«Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы».
учебно-методический материал на тему

Выступление на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление  учителя русского языка и литературы Овчинниковой О.Н. на педсовете по теме «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы».

  Как руководитель школьного методического объединения гуманитарного цикла, хочу сказать, что важной задачей  работы нашей школы на 2014/2015 учебный год является воспитание гражданственности и патриотизма подрастающего поколения. Как учитель русского языка и литературы, хочу сказать, что в основополагающих государственных документах, определяющих   направления развития и совершенствования общего образования, задачи воспитания гражданственности выдвинуты на первый план. 

   В стандарте основного общего образования по русскому языку первой целью изучения русского языка в школе  является воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.          

    В стандарте основного общего образования по литературе также говорится о том, что целью изучения литературы в школе  является воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

   Для достижения планируемых результатов,  необходима систематическая работа в указанном направлении.  От роста сознательности и социальной активности граждан России, особенно молодежи, в значительной степени зависит формирование в нашей стране гражданского общества и правового государства. Поэтому как никогда актуальны слова Н.А. Некрасова:

«А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Ах! Будет с нас – купцов, кадетов,

Мещан, чиновников, дворян,

Хватает даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!»

   К сожалению, существует иллюзия, что стоит подробно объяснить детям, что такое хорошо, а что такое плохо --  дети сразу станут хорошими. На самом деле на  детей среднего и старшего школьного возраста можно оказать воздействие только словом, высокохудожественным слогом.  Слово, окрашенное искренним чувством, и вызывающее ответное чувство, может дать необходимый воспитательный результат. Вспомним, именно о таком слове писал поэт В. Шефнер:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести.

   Патриотическое и гражданское воспитания на уроках русского языка проявляется в работе с художественными текстами. « Дитя входит к духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка...»,  - писал К.Д.Ушинский. С этим нельзя не согласиться. Поэтому огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.

Русский язык - учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других дисциплин. На уроках русского языка решается проблема патриотического воспитания.

   В процессе воспитания гражданственности и патриотизма на уроках русского языка, учитывая специфику нашего предмета, используются следующие методические приемы:

1. Попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений;

2. Фронтальная беседа, раскрывающая смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения;

 3. Написание сочинений на темы гражданственности и патриотизма.

   Воспитание гражданственности и патриотизма как нельзя лучше проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Подбирая к уроку  учебный материал, я одновременно решаю и эти воспитательные задачи.  Способствуют  работе дидактические материалы, тексты диктантов, изложений, сочинений, таких, как: «Наш герб», «Наш флаг», «Слово о России», «Юные герои войны», «Этих дней не смолкнет слава»,  «Первый русский генералиссимус» и другие.

   В процессе проведения обучающих диктантов, мини-изложений предлагаю определить тему текста, акцентирую внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность и должны быть отражены в составлении предложений и текста, например:

- Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне?

- Что помогло героям стойко выдержать фашистские пытки?

- Смогли бы вы поступить также?

   Патриотическое воспитание на уроках русского языка в силу специфики нашего предмета реализуется в основном в результате деятельности учителя. Поэтому важно специально на уроке создавать ситуации, позволяющие обратить внимание учащихся на нужные факты, события, которые можно использовать в воспитательных целях.

   Литература несет в себе богатый учебный материал, который способствует патриотическому воспитанию школьников. Это сведения о биографиях известных писателей и исторических деятелей; произведения, которые отражают историю развития нашей страны и ее культуры, долгий и трудный путь народа к утверждению своей самобытности; шедевры нашей оборонной литературы, начиная с былин и предсказаний Древней Руси и кончая произведениями о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.); тексты художественных  произведений и публицистики, работа над семантикой общественно-политических слов, написание докладов, рефератов. Это диспуты, дискуссии, а также учебные экскурсии в историко-художественный музей и городскую библиотеку.

    Письменные работы дают возможность учителю судить о влиянии изучаемых произведений на формирование   чувств патриотизма и гражданственности. Учащимся дают возможность глубже осознать свои взгляды и суждения, найти обоснования им, создать более или менее стройную систему представлений о важнейших жизненных проблемах и ситуациях, возможность  выразить свои мысли о Родине, о ее сложном пути и о людях, которые мужественно и стойко переносили все тяготы сложившихся обстоятельств. Ученики постепенно взрослеют,  осознавая себя сопричастными этому пути. Так происходит рождение патриота.

   Рассмотрим фрагмент урока литературы.

Тема: «Что такое любовь к Родине?» ( на материале стихотворений поэтов XX века):

Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…», А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»

Одна из целей урока:

На уроке использовались:

1. Портреты поэтов.

2. Высказывания различных авторов о Родине.

3. Презентация  по творчеству А.А. Блока.

4. Репродукции картин русских художников.

В ходе урока обсуждались следующие вопросы:

- Что такое любовь к Родине? Это привычка, предрассудок, необходимость?

- Есть ли в нашей стране, в нашем городе,  доме что-то такое, что вам особенно дорого, что является лично для вас олицетворением понятия «родина»?

- Как вы думаете, что побуждает поэтов, прозаиков, художников, композиторов  создавать произведения о своем Отечестве? 

Проблемная ситуация урока заключалась в следующем:

- Есть две точки зрения: первая: любовь к родине – это чувство, возвышающее человека; и вторая -  родина там, где сытно, дешево и удобно. Какую точку зрения будете отстаивать вы?

Далее работа проводилась следующим образом:

1. Работа с высказываниями «великих» людей о любви к родине.

 Нет места милее родного дома.

Только отечество  заключает в себе то, что дорого всем.

Цицерон.

Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.

Сенека.

Самое лучшее предназначение есть защищать отечество.

Державин.

Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.

Байрон.

  В ходе этой работы учащиеся  приходят к выводу, что любовь к родине во все времена ценилась очень высоко и являлась основой в формировании личности  человека. 

 2. Работа с текстами художественных произведений. Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…», А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…».

   В ходе анализа стихотворений учащиеся приходят к выводу, что  для поэта  Родина – это место на земле, где он  родился, вырос. Он неразрывно связан с  Родиной и невозможно разорвать эту связь и не потому, что Русь не отпустит его, а потому, что он сам не оторвется от нее, так и будет «маяться» вместе с ней, скорбной, суровой, темной страной. Любимой своей Россией.

   Заканчивается урок письменной творческой работой «Что для меня любовь к родине», в которой учащиеся высказывают   свои мысли и чувства, свое отношение к поставленной проблеме.  Надо сказать, что ни один ученик не поддержал вторую точку зрения  -  родина там, где сытно, дешево и удобно. Все писали о любви к своей родине. О любви к малой родине, к родному краю. Основную мысль этих письменных работ можно передать словами Сенеки:  «Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя».

Наверное, нельзя сказать, что, выйдя с урока, учащиеся сразу же стали истинными патриотами,  но если  размышления оставили  небольшой след в их душе, то урок  достиг своей цели.



Предварительный просмотр:

Выступление  учителя русского языка и литературы Овчинниковой О.Н. на педсовете по теме «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы».

  Как руководитель школьного методического объединения гуманитарного цикла, хочу сказать, что важной задачей  работы нашей школы на 2014/2015 учебный год является воспитание гражданственности и патриотизма подрастающего поколения. Как учитель русского языка и литературы, хочу сказать, что в основополагающих государственных документах, определяющих   направления развития и совершенствования общего образования, задачи воспитания гражданственности выдвинуты на первый план. 

   В стандарте основного общего образования по русскому языку первой целью изучения русского языка в школе  является воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.          

    В стандарте основного общего образования по литературе также говорится о том, что целью изучения литературы в школе  является воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

   Для достижения планируемых результатов,  необходима систематическая работа в указанном направлении.  От роста сознательности и социальной активности граждан России, особенно молодежи, в значительной степени зависит формирование в нашей стране гражданского общества и правового государства. Поэтому как никогда актуальны слова Н.А. Некрасова:

«А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Ах! Будет с нас – купцов, кадетов,

Мещан, чиновников, дворян,

Хватает даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!»

   К сожалению, существует иллюзия, что стоит подробно объяснить детям, что такое хорошо, а что такое плохо --  дети сразу станут хорошими. На самом деле на  детей среднего и старшего школьного возраста можно оказать воздействие только словом, высокохудожественным слогом.  Слово, окрашенное искренним чувством, и вызывающее ответное чувство, может дать необходимый воспитательный результат. Вспомним, именно о таком слове писал поэт В. Шефнер:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести.

   Патриотическое и гражданское воспитания на уроках русского языка проявляется в работе с художественными текстами. « Дитя входит к духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка...»,  - писал К.Д.Ушинский. С этим нельзя не согласиться. Поэтому огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.

Русский язык - учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других дисциплин. На уроках русского языка решается проблема патриотического воспитания.

   В процессе воспитания гражданственности и патриотизма на уроках русского языка, учитывая специфику нашего предмета, используются следующие методические приемы:

1. Попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений;

2. Фронтальная беседа, раскрывающая смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения;

 3. Написание сочинений на темы гражданственности и патриотизма.

   Воспитание гражданственности и патриотизма как нельзя лучше проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Подбирая к уроку  учебный материал, я одновременно решаю и эти воспитательные задачи.  Способствуют  работе дидактические материалы, тексты диктантов, изложений, сочинений, таких, как: «Наш герб», «Наш флаг», «Слово о России», «Юные герои войны», «Этих дней не смолкнет слава»,  «Первый русский генералиссимус» и другие.

   В процессе проведения обучающих диктантов, мини-изложений предлагаю определить тему текста, акцентирую внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность и должны быть отражены в составлении предложений и текста, например:

- Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне?

- Что помогло героям стойко выдержать фашистские пытки?

- Смогли бы вы поступить также?

   Патриотическое воспитание на уроках русского языка в силу специфики нашего предмета реализуется в основном в результате деятельности учителя. Поэтому важно специально на уроке создавать ситуации, позволяющие обратить внимание учащихся на нужные факты, события, которые можно использовать в воспитательных целях.

   Литература несет в себе богатый учебный материал, который способствует патриотическому воспитанию школьников. Это сведения о биографиях известных писателей и исторических деятелей; произведения, которые отражают историю развития нашей страны и ее культуры, долгий и трудный путь народа к утверждению своей самобытности; шедевры нашей оборонной литературы, начиная с былин и предсказаний Древней Руси и кончая произведениями о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.); тексты художественных  произведений и публицистики, работа над семантикой общественно-политических слов, написание докладов, рефератов. Это диспуты, дискуссии, а также учебные экскурсии в историко-художественный музей и городскую библиотеку.

    Письменные работы дают возможность учителю судить о влиянии изучаемых произведений на формирование   чувств патриотизма и гражданственности. Учащимся дают возможность глубже осознать свои взгляды и суждения, найти обоснования им, создать более или менее стройную систему представлений о важнейших жизненных проблемах и ситуациях, возможность  выразить свои мысли о Родине, о ее сложном пути и о людях, которые мужественно и стойко переносили все тяготы сложившихся обстоятельств. Ученики постепенно взрослеют,  осознавая себя сопричастными этому пути. Так происходит рождение патриота.

   Рассмотрим фрагмент урока литературы.

Тема: «Что такое любовь к Родине?» ( на материале стихотворений поэтов XX века):

Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…», А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»

Одна из целей урока:

На уроке использовались:

1. Портреты поэтов.

2. Высказывания различных авторов о Родине.

3. Презентация  по творчеству А.А. Блока.

4. Репродукции картин русских художников.

В ходе урока обсуждались следующие вопросы:

- Что такое любовь к Родине? Это привычка, предрассудок, необходимость?

- Есть ли в нашей стране, в нашем городе,  доме что-то такое, что вам особенно дорого, что является лично для вас олицетворением понятия «родина»?

- Как вы думаете, что побуждает поэтов, прозаиков, художников, композиторов  создавать произведения о своем Отечестве? 

Проблемная ситуация урока заключалась в следующем:

- Есть две точки зрения: первая: любовь к родине – это чувство, возвышающее человека; и вторая -  родина там, где сытно, дешево и удобно. Какую точку зрения будете отстаивать вы?

Далее работа проводилась следующим образом:

1. Работа с высказываниями «великих» людей о любви к родине.

 Нет места милее родного дома.

Только отечество  заключает в себе то, что дорого всем.

Цицерон.

Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.

Сенека.

Самое лучшее предназначение есть защищать отечество.

Державин.

Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.

Байрон.

  В ходе этой работы учащиеся  приходят к выводу, что любовь к родине во все времена ценилась очень высоко и являлась основой в формировании личности  человека. 

 2. Работа с текстами художественных произведений. Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…», А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…».

   В ходе анализа стихотворений учащиеся приходят к выводу, что  для поэта  Родина – это место на земле, где он  родился, вырос. Он неразрывно связан с  Родиной и невозможно разорвать эту связь и не потому, что Русь не отпустит его, а потому, что он сам не оторвется от нее, так и будет «маяться» вместе с ней, скорбной, суровой, темной страной. Любимой своей Россией.

   Заканчивается урок письменной творческой работой «Что для меня любовь к родине», в которой учащиеся высказывают   свои мысли и чувства, свое отношение к поставленной проблеме.  Надо сказать, что ни один ученик не поддержал вторую точку зрения  -  родина там, где сытно, дешево и удобно. Все писали о любви к своей родине. О любви к малой родине, к родному краю. Основную мысль этих письменных работ можно передать словами Сенеки:  «Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя».

Наверное, нельзя сказать, что, выйдя с урока, учащиеся сразу же стали истинными патриотами,  но если  размышления оставили  небольшой след в их душе, то урок  достиг своей цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».

 Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых резуль...

Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».

Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...

Презентация "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"

Данная презентация может помочь учителям русского языка и литературы для выступления на ШМО, педсоветах по данной теме....

Презентация "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"

Данная презентация может помочь учителям русского языка и литературы для выступления на ШМО, педсоветах по данной теме....

Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы

Текст выступления на  городской военно-патриотической конференции "Патриотизм - 21 век",  Ростов-на-Дону, 2013 г....

Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы

Воспитание гражданственности и патриотизма это длительный, трудный, но интересный как для ученика, тае и для учителя процесс. Для осуществления данного процесса необходима система в работе педагога....