Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе.
статья по обществознанию на тему

Мамонкин Александр Иванович

Доклад на IX Всероссийской научно-практической конференции  посвященной 140-летию со дня рождения С.Д.Эрьзи.

Поликультурное образование : опыт и перспективы.

Тема:Формирование  этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Мой доклад на IX Всероссийской научно-практической конференции  посвященной 140-летию со дня рождения С.Д.Эрьзи. 

Поликультурное образование : опыт и перспективы.

Тема: Формирование  этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе.                              

Мамонкин Александр Иванович, учитель обществознания первой квалификационной категории

МБОУ «Примокшанская СОШ» Ковылкинского муниципального района, РМ.

  В современном мире в силу различных причин происходит рост этнического самосознания, сопровождающийся повышением интереса у самых широких слоёв общественности не только к ныне протекающим этнонациональным процессам, но и к связанному с этими процессами  этноисторическому прошлому своего народа. Достоверное знание исторического прошлого народов, сегодняшних национальных процессов важно не только по той причине, что для представителя современного урбанизированного общества стало духовной потребностью найти корни своего этнического существования, познать многообразные пути, приведшие к формированию той этнокультурной среды, сквозь призму которой он воспринимает окружающий мир. Оно важно для правильного решения стоящих ныне  перед многонациональным обществом кардинальных задач по перестройке и обновлению всех аспектов его жизнедеятельности, в том числе и в области национальных отношений.  

  В связи с этим государство выдвигает определённые требования к личностным характеристикам выпускника школ. Это прежде всего: 

любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

         уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

Большую роль в формировании такого гражданина играют этнокультурные традиции; история своей семьи, малой Родины, страны; традиционные ценности; приобщение школьника к национальной, российской и общемировой культуре.

  Поликультурный состав учащихся в современной школе вызывает необходимость особого типа взаимоотношений между участниками образовательного процесса, являющиеся представителями разных этнических групп. Этот тип взаимоотношений требует проявления терпимости, тактичности и уважения к иным нациям и  культурам. Для его осуществления необходимо обладать таким качеством личности, как толерантность.

  Я как учитель обществознания основными образовательными задачами, реализуемыми при этнографическом подходе в гуманитарном  образовании, считаю следующие: исследование влияния процессов этногенеза на формирование этнической картины мира, влияние природных и социальных условий на жизнь и хозяйственную деятельность этносов; обоснование границ современных этнических, конфессиональных и языковых групп населения; выделение этнокультурных регионов мира, выявление современных тенденций в развитии этнических процессов, очагов межкультурных, межконфессиональных и расовых конфликтов.

  В процессе изучения обществознания есть большие возможности для реализации данных задач. Кроме введения этнографической информации на уроках  при изучении тем «Духовная культура», «Современные мировые религии», «Этнос и нация», «Политическая система современной России» и т. д., я большое внимание уделяю внеурочной деятельности. Провожу элективные курсы в 9-11 классах, где дети более подробно изучают историю своей семьи, посёлка, района, республики, народные промыслы жителей Мордовии, культуру, искусство, традиции, обряды мордовского народа.

  Сегодня хотел бы более подробно остановиться на таком виде внеурочной деятельности как исследовательская работа. Я считаю, что исследовательская работа повышает у учащихся мотивацию к изучению своего края, позволяет согласовать имеющиеся у школьников бытовые представления с научно-географическим содержанием, пробуждает  у учащихся творческое начало в познании окружающей действительности. В процессе исследований ученики имеют возможность глубже постигать изучаемые явления и причинно-следственные связи между ними. Моя задача, как учителя, организовать учащихся на определение замысла исследования, получения и обработки информации. Стимулировать их  в поисковой деятельности.  Объектами наших исследований являются те явления и процессы, которые происходят вокруг нас, непосредственно в социуме нашего посёлка.

  Так группой учащихся 8 класса была проведена исследовательская работа на тему «История посёлка Примокшанский». Ребята проделали огромную работу по добыче информации. Изучили архивные документы, в администрации сельского поселения узнали о старожилах посёлка и провели с ними беседу. По данным школьного музея обобщили информацию об односельчанах – фронтовиках. Провели беседу с односельчанами, достигшими больших успехов в разных областях деятельности. Обобщив полученные данные, пришли к заключению, что посёлок наш хотя и небольшой, но его жители тоже внесли свой вклад в историю Великой Отечественной, афганской, чеченской воин и трудовых подвигов России. Рядом с нами живут выдающиеся люди, о заслугах которых мы порою забываем.

Была обработана информация, полученная из сельской администрации, администрации школы, местного фельдшерско-медицинского пункта на основании которых выделены причины сокращения численности учащихся. Также были сформулированы мероприятия, которые проводятся и должны проводится, для улучшения демографической ситуации и повышения уровня жизни односельчан.

  Кроме этого были подготовлены исследовательские работы для ежегодной школьной учебно-практической конференции: «Моя родословная»  Звонарева Злата 5 кл, «Социальный состав учащихся Примокшанской школы» Мозгачева Арина 7 кл, «Герои нашего времени» об участниках афганской и чеченской войн учащиеся 8 кл., «Национальный состав нашего поселка» Полынова Татьяна 10кл и др.  В 2014-2015 учебном  году учащиеся 9 класса проводили работу под рабочим названием «Этнический состав населения п.Примокшанский».  В 2016-2017 учебном году запланирован ряд внеклассных мероприятий и уроков к 140-летию со Дня рождения С.Д. Эрьзи.  На уроках обществознания по теме «Культура» учащиеся будут защищать свои работы на заданную тему «Наш Великий земляк».

  И в заключение хочу сказать, что после того как ученик защитил свою первую исследовательскую работу (не важно с каким результатом) он начинает пристальнее всматриваться в окружающий его мир, в людей, которые  знакомы ему с детства. Начинает по-другому относиться к культуре и традициям своей семьи и народа. Искать неизвестное в известном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Доклад опубликован в сборнике, по материалам международной конференции "49-е Евсевьевские чтения", проходившей в г.Саранск...

"Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе".

В современном мире часто торжествует нетерпимость: религиозная, национальная, расовая, вражда между отдельными людьми и социальными группами. Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда....

"Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в школе".

Б.Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».      ...

Статья на тему: "Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности, обучающейся в современной школе".

Проблеме формирования гражданской позиции, воспитания толерантности уделяется особенно пристальное внимание......

Статья на тему "Воспитание этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося на уроках истории и обществознания".

Статья для участия в XII Всероссийской научно - практической  конференции: "Поликультурное образование: опыт и перспективы"....