ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
статья по литературе по теме

Кашапова Миляуша Хусаиновна

Одной из составляющих духовно-нравственного воспитания является толерантность, так как любой человек является частью социума. Основной задачей педагога является не только обучение, но и воспитание и развитие всесторонне развитой и гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта в условиях многонациональной и поликультурной  среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_tolerantnosti.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Кашапова М.Х.

преподаватель русского языка и литературы

ГАОУ СПО «Чистопольский педагогический колледж»

г.Чистополь Республика Татарстан

Вопросы духовно-нравственного воспитания, развития гармоничной личности во все времена волновали общество. А сейчас, когда в мире столько жестокости и насилия эти вопросы становятся наиболее актуальными. Современный педагог должен уделять этим вопросам главенствующую роль.

Одной из составляющих духовно-нравственного воспитания является толерантность, так как любой человек является частью социума.

Что же такое толерантность? По общепринятому мнению, толерантность – это терпимость, способность устанавливать и сохранять общность с людьми, которые отличаются от превалирующего типа в чем-либо или не придерживаются общепринятых мнений, стремление к согласию и бесконфликтности.

Основной задачей педагога является не только обучение, но и воспитание и развитие всесторонне развитой и гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта в условиях многонациональной и поликультурной  среды. По-моему, при воспитании терпимости, милосердия и доброты помощи следует искать в художественной литературе. Так как в литературе заключен огромный потенциал для воспитания терпения и самоуважения, согласия и мирного отношения друг к другу. Именно на уроках литературы мы имеем возможность донести до учащихся самые важные общечеловеческие ценности. В каждом произведении, я считаю, можно найти хотя бы один образ, соответствующий идеалу гуманизма, человечности, терпимости и доброты.

Изучая на уроках литературы произведения русских классиков, можно найти множество примеров для воспитания толерантного отношения  к людям. Для примера возьмем роман Гончарова «Обломов». Главный герой, Илья Ильич Обломов, ленивый и малоподвижный, весь день не встает с кровати. В отличие от него его гости ведут активный, светский образ жизни, приходя навестить его, они приносят ему различные новости. За Илью Ильича все делает Захар – слуга, очень преданный своему хозяину, который выполняет основную работу. Он искренне сочувствует своему хозяину, но он бессилен помочь подняться ему с кровати, сделать жизнерадостным, подвижным и живым. Захар очень терпелив, таким терпением обладают немногие герои.

Еще один герой, которого надо выделить среди друзей и знакомых Обломова, это Ольга Ильинская. Ольга – личность незаурядная. Не случайно Штольц любит подолгу беседовать с ней. Он восхищается ее природным умом, сообразительностью и неординарностью мышления. Ольга изображается уверенной в себе женщиной, это качество выделяет ее среди других. «Как бы то ни было, но в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка» – так характеризует свою героиню Гончаров. Ольга может служить образцом женщины, которая умеет найти компромисс в любой ситуации.

Анализируя роман Достоевского «Преступление и наказание» студенты отмечают, что автор в первую очередь поднимает проблему нравственности. Этой проблемы автор касается во многих своих произведения, но наибольшее развитие она получила именно в этом романе. Студенты также отмечают, что это произведение заставляет многих задуматься о своих поступках. В этом произведении мне очень хочется отметить образ Сонечки Мармеладовой. Соня – открытая, добрая, честная девушка с нелегкой судьбой. Очень рано ушла из жизни мать Сонечки, ее отец быстро женился на другой, у которой были свои дети. Соня вынуждена была зарабатывать деньги низким способом. Даже после такого поступка Сонечка не обозлилась на свою мачеху, хотя она практически заставила ее идти на панель. Она простила ее, даже больше, каждый месяц приносила деньги в дом отца и мачехи. Хотя Соня изменилась внешне, душа ее осталась кристально чистой, она готова пожертвовать собой ради других. Соня хотела бы жить «духом и разумом», но вынуждена кормить семью. Этот поступок показывает бескорыстность девушки.

Соня не осуждала людей за их поступки. Она понимает и переживает вместе с людьми их боль. Девушка не осудила Раскольникова за совершенное преступление, когда он признался ей. Она понимает, что убив старуху, Родион убил и себя, ведь рухнула его теория, и теперь он в растерянности. Раскольников понимает, что Соня исключительный человек. В молитве, в Боге она находит успокоение и советует сделать то же самое Родиону. Но не навязывает ему веру, нет, Раскольников приходит к этому сам. Она любит его и готова последовать за ним хоть на край света, даже на каторгу. Она верит, что Раскольников поймет свою вину, раскается и начнет новую жизнь. Раскольников учит Соню смелости и мужественности, а Соня его милосердию и любви, прощению и сочувствию. По мнению Достоевского, человек должен быть такой как Сонечка Мармеладова, нести с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания.

Успешнее всего процесс воспитания толерантности, я считаю, можно реализовывать на нетрадиционных уроках, таких как кино-уроки, уроки-экскурсии, уроки-семинары и др. Скажем, изучая творчество Некрасова, следует посетить краеведческий музей, с целью ознакомления с жизнью, бытом и традициями не только русского, но и других народов, живущих в нашей республике. По-моему, эта экскурсия даст почву для размышлений: как в такой маленькой республике уживаются столь разные народы. Ведь республика Татарстан является примером не только национальной толерантности, но и религиозной. Экскурсию целесообразней всего завершить домашним сочинением.

Творчество Б.Пастернака, я считаю, следует начать с посещения музея Б.Пастернака. Следует отметить, что город Чистополь стал убежищем многих деятелей искусства, вне зависимости от национальности, политических и религиозных взглядов, ведь перед лицом войны и смерти все мы одинаковы.

Кроме того, в последнее время я широко использую работу студентов в группах при подготовке к семинару. Эта форма дает возможность формировать у учащихся умение сотрудничать, приходить к общему мнению, слушать и слышать друг друга. Кроме этого следует учесть и эмоциональную сторону. Чаще всего атмосфера на этих уроках ведет к пробуждению чувств сострадания, человечности, интереса к судьбам других, а это ведет к становлению гражданской позиции и воспитания духовно-нравственных ценностей.

Безусловно, огромную роль в воспитании и образовании играет облик учителя: его внешность, его нравственность, духовный мир, душевные качества. Поэтому важно учителю постоянно работать над собой, совершенствоваться. И поскольку идея духовности, толерантности является важным условием развития нашей страны, национальным приоритетом   российского общества, то каждая встреча учителя с детьми должна способствовать формированию ценностных качеств личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы с использованием ИКТ

Цели, задачи, практические советы, тематика пректов, творческих работ (Из опыта работы)...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Доклад опубликован в сборнике, по материалам международной конференции "49-е Евсевьевские чтения", проходившей в г.Саранск...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ русского языка и ЛИТЕРАТУРЫ (выступление на педагогическом совете)

Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, в...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ русского языка и ЛИТЕРАТУРЫ

        Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет ...

«Научиться жить на земле, как люди…» Формирование толерантности на уроках литературы

Статья содержит представление опыта работы по формированию толерантности обучающихся 5 классов при анализе расказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ" Приложение к журналу СПО/ №2/23

Статья отражает актуальную сегодня необходимость возрождения в молодом поколении чувства патриотизма и предлагает инструменты для его формирования...