Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы с использованием ИКТ
статья по литературе по теме

Цели, задачи, практические советы, тематика пректов, творческих работ (Из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы с использованием нетрадиционных форм деятельности и ИКТ.

(из опыта работы)

          Актуальность данной темы. В связи с происходящими в социально-культурной и духовной сфере современного общества глобальными преобразованиями проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения приобретает особую актуальность. И.А. Ильин в своей статье «Русскому народу необходимо духовное обновление» писал о том, что никакая «внешняя реформа» не спасет нас сама по себе, независимо от внутреннего, душевно-духовного изменения человека. Он особо подчеркивал, что «…нет такого школьного порядка, которое обещало бы человечеству, и в частности, в особенности России, обновление и возрождение, независимо от того, что будет созерцать его воображение и каков будет внутренний уклад его мысли и настроение, и каковы будут дела его жизни…» Внешнее само по себе не обеспечивает человеку ни духовности, ни духовного спасения. Истинное обновление идет не от внешнего внутрь, не от формы к содержанию, не от видимости к существу, а обратно. Помочь «изменить, наполнить духовно содержание» и призваны уроки литературы.

     Литература в школе – прежде всего инструмент нравственного воздействия, средство духовной помощи тем, перед кем распахивается жизнь. Это направление некоторые высокомерно называют воспитательным. Они не понимают, не задумываются над тем, что у школы более высокой миссии, чем воспитание детей, нет и быть не может. Урок литературы – это не урок литературоведения. И задача его – вызвать у ребят любовь к чтению и «умение читать не глазами, а сердцем».

     В «Национальной программе поддержки и развития чтения», принятой в ноябре 2006 года, говорится, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры, духовности нации. По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%.

      Из этого следует, что в период модернизации системы образования перед учителем встает вопрос об активном внедрении в процесс литературного образования нетрадиционных методов обучения в сочетании с использованием информационных технологий.

      В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые не только формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, но и способствуют  развитию их личностной и творческой самореализации, духовно-нравственного развития.

      Я считаю, что и школа, и уроки литературы способны помочь русскому народу возродиться, вновь обрести духовные ценности, а это тот стержень, который образует лицо нации. Ценности – это тот компас, который предопределяет историческую судьбу нации.

      Таким образом, вопрос формирования духовно-нравственных ценностей на уроках литературы с использованием нетрадиционных форм деятельности и ИКТ является весьма актуальным.

     

     Гипотеза. Если использовать на уроках литературы нетрадиционные формы деятельности и ИКТ, то это будет способствовать:

  1. формированию духовно-нравственных ценностей
  2. расширению кругозора учащихся
  3. развитию творческих способностей
  4. повышению качества знаний учащихся
  5. формированию навыков подлинно исследовательской деятельности
  6. полноценному восприятию и осмыслению художественного произведения

 

  Цели.

  1. Изучение, анализ  и обобщение теоретического и практического опыта по выбранной темы.
  2. Определение системы работы по освоению ИКТ.
  3. Развитие творческих и интеллектуальных способностей личности, познавательных интересов учащихся.

Задачи.

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Стимулировать творчество и саморазвитие учащихся.
  3. Формировать и развивать читательский кругозор учащихся.
  4. Формировать навыки анализа, систематизации и обобщения изучаемого материала.
  5. Воспитать духовно-нравственную личность.

Практический выход.

  1. описание опыта работы по данной теме
  2. участие в работе педагогических лабораторий и семинаров
  3. выступление на МО учителей города и района
  4. проектная работа учащихся
  5. иллюстрационный материал к урокам литературы в 7-8 классах по программе Р.Н. Бунеева, Е.Н. Бунеевой
  6. уроки и внеклассные мероприятия с электронными презентациями
  7. публикации в газете «Моя гимназия»
  8. выпуск электронного сборника «Проба пера»
  9. создание медиатеки по творчеству поэтов и писателей ХIХ – ХХ в.

          Нестандартные, нетрадиционные формы деятельности, которую психологи называют продуктивной, творческой, - понятие очень широкое, многомерное. Основополагающая задача ее – развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание. Это и определяет моделирование среды для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных способностей каждого ученика, для познания им своих творческих возможностей, для формирования культурологической компетенции. Такие формы деятельности, в том числе уже давно и хорошо известные в школьной практике, должны превосходить качественный потенциал обычных уроков, содержать многоплановый педагогический «стереоэффект», возможности интеграции многих составляющих.

     Одна из форм – зачет по литературе в форме литературно-музыкальной гостиной или литературного вечера. Проводить их можно один-два раза в год, не чаще, и ориентированы не только на проверку усвоения программного материала, но и на раскрытие творческих возможностей каждого ученика, поэтому и тема должна выбираться в зависимости от особенностей класса (познавательных способностей, индивидуальных качеств) В течение ряда лет, организовав УВЦ «Салон искусств», под моим руководством были проведены литературные гостиные по следующим темам:

  1. «Здесь духа мощного господство, здесь утонченной жизни цвет» (жизнь и творчество Ф.М. Тютчева)
  2. «Венок Лермонтову»
  3. «Смех – дело серьёзное!»
  4. «Великие сыны России»
  5. «Возможность дарить радость людям. Русские меценаты галерея лиц и событий»

     ИКТ позволяет увеличить объем использования наглядности, включение музыкальных иллюстраций, проведение параллелей с классическими театральными постановками тех драматических сцен, которые учащиеся выбрали для инсценировок.

 В нестандартные, нетрадиционные формы деятельности переросла в школе экскурсионная работа (непосредственно посещение и заочные экскурсии). Желательно  в музей идти с диктофоном, фотоаппаратом или видеокамерой, чтобы впоследствии творческие отчеты в виде презентаций, проектов, литературных альманахов, газет и т.д. стали ценнейшими пособиями для кабинета литературы.

1. «Свет Ясной поляны» (заочная экскурсия по Дому-усадьбе Л.Н. Толстого)

2. «Здесь каждый камень шаги его помнит…» (отчет в форме презентации об

    экскурсии по памятным местам г. Пятигорска, связанным с именем М.Ю.

    Лермонтова)

3. «Передвижники и русская классическая литература» (отчет с  использова –

   нием ИКТ о посещении Кисловодского художественного музея Н.А. Яро –

   шенко)

     Воображение есть создание нового в форме образа, представления или идеи и своим источником всегда имеет объективную реальность, развитие воображения происходит спонтанно в процессе творчества. Воображение, как понимает его классическая психология, рождается в творческой деятельности и является ее необходимым элементом. Развертыванию такой деятельности на уроке способствует постановка и поиск решения проблем, в том числе и духовных, нравственных. Проблематизация содержания урока активизирует работу и мысли, и воображения.

       Именно проблемная ситуация есть наиболее благоприятная среда для функционирования мышления и воображения. Проблемная учебная ситуация на уроках литературы понимается мною как нравственно-духовная, требующая для своего разрешения не только интеллектуальных, но и духовных усилий. Проблемная ситуация может содействовать развитию у учащихся способности и потребности к порождению на основе художественного текста своих, личных, значений и смыслов.

     Я полагаю, что создание проблемных ситуаций с нравственным содержанием не только является одним из путей постижения сложного литературного материала, воспитывает образность мышления, способствует развитию нравственно-оценочного подхода к явлениям. «Входя» во внутренний мир литературных героев, ученик познает и собственный духовный мир.

     Например, изучая роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир» можно рассматривать проблемы, поставленные автором и интересные ученикам, скрытые в произведении и пока не разрешенные литерату4роведением:

  1. Почему Наташа Ростова взвизгнула, когда затравили зайца?
  2. Почему Пьер Безухов, гуманный человек, видя мучения Каратаева, не помог ему и поспешил уйти, когда услышал выстрел?
  3. Почему Николай Ростов, слушая пение Наташи, забывает о Долохове, картах, деньгах? и т.д.

      Таким образом, проблематизация учебного материала – одна из форм развития активности воображения, образного мышления учащихся, усиливающего процессы смыслопонимания и смыслопорождения при чтении и изучении художественной литературы.

      Интересная форма работы – конструирование и постановка вопросов учениками. Самобытное мышление начинается и с умения ставить живые вопросы, с формулировкой проблем, с преодоления интеллектуальных трудностей, возникающих при осмыслении произведения и при его сопоставлении с собственными представлениями о реальной жизни.               Конструирование вопросов – сложная умственная деятельность. Она требует проникновения в книгу, использования всего ранее усвоенного, осознания своих переживаний. Учащиеся сами конструируют и сами пытаются искать ответы. Теперь у них есть основание думать: чтение и анализ произведения – это их личное дело, вытекающее из потребностей их жизни и потому внутреннее необходимое им. Например, после изучения творчества поэтов «серебряного века» я провела литературное кафе «России жить вечно?», во время обсуждения учащимися были поставлены учащимися следующие проблемные вопросы:

  1. В переломные моменты истории страны нужно быть Человеком или гражданином?
  2. Почему так тернист путь «птицы тройки»?

       Таким образом, школьники ненавязчиво вовлекаются в деятельность, соответствующую их интересам и уровню духовного развития.

       Использование ИКТ расширяет кругозор учащихся, повышает уровень их культурного образования, развивает коммуникативные и языковые навыки и умения. А это, в свою очередь, помогает и духовному развитию учеников.

      Метод проектов. Здесь уместно процитировать слова А.Н. Колмогорова, которые меня убедили в правильности выбора методов преподавания духовно-нравственных ценностей на уроках литературы: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой работе»

       Я давно признала необходимость включения учащихся в процесс активного творчества через возможность совершать выбор содержания и вида деятельности, приобретать необходимые знания в диалоге-сотрудничестве с учителем и сверстниками, в поиске нестандартных решений. Мой опыт показывает, что наиболее эффективно это осуществляется при помощи организованных форм исследовательской работы учащихся.

     Темы, конечно же, выбираются не случайно: здесь, безусловно, учитываются и пожелания самих ребят, и необходимость более глубокого погружения в творческий мир писателей и поэтов. Темы проектов, выбранные учениками:

  1. «Петербург в творчестве поэтов и писателей 19 века»
  2. «Дуэль  в литературе 19 века»
  3. «Бал в произведениях русской классической  литературы 19 века »
  4. «А.С. Пушкин в творчестве поэтов и писателей Ставрополья»

     Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы выбранная тема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь поиска, выбрать форму выполнения работы, методы, необходимые для работы с материалом, применить имеющиеся умения анализировать текст. Далее идет накопление, анализ и отбор материала для творческой работы. Здесь, конечно же, помогает учащимся опыт, приобретенный на уроках литературы: рецензирование критических статей, составление конспектов, тезисных планов, аннотаций.

      Исследовательская работа приучает учащихся к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать иногда и свой профессиональный выбор.

    Применение ИКТ помогает использовать иллюстративно-информационный материал, причем материал учащиеся находят сами в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности. Безусловно, компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся не только к обучению, но и к саморазвитию, духовному росту.

      Одна из форм работы – написание рецензии на сочинение из сборников «Лучших сочинений» и т.д. Юношеский максимализм, негативизм, эгоцентризм и т.п. вписываются в нужное русло, будят самостоятельность мысли.

     Ребята глубоко, серьезно и, как это ни удивительно, очень объективно рецензируют эти «шедевры». Такая работа формирует соответствующее отношение – скептически-ироническое, если же отмечаются какие-либо интересные суждения, это наращивает собственный опыт. Кроме того, написать серьезную рецензию можно, лишь прочитав произведение.

     Результатом такой формы работы является активное участие ребят в выпуске школьной газеты «Моя гимназия». Гимназисты, участвующие в этом проекте, добились значительных личностных успехов в учебе и творчестве. Лирические откровения Юговой Виктории в 2006 году были изданы отдельным сборником «О тебе».  Вика  стала призером конкурса юных поэтов на 16-й  Ставропольской  открытой научной конференции  школьников в рамках программы «Одаренные дети России». Учащиеся 5-6 классов выпустили электронный сборник «Проба пера». Результатом многолетней работы по системе личностного мониторинга стала победа Зуевой Дарьи в номинации «Образность языка» на IV краевом фестивале школьных СМИ «На 45 параллели» и успех на вступительных испытаниях в СГУ (факультет журналистики). Ефремова Галина в районном конкурсе СМИ «Молодые ветра» победила в номинации «Лучшая статья» (2010г)

     Не менее важен анализ произведений, не включенных в школьную программу, незнакомых, «не обкатанных» ни в учебниках, ни в бесчисленных сборниках сочинений, то есть рассчитанных на полную самостоятельность (этому способствует и работа по программе Р.Н. Бунеева, Е.Н. Бунеевой)

     Метод личного восприятия. Он помогает познать и оценить «чужой» опыт, сопоставить со своим, помочь лучше понять самого себя, способствует духовно-нравственном у росту учащихся. Иными словами, уметь читать – это значит уметь оценивать. Оценка – это умственна, духовная работа читателя над художественным произведением (восприятие, переживание, осмысление). На таких уроках ребята приходят к выводу, что человек не оценивающий – созерцатель происходящего, он не умеет размышлять, он существует, а не живет, так как оценка – эта реакция на происходящее. Логический итог таких уроков – сочинение-рецензия или урок-конференция по изученному произведению.

     Беседа. Почему этот метод я отношу к нетрадиционным? Я пришла к выводу, что беседа может дать результаты только тогда, когда допускаются разные точки зрения (ведь мы признаем, что восприятие художественной литературы индивидуально и в значительной степени субъективно). Вопросы для бесед я выбираю, исходя из подготовленности класса, схожести ситуаций с реальной жизнью, интересами учащихся и т.д. Например:

  1. Твой выбор: сытость или духовность?
  2. Можно ли достичь духовного совершенства?
  3. Надо ли совершить преступление, чтобы обрести веру?
  4. Кто из героев романа «Война и мир» выйдет на Сенатскую площадь и на чьей стороне?
  5. Любовь или страсть губит Катерину Измайлову?

     Можно упомянуть творческое домашнее задание, разработку уроков по изучению творчества писателя самими учащимися (это невозможно сделать без чтения произведений и их осмысления в целом, создается своеобразная лаборатория художественного и эстетического поиска). И в этом им, конечно, необходим незаменимый помощник – Компьютер.

     ИКТ помогает и учителю. Изменяется содержание деятельности преподавателя, я перестаю быть просто «репродуктором» знаний, становлюсь разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает мою творческую активность, а с другой – требует постоянного повышения уровня технологической и методической подготовленности.

     В своей работе я использую готовые программные продукты, ресурсы Интернета, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков:

   *    «Поэзия серебряного века»

   *    «Современная поэзия. О чем мне хочется кричать»

   *    «Современная проза. Беспокойная совесть…»

   *    «Дом без стен» - иллюстрационный материал к программе Р.Н. Бунеева,

           Е.В. Бунеевой по литературе. 8 класс

   *   «Путь к станции «Я» - иллюстрационный материал к программе Р.Н. Буне-

          ева, Е.Н. Бунеевой по литературе. 9 класс

      Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:

  1. создание учащимися под руководством учителя медиатеки, включающей в себя презентации по жизни и творчеству писателей ХIX и XX веков;
  2. повышает качество обучения;
  3. усиливает интерес к изучению предмета;
  4. рационально распределять время урока;
  5. доходчиво объяснять материал, делать его интересным.

Применение ИКТ позволяет мне:

  1. Наполнять уроки новым содержанием.
  2. Развивать творческий потенциал учащихся.
  3. Формировать элементы информационной культуры.
  4. Прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами.

     В заключение хочу подчеркнуть:

      нетрадиционные формы работы и использование ИКТ открывают для          ребят возможности распознать в себе талант, данный Богом, услышать и понять самого себя «в путешествии по временам и пространствам», ощутить мощную познавательную энергию культуры, ибо, как говорил Борис Пастернак, «культура – это плодотворное существование», когда душа поднимается над всеми бездумными делами и  жизнь сама по себе становится творчеством,  значит, душа «трудится», а термин «духовность» - это не пустой звук.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках

Одним из принципов государственной политики в области образования является "гуманистический характер образования". В достижении этих целей немалая роль принадлежит литературному образованию....

Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии

В содержании всех учебных дисциплин заложены большие возможности для воспитания патриотических и гражданских качеств обучающихся. Весь их комплекс воздействует на гражданское сознание школьников. При ...

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории.

От нравственного воспитания детей зависит благосостояние всего народа (Дж. Локк)....

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках литературы и русского языка.

Работа над формированием нравственности проводится как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.Опираясь на собственный опыт в этой статье я привожу некоторые приёмы работы на уроках русск...

Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций на уроках русского языка и литературы

В докладе представлен опыт работы по духовно-нравтсвенному воспитанию на уроках русского языка и литературы....

Современная методика преподавания. Формирование духовно-нравственной, творческой личности на уроке литературы.

Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя... В поступках учителя лежит в равной мере расчёт и вдохновение. Он не только удивляет класс новизной и свежестью матери...

Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы».

Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы»....