ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ русского языка и ЛИТЕРАТУРЫ
статья по русскому языку на тему
Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, воспитание толерантности, ведь любой человек живет в социуме, является частью своего коллектива, общественной группы, мирового сообщества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grazhdanstvennosti_2.docx | 20.69 КБ |
formirovanie_grazhdanstvennosti_2.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ русского языка и ЛИТЕРАТУРЫ
(выступление на педагогическом совете 5.11.2014г. учителя русского языка и литературы Мацегоровой Н.А.)
О Боже, ты даёшь для родины моей
Тепло и урожай, дары святого неба.
Но, хлебом золотя простор её полей,
Ей также, Господи, духовного дай хлеба.
А.Н.Майков.
Эти строки стихотворения русского поэта Аполлона Николаевича Майкова звучат актуально и злободневно. В настоящее время общество переживает ценностный, духовно-нравственный кризис, который является причиной существенного падения нравственности подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного воспитания является первоочередной проблемой общества. На мой взгляд, сейчас России нужна не только и не столько модернизация экономики – это шаг второй, сколько модернизация человека, т.е. воспитание духовно-нравственной, ответственной, инициативной личности.
Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, воспитание толерантности, ведь любой человек живет в социуме, является частью своего коллектива, общественной группы, мирового сообщества. Школа сегодня обязана не только учить, но и воспитывать, а где, как не на уроках русского языка и литературы, мы имеем возможность донести до наших детей самые важные общечеловеческие ценности. «Чем больше любви, заботы, понимания и, конечно же, полезных знаний человек получает в первые годы жизни и в юношеском возрасте, тем гармоничнее будет его личность, тем сильнее будет его характер. Не менее важно воспитывать с детства толерантность, неравнодушие к чужой беде и умение строить отношения с окружающими людьми», - отметил Президент Чувашской Республики Михаил Игнатьев .
Изучая на уроках литературы произведения русских классиков, можно найти множество примеров для воспитания толерантного отношения к людям. Для примера возьмем роман Гончарова «Обломов». Главный герой, Илья Ильич Обломов, ленивый и малоподвижный, весь день не встает с кровати. В отличие от него его гости ведут активный, светский образ жизни, приходя навестить его, они приносят ему различные новости. За Илью Ильича все делает Захар – слуга, очень преданный своему хозяину, который выполняет основную работу. Он искренне сочувствует своему хозяину, но он бессилен помочь подняться ему с кровати, сделать жизнерадостным, подвижным и живым. Захар очень терпелив, таким терпением обладают немногие герои.
Анализируя роман Достоевского «Преступление и наказание» ребята отмечают, что автор в первую очередь поднимает проблему нравственности. Этой проблемы автор касается во многих своих произведения, но наибольшее развитие она получила именно в этом романе. Ученики также отмечают, что это произведение заставляет многих задуматься о своих поступках.
Воспитание и развитие духовно-нравственного гражданина – одна из приоритетных задач общества и государства 21 века. Проблема духовно-нравственного воспитания определена как задача первостепенной важности и чрезвычайной значимости и в новом Федеральном государственном стандарте общего образования, и в «Концепции модернизации Российского образования». Особое место занимает эта проблема и в моей педагогической деятельности.
Я считаю, что учитель словесности – это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку человека.
Уроки русского языка и литературы - это всегда уроки были, есть и будут уроками нравственности, добра и красоты. Нравственно-эстетический потенциал литературы очень высок, степень эмоционального воздействия на наших учеников исключительна, глубина нравственной проблематики неисчерпаема.
Русская литература - это воистину «невыпиваемая чаша» нашей духовности.
Диалогическое взаимодействие на уроках помогает успешно реализоваться в процессе учебной дискуссии, обладающей большим педагогическим потенциалом для развития духовности и нравственности учащихся. В качестве примеров можно привести некоторые вопросы, которые я предлагаю моим ученикам для дискуссий при изучении литературных произведений:
- Чацкий и Молчалин – кто из героев комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «вписался» бы в современную жизнь и почему?
- Умен ли Чацкий?
- Печорин и Онегин - «лишние люди» своего времени, а нужны ли они в XXI веке?
- Смогла ли Татьяна Ларина, любимая героиня А.С.Пушкина, спасти от духовной безысходности Евгения Онегина?
- Грех, возмездие и покаяние в драме А.Н.Островского «Гроза». Был ли иной путь у Катерины?
- Проблема «отцов» и «детей» - актуальна ли данная проблема сегодня?
- Обитатели дна (М.Горький «На дне») - утонувшие или утопленные?
На уроках русского языка я стараюсь использовать языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но формировать нравственную позицию. В ходе работы дети высказывают своё мнение по данной проблеме.
Так, например, учебник русского языка под ред. С.И. Львовой рекомендует такие задания, как написать публицистический текст на основе фотографии и будущего сочинения, где звучит проблемный вопрос, требующий определённых рассуждений .
Духовно-нравственное развитие на уроке я успешно интегрирую с внеурочной деятельностью по предмету, в ходе которой осуществляется тесное взаимодействие со школьной и сельской библиотекой , школьным музеем, сельским музеем.
Совместно с библиотекарем проводятся мероприятия, посвященные юбилеям писателей, конкурсы чтецов, приуроченные к памятным датам в истории страны.
Школьный музей знакомит обучающихся с историей родного края и школы, выпускниками, учителями, выдающимися людьми края, с подвигами героев Великой Отечественной войны, традициями нашего края. Сельский музей – со славными трудовыми достижениями наших земляков, а так же с прошлым нашего села, района.
«Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». На протяжении всех лет обучения в школе ребята знакомятся на уроках литературы с творчеством писателей Дона: М.А. Шолохова, А.П. Чехова, В.А. Закруткина, А.И.Солженицына. К 200-летию образования нашего села ребята писали стихи о малой Родине – Красной Поляне.
Кроме того, в последнее время я широко использую работу учащихся в группах. Эта форма дает возможность формировать у учащихся умение сотрудничать, приходить к общему мнению, слушать и слышать друг друга. Кроме этого следует учесть и эмоциональную сторону. Чаще всего атмосфера на этих уроках ведет к пробуждению чувств сострадания, человечности, интереса к судьбам других, а это ведет к становлению гражданской позиции и воспитания духовно-нравственных ценностей.
Безусловно, огромную роль в воспитании и образовании играет облик учителя: его внешность, его нравственность, духовный мир, душевные качества. Поэтому важно учителю постоянно работать над собой, совершенствоваться. И поскольку идея духовности, толерантности является важным условием развития нашей страны, национальным приоритетом российского общества, то каждая встреча учителя с детьми должна способствовать формированию ценностных качеств личности.
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ русского языка и ЛИТЕРАТУРЫ
(выступление на педагогическом совете 5.11.2014г. учителя русского языка и литературы Мацегоровой Н.А.)
О Боже, ты даёшь для родины моей
Тепло и урожай, дары святого неба.
Но, хлебом золотя простор её полей,
Ей также, Господи, духовного дай хлеба.
А.Н.Майков.
Эти строки стихотворения русского поэта Аполлона Николаевича Майкова звучат актуально и злободневно. В настоящее время общество переживает ценностный, духовно-нравственный кризис, который является причиной существенного падения нравственности подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного воспитания является первоочередной проблемой общества. На мой взгляд, сейчас России нужна не только и не столько модернизация экономики – это шаг второй, сколько модернизация человека, т.е. воспитание духовно-нравственной, ответственной, инициативной личности.
Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, воспитание толерантности, ведь любой человек живет в социуме, является частью своего коллектива, общественной группы, мирового сообщества. Школа сегодня обязана не только учить, но и воспитывать, а где, как не на уроках русского языка и литературы, мы имеем возможность донести до наших детей самые важные общечеловеческие ценности. «Чем больше любви, заботы, понимания и, конечно же, полезных знаний человек получает в первые годы жизни и в юношеском возрасте, тем гармоничнее будет его личность, тем сильнее будет его характер. Не менее важно воспитывать с детства толерантность, неравнодушие к чужой беде и умение строить отношения с окружающими людьми», - отметил Президент Чувашской Республики Михаил Игнатьев .
Изучая на уроках литературы произведения русских классиков, можно найти множество примеров для воспитания толерантного отношения к людям. Для примера возьмем роман Гончарова «Обломов». Главный герой, Илья Ильич Обломов, ленивый и малоподвижный, весь день не встает с кровати. В отличие от него его гости ведут активный, светский образ жизни, приходя навестить его, они приносят ему различные новости. За Илью Ильича все делает Захар – слуга, очень преданный своему хозяину, который выполняет основную работу. Он искренне сочувствует своему хозяину, но он бессилен помочь подняться ему с кровати, сделать жизнерадостным, подвижным и живым. Захар очень терпелив, таким терпением обладают немногие герои.
Анализируя роман Достоевского «Преступление и наказание» ребята отмечают, что автор в первую очередь поднимает проблему нравственности. Этой проблемы автор касается во многих своих произведения, но наибольшее развитие она получила именно в этом романе. Ученики также отмечают, что это произведение заставляет многих задуматься о своих поступках.
Воспитание и развитие духовно-нравственного гражданина – одна из приоритетных задач общества и государства 21 века. Проблема духовно-нравственного воспитания определена как задача первостепенной важности и чрезвычайной значимости и в новом Федеральном государственном стандарте общего образования, и в «Концепции модернизации Российского образования». Особое место занимает эта проблема и в моей педагогической деятельности.
Я считаю, что учитель словесности – это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку человека.
Уроки русского языка и литературы - это всегда уроки были, есть и будут уроками нравственности, добра и красоты. Нравственно-эстетический потенциал литературы очень высок, степень эмоционального воздействия на наших учеников исключительна, глубина нравственной проблематики неисчерпаема.
Русская литература - это воистину «невыпиваемая чаша» нашей духовности.
Диалогическое взаимодействие на уроках помогает успешно реализоваться в процессе учебной дискуссии, обладающей большим педагогическим потенциалом для развития духовности и нравственности учащихся. В качестве примеров можно привести некоторые вопросы, которые я предлагаю моим ученикам для дискуссий при изучении литературных произведений:
- Чацкий и Молчалин – кто из героев комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «вписался» бы в современную жизнь и почему?
- Умен ли Чацкий?
- Печорин и Онегин - «лишние люди» своего времени, а нужны ли они в XXI веке?
- Смогла ли Татьяна Ларина, любимая героиня А.С.Пушкина, спасти от духовной безысходности Евгения Онегина?
- Грех, возмездие и покаяние в драме А.Н.Островского «Гроза». Был ли иной путь у Катерины?
- Проблема «отцов» и «детей» - актуальна ли данная проблема сегодня?
- Обитатели дна (М.Горький «На дне») - утонувшие или утопленные?
На уроках русского языка я стараюсь использовать языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но формировать нравственную позицию. В ходе работы дети высказывают своё мнение по данной проблеме.
Так, например, учебник русского языка под ред. С.И. Львовой рекомендует такие задания, как написать публицистический текст на основе фотографии и будущего сочинения, где звучит проблемный вопрос, требующий определённых рассуждений .
Духовно-нравственное развитие на уроке я успешно интегрирую с внеурочной деятельностью по предмету, в ходе которой осуществляется тесное взаимодействие со школьной и сельской библиотекой , школьным музеем, сельским музеем.
Совместно с библиотекарем проводятся мероприятия, посвященные юбилеям писателей, конкурсы чтецов, приуроченные к памятным датам в истории страны.
Школьный музей знакомит обучающихся с историей родного края и школы, выпускниками, учителями, выдающимися людьми края, с подвигами героев Великой Отечественной войны, традициями нашего края. Сельский музей – со славными трудовыми достижениями наших земляков, а так же с прошлым нашего села, района.
«Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». На протяжении всех лет обучения в школе ребята знакомятся на уроках литературы с творчеством писателей Дона: М.А. Шолохова, А.П. Чехова, В.А. Закруткина, А.И.Солженицына. К 200-летию образования нашего села ребята писали стихи о малой Родине – Красной Поляне.
Кроме того, в последнее время я широко использую работу учащихся в группах. Эта форма дает возможность формировать у учащихся умение сотрудничать, приходить к общему мнению, слушать и слышать друг друга. Кроме этого следует учесть и эмоциональную сторону. Чаще всего атмосфера на этих уроках ведет к пробуждению чувств сострадания, человечности, интереса к судьбам других, а это ведет к становлению гражданской позиции и воспитания духовно-нравственных ценностей.
Безусловно, огромную роль в воспитании и образовании играет облик учителя: его внешность, его нравственность, духовный мир, душевные качества. Поэтому важно учителю постоянно работать над собой, совершенствоваться. И поскольку идея духовности, толерантности является важным условием развития нашей страны, национальным приоритетом российского общества, то каждая встреча учителя с детьми должна способствовать формированию ценностных качеств личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».
Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...
"Интегративный подход в воспитании гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы"
Гражданско-патриотическое воспитание...
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Одной из составляющих духовно-нравственного воспитания является толерантность, так как любой человек является частью социума. Основной задачей педагога является не только обучение, но и воспитани...
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Доклад опубликован в сборнике, по материалам международной конференции "49-е Евсевьевские чтения", проходившей в г.Саранск...
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ русского языка и ЛИТЕРАТУРЫ (выступление на педагогическом совете)
Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, в...
«Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы».
Выступление на педагогическом совете...
«Формирование патриотизма, гражданственности, духовности и толерантности обучающихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности»
Выступление с докладом на РМО учителей музыки и изобразительного искусства...