Статья выступления на педагогическом совете по теме: "Роль классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников"
статья на тему

Шеботинова Юлия Григорьевна

Это готовое выступление на педагогическом совете. Здесь раскрываются основные аспекты роли классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников. В статье приведены данные работы классного руководителя с классным коллективом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_klassnogo_rukovoditelya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ НА ТЕМУ: «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ»

Подготовила учитель

 истории и обществознания

МБОУ г.Мценска

«Средняя школа №2»

Шеботинова Юлия

Григорьевна

                                                                              «Ребёнок учится тому,
                                                                             
Что видит у себя в дому.
                                                                               
Родители – пример ему!
                                                                               
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит 
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.»

Себастьян Брант

    Каждый человек хочет быть счастливым. Это одна из естественных потребностей любого человека. Хочет быть счастливым и ребенок. И самое большое счастье для любого малыша – это когда его окружают любящие и заботливые родители, бабушки, дедушки-

СЕМЬЯ. Именно в семье формируются основные черты характера ребенка, закладываются основные категории СЧАСТЬЯ. Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Именно через семейные ценности передается память поколений, закладываются основные моральные нормы и правила поведения на всю дальнейшую жизнь. Но, к сожалению, в последнее время произошли большие изменения в жизни современной семьи. Это и нестабильная экономическая ситуация в стране, утрата связи поколений, смещение полоролевых функций, феминизация общества. Это привело к воспитанию в ребенке новых качеств, продиктованных современной жизнью, таких как предприимчивость, расчетливость, практичность. Разрушены представления о семье, браке. И именно школа – это тот институт, который может помочь восстановить связь поколений, поддержать распад семейных ценностей. Огромная роль при формировании утраченных связей и семейных традиций принадлежит классному руководителю.

   Проблема формирования семейных ценностей очень актуальна в современных реалиях.  Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Таким образом, семья, семейное воспитание является незаменимым институтом социальной жизни общества и государства, поэтому на протяжении многих столетий ученые уделяли большое значение семье.

    Проблемой семейного воспитания и формирования семейных ценностей занимались с древних времен. Еще Владимир Мономах в своем «Поучении ..» писал о том, как надо воспитывать детей, какие ценности следует им прививать.  Как был прав К.Д. Ушинский, когда писал: «искусство воспитания имеют ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким…» . Это актуально в настоящее время, когда в основном родители образованные, грамотные, но в деле в воспитании собственных детей бессильны и не придают должного значения развитию ребенка, а плоды пожинают в их взрослой жизни. До сих пор сохраняют свою актуальность идеи «Материнской школы»

 Я.А. Коменского, произведения И.Г. Песталоцци «Как Гертруда учит своих детей»; «Книга для родителей» А.С. Макаренко. Они своевременны и современны, ибо классическая педагогика, разрабатывавшая проблему формирования личности в нравственном направлении, восходит к глубинам народной педагогики, возвеличивающей любовь и пример матери.

    Издревле в национальной культуре отражались семейные ценности. В этой связи можно выделить основные задачи классного руководителя: донести до сознания детей ценности, передаваемые из поколения в поколение, научить их понимать мечты и надежды народа, которые нашли свое отражение  в произведениях национальной культуры, рассмотреть ценности, запечатленные в национальной одежде, которая бережно хранится в некоторых семьях.

    Для подготовки программы формирования духовных ценностей у школьников, я проанализировала основные проблемы современной семьи. Сегодня институт семьи и брака переживает не лучшие времена. За последние десятилетия ценность семьи значительно снизилась. Подобно тому, как современное российское общество преодолевает кризис не только экономический, но и кризис духовный, современная семья также оказывается в зависимости от этих общественных процессов. Под угрозой сегодня находится главная функция семьи - репродуктивная или функция продолжения рода. Многие молодые семьи либо не хотят заводить детей, либо ограничиваются одним ребенком. Малодетность, а точнее однодетность семей есть итог преобладания в современном обществе малодетной ментальности. Одна из причин такого явления - отсутствие материальных возможностей для рождения и воспитания детей. Современные реалии таковы, что сегодня все больше людей не торопятся связывать себя узами официального брака, боясь экономической, правовой, моральной ответственности. Как следствие, уменьшается само число браков и растет число внебрачных союзов мужчин и женщин. Все это влечет за собой падение рождаемости детей.

   Внушителен и процент разводов в России. Статистически в России распадается больше половины браков. Так, если сопоставить данные Росстата по количеству заключенных браков и разводов, то окажется, что в 2016 году распалось 61,7% браков. В прошлом году было заключено всего 985 тыс. браков, при этом было зарегистрировано 608 тыс. разводов. Все это говорит о том, что большинство наших детей воспитывается либо в неполных семьях, либо в семьях с отчимом (мачехой). В свое классе я провела мониторинг семей и получила такие результаты. Из 25 учащихся:

12 человек (48 %) – воспитываются в полных семьях;

8 человек (32%) – воспитываются в неполных семьях ( родители в разводе);

4 человека (16 %) – воспитываются в семьях с отчимом;

1 человек ( 4%) – воспитывается в опекунской семье.

    Все эти данные говорят о том, что больше половины детей могут испытывать трудности  в своей семье, а также испытывают педагогические затруднения.

    Неполная семья-это не приговор, но повод задуматься, что должен сделать классный руководитель, чтобы в семейном климате было меньше напряжённости, ссор, конфликтов, дефицита положительных эмоций.

Помимо мониторинга, я провела среди своих воспитанников анкетирование на тему «Взаимоотношения в моей семье». После обработки анкет были получены следующие результаты.

Вопрос: Вы считаете взаимоотношения в семье:

- очень хорошими – 20%

-хорошими – 68%

-не очень хорошими – 12%.

Вопрос: Считаете ли Вы свою семью дружным семейным коллективом?

- не совсем – 28 %

- нет – 4 %

- да – 68 %

Вопрос: Бывают ли в Вашей семье ссоры, конфликты?

- да – 24%

- часто – 12 %

- иногда – 28 %

- редко 32 %

- не бывают – 4 %

Вопрос: Чем обусловлены ссоры, конфликты?

- непониманием членами семьи друг друга – 64 %

- нарушением этики взаимоотношений – 16 %

- отказом участвовать в семейных делах, заботах – 4 %

- другими обстоятельствами – 16 %.

     Проанализировав полученные выводы, я пришла к выводу, что моя работа, как классного руководителя, должна быть направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. И именно моей работой с детьми должны быть восполнены пробелы при формировании духовных ценностей у учащихся.

   Совместно с администрацией нашего учебного заведения был разработан план воспитательной работы по формированию семейных ценностей у учащихся.

Цель:

создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания  стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его                                                                                                                                                                                                                                                                                            учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д        .

Задачи:

1. Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми

2. Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения                          им общественных и учебных навыков

3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и    родителей.

   В ходе реализации данного плана проводились множество мероприятий с классом, таких как:

- анкетирование учащихся и родителей;

- классные часы по темам: « Счастлив тот, кто счастлив дома», «Мальчик, юноша, мужчина», «Между нами, девочками» и другие;

- совместный круглый стол (родители и дети) на тему: «Как не стать Иваном, не помнящим родства»;

- фотовыставка «Счастливые моменты нашей семьи»;

- защита групповых проектов с приглашением родителей по теме: «Выставка семейных реликвий»;

- конкурс стенгазет и плакатов  «Дети и взрослые».

    Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

   Но мой взгляд работа классного руководителя по данной теме не заканчивается с окончанием очередного мероприятия или классного часа. Это ежедневное общение с детьми и родителями по различным вопросам, включая зачастую и семейные споры, Это беседы и посещение семей на дому, разговоры по телефону, совместные с родителями и детьми походы в кино и в музеи, совместные экскурсионные поездки и просто разговоры « по душам» на переменах и после уроков. Конечно,  я не смогу научить своих воспитанников сформировать уже сейчас  модель своей будущей семьи, но очень надеюсь, что моя работа оставит след в душе и сердце каждого ребенка. И они навсегда запомнят, что главное счастье для любого человека – это крепкая любящая СЕМЬЯ.