Роль организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка в повышении мотивации учения
статья по английскому языку

Для реализации коммуникативной направленности (которая отражает сущность предмета «иностранные языки») и для повышения мотивации учения важно соблюдение дидактических принципов сознательности, активности, наглядности и индивидуализации.   В данном докладе рассматривались методические рекомендации, выполнение которых представляется необходимым для минимизации отрицательного отношения обучающихся к предмету и повышению у них мотивации учения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль организации учебной деятельности школьников

на уроках английского языка

в повышении мотивации учения

Как известно, в основе организации учебной деятельности учащихся лежат дидактические принципы.

Для реализации коммуникативной направленности (которая отражает сущность предмета «иностранные языки») и для повышения мотивации учения важно соблюдение дидактических принципов сознательности, активности, наглядности и индивидуализации.

Для усиления коммуникативной направленности обучения следует выделить наиболее важные функции данных принципов:

  1. Функцией принципа сознательности является смысловая регуляция деятельности школьников по овладению иностранным языком;
  2. Принцип активности определяется функцией формирования речемыслительной активности учащихся, связанной с их способностью к саморегуляции, самоконтролю и самооценке;
  3. Наглядность в её коммуникативном понимании выполняет стимулирующую функцию в восприятии звучащей речи и в создании и сохранении в памяти смысловых образов;
  4. Функция принципа индивидуализации состоит в том, что при постановке речемыслительных задач  учитываются интересы учащихся, их личности в целом.

Рассмотрим рекомендации по организации каждого из компонентов урока (включение ребят в атмосферу иноязычного общения, ознакомление; тренировка; применение; контроль; самоконтроль; подведение итогов деятельности в конце урока), а также при формировании отношений между учителем и учениками и в коллективе учащихся.

  1. При включении обучающихся  в атмосферу  иноязычного общения реализуется принцип сознательности. Полезным приемом здесь является речевая зарядка. Она поможет учащимся найти смысл в предстоящей деятельности на уроке. В нее (РЗ) включается нужный материал, отрабатываются навыки и умения, необходимые для предстоящего общения. Уже с 5класса в РЗ учитель, тренируя детей в употреблении и отработке структур, может ставить проблемы, стимулирующие учащихся к их решению. Т.о. РЗ помогает учителю подготовить школьников  к выполнению основных задач урока.
  2. При организации ознакомления реализуются принципы сознательности и наглядности.

Учителю рекомендуется:

  1. Дать школьникам четкое представление о том, в каких ситуациях используется осваиваемый материал, для решения каких речевых задач его можно применить;
  2. Добиться осознания учащимися слуховых и зрительных образов изучаемых явлений и фрагментов деятельности;
  3. Помочь понять специфику предмета иностранный язык, познакомить их с целями и мотивами его изучения;
  4. Ознакомить с расположением материала в учебнике и других компонентах УМК.

Ответы детей  на вопрос «зачем мы изучаем иностранный язык?»  могут дать учителю представление о мотивах. Обычно ученики называют внешние мотивы. Задача учителя состоит в том, чтобы сформировать у школьников внутренние мотивы, связанные с деятельностью, организуемой на уроке. В связи с этим учитель выражает уверенность, что ребятам понравиться учиться говорить, читать на иностранном языке(ИЯ) и понимать иноязычную речь на слух, общаться между собой или переписываться со сверстниками из-за рубежа и т.п.

Далее учитель рассказывает школьникам, чем отличается ИЯ от других предметов, и настраивает их на ежедневные (по 5 минут) занятия языком, показывает картинки, предметы, презентации аудио и видиоматериалов при аудировании и говорении, учебник – при говорении и чтении. Можно совершить своеобразное «путешествие» по учебнику, по УМК в целом.

  1. Организация тренировки направлена на реализацию принципа активности и наглядности.

Учителю рекомендуется:

  1. Осуществлять поэтапное формирование самомтоятельности учащихся в устной речи и чтении;
  2. Предлагать разнообразные речемыслительные задачи;
  3. Передавать речевую инициативу учащихся, используя групповые и парные формы работ, для развития устной речи и чтения;
  4. Обеспечить речевую инициативу школьников, используя вербальные и зрительные опоры, которые «подскажут», о чем и как говорить, что слушать и читать, предлагать выражать своё отношение к увиденному, прочитанному или услышанному, учить сравнивать, анализировать, обобщать и т.д.
  1. Организация применения. При ней реализуется принцип наглядности и индивидуализации. Учитель стремится использовать:
  1. Все компоненты УМК;
  2. Разнообразные стимулы, предлагаемые УМК, при условии применения разнообразных речемыслительных задач;
  3. Такие ситуации и речемыслительные задачи, которые затрагивали бы интересы ученика, были связаны с его жизненным опытом, окружающей действительностью.
  1. При организации контроля и самоконтроля, при подведении итогов деятельности в конце урока важна реализация принципов активности и индивидуализации.

Учителю рекомендуется:

  1. обеспечивать положительное подкрепление понимания школьниками услышанного и прочитанного;
  2. связывать цели и мотивы деятельности с успешными результатами;
  3. поощрять действия учащихся  по анализу результатов их деятельности, их высказывания относительно услышанного, прочитанного и увиденного. Для этого нужно знакомить ребят с критериями оценок по всем видам речевой деятельности.
  4. Домашнее задание не обязательно давать в конце урока, можно на том его этапе, на котором отрабатывается соответствующий материал;
  5. Исправлять ошибки тактично, деликатно, подсказывать правильный вариант, по возможности не вторгаясь в ход мыслей ученика, не нарушая процесс изложения.

Расширение сферы применения знаний, навыков и умений школьников возможно также за счет систематического домашнего чтения (ДЧ), кружковой работы, проведения вечеров, прослушивания записей с популярными песнями, чтения газет на английском языке и т.п.

        При обучении устной речи важно научить ребят строить свое высказывание по определенной логической схеме, заданной  последовательностью усвоения речевых образцов.

Учителям рекомендуется разрабатывать планы-памятки к каждой теме, изучаемой в 5-8 классах. Учащиеся должны знать, сколько предложений должны включать их высказывания, как логично и последовательно излагать свои мысли; из скольких реплик состоит тот или иной тип диалога и каковы эти реплики.

Критерии оценки содержания высказывания  или диалога следующие: языковая форма, информационная ценность и эмоциональная окрашенность речи

Для развития самоконтроля учитель учит школьников умело использовать образцы заданий, таблицы, схемы.

Учитель предлагает домашние задания в рамках тренировки, если на уроке учащиеся тренировались в употреблении слов, структур (или их чтения), а дома им предстоит выполнять тренировочные упражнения.

Домашнее задание в рамках применения предлагается учащимся, если на уроке они о чем-то рассказывали или вели беседу по какой-то теме. Дома им предстоит составить рассказ или диалог по данной теме.

Учитель дает специальные рекомендации, как составить рассказ или диалог, как читать текст.

  1. При формировании отношений между учителем и учениками и в коллективе учащихся необходима реализации принципа индивидуализации.

Учителю рекомендуется:

  1. Знать индивидуальные особенности каждого ученика и коллектива в целом;
  2. При организации парной и групповой форм работы поддерживать интерес к ученикам с низким статусом популярности и с низким уровнем владения речевыми навыками;
  3. Развивать чувство товарищества и взаимной ответственности друг за друга;
  4. Предлагать учащимся интересную информацию и такие роли в организуемых ситуациях, которые помогают лучше всего выявить его положительные качества;
  5. Создавать благоприятный психологический климат в классе.

          В данном докладе рассматривались методические рекомендации, выполнение которых представляется необходимым для минимизации отрицательного отношения обучающихся к предмету и повышению у них мотивации учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Организация учебной деятельности на уроке английского языка по технологии "Дебаты" на примере урока в 10 классе

Данная работа представляет собой разработку урока английского языка по технологии "Дебаты", которую я использую на старшем этапе обучения. Урок разработан в соответствии с УМК "Английский с удовольств...

Методика организации учебной деятельности на уроках английского языка в начальной школе

Методика организации учебной деятельности на уроках английского языка в начальной школе...

Организация учебной деятельности на уроках английского языка в связи с ФГОС

Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоя...

Реализация мотивации учебной деятельности на уроках английского языка

Конспект доклада- выступления на педсовете в рамках школы, содержит основные принципы работы на уроке из собственного опыта...

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка...

«Методы и формы организации учебной деятельности на уроке английского языка»

Содержание, организация и проведение урока иностранного языка определяют силу воздействия на учащихся учебно-воспитательного процесса. Для повышения действенности урока иностранного языка в совр...

статья "Организация учебной деятельности на уроках английского языка с учетом типов темперамента"

Статья будет интересна учителям, которые понимают важность индивидуального подхода в обучении....