ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ русского языка и ЛИТЕРАТУРЫ
статья по русскому языку на тему

          Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, воспитание толерантности, ведь любой человек живет в социуме, является частью своего коллектива, общественной группы, мирового сообщества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_grazhdanstvennosti_2.docx20.69 КБ
Файл formirovanie_grazhdanstvennosti_2.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ  русского языка и ЛИТЕРАТУРЫ

(выступление на педагогическом совете  5.11.2014г. учителя русского языка и литературы Мацегоровой Н.А.)

                                                                                              О Боже, ты даёшь для родины моей

                                                                                     Тепло и урожай, дары святого неба.

                                                                                      Но, хлебом золотя простор её полей,

                                                                                       Ей также, Господи, духовного дай  хлеба.

                                                                                                                                       А.Н.Майков.

            Эти строки стихотворения русского поэта Аполлона  Николаевича  Майкова  звучат актуально и злободневно. В настоящее время общество переживает ценностный, духовно-нравственный кризис, который является причиной существенного падения нравственности подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного воспитания является первоочередной проблемой общества. На мой взгляд, сейчас России нужна не только и не столько модернизация экономики – это шаг второй, сколько модернизация человека, т.е. воспитание духовно-нравственной, ответственной, инициативной личности.

          Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, воспитание толерантности, ведь любой человек живет в социуме, является частью своего коллектива, общественной группы, мирового сообщества. Школа сегодня обязана не только учить, но и воспитывать, а где, как не на уроках русского языка и литературы, мы имеем возможность донести до наших детей самые важные общечеловеческие ценности.  «Чем больше любви, заботы, понимания и, конечно же, полезных знаний человек получает в первые годы жизни и в юношеском возрасте, тем гармоничнее будет его личность, тем сильнее будет его характер. Не менее важно воспитывать с детства толерантность, неравнодушие к чужой беде и умение строить отношения с окружающими людьми», - отметил Президент Чувашской Республики Михаил Игнатьев .

Изучая на уроках литературы произведения русских классиков, можно найти множество примеров для воспитания толерантного отношения  к людям. Для примера возьмем роман Гончарова «Обломов». Главный герой, Илья Ильич Обломов, ленивый и малоподвижный, весь день не встает с кровати. В отличие от него его гости ведут активный, светский образ жизни, приходя навестить его, они приносят ему различные новости. За Илью Ильича все делает Захар – слуга, очень преданный своему хозяину, который выполняет основную работу. Он искренне сочувствует своему хозяину, но он бессилен помочь подняться ему с кровати, сделать жизнерадостным, подвижным и живым. Захар очень терпелив, таким терпением обладают немногие герои.

           Анализируя   роман  Достоевского «Преступление и наказание» ребята отмечают, что автор в первую очередь поднимает проблему нравственности. Этой проблемы автор касается во многих своих произведения, но наибольшее развитие она получила именно в этом романе. Ученики  также отмечают, что это произведение заставляет многих задуматься о своих поступках.

              Воспитание и развитие  духовно-нравственного гражданина – одна из приоритетных задач общества и государства 21 века. Проблема духовно-нравственного воспитания определена как задача первостепенной важности и чрезвычайной значимости и в новом Федеральном государственном  стандарте общего образования, и в «Концепции модернизации Российского образования». Особое место занимает эта проблема и в моей педагогической деятельности.  

              Я считаю,  что учитель словесности – это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку человека.

             Уроки русского языка и литературы - это всегда уроки были, есть и будут  уроками нравственности, добра и красоты. Нравственно-эстетический потенциал литературы очень высок, степень эмоционального воздействия на наших учеников исключительна, глубина нравственной проблематики неисчерпаема.

               Русская литература - это воистину «невыпиваемая чаша» нашей духовности.

Диалогическое взаимодействие на уроках помогает успешно реализоваться в процессе учебной дискуссии, обладающей большим педагогическим потенциалом для развития духовности и нравственности учащихся. В качестве примеров можно привести некоторые вопросы, которые я предлагаю моим ученикам для дискуссий при изучении литературных произведений:

  • Чацкий и Молчалин – кто из героев комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «вписался» бы в современную жизнь и почему?
  • Умен ли Чацкий?
  • Печорин и Онегин - «лишние люди» своего времени, а нужны ли они в XXI веке?
  • Смогла ли Татьяна Ларина, любимая героиня А.С.Пушкина, спасти от духовной безысходности Евгения Онегина?
  • Грех, возмездие и покаяние в драме  А.Н.Островского «Гроза».  Был ли иной путь у Катерины?
  • Проблема «отцов» и «детей» - актуальна ли данная проблема сегодня?
  • Обитатели дна (М.Горький  «На дне») - утонувшие или утопленные?         

            На уроках русского языка я стараюсь использовать языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но формировать нравственную позицию. В ходе   работы дети высказывают своё мнение по данной проблеме.

         Так, например,   учебник русского языка под ред. С.И. Львовой рекомендует такие задания, как написать публицистический  текст на основе фотографии и будущего сочинения, где звучит проблемный вопрос, требующий определённых рассуждений .

        Духовно-нравственное развитие на уроке я успешно интегрирую с внеурочной деятельностью по предмету, в ходе которой осуществляется тесное взаимодействие со школьной и сельской  библиотекой , школьным музеем,  сельским музеем.

         Совместно с библиотекарем проводятся мероприятия, посвященные юбилеям писателей, конкурсы чтецов, приуроченные к памятным датам в истории страны.

        Школьный  музей  знакомит обучающихся с историей   родного края  и школы, выпускниками, учителями, выдающимися людьми края, с подвигами героев  Великой Отечественной войны, традициями нашего края. Сельский музей – со славными трудовыми достижениями наших земляков, а так же с прошлым  нашего села, района.

          «Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».  На протяжении всех лет обучения в школе ребята знакомятся на уроках литературы   с творчеством писателей Дона: М.А. Шолохова, А.П. Чехова, В.А. Закруткина, А.И.Солженицына. К 200-летию образования нашего села  ребята писали стихи о малой Родине – Красной Поляне.

Кроме того, в последнее время я широко использую работу учащихся в группах. Эта форма дает возможность формировать у учащихся умение сотрудничать, приходить к общему мнению, слушать и слышать друг друга. Кроме этого следует учесть и эмоциональную сторону. Чаще всего атмосфера на этих уроках ведет к пробуждению чувств сострадания, человечности, интереса к судьбам других, а это ведет к становлению гражданской позиции и воспитания духовно-нравственных ценностей.

Безусловно, огромную роль в воспитании и образовании играет облик учителя: его внешность, его нравственность, духовный мир, душевные качества. Поэтому важно учителю постоянно работать над собой, совершенствоваться. И поскольку идея духовности, толерантности является важным условием развития нашей страны, национальным приоритетом   российского общества, то каждая встреча учителя с детьми должна способствовать формированию ценностных качеств личности.



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ  русского языка и ЛИТЕРАТУРЫ

(выступление на педагогическом совете  5.11.2014г. учителя русского языка и литературы Мацегоровой Н.А.)

                                                                                              О Боже, ты даёшь для родины моей

                                                                                     Тепло и урожай, дары святого неба.

                                                                                      Но, хлебом золотя простор её полей,

                                                                                       Ей также, Господи, духовного дай  хлеба.

                                                                                                                                       А.Н.Майков.

            Эти строки стихотворения русского поэта Аполлона  Николаевича  Майкова  звучат актуально и злободневно. В настоящее время общество переживает ценностный, духовно-нравственный кризис, который является причиной существенного падения нравственности подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного воспитания является первоочередной проблемой общества. На мой взгляд, сейчас России нужна не только и не столько модернизация экономики – это шаг второй, сколько модернизация человека, т.е. воспитание духовно-нравственной, ответственной, инициативной личности.

          Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, воспитание толерантности, ведь любой человек живет в социуме, является частью своего коллектива, общественной группы, мирового сообщества. Школа сегодня обязана не только учить, но и воспитывать, а где, как не на уроках русского языка и литературы, мы имеем возможность донести до наших детей самые важные общечеловеческие ценности.  «Чем больше любви, заботы, понимания и, конечно же, полезных знаний человек получает в первые годы жизни и в юношеском возрасте, тем гармоничнее будет его личность, тем сильнее будет его характер. Не менее важно воспитывать с детства толерантность, неравнодушие к чужой беде и умение строить отношения с окружающими людьми», - отметил Президент Чувашской Республики Михаил Игнатьев .

Изучая на уроках литературы произведения русских классиков, можно найти множество примеров для воспитания толерантного отношения  к людям. Для примера возьмем роман Гончарова «Обломов». Главный герой, Илья Ильич Обломов, ленивый и малоподвижный, весь день не встает с кровати. В отличие от него его гости ведут активный, светский образ жизни, приходя навестить его, они приносят ему различные новости. За Илью Ильича все делает Захар – слуга, очень преданный своему хозяину, который выполняет основную работу. Он искренне сочувствует своему хозяину, но он бессилен помочь подняться ему с кровати, сделать жизнерадостным, подвижным и живым. Захар очень терпелив, таким терпением обладают немногие герои.

           Анализируя   роман  Достоевского «Преступление и наказание» ребята отмечают, что автор в первую очередь поднимает проблему нравственности. Этой проблемы автор касается во многих своих произведения, но наибольшее развитие она получила именно в этом романе. Ученики  также отмечают, что это произведение заставляет многих задуматься о своих поступках.

              Воспитание и развитие  духовно-нравственного гражданина – одна из приоритетных задач общества и государства 21 века. Проблема духовно-нравственного воспитания определена как задача первостепенной важности и чрезвычайной значимости и в новом Федеральном государственном  стандарте общего образования, и в «Концепции модернизации Российского образования». Особое место занимает эта проблема и в моей педагогической деятельности.  

              Я считаю,  что учитель словесности – это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку человека.

             Уроки русского языка и литературы - это всегда уроки были, есть и будут  уроками нравственности, добра и красоты. Нравственно-эстетический потенциал литературы очень высок, степень эмоционального воздействия на наших учеников исключительна, глубина нравственной проблематики неисчерпаема.

               Русская литература - это воистину «невыпиваемая чаша» нашей духовности.

Диалогическое взаимодействие на уроках помогает успешно реализоваться в процессе учебной дискуссии, обладающей большим педагогическим потенциалом для развития духовности и нравственности учащихся. В качестве примеров можно привести некоторые вопросы, которые я предлагаю моим ученикам для дискуссий при изучении литературных произведений:

  • Чацкий и Молчалин – кто из героев комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «вписался» бы в современную жизнь и почему?
  • Умен ли Чацкий?
  • Печорин и Онегин - «лишние люди» своего времени, а нужны ли они в XXI веке?
  • Смогла ли Татьяна Ларина, любимая героиня А.С.Пушкина, спасти от духовной безысходности Евгения Онегина?
  • Грех, возмездие и покаяние в драме  А.Н.Островского «Гроза».  Был ли иной путь у Катерины?
  • Проблема «отцов» и «детей» - актуальна ли данная проблема сегодня?
  • Обитатели дна (М.Горький  «На дне») - утонувшие или утопленные?         

            На уроках русского языка я стараюсь использовать языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но формировать нравственную позицию. В ходе   работы дети высказывают своё мнение по данной проблеме.

         Так, например,   учебник русского языка под ред. С.И. Львовой рекомендует такие задания, как написать публицистический  текст на основе фотографии и будущего сочинения, где звучит проблемный вопрос, требующий определённых рассуждений .

        Духовно-нравственное развитие на уроке я успешно интегрирую с внеурочной деятельностью по предмету, в ходе которой осуществляется тесное взаимодействие со школьной и сельской  библиотекой , школьным музеем,  сельским музеем.

         Совместно с библиотекарем проводятся мероприятия, посвященные юбилеям писателей, конкурсы чтецов, приуроченные к памятным датам в истории страны.

        Школьный  музей  знакомит обучающихся с историей   родного края  и школы, выпускниками, учителями, выдающимися людьми края, с подвигами героев  Великой Отечественной войны, традициями нашего края. Сельский музей – со славными трудовыми достижениями наших земляков, а так же с прошлым  нашего села, района.

          «Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».  На протяжении всех лет обучения в школе ребята знакомятся на уроках литературы   с творчеством писателей Дона: М.А. Шолохова, А.П. Чехова, В.А. Закруткина, А.И.Солженицына. К 200-летию образования нашего села  ребята писали стихи о малой Родине – Красной Поляне.

Кроме того, в последнее время я широко использую работу учащихся в группах. Эта форма дает возможность формировать у учащихся умение сотрудничать, приходить к общему мнению, слушать и слышать друг друга. Кроме этого следует учесть и эмоциональную сторону. Чаще всего атмосфера на этих уроках ведет к пробуждению чувств сострадания, человечности, интереса к судьбам других, а это ведет к становлению гражданской позиции и воспитания духовно-нравственных ценностей.

Безусловно, огромную роль в воспитании и образовании играет облик учителя: его внешность, его нравственность, духовный мир, душевные качества. Поэтому важно учителю постоянно работать над собой, совершенствоваться. И поскольку идея духовности, толерантности является важным условием развития нашей страны, национальным приоритетом   российского общества, то каждая встреча учителя с детьми должна способствовать формированию ценностных качеств личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».

Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Одной из составляющих духовно-нравственного воспитания является толерантность, так как любой человек является частью социума. Основной задачей педагога является не только обучение, но и воспитани...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Доклад опубликован в сборнике, по материалам международной конференции "49-е Евсевьевские чтения", проходившей в г.Саранск...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ русского языка и ЛИТЕРАТУРЫ (выступление на педагогическом совете)

Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, в...