тема пугачёвского восстания в мордовской литературе» и др.

     Задачи гражданско-патриотического воспитания решаются во внеурочной деятельности учеников: участие школьников в самоуправлении, в разнообразных делах гимназии, класса, занятиях в клубах, кружках, молодежных общественных организациях, экскурсионной деятельности. В гимназии действуют три детские организации: для учащихся 1-4 классов – клуб «Светлячок», для 5-8 – клуб «Подросток» и «Совет старшеклассников» для учащихся 9-11 классов. У нашей гимназии есть своя символика: герб, гимн, клятва и девиз «Sine studies vita nulla est» (в переводе с латинского «Без ученья жизнь ничто»).  Учащиеся 1-7 классов с удовольствием занимаются в национальном клубе «Лихтибряне».

       Воспитательная работа образовательного учреждения, ориентированная  на гражданское воспитание подростков и молодежи дает возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечение к общественно-полезной деятельности, формирование правовой и нравственной культуры подрастающего поколения, профессионализма и гражданской активности.

        Таким образом, гражданственность, нравственность, толерантность – важные компоненты жизненной позиции личности. И воспитывать их нужно не только на уроках и внеклассных мероприятиях, но и личным примером: «Вся жизнь и деятельность учителя в современных условиях – это пример высокого гражданского служения, проявления истинной любви к своему Отечеству».

Библиографический  список:

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации)

2. Авторская статья премьер-министра РФ, кандидата в президенты России Владимира Путина «Национальный вопрос»

3. Послание Главы Республики Мордовия Н.И.Меркушкина Государственному Собранию Республики Мордовия

4. Кочеткова С.В. Программа создания системы военно-патриотического воспитания//Детство.-2008.-№3-4

5. Кочеткова С.В. Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности. //Детство.-2008.-№1-2

6. РФ. Министерство образования «О плане мероприятий Российского центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи: Письмо от 21 авг. 2002 г. № 15-52-691/15-01-21 //ОБЖ. – 2003. - № 1

4. Быть достойным. Программа гражданского и патриотического воспитания //Воспитание школьников. – 2003. - № 2. – С. 37-45

7. Мазыкина Н., Монахов А. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотическому воспитанию детей и подростков // Воспитание школьников. – 2003. - № 6. – С. 13-17

8. Политова Ю.М. Этническая толерантность как мировоззренческий нравственный принцип. //Реальность этноса. СПб., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе".

В современном мире часто торжествует нетерпимость: религиозная, национальная, расовая, вражда между отдельными людьми и социальными группами. Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда....

Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе.

Доклад на IX Всероссийской научно-практической конференции  посвященной 140-летию со дня рождения С.Д.Эрьзи.Поликультурное образование : опыт и перспективы.Тема:Формирование  этнотолерантнос...

"Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в школе".

Б.Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».      ...

Статья на тему: "Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности, обучающейся в современной школе".

Проблеме формирования гражданской позиции, воспитания толерантности уделяется особенно пристальное внимание......

Статья на тему "Воспитание этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося на уроках истории и обществознания".

Статья для участия в XII Всероссийской научно - практической  конференции: "Поликультурное образование: опыт и перспективы"....