Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках
статья по литературе на тему

Кондратьева Надежда Степановна

Одним из принципов государственной политики в области образования является "гуманистический характер образования". В достижении этих целей немалая роль принадлежит литературному образованию.  Поэтому  возникает  необходимость   обновления подходов к обучению литературе  и русскому языку как основной предпосылки для  формирования  нравственных ценностей у учащихся и  развития у них гуманитарного мышления. Автором были исследована  целесообразность применения предпочтённых  педагогических технологий на уроках русского языка и литературы с целью превращения их в пространство нравственного совершенствования учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках

 русского языка и литературы.

Современное развитие отечественного образования отражает общие тенденции социокультурной ситуации в стране. Одним из принципов государственной политики в области образования является "гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью,  воспитание гражданственности и любви к Родине".

В достижении этих целей немалая роль принадлежит литературному образованию. Хотя образование и воспитание не могут сами по себе изменить мир, но направить эти изменения в сторону более высокой нравственности, добра, справедливости могут и должны. Сильное оружие уроков литературы – это слово, художественная речь, книга. Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец.  Однако в современных условиях конкуренцию урокам литературы  составляют компьютер, несколько телевизионных каналов и жёлтая пресса, которые нередко являются для ученика более предпочтительным источником информации. Поэтому характерным результатом негативных влияний выступает несформированность ценно стно-смыслового, духовно-нравственного стерж ня личности ребенка, представлений у ребят  о необходимости личной ответственности за поступки.

Поэтому  возникает  необходимость   обновления подходов к обучению литературе  и русскому языку как основной предпосылки для  формирования  нравственных ценностей у учащихся и  развития у них гуманитарного мышления.  Исходя из этого в педагогической деятельности были поставлены задачи:  разработать и апробировать  приёмы нравственной активизации личности и создать условия для реализации  творческого потенциала обучающихся, их познавательной   и исследовательской активности. Автором были исследована  целесообразность применения предпочтённых  педагогических технологий на уроках русского языка и литературы с целью превращения их в пространство нравственного совершенствования учащихся.

Для решения этой проблемы мы используем технологию гуманно-личностного  и проблемного обучения, которая включает в себя педагогику сотрудничества и  личностный подход к учащемуся. Целевые ориентации гуманно-личностной технологии заключаются в том, чтобы способствовать становлению, развитию  и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. Основу каждого учебного занятия составляет диалог учителя и ученика, писателя и читателя, цель  которого не просто дать учащимся какие–то знания, но подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции. Именно   диалог   является    такой формой  мышления, которая  учит делать выбор,  работать с ценностями.

   В представленном виде работы очевидно следующее:  подходы в преподавании    литературы, основанные на диалоге,  позволяют конструктивно решать проблемы образования в школе, повышать мотивацию учащихся к самостоятельной творческой деятельности. Система работы дает возможность каждому ученику раскрыть свой потенциал, проявить креативные способности, откликаться на мысли и переживания автора, быть толерантным, т.е. имеющим свои ценности и интересы и одновременно с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.

Раскрытию потенциала ученика  способствуют интересные и эффективные формы организации деятельности учащихся, необычные творческие задания, использование внутрипредметной и межпредметной интеграции. Каждый учитель размышляет о том, как организовать сотворчество читателей, какие методы и приёмы раскроют художественное произведение и духовный мир современного школьника, красоту слова. С этой целью много внимания уделяется  развитию речи на уроках русского языка и литературы.

Уроки в форме деловой игры, виртуальные экскурсии в творческую мастерскую писателя помогают эффективно организовать работу детей. Уроки-иследования, уроки-конференции, уроки-раздумья – именно здесь учащиеся могут применить опыт работы с текстом, могут найти параллели между произведением и исторической эпохой, изображённой в нём.

Главный приём при изучении художественных произведений– общечеловеческая идея в основе художественного текста. Общечеловеческая идея – сопряжение судьбы подростка с судьбой литературных героев. Самое важное, что должно остаться после уроков – это  доброе впечатление, которое способно подвинуть ребёнка к желанию совершенствоваться.

 С целью активизации учащихся на уроке применяется также проблемная технология.

Проблемное обучение – это организация учебных занятий, которые предполагают создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение.

На уроках   могут использоваться разные приёмы нравственной активизации личности.

На уроках русского языка полезно использовать ряд текстов, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему.

Как бы хороши ни были коллективные,  совместные виды ценностно-ориентирующей деятельности, основным условием нравственного развития личности является погружение человека в своей внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоций, мыслей, самоанализ внутренних состояний. В большей степени такая возможность создается тогда, когда, выполняя задание, ученик остается наедине с листом бумаги, которому он поверяет свои мысли и чувства. К такому заданию можно относить незаконченное предложение, написание письма герою или любимому автору, чтобы ученик попробовал проецировать на поведение другого человека свой собственный способ действия, мысли, чувства, возникающие в подобной ситуации.
Таким образом, для того чтобы стал эффективным  процесс формирования ценностных ориентаций, автор считает необходимым переход на деятельностный способ обучения, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Чтобы это получилось, учитель должен уметь моделировать урок в разных технологиях, использовать различные методические приёмы, активизировать познавательную деятельность учащихся разнообразными  эффективными способами, повышать качество гуманитарной подготовки современных школьников. 

Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух и более лет. Если   после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то  такие уроки станут поистине уроками «нравственного прозрения». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.

Кондратьева Надежда Степановна,

 учитель высшей категории,

МОУ «Челутаевская средняя общеобразовательная школа №1»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения

Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходи...

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории.

От нравственного воспитания детей зависит благосостояние всего народа (Дж. Локк)....

«Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеклассной деятельности на основе национальной культуры»

  Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан- Удэ (школа  диалога национальных культур) с 2002 года  является федеральной экспериментальной площадкой. Школа является базовой ...

«Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеклассной деятельности на основе национальной культуры»

  Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан- Удэ (школа  диалога национальных культур) с 2002 года  является федеральной экспериментальной площадкой. Школа является базовой ...

Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеклассной деятельности на основе национальной культуры

Роль этнопедагогики неоценима в формировании нравственных качеств ребенка. Программа воспитательной работы СОШ № 19 г. Улан-Удэ "Угайм сулдэ" направлена на развитие духовно-нравственного пот...

Проблемы художественно-эстетического развития и духовно-нравственного воспитания и личности на уроках изобразительного искусства

   Воспитательные возможности искусства. Как они могут действовать в жизни человека? Какую информацию несут в себе произведения искусства? И все ли можно назвать таковым?  ...

Развитие духовно-нравственного, творческого потенциала личности на уроках технологии

На протяжении двух лет я также работаю над темой самообразования: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творч...