Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы
статья по литературе на тему

Богданова Лариса Анатольевна

Воспитание гражданственности и патриотизма это длительный, трудный, но интересный как для ученика, тае и для учителя процесс. Для осуществления данного процесса необходима система в работе педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Богданова Лариса Анатольевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ № 2 с.п. «Село Хурба»

Муниципального Комсомольского района Хабаровского края

Воспитание гражданственности и патриотизма

на уроках русского языка и литературы

            Важным средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.

Гражданственность –  

1. Нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит.

2. Нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом.

Патриотизм – любовь к своему Отечеству, к своему народу.

Можно ли заставить любить? Конечно, нет. Воспитание гражданственности и патриотизма – это длительный, трудный, но интересный как для учеников, так и для учителя процесс. Для осуществления данного процесса необходима система в работе педагога.

Воспитание гражданственности и патриотизма является особенностью российской системы образования на протяжении достаточно долгого периода времени. Это вполне понятно, ведь любовь к Отечеству является одной из основных русских ценностей.

В.В. Путин, говоря о создавшемся в стране положении, отметил, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».

Большими воспитательными возможностями в патриотическом воспитании обладают русский язык и литература. В образовательных стандартах по русскому языку и литературе воспитание гражданственности и патриотизма всегда являлось одной из важных задач. 

            Образовательный стандарт второго поколения устанавливает требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;

-  осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

С детства нужно воспитывать любовь к Родине. Какие же формы, методы можно использовать, организуя работу по патриотическому воспитанию на уроках и во внеурочной деятельности? В новое время необходимы новые подходы. Назидательные, нравоучительные методы не дадут нужного результата. Добиться определённого успеха возможно только при использовании деятельностного подхода в обучении и воспитании.

В современной методике преподавания существуют различные технологии, методы, приёмы, предполагающие деятельностный подход в обучении и воспитании.

Например, создание педагогического проекта учителями-предметниками.  Методическим объединением учителей русского языка и литературы нашей школы был разработан педагогический проект «Использование кейс-технологий в работе с текстом», который был представлен на районном Фестивале  педагогических проектов.                                                      

Кейс-технология – это синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов, метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Суть метода заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих школьников на формулирование проблемы и поиск вариантов её решения.

Задача метода - максимальное вовлечение каждого ученика в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.

Задача учителя мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности, организовывать самостоятельную деятельность   учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.

Кейсы с заданиями были предложены четырём группам учащихся (две группы учащихся шестого класса, одна группа девятиклассников и одна группа выпускников одиннадцатого класса). Ребята исследовали текст из КИМов ОГЭ. Педагогами была представлена система работы с текстом в соответствии с возрастными особенностями учащихся. В результате совместной исследовательской деятельности,  пришли к выводу, что жить необходимо по совести. Работа была проведена с привлечением литературного материала, публицистики, статьи Сахарова «И пробил час». Учителя умело организовали деятельность учеников, где готовым продуктом стали сочинения на нравственную тему в соответствии с требованиями к написанию сочинения-рассуждения на ОГЭ и ЕГЭ.  

Хочу отметить, что тексты ОГЭ и ЕГЭ, где учащимся предлагается поразмышлять над понятиями героизм, мужество, бесстрашие, совесть, честь, жизнелюбие, самоотверженность, объяснить значение словосочетаний День Победы, настоящий друг, чувство товарищества  способствуют воспитанию активной жизненной позиции истинного гражданина своей страны.

В процессе воспитания гражданственности и патриотизма на уроках русского языка, учитывая специфику предмета, можно использовть следующие методические приемы:

1. Беседы с учениками с попутным разъяснением учителя, раскрывающим патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений.

2. Фронтальная беседа, раскрывающая смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения на нравственную тему.

 3. Написание сочинений на темы гражданственности и патриотизма.

Считаю, что русский язык - учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других дисциплин. На уроках русского языка решается проблема патриотического воспитания.

Литература также несет в себе богатый учебный материал, который способствует патриотическому воспитанию школьников. Изучение произведений, которые отражают историю развития нашей страны и ее культуры, долгий и трудный путь народа к утверждению своей самобытности, способствуют формированию чувств патриотизма и гражданственности.

Например, после изучения темы «Былины» предлагаю ученикам создать творческий проект «Былинные герои в творчестве русских художников». Кто такой богатырь? Это защитник Родины, который стоит на страже Руси. У ребят появляется возможность глубже осознать, что любовь к родине во все времена ценилась очень высоко. Кроме того, включение проектной деятельности в процесс обучения и воспитания способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается как в познавательный процесс, так и в процесс становления духовно-нравственной личности. Участие учащихся в проектной деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того учащиеся приобретают опыт общения, усовершенствуют речевые навыки и способность точно выражать свои мысли.

При изучении комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», говоря о проблеме «приличного воспитания», предлагаю ученикам инсценировать сцены из произведения, для этого необходимо полное «погружение» в текст комедии. Читаем дома, читаем в классе, проводим лексическую работу, смотрим театральную постановку произведения. На этом этапе использую приёмы смыслового чтения, приём «вхождение» в образ персонажа. Важно, чтобы был зритель во время выступления (мы с детьми показывали постановку сцены комедии «Недоросль» на День Матери). Поэтому очень значимо для каждого звучат заключительные слова Стародума: «А я уверен, кто посмышлёней, кто науки изучает, должен быть полезен своим согражданам. Изучение наук и служение своему Отечеству – вот главные добродетели человека».  

 Закончить статью хочется словами Н.Г.Чернышевского: «Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма».

Список литературы:

  1. Азаров Ю. Ж. Педагогическое искусство патриотического воспитания. Журнал «Воспитание школьников» 2008 N 6.
  2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М.: Эксмо, 2010.
  3. Научная электронная библиотека https://elibrary.ru/item.asp?id=16379963.
  4. Электронный журнал  http://nauka-rastudent.ru/17/2664/.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».

 Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых резуль...

Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».

Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...

Презентация "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"

Данная презентация может помочь учителям русского языка и литературы для выступления на ШМО, педсоветах по данной теме....

Презентация "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"

Данная презентация может помочь учителям русского языка и литературы для выступления на ШМО, педсоветах по данной теме....

Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы

Текст выступления на  городской военно-патриотической конференции "Патриотизм - 21 век",  Ростов-на-Дону, 2013 г....