Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций на уроках русского языка и литературы
статья по литературе на тему

Тимина Оксана Валерьевна

В докладе представлен опыт работы по духовно-нравтсвенному воспитанию на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_duh.nr_.vospit._syk-r_uhta.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Коми

«РЕСПУБЛИКАНСКÖЙ ВЕЛÖДАН ШÖРИН» ГОСУДАРСТВЕННÖЙ РЫТЪЯ (СМЕНАÖН) ВЕЛÖДАН УЧРЕЖДЕНИЕ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ  ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

УХТИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ДОКЛАД

по теме «Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций на уроках русского языка и литературы»

учитель русского языка и литературы

Тимина О.В.

г. Ухта,2014

Доклад по теме «Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций на уроках русского языка и литературы».

Есть много родов образования и развития,

                                                                      и каждое из них важно само по себе, но

                               всех выше  должно стоять образование

                       нравственное.

                                                                                                               В.Г.Белинский

    Духовно-нравственное состояние общества считается одним из основных показателей его развития и благополучия. Ведь духовность – это стремление к возвышенному, прекрасному, позволяющему постичь подлинные высшие ценности.

      На уроках русского языка и литературы  необходимо работать не только над формированием определенных знаний, умений и навыков, но и заниматься воспитанием обучающихся. В процессе урока я стараюсь обращать особое внимание на преодоление ключевых характеристик осужденных, которые привели к преступлению: низкий уровень чувства собственного достоинства, ответственности,  нравственности, нарушенный обмен с окружающими (целевая направленность «к себе»), особенности мышления, отсутствие совести, чести, трудолюбия.    

        Конечно, нелегко перевоспитать взрослых людей, упорно сопротивляющихся всему положительному. Но я стремлюсь  у каждого ученика найти что-то положительное,  стараюсь разбудить и растревожить сердца обучающихся.    

       В этом мне помогает классическая литература.  Её роль в духовно-нравственном воспитании неоценима, она способствует нравственному воспитанию, воспитанию чувства долга, ответственности за свои поступки, патриотизма, любви к ближнему, доброты, уважения к старшим.

     Приведу пример раскрытия  проблемы человеческого достоинства по драме А.Н.Островского «Гроза». Изучая тему «Темное царство» и его жертвы»,  выясняем лексическое значение слова «достоинство».

(Словарь  С.И.Ожегова. Достоинство – 1. Положительное качество.

  1. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.
  2. Стоимость, ценность денежного знака.
  3. Устаревшее название титула).

- Человеческое достоинство, им, собственно, определяется, чего стоит человек, каков он? Что значит, достойный человек?

Вся наша жизнь состоит из поступков достойных и недостойных.

Мы говорим «монета, достоинством один рубль» и «я не торгую своим человеческим достоинством», употребляя при этом одно и то же слово. Давайте порассуждаем: достоинство можно потерять, ведь есть  выражение «он потерял всякое достоинство» по отношению к опустившемуся человеку. Его могут отобрать, недаром в ходу выражение «посягнуть на чьё-либо достоинство». Но его нельзя ни купить, ни получить, ни украсть. Почему один человек сохраняет свою индивидуальность даже в тюрьме, где у него отняты все права, а другой легко отказывается от собственных убеждений в обмен на обещанные привилегии?

Зачитываем мудрые мысли о человеческом достоинстве.

«Нет ничего полезнее доброго имени, и ничто не создает его так прочно, как достоинство».   Л. Вовенарг

В.А. Сухомлинский:  «Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства…»

Далее задаю вопросы:

-    Что значит, по-вашему, защищать человеческое достоинство?

   -   В чём же проявляется достоинство геров?

- Что происходит с человеком, который теряет человеческое достоинство? Приведите примеры, почему вы решили, что этот человек потерял человеческое достоинство?

- Как может повысить  человек свое достоинство? Что для этого нужно? Можно ли купить  высокое человеческое достоинство?

В качестве домашнего задания - небольшое сочинение на тему :

«Достаточно мгновения, чтобы стать героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком.» ( П.Брюла)

         Читая и анализируя повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце», на этапе рефлексии обучающиеся отвечают на вопросы:

-  Актуально ли произведение сегодня?

(Ответы учащихся:

- В наше время многие люди путём пластических операций пытаются изменить свою внешность, но не задумываются над духовным развитием личности.

- Собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени. Именно эта повесть, написанная в начале XX века, остается актуальной и в наши дни и служит предупреждением грядущим поколениям)

- Несет ли человек  ответственность за свои деяния?

     Создавая образ Ф.Ф.Преображенского, М.А.Булгаков отразил свою заветную мысль об ответственности не только интеллигенции, но и каждого человека перед своей страной.

   Учащиеся формулируют тему повести - ответственность каждого человека, особенно, если он наделен властью: духовной, политической, экономической и т.д. и  пишут эссе «Несёт ли человек ответственность за свои поступки?»

     Проблему нравственного выбора подымают в своих произведениях многие писатели: А.С.Пушкин в повести «Капитанская дочка», романе «Евгений Онегин»; М.А.Шолохов в рассказе «Судьба человека», Н.С.Лесков в произведениях «Очарованный странник», «Тупейный художник» и другие писатели.

             В произведениях современной литературы мы встречаем те же проблемы. В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» главная героиня Дарья поражает своей нравственностью, чистотой, уважением к традициям отцов. Сын ее, Павел, вынужден идти на компромисс со своей совестью: участвует в уничтожении острова. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиною. Для размышления задаю ученикам вопрос:

- Будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матеру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору? 

Изучая «Слово о полку Игореве, необходимо отметить, что гордыня и потеря ответственности за свои поступки  влекут за собой огромные человеческие трагедии.

В беседе о Базарове по роману Тургенева «Отцы и дети» очень важно подвести учеников к выводу, что трагизм героя – в отсутствии нравственных ориентиров, отрицая все,  он не может предложить ничего взамен.

     После прочтения романа «Преступление и наказание», урок проводим в форме дискуссии.  Ребятам предлагаются следующие вопросы:

- В чем суть теории Родиона Раскольникова, современна ли она?

-Раскаялся ли Раскольников?

- Что для него страшнее: наказание, тюрьма или муки совести?

    Понятия честь, совесть, достоинство рассматриваем при изучении повести «Капитанская дочка», анализируя образы Петра Гринева и Швабрина.  Эпиграфом к уроку беру слова Б.Окуджавы: «Совесть, честь, достоинство – вот наше великое воинство».

        Произведения писателей 20 века А. Платонова, Б. Васильева, В. Распутина, В. Астафьева, В. Белова  погружают учеников в самые болевые проблемы времени: убывание добра, безверие, отсутствие духовности, безнравственность.

    В качестве завершения работы с этими авторами обучащимся предлагаю  написать сочинения-рассуждения (например,  «Уроки нравственности в произведениях современных писателей»). Кроме этого практикую на своих уроках сочинения- миниатюры, сочинения –рассуждения о нравственных понятиях : совесть, милосердие, сострадание, благородство.

        Таким образом, уроки литературы должны помочь нравственному самосовершенствованию.

      На уроках русского языка также занимаюсь духовно-нравственным просвещением, стараюсь использовать тексты, влияющие на понимание нравственных ценностей в жизни.  Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. Небольшие предложения для разбора по русскому языку (Люди стали жить богаче, но беднее стала речь. Много на свете умных, да добрых мало), а какую большую работу можно по ним провести!

    Для активизации внимания в начале урока провожу слуховые диктанты, составленные из пословиц, поговорок о чести, совести и пользе учения: «Глаза честного - его весы.
Слепая ненависть - плохой советчик» и другие
объяснительные – например,  «О цели и смысле жизни».
          При прохождении темы «Синонимы. Антонимы. Омонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими близкими и противоположными ему. Также учащимся предлагаю определить лексическое значение слов: сострадание, забота, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, благородство, совесть, честь, трудолюбие, достоинство и т.д.

       При изучении темы «Правописание приставок НЕ- и НИ-» в качестве объяснительного диктанта обучающимся предлагаю записать пословицы о Родине , такие как

1.Никогда Россия ярма не носила. 2.Велика Россия, а отступать некуда. 3.Нигде не дышится так легко, как на Родине и др.

         В 9 классе на уроках русского языка обучающиеся пишут сочинения «Нужно ли милосердие?», «Выбор профессии». Эти темы позволяют задуматься о своем месте в жизни, о нравственных ценностях.

    Я считаю, что если учителем будут использованы все воспитательные возможности русского языка и литературы, то эффект от таких занятий значительно повысится. И  эти предметы не только сыграют большую роль  в повышении не только грамотности и развития речи, но и окажут огромную помощь в формировании морально-нравственного облика обучающегося.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных потребностей у учащихся на уроках русского языка и литературы.

Роль учителя-словесника в воспитании речевой ответственности у учащихся, формировании языкового чутья, коммуникативной потребности чрезвычайно велика. Хочу поделиться некоторыми методами и приемами, к...

Формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы

Является важным то, что знания, полученные на уроках русского языка и литературы, во внеклассной работе помогут учащимся в их дальнейшей повседневной жизни и профессиональной деятельности. Считаю, что...

Духовно – нравственное воспитание в системе организации преподавания русского языка и литературы в урочной и внеурочной деятельности учащихся в школе (педагогическое исследование)

Несомненно, большее внимание необходимо уделять усилению духовно-нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника; определению системных связе...

Педагогический проект « Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"

ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....

Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.

Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского  образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...

"Духовно - нравственное развитие современного школьника на уроках русского языка и литературы"

Русский язык и литература – это предметы, которые позволяют на каждом уроке уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка. В данных материалах описаны приёмы, которые можно ...