Главные вкладки

    Роль нетрадиционных форм внеклассных мероприятий для развития ключевых компетенций школьника.
    материал по теме

    Шошкина Юлия Сергеевна

    Материал состоит из двух частей: в первой идет речь о компетенциях, формах внеклассных мероприятий, а вторая представляет собой обмен опытом.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Роль нетрадиционных форм внеклассных мероприятий  для развития ключевых компетенций школьника.

    Подготовила:

    воспитатель Шошкина Ю. С.

    2012-2013 учебный год

    Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором:

    1. научиться познавать;
    2. научиться делать;
    3. научиться жить вместе;
    4. научиться жить.
      определил по сути основные глобальные компетентности.

    Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям,производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

    А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия“компетентности” и “компетентности”, более соответствующие пониманию современных целей образования..

    Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

    Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

    Компетенции “закладываются” в образовательный процесс посредством:

    1. Технологий;
    2. Содержания образования;
    3. Стиля жизни ОУ;
    4. Типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

    Итак, что такое “компетенция” и “компетентность”?

    Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

    Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью

    Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом.

    Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.

    Компетентность является сложным образованием, интегрированным результатом обучения, выделяют виды или направления компетентностей. Их можно разделить на три группы.

    1. Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).

    2. Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор).

    3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития)

    Формирование учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.

    Комплекс этих жизненных умений является центральным в системе компетентноcтного подхода, а так же конечным результатом обучения.

    Компетентности классифицируются:

    1. Ключевые, включают (работа с числом, коммуникативная, информационные технологии, самообучение, работа в команде, решение проблем, быть человеком).
    2. По видам деятельности (трудовая, учебная, коммуникативная, профессиональная, предметная, профильная)
    3. По сферам общественной жизни (бытовая, гражданско-общественная, в искусстве, культурно-досуговая, в физкультуре, спорте, в образовании, в медицине, в политике и т.д.).
    4. В отраслях общественных знаний (в математике, физике, в гуманитарных науках, в обществознании, в биологии).
    5. В отраслях общественного производства.
    6. По составляющим психологической сферы (когнитивная, технологическая, мотивационная, этническая, социальная, поведенческая).
    7. В областях способностей (в физической культуре, умственной сфере, общественные, практические, исполнительные, творческие, художественные, технические, педагогические, психологические, социальные).
    8. В областях по ступеням социального развития и статуса (готовность к школе, компетентности выпускника, молодого специалиста, специалиста – стажёра, руководителя).

    Как видите компетентностей достаточно много, но как вы заметили, что среди них выделяют ключевые (основные).

    Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности.

    1. Познавательная компетентность:

    – учебные достижения;
    – интеллектуальные задания;
    – умение учиться и оперировать знаниями.

    2. Личностная компетентность:

    – развитие индивидуальных способностей и талантов;
    – знание своих сильных и слабых сторон;
    – способность к рефлексии;
    – динамичность знаний.

    3. Самообразовательная компетентность:

    – способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;
    – ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;
    – гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;
    – постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

    4. Социальная компетентность:

    – сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
    – способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
    – социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
    – развитие личностных качеств, саморегулирование.

    5. Компетентное отношение к собственному здоровью:

    – соматическое здоровье;
    – клиническое здоровье;
    – физическое здоровье;
    – уровень валеологических знаний.

    Необходимо еще раз сделать ударение на главной особенности компетентности как педагогического явления, а именно: компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния.

    Таким образом, ключевые компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе:

    1. Ценностно-смысловая компетенция.
    2. Общекультурная компетенция.
    3. Учебно-познавательная компетенция.
    4. Информационная компетенция.
    5. Коммуникативная компетенция.
    6. Социально-трудовая компетенция.
    7. Компетенция личностного самоусовершенствования

    Уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала.

    С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей

    Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует.

    Потенциал, например, продуктивных методик и технологий очень высокий, и реализация его влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность.

    Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила:

    1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
    2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
    3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. .
    4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
    5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
    6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
    7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
    8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение.
    9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
    10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
    11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
    12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
    13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
    14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
    15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

    Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.

    Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

    Нетрадиционные формы урока - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.

    1. Нетрадиционные формы урока: ролевые игры; урок-спектакль; исполнение сказочного сюжета; смотр знаний; урок фантазирования; урок-игра; деловая игра; урок-зачет; урок-путешествие; круглый стол или конференция; урок-состязание; пресс-конференция; урок взаимообучения; урок открытых мыслей; урок-восхождение; урок-соревнование; урок-диалог; урок-КВН; мозговая атака; урок-викторина; урок-брифинг; игра "Следствие ведут знатоки"; актуальное интервью; аукцион знаний; имитационно-ролевое моделирование; урок-диспут; моделирование мышления учащихся; урок-турнир; ролевая деловая игра; урок - эврика; урок-лекция; игра "Волшебный конверт"; межпредметный интегрированный урок; урок-конкурс; лекция вдвоем; урок творчества; пресс-конференция;

    Предполагаемый результат деятельности – в повышении интереса к предмету, в творческой активности учащихся на уроках и внеклассных занятиях, в умении самостоятельно мыслить, в коммуникативной активности, стабильности результатов обучения. Данный опыт доступен любому учителю и рассчитан на ученика любого уровня.

    Внеурочное время учащихся, как и урок, должно быть наполнено содержанием интересным и увлекательным.

    Наш ученик - это не только школьник, а, прежде всего, человек с

    ограниченными интересами, запросами, стремлениями.

    Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет?

    Это не праздные вопросы - это вопросы жизни. И моя цель воспитать гражданина, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого.

    На мой взгляд, тема: «Нестандартные формы внеклассной работы с умственно отсталыми школьниками», как нельзя лучше отражает решение этой задачи. Задачи, над которой я работаю.

    Дети должны жить в мире красоты, игры,          сказки, музыки , рисунка, фантазии, творчества.

    В.А. Сухомлинскuй.

    Начало учебного года - это переломный момент в жизни каждого ребенка, который дети переживают по - разному. Одни из них не принимают специального учреждения, переоценивают свои возможности, другие воспринимают школу, как шаг к новой, взрослой жизни, как способ приобрести необходимые знания и умения. Наблюдая за детьми, видишь какие они разные: тут и достаточная уверенность в себе и напротив, робость, скованность, замкнутость и общительность, грубость и вежливость. Многое в характере и поведении ребенка зависит от того, в какой обстановке он воспитывался, какие навыки ему прививались. А это, в свою очередь, определяет его самочувствие среди сверстников и его статус в коллективе.

    Задача воспитателя, который работает с детьми с    различным эмоциональным настроением, различными навыками поведения - создать единый коллектив, в котором наши дети хорошо себя чувствуют и по - товарищески относятся друг к другу.

    Положительную роль в этом играют  нестандартные  формы  внеклассной работы, где на первый план выдвигаются возрастные особенности и отношения к ведущему виду деятельности. Для 1-4 классов - это познавательная с наглядно - образным мышлением, для старших - уровень ориентации – на самостоятельную  жизнь.

    Критерий деятельности каждого ребенка - это интерес к проявлению творчества, самостоятельная активность.

    Хочу остановиться на том огромном влиянии, которое оказывает эта работа на детей.

    Все используемые методы и приемы я классифицировала следующим образом :

    1) Игра. 2) Творческие работы. 3) Использование ИКТ. 4) Метод проектов.

    5) Исследовательская деятельность. 6) Элементы проблемного обучения.

    А) Игра.

    Коррекционные упражнения.

     «Диктор». Прочитайте  правильно текст .

    «Корректор». Исправьте речевые ошибки.

    «Блицопрос» он показывает реальные знания учащихся; система таких вопросов формирует в учащемся способность быстро мобилизовать имеющиеся знания, умения, навыки; держит ученика в постоянной интеллектуальной готовности.

    «Сто тысяч почему». Учитель надевает маску Дотошного иностранца или Глупого инопланетянина, и на каждую фразу ученического ответа задает вопрос: «Почему?»

    Например: Падают листья?

    «Доверяй, но проверяй». Задача класса - найти и исправить. В результате развивается внимание, дети учатся критически оценивать преподносимую информацию. Конечно, надо заранее предупредить о возможности ошибки.

    Б) Творческие работы.

    Мы  не можем представить себе гармонически развитую личность без умения воспринимать прекрасное. Это прекрасное всюду: в природе, в искусстве, в чувствах, в пробуждении, в поступках человека.

    Хочется, чтобы первые шаги моих детей, за пределами урока были бы шагами в мир прекрасного: надо как можно раньше воспитать в них черты борца, черты внутренне красивого и мужественного человека. Интересы, как и вкусы, воспитываются.

    На первый взгляд кажется, что дети с ограниченными возможностями здоровья и развитие творческих способностей - понятия несовместимые.

    Выставки, подготовка праздников (открытки ко дню учителя) и выступлений. Эти занятия способствуют:

    1. Способствует снятию детских страхов;
    2. Развивает уверенность в своих силах;
    3. Развивает пространственное мышление;
    4. Учит детей свободно выражать свой замысел;
    5. Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
    6. Учит детей работать с разнообразным материалом;
    7. Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
    8. Развивает мелкую моторику рук;
    9. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
    10. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

    Одним из основных направлений своей работы на этот год является развитие детских творческих способностей.

    Мини – исследование

    Сколько воды получиться из ведра снега?

    В рамках проекта «Фотолюбитель» наблюдали за природой городского парка, а сейчас, провели экскурсию и выявили изменения. В рамках этого же проекта наблюдаем за березой, как она изменяет цвет и почему. Провела клубный час «От куда берутся шоколад и изюм»

    Собираемся вести дневник природы

    Результативность. Переходя от этапа к этапу, школьник учится: работать с первоисточниками; наблюдать явления, факты; объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие; формулировать гипотезу; обобщать материал и представлять его в виде текста.

    Метод проектов.

    В результате работы над проектом школьник овладевает следующими навыками: самостоятельной работы с источниками информации; самостоятельного принятия решений; коммуникативности, мыслительной деятельности при проектировании, анализа и рефлексии.

    Нестандартные формы работы во внеурочное время помогают воспитателю формировать личность интересную и неординарную. Как раз этого и требует наше время.

    « ... Никогда не теряй,

    Не теряй своей мечты!

    Твердо верь!         Твердо знай!

    Все на свете можешь, ты! ... »


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация воспитательной работы в школе как средство развития ключевых компетенций школьников

    Данный материал можно использовать для проведения педагогических советов. методических мероприятий. В конспекте охарактеризованы основные ключевые компетенции школьников и способы их формирования....

    Развитие ключевых компетенций школьников на уроках биологии средствами ИКТ.

    Сатериал содержит классификацию ключевых компетенций школьников и способы их развития с помощью использования педагогических технологий....

    педагогический проект "Развитие ключевых компетенций школьников в обучении математики

    В педагогическом проекте рассматриваются разные приемы и методы развития ключевых компетенций школьников....

    "Роль классного руководителя в формировании ключевых компетенций школьников"

    Выступление на семинаре классных руководителей в рамках проведения методической недели...

    Роль воспитательной работы в формировании ключевых компетенций школьников

    Реалии нашей жизни предъявляют новые требования к выпускникам образовательных учреждений. Современному обществу нужны молодые люди, которые обладают определёнными качествами, компетенциями. Их формиро...

    РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОМ ОБУЧЕНИИ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ «ЭЙДОС»

    Статья посвящена обобщению опыта работы Поповой Е.В., педагога дополнительного образования по развитию ключевых компетенций школьников в проектном обучении на примере реализации образовательной програ...

    Роль воспитателяв становлении учебной самостоятельности и развитии ключевых компетенций воспитанника.

    В настоящее время возрастает роль воспитателя-наставника в деле становления личности юношей 10-14 лет. Это возраст, когда у юношей меняются идеалы, они становятся более самостоятельными и важно в этот...