Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Трифонова Дарья Алексеевна

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка.

В современном обществе большинство учителей сталкивается с трудностями обучения детей на уроках английского языка. В первую очередь, это связано с потерей мотивации к данному предмету, так как дети не знают и не понимают, как они могут использовать полученные знания вне класса. Дети не видят значимости знаний, не имеют представления о том, для чего и зачем им даются эти знания.

Проблема мотивации, несомненно, возникает по каждому предмету. В различных пособиях и методиках описаны способы и пути повышения мотивации. Однако проблема мотивации изучения английского языка стоит особо остро. Исследования по данному вопросу показывают, что мотивация детей к изучению английского языка снижается с каждым годом. При этом можно заметить, что в начальной школе дети имеют очень высокую мотивацию: они готовы петь на английском языке, для них кажется интересным презентовать стихотворение или же рассказ о себе, также они всегда с удовольствием разыгрывают различные ситуации на английском языке. Поэтому изучение английского языка для детей на данном этапе – это некое “приключение в неизведанную страну”. Однако, начинается процесс накопления знаний по изучению английского языка, меняется отношение детей к данному предмету, а многие дети разочаровываются, поскольку для них показалось сложным изучать английский язык. Тем самым, происходит снижение мотивации, активности и воли, дети не достигают своих целей, о которых они мечтали, также снижается успеваемость, которая, в свою очередь, тоже влияет на мотивацию.

Возникает вопрос: что такое мотивация?

Существует множество определений понятия “мотивация”, но нет общего понятия, которое принимали бы все ученые. Понятие “мотивация” также используют как совокупность мотивов поведения и деятельности. А.И. Божович под мотивом понимает то, ради чего учится ребёнок, то, что побуждает его учиться. 

Исследования показывают, что в школу ребенок приходит с широкими социальными мотивами. В первую очередь, выступают мотивы самосовершенствования: ребенок хочет быть образованным, культурным, умным, развитым; и мотивы самоопределения: он думает, кем он хочет стать после, или же, где продолжать свое обучение. Данные мотивы создают личностную готовность к учению в школе. Такая готовность определяет положительное отношение ребенка к школе. Учитель же показывает перспективы учения, поощряет и порицает действия учеников.

Л.И. Божович, анализируя снижение интереса к учению учащихся III класса, высказала предположение, что одна из причин «лежит в недостатках содержания организации первоначального школьного обучения». Дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне. Начальное обучение в большинстве случаев не дает достаточной нагрузки для интеллектуальной деятельности ребенка, для удовлетворения его познавательной потребности и стремления к интеллектуальной активности, т.е. недостаточное удовлетворение познавательной потребности - одна из причин снижения интереса к учению. Таким образом, все выше сказанное говорит о необходимости поисков путей повышения мотивации к учению.

Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если учащиеся имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности. В настоящее время можно увидеть большой набор и опыт использования методов, способствующих формированию положительных мотивов на уроках английского языка:

  • Методы эмоционального стимулирования. Важнейшая задача учителя - обеспечение появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Основными методами эмоционального стимулирования служат: создание ситуаций успеха в учении; поощрение и порицание в обучении; использование игровых форм организации учебной деятельности; постановка системы перспектив.
  • Основными методами развития познавательного интереса являются следующие методы:  формирование готовности восприятия учебного материала; выстраивание вокруг учебного материала игрового, приключенческого сюжета; стимулирование занимательным содержанием; создание ситуаций творческого поиска.
  • Методы формирования ответственности и обязательности. Данные методы и приемы формирования ответственности в учении опираются на методы воспитания школьников, что само по себе подчеркивает единство процессов обучения и воспитания. Методы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов: разъяснения школьникам личной значимости учения; приучения их к выполнению требований оперативного контроля.

Исследования также показывают, что ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать игровой метод, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство повышения мотивации к учению.

Исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру "арифметикой социальных отношений", Д.Б. Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функции и способов познания ребенком мира взрослых.

Игры способствуют выполнению важных методических задач: созданию психологической готовности детей к речевому общению; обеспечению естественной необходимости многократного повторения или языкового материала; тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи.

Стимулирующим фактором при изучении английского языка также  является использование межпредметных связей. Овладение английской речью с опорой на межпредметные связи отвечает различным интересам учащихся, позволяет учитывать их индивидуальные особенности и склонности, что, естественно, создаст наиболее благоприятный режим для практического применения языка как средства общения, в силу этого межпредметные связи являются одним из эффективных средств мотивации учебного процесса по английскому языку.

В настоящее время широко используется проектная методика в преподавании иностранного языка, одной из главных целей которой является приобщение детей к исследовательской деятельности. Метод проектов способствует реализации способностей школьников, позволяет интегрировать разные учебные предметы, а также организовать обучение в сотрудничестве.

Применяя метод проектов в своей работе, учитель, в первую очередь, должен быть сам творческой личностью. Во-вторых, он должен проделать большую работу по прогнозированию деятельности его учащихся. Более того, у школьников должны быть сформированы определенные виды навыков и умений, они должны обладать определенным уровнем языковой компетенции, соответствующим их возрасту, особенностям, развитию и интересам.

С развитием общества и науки, на помощь учителю пришли информационно-коммуникационные технологии.  Внедрение ИКТ в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.  Использование ИКТ на уроках английского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, развивают интерес, делают урок более интересным.

Опыт учителей иностранного языка показывает, что для более эффективной реализации целей обучения иностранному языку необходимо как можно активнее вовлекать учащихся в различные виды внеклассной работы. Современный уровень развития методики предлагает широчайший арсенал всевозможных форм и методов внеклассной работы. Внеклассная работа по иностранному языку помогает учащимся не только увидеть истинные возможности изучаемого языка, но и вызывает положительный эмоциональный настрой, что чрезвычайно важно для формирования и укрепления положительной мотивации к изучению иностранного языка. На мой взгляд это очень актуально, работу по формированию устойчивого интереса к иностранному языку нужно вести планомерно, целенаправленно и регулярно. Педагогический опыт и результаты работы показывают, что соблюдение условий позволяет избежать падения мотивации на различных этапах изучения английского языка. Кроме того, привлечение учащихся и к участию в общешкольных мероприятиях, где они также выступают с литературно-музыкальными композициями, сценками и стихотворениями на английском языке. Хотелось бы отметить, что такая постоянная вовлеченность в творческий процесс подготовки к очередному мероприятию детям отнюдь не в тягость. Ситуация успеха, осознание того, что они могут выступить на концерте с номером на иностранном языке формирует положительную самооценку, ребенок растет не только в собственных глазах, но и в глазах сверстников. Первостепенное значение имеет развитие инициативы учащихся, творческих способностей, создание условий для самовыражения.

Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранному языку, учителю необходимо четко представлять себе способы и приемы ее формирования в условиях данного образовательного учреждения. При рассмотрении проблем мотивации и поиске путей ее формирования, недопустимо упрощение ее понимания, т.к. формирование мотивации - это не перекладыванием учителем в головы учащихся уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. Формирование мотивов - это, в первую очередь, создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационно-ценностной сферы. При этом, при овладении иноязычной культурой вовсе небезразлично какие мотивы побуждают учащегося к осуществлению деятельности.

В заключение, важно заметить, что процесс изучения английского языка  не может состоять  только из одних  игр, проектов или же использование ИКТ на уроках. При всей привлекательности данные способы повышения мотивации зависят от многих факторов: подготовки учащихся, сложности изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и даже настроения каждой конкретной группы учеников на каждом конкретном уроке.

Список литературы:

1) Божович А.И. Отношение школьников к изучению как психологическая проблема. /Изв. АПНРСФСР.-М.

2) Бреслав Г. М. Психология эмоций. - М.: Смысл, 2004.

3)  Дубровин М.И. «Мотивация при обучении иностранному языку и учебные материалы.» - «Иностранные языки в школе» №1, 1978 г.

4) Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка // Издательство "Вышейшая школа", 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация мотивации учебной деятельности на уроках английского языка

Конспект доклада- выступления на педсовете в рамках школы, содержит основные принципы работы на уроке из собственного опыта...

План самообразования воспитателя МБОУ «СОШ-интернат для одаренных детей» Шамсутдиновой Л.Т.по теме: «Повышение мотивации познавательной деятельности на уроках английского языка» на 2014-2017 учебные годы.

План самообразования воспитателя МБОУ "СОШ-интернат для одаренных детей" Шамсутдиновой Л.Т. по теме: "Повышение мотивации познавательной деятельности на уроках английского языка" на 2014-2017 учебные ...

Формирование мотивации учебной деятельности на уроках английского языка в условиях ФГОC.

В данном материале учитель делится опытом работы по формированию мотивации учебной деятельности на своих уроках...

Выступление по теме "Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках географии и биологии."

Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить&ra...

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках математики.

Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить&ra...