Тема самообразования по английскому языку "Активные методы познавательной деятельности на уроках английского языка"
статья по английскому языку по теме

Кокошвили Юлия Андреевна

 

Активные методы познавательной деятельности на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_dlya_samoobrazovaniya_po_angl.yaz_.docx54.41 КБ

Предварительный просмотр:

1. Понятие о методах обучения в дидактике. Их классификация.

Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. История развития и становления методов обучения весьма своеобразна. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности и стали называть методами обучения. Исторически самой                                                                                                                                старшей группой методов являются словесные, а затем письменные методы.

  1. Активные методы обучения и их место в образовательном процессе.

Изначально разработка этих методов  - удел отдельных учителей-экспериментаторов. Сегодня этим занимаются большинство обычных преподавателей. Познавательная активность обучаемого выражается в устойчивом интересе к знанию, в самостоятельных разнообразных учебных действиях. По поводу многих методов продолжаются споры и дискуссии, а они, тем не менее, существуют, и число их с каждым днем увеличивается.

Активные методы познавательной деятельности побуждают к активной  мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и учащиеся. Активные методы познавательной деятельности предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на  изложение готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаний в процессе активной познавательной деятельности. Таким образом, активные методы познавательной деятельности – это обучение деятельностью.

Активные методы  познавательной деятельности делятся на два типа. Активные методы  первого типа включают в себя проблемные лекции, проблемно-активные практические занятия, семинары и дискуссии, обучающие и контролирующие  программы, конференции, олимпиады и т. п. Все они ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого, проблемность.

Активные методы  второго типа – имитационные – подразделяются на неигровые и игровые.  К неигровым активным методам обучения относятся: метод анализа конкретных ситуаций, тренажеры, имитационные упражнения на нахождение известного решения.

К игровым активным методам  относятся: деловые (управленческие) игры, метод разыгрывания ролей, индивидуальные игровые занятия на моделях. Эти методы имеют высокую эффективность в учебном процессе. Наиболее сложными являются игровые активные методы обучения.  

Что касается классификации дидактических игр, то их сегодня разработано великое множество, но единых подходов нет. Вот некоторые из них

Метод мозгового штурма (мозговая атака) заключается в усвоении знаний путем совместного решения трудной проблемы.

На занятиях при использовании этого метода работы обучаемые разбиваются на группы по 4-6 человек, в которых заранее определяются роли учеников (лидер, консерватор или критик, аналитик, новатор и т. д.), в соответствии с которыми эти ученики и работают. Все группы могут решать единую для всех задачу или несколько различных задач. Через определенное время группы должны представить свое коллективно выработанное решение. Не допускается критика предлагаемых решений, однако разрешается дополнять и развивать идеи, высказанные другими учащимися.

Близок к методу мозгового штурма метод проблемного обучения, который также широко может применяться преподавателем. Его суть заключается в создании проблемной (противоречивой) ситуации, разрешая которую ученики более глубоко познают процессы, явления, объекты. При этом следует помнить, что проблема (противоречие) создается учителем для обучающихся, т. е. является таковой только для детей.

Сама по себе учебная проблемная ситуация  должна обязательно вызывать у обучающихся интеллектуальное затруднение.

Некоторые дидакты видят недостаток этого метода в больших временных затратах. Но эти затраты с лихвой окупаются.

Из всего вышесказанного следует, что целью активных методов обучения является, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы (речь, память, воображение и т. д.). Преподаватель  в своей профессиональной деятельности использует ту классификацию и группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению тех дидактических задач, которые он ставит перед занятием. И активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения учащихся в учебно – познавательную деятельность.

Первоначально дети приходят на первые уроки с большой радостью, но постепенно  интерес к изучению языка начинает угасать. Учителя  и родители понимают важность изучения иностранного языка, но для детей это не мотивация. Английский язык –  сложный предмет  для изучения, и поэтому нам необходимо постоянно поддерживать интерес к предмету, а для того, чтобы поддерживать интерес, нам необходимо постоянно усовершенствовать методы работы.  Мне, как учителю,  понятно, что большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном  -  овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.

В настоящее время применение игр широко освещается в различной литературе.

Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

-создание психологической готовности детей к речевому общению;

- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;

Место игр на уроке (как и любого активного метода) и отводимое время зависят от ряда факторов:  подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.

   Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят обучающихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Выделяют следующие категории игр на уроке английского языка

1.    лексические игры;

2.    грамматические игры;

3.    фонетические игры;

4.    орфографические игры;

5.    творческие игры.

Однако необходимо отметить, что в большинстве случаев в игре объединяются несколько категорий – я использую в своей работе лексико-грамматические, лексико-орфографические, грамматико-творческие и многие другие игры.

Игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности.

В начале урока целесообразно проводить фонетические игры, цель которых - постановка правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков.

Например, к нам на уроки английского языка приходит проказница - обезьянка,  которая гримасничает и просит детей повторять за ней, что они охотно и делают.

«…Обезьянка широко улыбнулась, а потом снова надула губки…»

«…Обезьянка пошла погулять в лес, но на улице было холодно, у неё замёрзли лапки, она стала дышать на них, чтобы согреть (тренировка звука h)…»

«…После прогулки в лесу у обезьянки заболело горлышко, она пришла к врачу, но не может сказать своё имя, у неё получается только м (тренировка звука m)…»

В начале уроков английского языка в начальных классах можно разучивать скороговорки или стишки, сопровождая их движениями.

В самом начале изучения английского языка во 2 классе, во время разучивания алфавита можно  играть в лексически-орфографическую игру «Поле чудес»: учитель загадывает слово по-английски, рисует на доске клетки по количеству букв в слове, обучающиеся задают вопрос по-английски «Is it A?» и т.д., на что учитель отвечает – «No, it is n’t», если такой буквы в слове нет, и «Yes, it is» если такая буква есть.

Данную игру можно проводить по определенной лексической теме и как переходным этапом от фонетической разминке к изучению новой темы. Еще один вариант игры, когда дети из длинного слова составляют короткие. Также моим детям очень нравится разгадывать кроссворды на уроках (на это можно отвести несколько минут в конце урока, а результат высокий). Сначала  можно загадывать кроссворды, где написаны перевод русского слова, затем задание можно усложнить, сначала дети должны разгадать загадку, а затем слово-отгадку вписать в клеточки кроссворда.

Для тренировки лексических навыков также можно играть в различные вариации лото. Например: при изучении букв алфавита, можно дать детям карточки, на одной написана заглавная буква, на другой маленькая. Необходимо соединить буквы. Или дать разрезанное слово по слогам или по буквам, дети должны составить слово.

Ещё одна интересная лексическая игра – «Снежный ком». Обучающиеся друг за другом называют разные слова по одной теме, причём каждый последующий должен повторить всё, что услышал и добавить своё слово. Побеждает тот, кто сможет “катить” самый большой ком, то есть повторить больше всех слов.

Отдельную группу занимают грамматические игры. В начальной школе дети порой не знают и по-русски названия частей речи и членов предложения, поэтому обучение грамматике английского языка также целесообразно проводить через игру.

Что касается творческих игр, то их выбор ограничивается только фантазией учителя и его учеников. Здесь может быть и изготовление различных творческих продуктов, и различные ролевые игры, инсценировки, театральные постановки.

Это, конечно же, не полный перечень игр, используемых на уроках английского языка в начальной школе: его можно пополнять до бесконечности. Игра может быть запланированной, а может быть и импровизацией. Мы должны помнить, что игра – лишь элемент урока, и  она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать какой именно навык, умения тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры.

Методы активного обучения на уроках английского языка

Иностранный язык, особенно английский, очень популярен, и почти все уже поняли, что без знания иностранного языка очень трудно существовать в современном мире, найти престижную работу и т.д. Действительно, практически все ученики хотят изучать английский язык, но это совсем не означает, что они хотят упорно трудиться, чтобы знать язык. Изучение английского языка, также как и изучение любого другого предмета, требует нелегкой систематической работы, тем более,  что подавляющее большинство учеников не имеют возможности общаться с носителями языка.

Активизации учебной деятельности ребят в большой степени способствует использование в обучении нестандартных или нетрадиционных форм работы.

Использование мультимедиа на уроках английского языка – это требование сегодняшнего дня, с одной стороны, и огромная помощь в работе учителя, с другой. Несмотря на то, что требуется больше времени на подготовку к уроку, результат превосходит ожидания, так как информационно-коммуникативные технологии, являясь средством развития мотивации учебной деятельности на уроках английского языка, создают идеальные условия для формирования интеллектуальной компетентности и креативности обучающихся.

Используя мультимедийные средства  я   создаю  в классе атмосферу сотрудничества, стимулирую  активность и творчество у  обучающихся,  формирую положительное отношение к учебной деятельности, развиваю мотивацию, которая обеспечивает саморазвитие, самовоспитание  личности обучающегося.

На своих уроках я использую такие технические средства как аудио, видео, компьютер, проектор. Все это помогает мне успешно решать многие задачи современной образовательной системы: разнообразие форм представления учебного материала, доступность образования, использование новых технологий и методов образования.

Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет мне более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Использование  компьютера, позволяет мне  организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы.

Важным аспектом использования ИКТ на уроках иностранного языка является проектная деятельность. Мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения. Учащиеся используют Интернет для сбора материала для проектов.

Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является мультимедийная презентация с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Такую презентацию я могу подготовить сама или поручаю создание презентации  обучающимся.  Эта презентация может быть использована во время проведения разных форм уроков или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы обучающихся при подготовке к уроку.

Изучение темы или раздела всегда заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы я  объединяю и  предлагаю своим ученикам на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного реферата.  При создании презентации у ребят  появляется  великолепная возможность систематизировать  приобретенные знания и навыки, и применить их на  практике.   У ребят зарождается  интерес к самостоятельной творческой работе, они осознают  значимость результатов своей работы.  У учащихся формируется ценностное отношение к информационно-коммуникационным технологиям как к эффективному средству повышения своего уровня знаний. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

В практике преподавания иностранного языка проектная методика нашла большое применение. Это обусловлено рядом причин, в том числе, таких как наличие поставленных проблем на каждом уроке, большое количество составления собственных монологических и диалогических высказываний, изучение страноведческого материала, анализ и сопоставление культур разных народов и стран. Метод проектов можно считать эффективным этапом в формировании критического мышления. В результате определенной поисковой, исследовательской, творческой деятельности учащиеся не только приходят к решению поставленной проблемы, но и создают конкретный реальный продукт, демонстрирующий возможность и умение применять полученные результаты на практике.

Я использую этот метод  на протяжении нескольких лет. Наиболее полно и широко он применим для классов, где общий уровень развития учащихся позволяет давать им и более высокий уровень знаний. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты и т.д.

Я считаю, что  в проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. В фонограммах курса используются звукоподражательные средства и шумовые эффекты. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.  В ходе подготовки к презентации  мои ученики  не только узнают новое, но и знакомятся с новыми  лексическими единицами. Самостоятельный поиск, проработка  слов  при  построении высказываний делают более качественным  непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур.   В ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. С помощью проектной методики на уроке  я могу  достичь  решение  сразу нескольких целей - расширить словарный запас  детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей. Многообразие средств выражения смысла выводит детей в свободное творчество.

Исходя из практики применения проектной методики, могу с уверенностью сказать, что данная методика может применяться на любом этапе урока: актуализация опорных знаний, закрепление, повторение ранее изученного материала. Подготовка урока с использованием проектной методики является очень эффективным методом развития разговорной речи учащихся. Метод проектов был использован  мною  при организации урока по теме «The Excursion to the State Museum of Art, Literature and Culture of Altai».  Из материала предыдущих уроков учащимся знакомы многие лексические единицы, отражающие данную тему. На начальных этапах ознакомления с темой проводилась  активизация лексического материала. Далее последовала  сама экскурсия в Государственный Музей Искусства, Литературы, Истории и Культуры Алтайского Края. На начальном этапе было  очень важно сформулировать тему и конечную цель проекта, определить временные рамки, придумать, какие материалы и источники могут использовать учащиеся, выбрать оптимальную форму презентации результатов. В ходе экскурсии учащиеся ознакомились со всеми экспозициями, узнали много нового и интересного о своем городе, о людях принесших всемирную известность Алтайскому Краю. Никого не оставили равнодушными исторические хроники, археологические исследования.

Хочу  отметить, что не все учащиеся сразу и легко включаются в работу над проектом, поэтому  я даю задания,  соответствующие  индивидуальному уровню  каждого  участника  проекта.    Помогаю  каждому определиться с конкретной темой, советую, на что обратить внимание и как представить свои результаты.

Именно здесь и происходит моя  основная работа с  учениками: обсуждаю  промежуточные результаты, тактично корректирую  ошибки в употреблении языковых единиц, вношу  поправки в построенные фразы. Осмысливание результатов и постепенная работа над ошибками лишает учащихся страха перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.

На этапе презентации учащиеся работали  собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами снимали видео, редактировали его  с помощью компьютерных программ, работали  с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуя  навыки работы на компьютере, осваивая использование электронных версий англо-русских  и русско-английских словарей. У учащихся  была  практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

Из практики своей работы я  могу  сделать вывод, что проектная методика является большим стимулом в работе учащихся, приводит к активному освоению иностранного языка, применению своих знаний в каждой конкретной ситуации.

Список литературы:

1. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках иностранного языка. –М.: Дрофа, 2004.

2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностр.языки в школе – 2000. - №2.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя МБОУ «СОШ-интернат для одаренных детей» Шамсутдиновой Л.Т.по теме: «Повышение мотивации познавательной деятельности на уроках английского языка» на 2014-2017 учебные годы.

План самообразования воспитателя МБОУ "СОШ-интернат для одаренных детей" Шамсутдиновой Л.Т. по теме: "Повышение мотивации познавательной деятельности на уроках английского языка" на 2014-2017 учебные ...

Приемы активизации познавательной деятельности на уроке английского языка

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Я выделила три основных приема, которые могут активно использоваться на уроках английского язык...

Познавательная деятельность на уроках английского языка

Формирование познавательной деятельности на уроках английского языка...

Активизиация познавательной деятельности на уроках английского языка

Необходимо научить понимать смысл высказываний Научить выделять главное в услышанном Развивать слуховую память и слуховую реакцию...

Игра как один из видов учебно-познавательной деятельности на уроках английского языка

Игра как один из видов учебно-познавательной деятельности на уроках английского языка...

Формирование компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности на уроках английского языка

Выступление на педагогическом совете школы на тему "Формирование компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности на уроках английского языка"....

ЦИФРОВАЯ ГЕЙМИФИКАЦИЯ КАК МЕТОД МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

В статье рассмотрены аспекты применения цифровой геймификации, позволяющей учитывать интересы и особенности восприятия учеников: вариативность, интерактивность, визуальная подача информации. Проведен ...