"Роль классного руководителя в формировании ключевых компетенций школьников"
статья по теме

Иванова Валентина Владимировна

Выступление на семинаре классных руководителей в рамках проведения методической недели

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_ruk_seminar.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре классных руководителей

Роль классного руководителя в формировании ключевых компетенций школьников

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.  Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого учителя. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

В последнее время воспитательная деятельность в образовательных учреждениях претерпевает изменения. Предпринимаются попытки привести цели, содержание и способы организации воспитания детей в соответствие с реалиями нынешнего состояния и перспективами развития Российского государства и общества. Важное звено в модернизации воспитательной практики - обновление деятельности классного руководителя. От того, насколько изменится его работа, во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований.

Современный классный руководитель  - это педагог - профессионал; духовный посредник между обществом и ребенком в освоении основ человеческой культуры; организатор системы отношений через разнообразные виды совместной деятельности классного коллектива; создатель благоприятной развивающей среды и благоприятного морально-психологического климата в классе; координатор усилий педагогов, семьи, социума - всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности ребенка. Современная школа призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающегося, т. е. его ключевые компетенции.

Многие авторы выделяют следующие ключевые компетентности:

  • Социально-правовая.
  • Коммуникативная.
  • Информационная.
  • Учебно-познавательная.
  • Рефлексивная.

Информационная компетентность – способность ориентироваться в информационном потоке, находить и перерабатывать информацию, владеть новыми информационными и мультимедийными технологиями. Способность к критическому отношению к информации.

Коммуникативная компетентность-готовность и умение вступить в общение, знание особенностей формального и неформального общения. Умение конструктивно разрешить конфликты. Навыки публичного выступления и письменной речи. Опыт взаимодействия с различными группами, умение строить партнерские отношения, умение работать в команде.

Социально – правовая компетентность-знание обязанностей прав и свобод человека и гражданина, умение их реализовывать в различных жизненных ситуациях. Толерантность, уважение и принятие другого.

Первые три компетентности являются базовыми, необходимыми для каждого современного человека, независимо от уровня образования, профессии, от места проживания.

Компетентность самосовершенствования – потребность в саморазвитии, умение выстраивать персональную жизненную стратегию. Адекватная оценка достигнутых в саморазвитии результатов и постановка новых жизненных задач. Знание и соблюдение норм здорового образа жизни, физическая культура человека.

Компетентность деятельности – знание средств и способов деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование.

Компетенции относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей, решения сложных задач в самых разных ситуациях.

Ключевые компетенции надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.

Уровень овладения ключевыми компетенциями – тот реальный багаж, который в дальнейшей взрослой жизни выпускника будет востребован в первую очередь, и именно от этого багажа зависит не только его дальнейшая жизненная и профессиональная карьера, но и будущее региона, того уголка земли, где он будет жить…

Формирование ключевых компетенций строится на основе планирования воспитательной работы в классе, участия в общешкольных делах, подготовки общешкольных мероприятий, формирования классных органов самоуправления и участия  в деятельности школьного Ученического комитета.

Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Воспитательная работа в классах ведется в соответствии с приоритетными направлениями воспитывающей деятельности:

- Правовое, гражданско-патриотическое воспитание

- Воспитание социальной ответственности и компетентности

- Нравственно - эстетическое воспитание

- Воспитание экологической культуры

- Воспитание культуры ЗОЖ

- Трудовое воспитание, профориентация

Воспитательная работа нашей школы строится на системе традиций, воплощающих основные устремления коллектива всесторонне помочь учащимся в нравственном становлении личности.

Охватывая различные направления воспитательной работы, традиции приобретают статус закона, который не только связывает и упорядочивает деятельность коллектива, но и помогает эту деятельность организовать, найти в своём учебном заведении ту изюминку, которая позволяет ему выгодно отличаться от других, и видеть перспективы развития.

Сформировавшиеся в школе традиции – это не просто набор мероприятий, а система. Взаимоотношения, складывающиеся в коллективе под влиянием традиций, характеризуются стабильностью, уважительностью, терпимостью, творчеством, а именно такие отношения и способствуют успешному развитию коллектива.

Традиционные школьные дела:

Традиционные школьные мероприятия:

- торжественные линейки 1 сентября, Последний звонок;

- День Учителя

- Новогодние праздники

- Театральная неделя

- Мисс школы

- участие в благотворительной акции «Ярмарка», «Неделя добра»

- День Победы

- День здоровья

- Туристический слет

- Выпускной бал

- предметные недели.

 В воспитательной деятельности особое внимание уделяется внедрение в практику принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика. Это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личностных компетенций школьника.

Среди основных форм воспитательной деятельности классного руководителя можно выделить следующие:

- тематические классные часы, раскрывающие основы норм морали, воспитывающие патриотизм, социально-гражданственную позицию школьников. Практикуется проведение совместных классных часов с привлечением специалистов из различных служб, родителей.

- участие в общешкольных мероприятиях, подготовка праздников. При организации воспитательных мероприятий используется метод коллективных творческих дел, который дает возможность самоактивизации, саморегулирования, самоконтроля и самооценки учащихся.  Каждый класс при подготовке старается подходить творчески к задумке, идее, использовать возможности информационных технологий. Так, например, учащимися 10 класса организована и проведена виртуальная игра «Дед Мороз.ru», ежегодное традиционное мероприятие «Мисс школы» среди старшеклассников провели в форме путешествия по странам с изучением обычаев, традиционных ритуальных обрядов, национальных костюмов. Идея проведения киносъемки в условиях школы воплотили девятиклассники, организовав в этом учебном году «Осенний киношок».

Широкий простор для формирования компетенций учащихся открывает школьный театр. Театральная неделя – многолетняя традиция нашей школы. Ежегодно на сцену выходят ученики с 1-11 класс, принимают участие в театральной неделе и воспитанники детского сада.

Театральное искусство в школе помогает разрешить многообразие психолого-педагогических, социальных и культурных проблем. Это освоение культурных традиций своего народа и культурных традиций других народов; развитие познавательных интересов в самом широком смысле; развитие навыков самообучения; развитие эстетического чувства; развитие потребности в продуктивной творческой деятельности и навыков самореализации в этой области; социальная и психологическая адаптация личности; развитие способности к глубокому, позитивному, продуктивному межличностному общению; повышение самооценки, её стабильности, гибкости, конструктивности. Из вышеперечисленного мы видим, что задачи школьного театра совпадают с требованиями Федерального стандарта, а именно нацелены на становление личностных характеристик выпускника. Участие в театральных постановках способствует формированию коммуникативной и информационной компетенции учащихся. Использование ИКТ позволяет моделировать и визуализировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного и звукового ряда; предоставляют ученикам возможность  самостоятельного поиска материалов; создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры. Участие в постановках заставляет ребят по-новому прочитать уже известные страницы произведений. Они овладевают способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в их непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Школьная сцена помогает бороться с комплексами, излишней застенчивостью, помогает раскрепоститься и найти себя. При этом формируется компетенция личностного самосовершенствования, идёт духовное и интеллектуальное саморазвитие.

Во всех классах организована деятельность самоуправления, что позволяет формировать коммуникативную компетентность. Создаются условия для развития лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации учащихся в обществе, их социализации и личностного развития. Классное самоуправление формирует компетентность деятельности. Высший орган самоуправления класса – классное собрание. Классное собрание определяет перспективы развития и основные направления классной жизни, обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения, каждый ученик имеет возможность высказать свое мнение, оценить свою активность, таким образом, формируется компетентность самосовершенствования. Система школьного ученического самоуправления организована в виде министерств по разным направлениям. В состав школьного Ученического комитета входит мэр каждого класса и министры по разным направлениям. Возглавляет комитет президент школы, которого мы выбираем общим голосованием в рамках проведения акции «Избирательная кампания». Основное направление деятельности Ученического комитета – отслеживание результатов активности классов в конкурсе «Класс года», подведение итогов конкурса «Ученик года».

Установка классного руководителя на формирование ключевых компетенций требует истинно демократического подхода к организации жизни класса. Классный руководитель не вправе навязывать цели развития классного коллектива и совместной жизнедеятельности, формы организации и методы достижения поставленной цели. Его задача — выбрать вместе с учащимися те цели, которые действительно близки, по крайней мере, большинству учеников, и те пути их достижения, которые, согласно общим ощущениям, будут наиболее плодотворными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль проектной деятельности в формировании ключевых компетенций у обучающихся в процессе изучения технологии.

Влияние проектной деятельности на формирование ключевых компетенций учащихся....

Роль воспитательной работы в формировании ключевых компетенций школьников

Реалии нашей жизни предъявляют новые требования к выпускникам образовательных учреждений. Современному обществу нужны молодые люди, которые обладают определёнными качествами, компетенциями. Их формиро...

Статья выступления на педагогическом совете по теме: "Роль классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников"

Это готовое выступление на педагогическом совете. Здесь раскрываются основные аспекты роли классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников. В статье приведены данные работы клас...

Презентация к статье выступления на педагогическом совете на тему:" Роль классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников".

Данная презентация предназначена для сопровождения выступления на педагогическом совете на тему:"Роль классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников"...

Публикация "Роль исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций у учащихся на уроках математики"

Роль исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций у учащихся на уроках математики...