статья "Организация учебной деятельности на уроках английского языка с учетом типов темперамента"
статья по английскому языку

Статья будет интересна учителям, которые понимают важность индивидуального подхода в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация учебной деятельности на уроках английского языка с учетом типов темперамента.

 Максимальный учет индивидуально-психологических особенностей учащихся, в частности, тип темперамента, может быть реализован в рамках трехступенчатой деятельностной модели обучения, обеспечивающей оптимальное сотрудничество учащихся с различными типами темперамента.

Индивидуально-психологические особенности человека проявляются при выполнении им любой деятельности. Причем в процессе учебной деятельности они наиболее явно прослеживаются в овладении речевой деятельностью на изучаемом иностранном языке. Специфика обучения иностранному языку как предмету требует пристального внимания к проблеме индивидуальных и возрастных особенностей обучаемых. Исследования многих психологов говорят о том, что учащиеся с противоположными свойствами темперамента достигают одинаково высокого уровня учебной деятельности благодаря индивидуальному стилю выполнения поставленных задач. Различные способы и приемы индивидуализации учебной деятельности позволяют наилучшим образом использовать одни свойства темперамента, чтобы компенсировать недостатки в деятельности, обусловленные другими свойствами. В одних случаях деятельность требует сильных и быстрых реакций, в других – плавных и медленных действий. И именно в обучении речевой деятельности на иностранном языке эти различия выступают с достаточной четкостью в любом из видов речевой деятельности – говорении, письме и др. В одной и той же группе некоторые учащиеся стремятся к участию в речевом общении, в формах учебной работы, требующей энергичности, быстрого реагирования. Другие учащиеся более спокойны, сдержанны. Поэтому преподавателю приходится постоянно на занятиях решать задачу организационного характера: направлять активность в правильное русло и вовлекать в работу тех, кто хотел бы остаться незамеченным.

 Целенаправленная организация взаимодействия учащихся с различными типами темперамента осуществляется в условиях формирования искусственного билингвизма в контексте теории деятельности (Л.С.Выготский,1968; С.Л.Рубинштейн,1989; А.Н.Леонтьев,1969), теории речевой деятельности (И.А.Зимняя,1978) и оптимальном сочетании коммуникативного аспекта обучения с аналитическим аспектом.

 В данном параграфе нам необходимо рассмотреть различные подходы к учению о типах темперамента и выделить те свойства темперамента, которые необходимо учитывать преподавателю при организации взаимодействия обучаемых.

  Проблема темперамента существует давно, с самых первых времен развития психологии, наряду с частными проблемами человеческого поведения  выдвигались и проблемы темперамента. Однако из-за сложности и дискуссионности она решается неоднозначно, на это указывает отсутствие единой точки зрения на те свойства, которые необходимо включить в темперамент, отсюда проблема физиологического базиса (смешивание физиологических и психологических свойств), различие в понимании роли среды и воспитания в формировании темперамента. Еще с древности и до наших дней, исследователи приходили к одному мнению, то, что источники особенностей темперамента следует искать в индивидуальных особенностях строения тела человека. Даже представители древнегреческой и римской медицины (Гиппократ 5в. до н.э., Гален 2 в. до н.э. ) считали, что господство одного темперамента связывалось с преобладанием желчи, или же крови, или же слизи в организме. Но, в наши дни, ряд психологов, хотя и не отрицают эту теорию, но все же отдают предпочтение психической стороне исследования темперамента.

Существование различных взглядов на данную проблему определило многообразие в подходах к изучению темперамента. В нашем исследовании нам важно рассмотреть традиционные типы темперамента и связи, которые существуют между темпераментальными свойствами.

В традиционной психологии описание темперамента обычно охватывает четыре типа, в основу которых положено учение о типах поведения человека. В определении темперамента имеются две основные черты: строение тела, выразительность каждого из типов; а также характер движения человека, т.е. динамика реакций нашего организма. Если человек с заметной психической активностью, склонен к частой смене впечатлений, легко переживает неудачи, живой и подвижный, то это сангвиник. А если с устойчивым стремлением, с постоянством, с равномерной речью, то его называют флегматиком. Человека энергичного, быстрого и порывистого, склонного к бурным эмоциям, непостоянного, называют холериком. Ну, а если, медлительный, замкнутый, легкоранимый, со сдержанными движениями, то это меланхолик.

Естественно, что не всех людей можно распределить по четырем типам. Вопрос о разнообразии темпераментов еще не является окончательно решенным в науке. Но перечисленные типы принято считать основными, тем более, что именно в среднем школьном возрасте мы можем проследить ярковыраженные в «чистом» виде типы темперамента.

К настоящему времени обозначился ряд подходов к изучению индивидуальности человека. Нужно отметить, что свойства темперамента, обусловлены индивидуальными свойствами нервной системы. Отечественный ученый И.П.Павлов охарактеризовал типы темпераментов по следующим свойствам нервной системы: сила возбуждения, сила торможения, уравновешенность, подвижность; определил три сильных типа и слабый. Сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник; сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения – холерик; сильный, уравновешенный, инертный – флегматик; слабый тип – меланхолик.

 Многие исследователи ставят перед собой задачу решить такие вопросы, как: зависит ли результат деятельности от особенностей темперамента; благоприятствует ли отдельные свойства темперамента достижению лучших результатов и существует ли такие особенности темперамента, которые затрудняли бы выполнение каких-либо действий? Потому как этими вопросами занимались многие исследователи, то и однозначного ответа их работы до сих пор не дают. Но, известно, что эффективность действий связана с условиями их выполнения и сруктурой самих действий. И все же, главным условием является мотивация выполнения работы и способности индивида.

Обычно люди очень непохожи  друг на друга по своим личным качествам, и это проявляется уже в детстве. Один нетороплив, другой порывист; один легко справляется с монотонной работой, другой в этих условиях через пол часа засыпает. И здесь возникает необходимость в индивидуализации деятельности, хотя в то же время учебная деятельность предъявляет к разным учащимся одинаковые, стандартные требования. Но, благодаря трудам многих специалистов-психологов, есть пути и средства приспособления к данным требованиям разных детей. Да, при определенных условиях инертный ребенок может справляться с быстрой работой, а подвижный проявлять усидчивость, систематичность. И, именно поэтому педагогам и родителям необходимо сознательно организовывать учебный и воспитательный процессы в соответствии с возможностями, обусловленными свойствами темперамента. Отечественные педагоги внесли значительный вклад в изучение структуры способностей учащихся. Естественно, важным является период школьного обучения. Обучаемость зависит от многих сторон психики, но в основном от особенностей интеллекта: сообразительности, глубины мышления, особенностей восприятия, памяти, воображения.

Каждый темперамент имеет и положительную, и отрицательную стороны, т.е. и слабый тип имеет свои особые достоинства. Исходя из множества исследований в этой сфере, можно с уверенностью сказать, что процесс учебных занятий протекает по-разному, в зависимости от типов темперамента. Если в самостоятельных занятиях ученика выделить три этапа - подготовительный, исполнительный и контрольный, то можно обнаружить, что сильные мало времени уделяли подготовительным и контрольным действиям (исправления, добавления делались в ходе работы), тогда как слабых отличала продолжительность подготовки и проверки (при самопроверке). И другое отличие: сильные достаточно длительно могли выполнять работу, а слабые старались заранее запланировать работу. Хотя, по конечным результатам нельзя было отдать предпочтение тому, или иному типу темперамента. Итак, учащиеся с сильным типом НС лучше решают одни задачи, а с более слабым – другие; высокая результативность зависит, прежде всего от характера выполнения заданий, или же быстро, или же вдумчиво. И все же, результатом долгих исследований стало доказательство того, что уровень интеллектуальных способностей не зависит от типа темперамента. Люди с противоположными свойствами темперамента достигают одинаково высокого уровня деятельности благодаря индивидуальному стилю выполнения поставленных задач.

В одних случаях деятельность требует сильных и быстрых реакций, в других – плавных и медленных действий. Холерику, допустим, очень трудно вначале будет совершать деятельность, требующую плавных движений, спокойного темпа, т.к. его природные способности противоположны требующимся качествам. Холерик будет проявлять нетерпение, порывистость. Но в процессе деятельности, темперамент будет подчиняться многим требованиям. А, например, флегматики, вызванные отвечать к доске, замедленно реагируют на вопрос и может создаться впечатление, что ребенок не готов. И, наоборот, поспешность сангвиника и резкость холерика могут вести к необдуманности ответа. Ну, особенно внимательным нужно быть к меланхоликам, такие дети очень чувствительные, к ним неуместны ни шутка, ни ирония. Учитель должен быть «мастером», постоянно добиваться совершенствования недостаточно развитых свойств темперамента, а также отнестись с большим вниманием к индивидуализации учебной деятельности.

Вообще, проблема индивидуального стиля – это проблема наивысшего уровня достижения деятельности каждого человека. Исследования по проблеме индивидуальных различий деятельности в связи с темпераментом  проводились многими учеными, В.С.Мерлин, Е.А.Климов. Я.Стреляу и др.

В.С.Мерлин утверждает, что в учебной и трудовой деятельности повышается степень уравновешенности нервных процессов путем дисциплины, различных методов и приемов тренировки возможно увеличить силу возбуждения и торможения, а также степень их подвижности. Но все же остается важным вопрос о проблеме индивидуализации учебной деятельности, различные подходы в обучении, и одной из причин этому является то условие. Что свойства темперамента изменяются очень медленно, поэтому результат может оказаться очень отдаленным (результат тренировки силы и подвижности возбуждения). Путем изменения свойств темперамента нельзя добиться значительных сдвигов в поведении ученика, нужны года для получения нужного результата. Но путем долгого труда, можно достичь высокой работоспособности, устойчивости и сосредоточенности внимания, которые так необходимы в учебной деятельности. Другой путь приспособления темперамента к требованиям учебной деятельности, т.е. индивидуальный подход, выбор заданий в соответствии со свойствами темперамента. Такой выбор возможен лишь в очень ограниченных условиях, применительно к учебной деятельности, в обучении отдельному предмету. Т.е. происходит реорганизация учебного процесса, некоторые требования смягчаются или заменяются другими, соответствующими темпераменту. Например, к ученику с неустойчивостью или со слабой возбудимостью волевого усилия учитель применяет частую стимуляцию, а при противоположных свойствах темперамента он представляет ребенку большую самостоятельность. Я.Стреляу развивает идею о специфической регулирующей роли темперамента в деятельности. Свойства темперамента, как он считает, прежде всего, обуславливают, а не влияют на формирование индивидуальных способов деятельности, т. е. на ее стиль. Его эксперименты касаются изучения влияния на этот стиль одного из свойств темперамента – реактивности. Трактовка реактивности Я.Стреляу очень близка к понятию силы процесса возбуждения. Это свойство характеризуется интенсивностью индивидуальных реакций и является относительно постоянным. Реактивность индивида тем сильнее, чем слабее раздражитель, вызывающий реакцию. Высокореактивные индивиды являются сильновозбудимыми, но обладают низкой работоспособностью. Проводились опыты со школьниками, что привело к некоторым результатам : высокореактивные (слабая НС) показывают более низкую продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают использования привычных приемов, тогда как низкореактивные (сильная НС) наоборот, проявляют большую сопротивляемость и продуктивность. Именно, высокореактивные из-за быстрой утомляемости предпочитают выполнять действия, которые можно произвольно прервать.

 Последователь научной теории И.П.Павлова, Я.Стреляу в качестве основы темперамента выделяет устойчивость и постоянство его свойств в сравнении с другими психическими характеристиками. Основные психологические составляющие темперамента по Я.Стреляу: два ряда характеристик поведения: энергетический уровень и временные параметры. Можно выделить свойства, характеризующие каждую из этих составляющих, временные параметру различные характеристики скорости реакций, их устойчивость во времени: подвижность, понимаемая как способность перехода от одного действия к другому ; темп и ритмичность реакции.

Я.Стреляу признает развитие темперамента в онтогенезе и допускает возможность специальных воспитательных воздействий в развитии свойств темперамента.

В.С.Мерлин отмечал, что в психологической традиции под свойствами темперамента понимаются лишь эмоциональные свойства, поэтому он предложил пользоваться понятием психодинамических свойств:

« Под понятием  психодинамических мы понимаем индивидуальные свойства, определяющие динамику психической деятельности со стороны скорости, интенсивности   вектора « и образующие системы, гомоморфные общим типом НС человека.» По Мерлину, психодинамическими свойствами являются : активность, реактивность ; особенности характеризующие  динамику отдельных психических процессов ; свойства, в которых проявляется интенсивность протекания психической деятельности. К индивидуальным психодинамическим свойствам В.С.Мерлин относит и те, в которых выражается направленность на специфическую ситуацию, например, экстраверсия-интроверсия; тревожность – как ожидание угрожающей ситуации, отмечая при этом, что направленность экстраверсии, тревожности имеет формальный характер.

Таким образом, к настоящему времени проведено достаточно много теоретических экспериментальных исследований, основное внимание в которых было уделено проблеме темперамента ( Б.М Теплов, В.Д.Небылицын, В.С.Мерлин, В.В.Белоус, В.М.Русалов и др.). Существует множество споров в области выделения каких-либо определенных свойств темперамента. Естественно, многие исследователи опираются на общепринятую научную теорию И.П.Павлова. Но существует ряд теорий (Дж. Гилфорд, В.М.Русалов), где авторы предлагают более широкий спектр факторов определения свойств темперамента. Стоит вопрос об отнесении таких свойств, как : экстраверсия-интроверсия, эмоциональная стабильность, тревожность, к темпераменту. У одних исследователей это вызывает возражение, которые считают эти свойства личностными (В.Д.Небылицын), другая часть исследователей считает возможным рассматривать экстраверсию, нейротизм, тревожность как темпераментальные свойства. (В.С.Мерлин, В.В.Белоус, В.М.Русалов).

Считается общепризнанным среди исследователей темперамента, в том числе и среди сторонников факторных теорий, что темперамент включает в себя относительно устойчивые свойства, мало изменяющиеся под влиянием среды.

На связь свойств темперамента и деятельности указал Б.М.Теплов: «Каждое свойство НС есть... диалектическое единство противоположных с точки зрения жизненной ценности проявлений. Это значит, что тип НС нельзя считать просто хорошим или просто плохим. Это типы, характеризующие разные способы уравновешивания организма со средой, а не разные степени совершенства НС.»

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у людей с различными свойствами НС и темперамента при некотором определенном уровне требований наблюдается одинаковая производительность.

Исходя из вышеизложенного, мы считаем необходимым создание модели обучения, обеспечивающей оптимальное сотрудничество и взаимовлияние учащихся с различными типами темперамента, используя одни свойства, чтобы компенсировать недостатки в деятельности, обусловленные другими свойствами, с учетом индивидуального стиля деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы активизации учебной деятельности на уроках английского языка

Методы активизации учебной деятельности на уроках английского языка...

Методическая разработка "Организация учебной деятельности на уроке английского языка по технологии "Дебаты" на примере урока в 10 классе

Данная работа представляет собой разработку урока английского языка по технологии "Дебаты", которую я использую на старшем этапе обучения. Урок разработан в соответствии с УМК "Английский с удовольств...

"Использование электронных учебных пособий, тренажеров, тестов для контроля учебной деятельности на уроках английского языка" / из опыта работы

Перед Вами первый выпуск Интерактивного журнала с методическими находками учителя "The First Step to Succes". Тема выпуска №1 "Использование электронных учебных пособий,тренажёров, тестов для контроля...

«Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной деятельности на уроках английского языка при реализации основной образовательной программы»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосоверш...

Организация деятельности учащихся по самоконтролю и самооценке учебной деятельности на уроках английского языка

Целью работы является описание приемов развития навыков самооценки и самоконтроля на уроках английского языка. Работа имеет практическое применение....

Из опыта работы учителя английского языка Изотовой Е.В. «Как организовать эффективную учебную деятельность на уроке английского языка?»

Статья освещает эффективные приемы и методы формирования УУД на уроках английского языка, которые автор статьи использует на своих уроках....