«Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы».
учебно-методический материал на тему
Выступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление | 19.71 КБ |
vystuplenie_uchitelya_russkogo_yazyka_i_literatury_ovchinnikovoy_o.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление учителя русского языка и литературы Овчинниковой О.Н. на педсовете по теме «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы».
Как руководитель школьного методического объединения гуманитарного цикла, хочу сказать, что важной задачей работы нашей школы на 2014/2015 учебный год является воспитание гражданственности и патриотизма подрастающего поколения. Как учитель русского языка и литературы, хочу сказать, что в основополагающих государственных документах, определяющих направления развития и совершенствования общего образования, задачи воспитания гражданственности выдвинуты на первый план.
В стандарте основного общего образования по русскому языку первой целью изучения русского языка в школе является воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
В стандарте основного общего образования по литературе также говорится о том, что целью изучения литературы в школе является воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Для достижения планируемых результатов, необходима систематическая работа в указанном направлении. От роста сознательности и социальной активности граждан России, особенно молодежи, в значительной степени зависит формирование в нашей стране гражданского общества и правового государства. Поэтому как никогда актуальны слова Н.А. Некрасова:
«А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! Будет с нас – купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Хватает даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!»
К сожалению, существует иллюзия, что стоит подробно объяснить детям, что такое хорошо, а что такое плохо -- дети сразу станут хорошими. На самом деле на детей среднего и старшего школьного возраста можно оказать воздействие только словом, высокохудожественным слогом. Слово, окрашенное искренним чувством, и вызывающее ответное чувство, может дать необходимый воспитательный результат. Вспомним, именно о таком слове писал поэт В. Шефнер:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести.
Патриотическое и гражданское воспитания на уроках русского языка проявляется в работе с художественными текстами. « Дитя входит к духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка...», - писал К.Д.Ушинский. С этим нельзя не согласиться. Поэтому огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.
Русский язык - учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других дисциплин. На уроках русского языка решается проблема патриотического воспитания.
В процессе воспитания гражданственности и патриотизма на уроках русского языка, учитывая специфику нашего предмета, используются следующие методические приемы:
1. Попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений;
2. Фронтальная беседа, раскрывающая смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения;
3. Написание сочинений на темы гражданственности и патриотизма.
Воспитание гражданственности и патриотизма как нельзя лучше проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Подбирая к уроку учебный материал, я одновременно решаю и эти воспитательные задачи. Способствуют работе дидактические материалы, тексты диктантов, изложений, сочинений, таких, как: «Наш герб», «Наш флаг», «Слово о России», «Юные герои войны», «Этих дней не смолкнет слава», «Первый русский генералиссимус» и другие.
В процессе проведения обучающих диктантов, мини-изложений предлагаю определить тему текста, акцентирую внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность и должны быть отражены в составлении предложений и текста, например:
- Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне?
- Что помогло героям стойко выдержать фашистские пытки?
- Смогли бы вы поступить также?
Патриотическое воспитание на уроках русского языка в силу специфики нашего предмета реализуется в основном в результате деятельности учителя. Поэтому важно специально на уроке создавать ситуации, позволяющие обратить внимание учащихся на нужные факты, события, которые можно использовать в воспитательных целях.
Литература несет в себе богатый учебный материал, который способствует патриотическому воспитанию школьников. Это сведения о биографиях известных писателей и исторических деятелей; произведения, которые отражают историю развития нашей страны и ее культуры, долгий и трудный путь народа к утверждению своей самобытности; шедевры нашей оборонной литературы, начиная с былин и предсказаний Древней Руси и кончая произведениями о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.); тексты художественных произведений и публицистики, работа над семантикой общественно-политических слов, написание докладов, рефератов. Это диспуты, дискуссии, а также учебные экскурсии в историко-художественный музей и городскую библиотеку.
Письменные работы дают возможность учителю судить о влиянии изучаемых произведений на формирование чувств патриотизма и гражданственности. Учащимся дают возможность глубже осознать свои взгляды и суждения, найти обоснования им, создать более или менее стройную систему представлений о важнейших жизненных проблемах и ситуациях, возможность выразить свои мысли о Родине, о ее сложном пути и о людях, которые мужественно и стойко переносили все тяготы сложившихся обстоятельств. Ученики постепенно взрослеют, осознавая себя сопричастными этому пути. Так происходит рождение патриота.
Рассмотрим фрагмент урока литературы.
Тема: «Что такое любовь к Родине?» ( на материале стихотворений поэтов XX века):
Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…», А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»
Одна из целей урока:
На уроке использовались:
1. Портреты поэтов.
2. Высказывания различных авторов о Родине.
3. Презентация по творчеству А.А. Блока.
4. Репродукции картин русских художников.
В ходе урока обсуждались следующие вопросы:
- Что такое любовь к Родине? Это привычка, предрассудок, необходимость?
- Есть ли в нашей стране, в нашем городе, доме что-то такое, что вам особенно дорого, что является лично для вас олицетворением понятия «родина»?
- Как вы думаете, что побуждает поэтов, прозаиков, художников, композиторов создавать произведения о своем Отечестве?
Проблемная ситуация урока заключалась в следующем:
- Есть две точки зрения: первая: любовь к родине – это чувство, возвышающее человека; и вторая - родина там, где сытно, дешево и удобно. Какую точку зрения будете отстаивать вы?
Далее работа проводилась следующим образом:
1. Работа с высказываниями «великих» людей о любви к родине.
Нет места милее родного дома.
Только отечество заключает в себе то, что дорого всем.
Цицерон.
Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
Сенека.
Самое лучшее предназначение есть защищать отечество.
Державин.
Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.
Байрон.
В ходе этой работы учащиеся приходят к выводу, что любовь к родине во все времена ценилась очень высоко и являлась основой в формировании личности человека.
2. Работа с текстами художественных произведений. Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…», А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…».
В ходе анализа стихотворений учащиеся приходят к выводу, что для поэта Родина – это место на земле, где он родился, вырос. Он неразрывно связан с Родиной и невозможно разорвать эту связь и не потому, что Русь не отпустит его, а потому, что он сам не оторвется от нее, так и будет «маяться» вместе с ней, скорбной, суровой, темной страной. Любимой своей Россией.
Заканчивается урок письменной творческой работой «Что для меня любовь к родине», в которой учащиеся высказывают свои мысли и чувства, свое отношение к поставленной проблеме. Надо сказать, что ни один ученик не поддержал вторую точку зрения - родина там, где сытно, дешево и удобно. Все писали о любви к своей родине. О любви к малой родине, к родному краю. Основную мысль этих письменных работ можно передать словами Сенеки: «Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя».
Наверное, нельзя сказать, что, выйдя с урока, учащиеся сразу же стали истинными патриотами, но если размышления оставили небольшой след в их душе, то урок достиг своей цели.
Предварительный просмотр:
Выступление учителя русского языка и литературы Овчинниковой О.Н. на педсовете по теме «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы».
Как руководитель школьного методического объединения гуманитарного цикла, хочу сказать, что важной задачей работы нашей школы на 2014/2015 учебный год является воспитание гражданственности и патриотизма подрастающего поколения. Как учитель русского языка и литературы, хочу сказать, что в основополагающих государственных документах, определяющих направления развития и совершенствования общего образования, задачи воспитания гражданственности выдвинуты на первый план.
В стандарте основного общего образования по русскому языку первой целью изучения русского языка в школе является воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
В стандарте основного общего образования по литературе также говорится о том, что целью изучения литературы в школе является воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Для достижения планируемых результатов, необходима систематическая работа в указанном направлении. От роста сознательности и социальной активности граждан России, особенно молодежи, в значительной степени зависит формирование в нашей стране гражданского общества и правового государства. Поэтому как никогда актуальны слова Н.А. Некрасова:
«А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! Будет с нас – купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Хватает даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!»
К сожалению, существует иллюзия, что стоит подробно объяснить детям, что такое хорошо, а что такое плохо -- дети сразу станут хорошими. На самом деле на детей среднего и старшего школьного возраста можно оказать воздействие только словом, высокохудожественным слогом. Слово, окрашенное искренним чувством, и вызывающее ответное чувство, может дать необходимый воспитательный результат. Вспомним, именно о таком слове писал поэт В. Шефнер:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести.
Патриотическое и гражданское воспитания на уроках русского языка проявляется в работе с художественными текстами. « Дитя входит к духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка...», - писал К.Д.Ушинский. С этим нельзя не согласиться. Поэтому огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.
Русский язык - учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других дисциплин. На уроках русского языка решается проблема патриотического воспитания.
В процессе воспитания гражданственности и патриотизма на уроках русского языка, учитывая специфику нашего предмета, используются следующие методические приемы:
1. Попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений;
2. Фронтальная беседа, раскрывающая смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения;
3. Написание сочинений на темы гражданственности и патриотизма.
Воспитание гражданственности и патриотизма как нельзя лучше проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Подбирая к уроку учебный материал, я одновременно решаю и эти воспитательные задачи. Способствуют работе дидактические материалы, тексты диктантов, изложений, сочинений, таких, как: «Наш герб», «Наш флаг», «Слово о России», «Юные герои войны», «Этих дней не смолкнет слава», «Первый русский генералиссимус» и другие.
В процессе проведения обучающих диктантов, мини-изложений предлагаю определить тему текста, акцентирую внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность и должны быть отражены в составлении предложений и текста, например:
- Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне?
- Что помогло героям стойко выдержать фашистские пытки?
- Смогли бы вы поступить также?
Патриотическое воспитание на уроках русского языка в силу специфики нашего предмета реализуется в основном в результате деятельности учителя. Поэтому важно специально на уроке создавать ситуации, позволяющие обратить внимание учащихся на нужные факты, события, которые можно использовать в воспитательных целях.
Литература несет в себе богатый учебный материал, который способствует патриотическому воспитанию школьников. Это сведения о биографиях известных писателей и исторических деятелей; произведения, которые отражают историю развития нашей страны и ее культуры, долгий и трудный путь народа к утверждению своей самобытности; шедевры нашей оборонной литературы, начиная с былин и предсказаний Древней Руси и кончая произведениями о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.); тексты художественных произведений и публицистики, работа над семантикой общественно-политических слов, написание докладов, рефератов. Это диспуты, дискуссии, а также учебные экскурсии в историко-художественный музей и городскую библиотеку.
Письменные работы дают возможность учителю судить о влиянии изучаемых произведений на формирование чувств патриотизма и гражданственности. Учащимся дают возможность глубже осознать свои взгляды и суждения, найти обоснования им, создать более или менее стройную систему представлений о важнейших жизненных проблемах и ситуациях, возможность выразить свои мысли о Родине, о ее сложном пути и о людях, которые мужественно и стойко переносили все тяготы сложившихся обстоятельств. Ученики постепенно взрослеют, осознавая себя сопричастными этому пути. Так происходит рождение патриота.
Рассмотрим фрагмент урока литературы.
Тема: «Что такое любовь к Родине?» ( на материале стихотворений поэтов XX века):
Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…», А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»
Одна из целей урока:
На уроке использовались:
1. Портреты поэтов.
2. Высказывания различных авторов о Родине.
3. Презентация по творчеству А.А. Блока.
4. Репродукции картин русских художников.
В ходе урока обсуждались следующие вопросы:
- Что такое любовь к Родине? Это привычка, предрассудок, необходимость?
- Есть ли в нашей стране, в нашем городе, доме что-то такое, что вам особенно дорого, что является лично для вас олицетворением понятия «родина»?
- Как вы думаете, что побуждает поэтов, прозаиков, художников, композиторов создавать произведения о своем Отечестве?
Проблемная ситуация урока заключалась в следующем:
- Есть две точки зрения: первая: любовь к родине – это чувство, возвышающее человека; и вторая - родина там, где сытно, дешево и удобно. Какую точку зрения будете отстаивать вы?
Далее работа проводилась следующим образом:
1. Работа с высказываниями «великих» людей о любви к родине.
Нет места милее родного дома.
Только отечество заключает в себе то, что дорого всем.
Цицерон.
Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
Сенека.
Самое лучшее предназначение есть защищать отечество.
Державин.
Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.
Байрон.
В ходе этой работы учащиеся приходят к выводу, что любовь к родине во все времена ценилась очень высоко и являлась основой в формировании личности человека.
2. Работа с текстами художественных произведений. Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…», А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…».
В ходе анализа стихотворений учащиеся приходят к выводу, что для поэта Родина – это место на земле, где он родился, вырос. Он неразрывно связан с Родиной и невозможно разорвать эту связь и не потому, что Русь не отпустит его, а потому, что он сам не оторвется от нее, так и будет «маяться» вместе с ней, скорбной, суровой, темной страной. Любимой своей Россией.
Заканчивается урок письменной творческой работой «Что для меня любовь к родине», в которой учащиеся высказывают свои мысли и чувства, свое отношение к поставленной проблеме. Надо сказать, что ни один ученик не поддержал вторую точку зрения - родина там, где сытно, дешево и удобно. Все писали о любви к своей родине. О любви к малой родине, к родному краю. Основную мысль этих письменных работ можно передать словами Сенеки: «Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя».
Наверное, нельзя сказать, что, выйдя с урока, учащиеся сразу же стали истинными патриотами, но если размышления оставили небольшой след в их душе, то урок достиг своей цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».
Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых резуль...
Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».
Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...
"Интегративный подход в воспитании гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы"
Гражданско-патриотическое воспитание...
Презентация "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"
Данная презентация может помочь учителям русского языка и литературы для выступления на ШМО, педсоветах по данной теме....
Презентация "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"
Данная презентация может помочь учителям русского языка и литературы для выступления на ШМО, педсоветах по данной теме....
Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы
Текст выступления на городской военно-патриотической конференции "Патриотизм - 21 век", Ростов-на-Дону, 2013 г....
Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы
Воспитание гражданственности и патриотизма это длительный, трудный, но интересный как для ученика, тае и для учителя процесс. Для осуществления данного процесса необходима система в работе педагога....