Роль воспитательной работы в формировании ключевых компетенций школьников
материал по теме

Сукорцева Ольга Ивановна

Реалии нашей жизни предъявляют новые требования к выпускникам образовательных учреждений. Современному обществу нужны молодые люди, которые обладают определёнными качествами, компетенциями. Их формирование происходит не только во время  учебных занятий на уроках в школе, но и в процессе внеурочной, воспитательной работы. Об этом рассказывается в представленном докладе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №33»

Роль воспитательной работы в формировании ключевых компетенций учащихся

                             Выполнил: Сукорцева Ольга Ивановна,

                                                               учитель географии МОУ СОШ №33

Чита, 2010

Содержание

                                                                                                                   

Введение………………………………………………………………………3        

Глава 1.   Компетентностный подход в современном образовании …….5          

  1. Компетенция и компетентность………………………………….  5
  2. Ключевые компетенции ………………………………………….  8

Глава 2. Роль воспитательной работы в формировании ключевых компетенций школьников………………………………………………….12

Заключение………………………………………………………………..   14  

Литература…………………………………………………………………  15  

Приложения………………………………………………………………..  16          

Введение

В экономике XXI века главную часть капитала будет составлять не техника, а образованный человек. Изменяются требования, предъявляемые к выпускникам учебных заведений. Поэтому система образования в современном обществе претерпевает значительные изменения.  Она  работает  в  условиях  модернизации,  которая направлена на  «сохранение нации, её генофонда, обеспечение  устойчивого, динамичного  развития  российского общества - общества   с  высоким  уровнем  жизни, гражданско–правовой, профессиональной и бытовой  культурой» [5].  

В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года отмечается, что развивающемуся обществу нужны нравственные, современно образованные  люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способные к сотрудничеству, динамичные и мобильные, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны [5].         Целью работы общеобразовательных учреждений, её итогом в наше время является выпускник, который сам определяется в жизни, выбирает дальнейшее профессиональное образование и получает профессиональную квалификацию. Современная школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, которые определяют в наши дни качество образования. Этого можно достичь,  используя  новые технологии, которые направлены на развитие мыслительных навыков учащихся. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления. В этом нам видится актуальность выбранной темы.

Объектом исследования является воспитательный процесс.

 Предмет исследования – формирование ключевых компетенций в процессе воспитательной работы.

Цель исследования: формирование ключевых компетенций учащихся в процессе воспитательной работы.

Задачи:

  1. Провести анализ понятий «компетентностный подход», «компетенции» и «компетентность».
  2. Проанализировать влияние воспитательных мероприятий на формирование ключевых компетенций школьников.
  3. Создать и накапливать методические материалы с целью во внеурочной деятельности.

Теоретической основой исследования являются работы следующих авторов:

Воровщикова С.Г., Дронова В.П., Иванова Д.А., Краевского  В.В., Хуторского А.,  Якиманской И., а также «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Концепция модернизации муниципального образования в городе Чите на период до 2010 года».

Методы исследования:

  • теоретические: анализ литературы, обобщение;
  • математические: статистическая обработка данных;
  • эмпирические: анкетирование, наблюдение.

Проделанная работа имеет не только теоретическую значимость, поскольку раскрывает основные понятия компетентностного подхода в обучении и воспитании, но и практическую, так как в ходе работы накоплен материал, который может быть использован учителями во внеклассной работе с учащимися.

Глава 1. Компетентностный подход в современном образовании

  1. Компетенция и компетентность

Понятия «компетенция», «ключевые компетенции» впервые стали использоваться в США  в 70-х  годах прошлого века в сфере бизнеса. Это было связано с проблемой определения качеств будущего сотрудника, которые бы влияли на успешность его профессиональной деятельности. Эти качества и стали называть компетенциями. В связи с этим в различных типах фирм и организаций были проведены многолетние исследования по изучению качеств, которые были присущи людям, успешным в своей профессиональной деятельности. В результате этих исследований был составлен словарь, включающий 21 компетенцию.

Постепенно компетенции стали рассматриваться как самостоятельные универсальные составляющие любой профессиональной деятельности, влияющие на её успешную реализацию. Возник вопрос о том, можно ли научить компетенциям? Так это понятие попало в образование [4].

Д.А.Иванов в своей работе «Компетенции и компетентностный подход в современном образовании» отмечает, что в современном западном образовании компетенциям отводится центральное место. Это связано с теми изменениями, которые произошли в мире труда и управления экономикой в последние десятилетия. «Информационный взрыв», возникший в результате использования информационных технологий, привёл не только к тому, что объём потребляемой информации возрос многократно, но и к тому, что она быстро устаревает и требует постоянного обновления. Постоянные изменения стали нормой жизни современного общества.

 В этих условиях успешность в профессиональной деятельности зависит не от того, что человек обладает какой-то раз и навсегда заданной специальной информацией, а от его умения свободно ориентироваться в потоках информации, инициативности, умения справляться с проблемами, самостоятельно искать и использовать недостающие знания для достижения своих целей. Место исполнительного и хорошо справляющегося со своими обязанностями сотрудника занял сотрудник инициативный, умеющий брать на себя ответственность и принимать решения в различных ситуациях, умеющий работать в группе, самостоятельно учиться, восполняя недостаток знаний [4].

   Чтобы быть успешным, человеку современного общества необходимо обладать такими качествами (компетенциями), как самостоятельность, предприимчивость, ответственность, коммуникабельность, толерантность, способность видеть и решать проблемы автономно, а также в группах, способность и готовность постоянно учиться новому, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию и т.д. Другими словами, быть компетентным. Этим качествам (компетенциям) необходимо обучать. Поэтому компетентностный подход в обучении основан не на том, чтобы увеличивать объём информированности человека, а на том, чтобы научить их самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.

Основной смысл  компетентностного подхода заключается в том, что главной задачей школы становится не только и не столько знакомство ученика с основами наук, сколько воспитание гражданина, который, обладая необходимыми знаниями, умениями и навыками, обладал бы важнейшими для общества компетенциями  [1].

           В чём же разница между двумя понятиями - «компетенция» и «компетентность»? Приведём несколько определений этих понятий, взятых из разных источников.

«Компетенция – 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом» [9].

 …под компетенцией понимается некоторое отчуждённое, заранее заданное требование к подготовке человека, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристика)» [4].

          «Компетенция – это заданное содержание компетентности, которое необходимо освоить, чтобы быть компетентным» [1].

          «Компетенция определяется как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним» [5].

  «Компетентный – соответствующий, способный – 1) обладающий компетенцией; 2) знающий, сведущий в определённой области» [8].

  «…компетентность – это проявленная компетенция человека. Компетентность может включать в себя набор компетенций, которые обнаруживаются в различных сферах деятельности» [3].

  «Компетентность же выступает как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности» [10].

  «…под компетентностью понимается опыт успешного осуществления деятельности по выполнению определённой компетенции» [1].

   В образовательной среде наибольшее признание получило определение, данное А.В.Хуторским. Он определил образовательную компетенцию – как заранее заданное социальное требование (норму) к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

  Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности [10].

Таким образом, можно сделать вывод, что компетентность – это характеристика человека, ученика, а компетенция – это способности и умения, которыми он владеет.

  1. Ключевые компетенции

Традиционно содержание образования делится на общее для всех предметов, межпредметное для цикла предметов и предметное для каждого учебного предмета. Поэтому в настоящее время существует следующая типология образовательных компетенций:

  • Ключевые компетенции (относятся к общему содержанию образования в целом).
  • Межпредметные компетенции (относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей).
  • Предметные компетенции (формируются в рамках конкретных учебных предметов).

Важнейшая роль отводится ключевым компетенциям [1].

Сам термин «ключевые компетенции» говорит о том, что эти компетенции являются «ключом» для других, более конкретных, предметных. Эти компетенции  являются базовыми, универсальными.  Владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере деятельности, как в общественной, так и в личной [5].

В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»   ключевые компетенции определены как «система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся» [5].

В программе «Ключевые компетенции 2000», которую совместно разработали Оксфордский и Кембриджский университеты, предложен набор ключевых компетенций, в который вошли следующие группы умений:

  • Коммуникация (эти компетенции могут использоваться при ведении дискуссий, при использовании диаграмм для иллюстрации речи, чтении материалов и подбора необходимой информации, написания эссе и т.п.).
  • Операции с числами (касается интерпретации численной информации, проведении вычислений, при использовании различных таблиц и т.п.).
  • Информационные технологии (данные компетенции потребуются при использовании компьютера для поиска информации, реализации проекта, построения таблиц и графиков, написания различных работ).
  • Работа с людьми (касается того, как работать совместно с людьми при планировании и осуществлении деятельности, направленной на достижение общих целей).
  • Усовершенствование способностей к обучению и повышение результативности (данные компетенции могут быть использованы при управлении персоналом, нужны для развития карьеры. Постановка целей для более успешного выполнения рабочих заданий, организация личной жизни, успешное изучение теоретического предмета требуют владения данными компетенциями).
  • Разрешение проблем (эти компетенции необходимы при разрешении проблем рабочего характера, при обучении или в личной жизни, когда используются различные методы поиска решений и проверяется результативность применения этих методов) [1].

В отечественном образовании наиболее обоснованный набор ключевых компетенций, по мнению В.В.Краевского, предложил А.В.Хуторской [10]. В основу предложенного им перечня ключевых компетенций положены главные цели общего образования, структурное представление социального опыта и опыта личности, основные виды деятельности ученика, которые позволяют ему овладевать социальным опытом.

 А.В.Хуторской выделяет ценностно-смысловую (готовность ребёнка видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение), общекультурную (осведомлённость учащихся в особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества), учебно-познавательную (готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности), информационную (готовность учащихся самостоятельно работать с информацией  различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию), коммуникативную (это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии), социально-трудовую компетенции и компетенцию личностного самосовершенствования (готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, сознавать долг и ответственность перед семьёй и школой) [10].

  В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» определение  ключевых компетенций   основано на сферном подходе:

  • сфера самостоятельной познавательной деятельности:

- усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации;

  • сфера гражданско-общественной деятельности:

- выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя;

  • сфера социально-трудовой деятельности:

- умение анализировать ситуацию на рынке труда;

            - умение оценивать собственные профессиональные возможности;

            - умение ориентироваться в нормах и этике трудовых   взаимоотношений;

            - навыки самоорганизации;

  • сфера бытовая:

- способность и готовность вести здоровый образ жизни;

            - способность и готовность к семейной жизни и т.д.;

  • сфера культурно-досуговой деятельности:

- выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность [5].

Итак, особенно важное  значение для выпускников школ в современном обществе имеют ключевые компетенции, к которым относятся ценностно-смысловая,  общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенция и компетенция личностного самосовершенствования.  Воспитательная работа обладает широким набором способов, приёмов и методов, поэтому  она должна стать инструментом формирования этих компетенций, развивая поведенческие, мотивационные, этические и социальные особенности учащихся.

Глава 2. Роль воспитательной работы в формировании ключевых компетенций учащихся

Воспитательная работа, по нашему мнению, обладает широким набором способов, приёмов и методов, которые могут стать инструментом формирования ключевых компетенций, способствовать развитию поведенческих, мотивационных, этических и социальных особенностей учащихся.

При  подготовке и проведении тематических  классных часов, диспутов, дискуссий, презентаций, конкурсов и соревнований, учащиеся овладевают различными умениями и навыками, происходит процесс формирования ключевых компетенций.

Так, например, первое в учебном году классное собрание обычно посвящается отчёту актива о проделанной в предыдущем году работе и выборам нового актива. От учащихся требуется способность критически подойти к оценке своих дел и поступков, не обижаться на замечания, полученные от одноклассников. Выборы нового актива проводятся путём тайного голосования, в полученных бюллетенях ребята пишут фамилии кандидатов на разные посты в классном активе. Счётная комиссия подсчитывает голоса, объявляются результаты. Избиратели пишут свои наказы вновь выбранному активу. В процессе проведения этого собрания формируется ценностно-смысловая и коммуникативная компетенции школьников.

При подготовке и проведении классных часов, посвящённых  государственной символике, героям Отечества (Приложение 1), Великой победе, «Моя родословная» (Приложение 3),   учащиеся испытывают чувство гордости за свою Родину, за земляков, за своих родных и близких, развивается  их гражданское самосознание, другими словами формируется ценностно-смысловая компетенция, а так же и информационная, поскольку проведение классного часа сопровождается демонстрацией мультимедийных презентаций, чтением творческих работ, которые создали школьники, использовав информацию, собранную  из разных источников.

Другой пример: классные часы на тему «Мой класс – моя семья, мой дом», «О взаимоотношениях девочек и мальчиков в классе», «Почему я стал хуже учиться?». Анализируя взаимоотношения в классе, ученики откровенно говорят о том, что их устраивает, что не устраивает, ищут причины неудач и пути их преодоления, критически оценивают себя и свои поступки, аргументировано  отстаивают свою точку зрения. Кроме ценностно-смысловой, при этом формируется и коммуникативная компетенция.

В школе и классе проходит много мероприятий, при подготовке к которым школьники изучают традиции и обычаи  народов, населяющих нашу страну, наш край. Например, «Фестиваль народов Забайкалья», цикл классных часов «Народные праздники» (Приложение 4), экскурсии в Агинский краеведческий музей, Агинский дацан. При этом происходит формирование общекультурной и информационной  компетенций учащихся.

Во время проведения Дней здоровья, туристических  походов, классных часов о вреде курения (Приложение 2), наркотиков,  школьники приобщаются к здоровому образу жизни, учатся организовывать своё свободное время со смыслом. Так формируется компетенция личностного самосовершенствования.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что воспитательная работа играет большую роль в формировании ключевых компетенций учащихся. В процессе подготовки и проведения каждого воспитательного мероприятия, каждого коллективного, творческого дела одновременно формируется даже не одна, а целый комплекс ключевых  компетенций.

Заключение

Итак, в основу модернизации системы российского образования заложен компетентностный подход, основной смысл которого в том, что главной задачей современной школы становится подготовка компетентного выпускника, то есть такого, который обладает  компетенциями, необходимыми ему для успешной социализации. Важнейшими компетенциями являются так называемые ключевые: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая и компетенция  личностного  самосовершенствования.

Только человек самостоятельный, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть проблемы и принимать ответственность за их решение, готовый постоянно обновлять свои знания, работая с разными источниками информации, может стать успешным. Перечисленные качества личности (компетентности) присущи человеку критически мыслящему.

Воспитательная работа обладает большими возможностями для формирования человека, имеющего такие качества (компетенции), так как обладает широчайшим набором методов, способов, приёмов  для проведения воспитательных мероприятий. Практически все современные педагогические технологии могут использоваться в воспитательном процессе, а ведь именно их применение имеет целью воспитание качеств, так необходимых современному  выпускнику.

Литература

  1. Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования // ЗАВУЧ. Управление современной школой. – 2007. - № 6. – С. 81-103.
  2. Дмитриева Л.В. Теория и практика управления качеством образования. Выпуск 2: Образовательная программа педагога: структура, содержание, технология разработки: Методическое пособие / Под. ред. В.А. Сарапулова. – Чита: ООО «Экспресс-издательство», 2007. – 200 с.
  3. Дронов В.П. Размышления о стратегических задачах школьной географии // География и экология в школе XXI века. – 2005. - № 6. – С.31 – 34.
  4. Иванов Д.А.  Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // ЗАВУЧ. Управление современной школой. – 2008.- № 1. – С. 4 - 24.
  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756 – р от 29.12.2001 г.
  6. Концепция модернизации муниципального образования в городе Чите на период до 2010 года. – Чита, 2003.
  7. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 256 с.
  8. Сафронова Е.М. О роли афоризмов в воспитательном процессе             // ЗАВУЧ. Управление современной школой. – 2004.- № 8. – С. 150 - 158.
  9. Словарь иностранных слов. – 7-е изд., перераб. – М.: Русский язык, 1980. – 624 с.
  10.  Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. - № 2. – С. 58 – 64.
  11.  Якиманская И., Якунина О. Личностно – ориентированный урок: планирование и технология проведения // Директор школы. – 1998. -  № 3. – С. 65 – 72.

Приложение 1

Сценарий классного часа,

посвящённого  Дню героев Отечества.

Цель: создать условия для воспитания у ребят чувства  ответственности, гордости за земляков-забайкальцев, чувства патриотизма, для становления их гражданской позиции.

Оборудование: компьютер,  проектор, презентация о героях-забайкальцах.

1. Вступительное слово классного руководителя о том, что с 2007 года          9 декабря в России отмечается День героев Отечества. Именно в этот день в 1769 году русская императрица Екатерина II высочайшим указом утвердила высшую воинскую награду – Орден Святого Георгия Победоносца. Им были награждены выдающиеся российские полководцы, в том числе Александр Суворов и Михаил Кутузов. В СССР орден Святого Георгия был заменён на Золотую звезду Героя.  

 Беседа с учащимися.

- Что же такое героизм? (дети предлагают свои варианты ответов). Давайте посмотрим, какое определение этому понятию даётся в словаре (слайд 1) «Героизм – свершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народа и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию».                                    (Советский энциклопедический словарь)

- Кто же они, герои? Кого мы можем назвать героями? (обычно дети отвечают, что героями являются те, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны).

 Можно ли в мирной жизни стать героем? Оказывается, можно.

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы он мог совершить героический поступок (неравнодушие, сопереживание чужому несчастью, бесстрашие, желание помочь другому, думают не о себе и наградах, а о чужой боли и беде).

2.  Есть такие профессии, которые называют героическими. Какие профессии вы бы отнесли в эту группу? (пожарные, медики, милиционеры, МЧС). Люди, выбирающие такую профессию, должны быть готовы к тому, что, возможно, придётся рисковать своей жизнью ради спасения совсем незнакомого человека.

 Так случилось в жизни Алексея Разгоняева (слайд 2).

 - 1 ученик рассказывает об Алексее Разгоняеве.

«Это случилось в ночь на 27 марта 1…..года. Лампочка на пульте тревожно заморгала – сработала сигнализация на магазине «Сделай сам». Через считанные минуты дежурная группа ОВО ОВД Железнодорожного района, куда входил и старший сержант Алексей Разгоняев, были на месте. Проверили. Следов проникновения не было. Видимо, злую шутку сыграл сильный мартовский ветер. Алексей был старшим наряда. Он связался с отделом и магазин вновь «взяли» на сигнализацию. Но только отъехали, как по рации сообщили, что вновь сработала сигнализация. Экипажу вновь пришлось возвращаться.

Алексей поднялся по ступенькам, снова осмотрел двери – чисто. Тут и привлекла его внимание припозднившаяся компания. Девушки были явно недовольны своими провожатыми и, увидев сотрудников в форме, обратились за помощью. Алексей шагнул навстречу. В руках одного из мужчин он увидел автомат Калашникова. Выстрелы разорвали тишину ночной улицы. Алексей умер на месте. Был ранен и водитель. Третий в экипаже – Андрей Кошелев, открыл огонь и бросился вдогонку за убегающими преступниками. Через пять минут прибыла группа захвата вневедомственной охраны. Преступники вскоре были арестованы.

Алексей Разгоняев посмертно награждён орденом «За личное мужество». На стене дома, в котором находился магазин «Сделай сам» по улице Малой, укреплена мемориальная доска с его именем».

3. Мы живём в мирное время. 65 лет назад закончилась Великая Отечественная война, унёсшая 22 миллиона жизней наших соотечественников. Но и в наши дни в разных точках мира вспыхивают вооружённые конфликты, в которых погибают молодые ребята, жившие рядом с нами, учившиеся с вами в одной школе (слайд 3). На стене нашей родной школы мемориальная доска, посвящённая Михаилу Калинину.

 - 2 ученик рассказывает о Михаиле Калинине.

Миша Калинин учился в нашей родной школе. После окончания 8 класса он поступил в профессиональное училище и получил профессию электрослесаря. В ноябре 1980 года Михаил был призван в ряды Советской Армии. Пройдя специальную военную подготовку в мотострелковых войсках и акклиматизацию в Средней Азии, весной 1981 года младший сержант Михаил Калинин направляется в составе ограниченного контингента Советских войск в Республику Афганистан. Наступили напряжённые боевые дни. Было трудно. Но ни разу Миша не спасовал.

Война для наших ребят обошлась очень дорого. Многие получили тяжёлые ранения, психические потрясения, многие погибли.

В одном из боёв с бандой душманов за горную пещеру младший сержант старший пулемётчик Михаил Калинин был смертельно ранен. Это случилось 10 декабря 1981 года. Ему было всего 19 лет.

Указом Президиума Верховного Совета СССР младший сержант Михаил Валентинович Калинин был награждён боевым орденом Красной Звезды (посмертно).

4. Каждый год, весной, в Чите проходят соревнования по спортивному ориентированию на кубок Сергея Гладышева (слайд 4).

 -3 ученик рассказывает о Сергее Гладышеве.

«Сергей Гладышев – выпускник школы №29 г.Читы.

Сергей Гладышев родился 7 августа 1950 года в г. Балее. С малых лет был ловким, быстрым, смелым, любопытным. Ещё совсем малышом полюбил возиться с конструктором. Когда Серёже было 9 лет, он переехал в Читу и пошёл в 3 класс школы №29.  Став постарше, страстно увлёкся чтением.  Стал больше просиживать над художественными книгами, чем над уроками. Потом увлёкся игрой на баяне, стал страстным голубятником, разводил голубей на чердаке. Очень любил собак.

Когда в школе открылся туристско-краеведческий кружок, Серёжа стал заядлым туристом. Ходил в походы, участвовал в городских и областных слётах юных туристов, в соревнованиях по спортивному ориентированию.

Окончив школу, Сергей пошёл работать на мебельно-деревообрабатывающий комбинат. Без отрыва от производства окончил курсы радиооператоров и попал служить на границу.

Погиб Сергей Гладышев 15 марта 1969 года, защищая неприкосновенность государственной границы Родины на реке Уссури. Мужественно вёл себя в бою. Был ранен в правую руку, продолжал стрелять левой и отказался уйти на заставу. После боя его нашли мёртвым. Всё его тело было изрешечено пулями. В память о герое был учреждён переходящий приз в соревнованиях по спортивному ориентированию – кубок имени Сергея Гладышева».

 5. На стене школы №19 укреплена мемориальная доска, на которой выбито имя Сергея Токмакова (слайд 5).

- 4 ученик рассказывает о Сергее Токмакове.

«Он был самым младшим в семье – младшим сыном и братом. И любви материнской предназначено ему было много, как самому маленькому. Детство было обычным, где старший брат чинил игрушки, защищал во дворе. А потом появились первые ссадины и царапины, первые каракули в тетрадях, всё впервые, как и у многих.

Серёжа ещё в школе искал себя. Любому занятию, увлечению отдавался целиком. Так было с фигурным катанием. Синяки, ушибы на тренировках не могли остановить его. «Мелочи жизни», - говорил друзьям Сергей, потирая ушибленное колено, и снова выходил на лёд. А заняв призовое место по городу, вдруг бросил занятия, решив: «Достиг, чего хотел. Следующая ступень – стать сильным». И начал заниматься борьбой.

Как и многие в его возрасте, любил технику. В школьных мастерских пропадал часами.

Потом на зависть друзьям сам сделал гитару. Вместе с другом не один вечер провёл, собирая светомузыку.

Он стремился быть первым везде. И шло это не от мальчишеского тщеславия, а от желания достичь совершенства, быть цельной натурой. Их класс в школе считался трудным. 25 мальчишек и 10 девчонок. Но они были не трудными, а сложными. Со своим мнением, своими взглядами. Сергей в классе пользовался авторитетом, потому что всегда и всем говорил правду. Говорить правду дано тому, кто сам правдив. Быть правильным человеком и в глазах взрослых – тоже не просто. Сергей боролся за правду, даже если это приводило к конфликту. И в глаза другу говорил «лодырь», если тот не являлся на субботник.

Сергей был порой неуживчив и грубоват, но пользовался уважением больше, чем тихие мальчики, которые и на уроках себя хорошо ведут, и дорогу старшему уступят, но сдав экзамены, дорогу в школу забудут, и товарищей своих школьных тоже, и на улице не поздороваются.

Дома, будучи младшим, решал все житейские вопросы самостоятельно, по-мужски. Надо – в магазин сходит, мусор вынесет, убрать в квартире – без напоминаний. Оставив на день-другой магнитофон, усаживался за швейную машинку. Купил ножницы – настоящие, портновские, сантиметр, линейку и мудрил с выкройкой в руках..

К концу 10 класса он был уже сложившимся человеком, личностью. Поэтому и принял решение после школы сначала поработать, институт подождёт. Сказал об этом матери: «Не всё же мне сидеть у тебя на шее, да и осмотреться в жизни хочется».

Готовился к службе в армии. Гордился, что станет десантником. Совершал прыжки с парашютом. Когда его спрашивали: «А страшно?» - «Страшно», - отвечал честно и улыбался. Улыбался потому, что понял: страх – чувство преодолимое. Торопился успеть многое до того дня, когда оставит дом. И что-то всё-таки не успел.

За образцовое выполнение интернационального долга в составе ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан, Сергей Токмаков награждён медалью «За отвагу», Орденом Красного Знамени (посмертно). Сергей погиб за несколько дней до приказа  о демобилизации.

6. На стене школы №47 укреплена мемориальная доска, посвящённая выпускнику этой школы Алесандру Дресвянникову (слайд 6).

- 5 ученик рассказывает об Александре Дресвянникове.

«…Сашка… Именно это имя подходило ему больше всего. Не Саша, не Александр, а Сашка. Жил мальчишка -  как все… После восьмилетки поступил в железнодорожный техникум. Потом ушёл в армию. Ушёл – и не вернулся. Как многие парни, чьё возмужание пришлось на годы этой страшной войны. На чьи плечи обрушилась она всей своей тяжестью.

Александр Дресвянников геройски погиб при исполнении интернационального долга в Афганистане в 1984 году».

7. К счастью, не всегда свершение героических поступков означает гибель человека. Мы знаем фамилии тех наших земляков, выпускников нашей школы, которые с честью выполнили свой воинский долг и вернулись домой.

- Ученик перечисляет фамилии: Андрей Кузнецов (после окончания школы в 1993 году экстерном закончил ПУ №7 по специальности механик – автослесарь. В январе 1994 года был призван в ряды Российской Армии. Проходил службу в Десантно-штурмовой бригаде специального назначения в должности заместителя командира взвода разведки. Принимал участие в операциях в зоне боевых действий на территории Чеченской республики. Был дважды контужен и дважды ранен. Награждён боевыми наградами: Орденом Мужества, медалью «За отвагу», медалью «За отличие в воинской службе» I степени.

После возвращения домой женился. Есть дочь. Сейчас работаю в ТГК-14 составителем поездов), Денис Голомидов, Дмитрий Кабаков и другие.

8. Как вы думаете, есть ли какой-то возрастной ценз для героических поступков? Конечно, нет.  Порой героями становятся дети, ваши сверстники. Так случилось с вашей ровесницей Галей Медведниковой, которая навсегда осталась восьмиклассницей (слайд 7).

- 6 ученик рассказывает о Гале Медведниковой – восьмикласснице Нарасунской средней школы  Акшинского района. Галя спасла мальчика – пятиклассника, который тонул в реке Онон, но сама погибла. Забайкальский поэт Борис Макаров посвятил Гале Медведниковой стихотворение, которое вошло в сборник стихов «Узы». Там есть и такие слова:

                               Ты любила людей,

                               И любить они тоже умеют.

                               И тебе в их сердцах

                               Оставаться живой навсегда.

Эти слова имеют реальное подтверждение: на фасаде Нарасунской средней школы строгим мраморным блеском мерцает мемориальная доска с именем Гали Медведниковой.

9. Стойкость и мужество, честность и твёрдость характера человек может проявить и в повседневной жизни. Вот что пишет об этом газета «Аргументы и факты» №49 за 2009 год (см. в приложении).

10. Заключение.

                        Идёт уж двадцать первый век,

                        И вновь Земля от войн устала.

                        И вновь, как прежде, гибнет человек

                        От страшного, горячего металла.

                        Как быть, к каким прибегнуть мерам,

                        Чтоб изменить жестокий страшный век,

                        Когда безвинно гибнет человек

                        Сегодня, на пороге новой эры?...

Приложение 2

Сценарий классного часа о вреде курения.

Классный час готовится и проводится силами учащихся и состоит из двух частей: 1-я часть – теоретическая, рассказ учащихся о появлении табака и вредной привычки, сопровождающаяся мультимедийной презентацией и просмотром фильма; 2-я часть – анкетирование учащихся (вопросы анкеты составлены самими учениками).

Цель: создать условия для  формирования  привычки к здоровому образу жизни, показать последствия, к которым может привести курение.

Используемая наглядность: высказывания о табаке и курении, иллюстрации, мультимедийная презентация «Правда о курении» и фильм «Антиникотин».

Часть 1.

Ведущий (1 и 2 слайды):  Велика армия «дымящих». Велик соблазн, которым обладают бесчисленные сорта папирос, сигарет, сигар. Богаты на выдумку многоопытные мастера торговой рекламы табака. На всех языках мира они уговаривают вдыхать дурманящий дымок. И человек поначалу пробует, затем втягивается, привыкает и, наконец, становится рабом привычки.

Откуда же взялся табак?

1 уч-ся (3 слайд): Один из европейских путешественников 12 октября 1492 года увидел, как краснокожие люди Америки выпускают изо рта и носа клубы дыма. Они сворачивали сухие листья в длинные трубки. Такой свёрток они называли «табако». Европейцы смотрели на это с удивлением и отвращением. Кто же из европейцев впервые увидел курящих людей и ввёз табак в Европу? (учащиеся отвечают)

2 уч-ся: Вскоре табак стал популярен во всём мире. Но, несмотря на широкое распространение табака, курение через некоторое время запретили. В разных странах меры наказания были разными: издавались указы, отлучали людей от церкви. В городе Сантьяго (в Чили) в 1692 году за курение замуровали в стену пятерых монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана, поэтому человека избивали и возили на осле по улицам города. Когда в городе Константинополе возник пожар, то курение запретили под страхом смерти. Состоялись массовые казни курильщиков. В государстве Персия запрещали курение под страхом лишения носа и губ, а торговцев табака сжигали на костре. В России Пётр 1 тоже наложил запрет на курение. Но табак продолжали продавать несмотря на жестокие расправы, потому что продажа приносила большие доходы. И постепенно в разных странах отменялся запрет на курение.

3 уч-ся:  Уже давно доказано, что курение вредно для здоровья. Курящий человек болеет гораздо чаще, чем некурящий. Индейцы в своих старинных книгах писали о возможности применения листьев табака для уничтожения врагов. А в 1828 году два американских учёных,  Ройман и Посельт, впервые получили высокотоксичное средство из листьев табака – сильнодействующий яд никотин. Учёные рассчитали, что количество никотина, содержащегося в одной сигарете достаточно, чтобы наступила смерть, если ввести его внутривенно. Никотин в чистом виде сейчас используют для борьбы с сельскохозяйственными вредителями.

Ведущий: Что же происходит в организме курильщика? (комментирует 4 и 5 слайды)

4 уч-ся: Сейчас во многих странах запрещена реклама табака, за курение в общественном месте взимают штраф до 1000 долларов (США) или наказывают лишением свободы сроком на 1 год, а устроиться на работу курящему человеку очень сложно. Трое из четырёх американцев не курят. В 2006 году знаменитая компания «Филипп Моррис», производящая сигареты, была оштрафована американским судом на 10 миллиардов долларов за то, что обманывала покупателей, утверждая, что так называемые лёгкие сигареты менее вредны для здоровья курильщика. Безопасных сигарет не бывает.

5 уч-ся: В 2001 году в нашей стране был принят закон «Об ограничении курения табака», который запрещает курение на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, учреждениях здравоохранения, культуры, образования и государственной власти. Таким образом, наше  государство подтверждает не только вредность курения, но и его незаконность, потому что курильщики нарушают право человека на здоровый образ жизни.

6 уч-ся: Особенно опасно курение для молодого, неокрепшего, несформировавшегося организма, неодолимое влечение формируется гораздо быстрее, чем во взрослом возрасте.

Табачный дым – это смесь  тысяч химических соединений, в том числе, таких ядовитых, как угарный газ, никотин, смолы, аммиак, сероводород и многие другие. Однако, кроме самих курильщиков страдают и люди, находящиеся рядом с ними, они становятся пассивными курильщиками, потому что 20% вредных веществ, находящихся в табаке, оседают в организме курящего, а 50% уходят с дымом и поглощаются окружающими.

7 уч-ся: Быстрее развивается утомляемость, ослабевает память, нарастает раздражительность. Риск заболеть болезнями сердца возрастает в 2-3 раза, раком лёгких курящие болеют в 15 раз чаще. У курящих родителей часто рождаются дети с врождёнными уродствами (водянка головного мозга, недоразвитый спинной мозг, «заячья губа» «волчья пасть», «шестипалость») или мёртвые. Особенно риск возрастает, если курит женщина, потому что яд способен накапливаться в организме ещё неродившегося ребёнка. Такие дети медленнее растут, отстают в физическом и умственном развитии, часто болеют.

Ведущий: Посмотрите, к каким страшным последствиям может привести пагубная привычка к курению (демонстрируются 6 и 7 слайды).

 Давайте же, ещё раз акцентируем наше внимание на страшных последствиях, которые могут подстерегать курильщиков (демонстрируется 8 слайд) и сделаем выводы для себя (9 слайд).

Ведущий: А теперь  внимание на экран  (демонстрируется фильм «Антиникотин»).

Часть 2.

Анкетирование.

Приложение 3

ПАСПОРТ

проектной работы.

  1. Название проекта: «Моя родословная»
  2. Руководитель проекта: классный руководитель 6А класса Сукорцева Ольга Ивановна.
  3. Проект «Моя родословная» проводится в рамках воспитательной работы с учащимися, но в ходе изучения истории своих семей, ребята прикасаются к истории своего края, т.е. можно считать, что работа по данному проекту имеет краеведческую направленность.
  4. Возраст учащихся, которые могут работать по этому проекту, может быть любым, хотя конкретно данный проект реализуется в 6 А классе.
  5. По характеру деятельности проект относится к поисково – исследовательскому и творческому, по длительности выполнения – к среднесрочному, по количеству участников, выполняющих задание – к индивидуальному.
  6. Цель проекта:
  • приобщать учащихся к изучению истории своего края, его населения, природы через изучение истории своих семей;
  • воспитывать чувство гордости за своих родных и своих земляков – забайкальцев.
  1. Задачи проекта:
  • учить учащихся добывать знания из разных источников информации (брать интервью, работать со справочной и художественной литературой, учебными пособиями, периодическими изданиями и т.д.), т.е. развивать у детей навыки поисковой работы;
  • учить устанавливать связи конкретных людей и их жизненных событий с историческими событиями региона и страны;
  • учить оформлять добытые знания в виде рефератов, мультимедийных презентаций, фотоальбомов, «родословного древа» и  т.д., т.е. развивать творческие способности учащихся.
  1. Оборудование, используемое для подготовки проекта: фотоаппарат, блокнот и карандаш (для интервью), ПК и мультимедиа проектор.
  2. Предполагаемый продукт проекта: сочинения, стихи, рефераты, мультимедийные презентации, фотоальбомы.
  3.  Краткая аннотация: актуальность проекта  «Моя родословная» трудно переоценить. Не является секретом тот факт, что современные дети очень мало знакомы с историей своих семей, со своими корнями. Работая над проектом, они открывают в первую очередь для себя неизвестные странички в своих семейных историях, узнают своих бабушек и дедушек с непривычной точки зрения – с точки зрения их общности с событиями, происходившими в стране и в нашем крае. Приходят к выводу о том, что каждый человек вносит свою лепту в ИСТОРИЮ. У ребят растёт чувство гордости за своих близких. Таким образом, работа над проектом важна для каждого участника прежде всего в личностном плане, на первое место выходит воспитательный аспект, тем более, что в работу вовлекаются и родители.

     Кроме того, чтобы установить связь семейной истории с общими       событиями, им приходится работать с самыми разными источниками информации, выделять главное, отсеивать второстепенное. Оформляя результаты своей работы и представляя их, ребята развивают свои творческие способности, приобретают первые навыки публичных выступлений.

Приложение 4

Сценарий классного часа Народные праздники. Масленица»

Классный час готовится и проводится силами учащихся и сопровождается  дегустацией блинов и традиционного русского напитка – сбитня, приготовленного учениками по старым рецептам.

Цель: создать условия для  формирования знаний о народных праздниках, воспитания интереса к истории и культуре русского народа.

Используемая наглядность: высказывания о масленице, иллюстрации, мультимедийная презентация «Масленица».

1. Начинаем проводы зимы –

    И согласно праздничной программе

    До ворот проводим зиму мы.

    А зима уже не за горами.

2. Седмица сырная, или Масленица – единственный древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, официально признанный Русской православной церковью. Народ провожает надоевшую зиму, встречает долгожданную весну, ждёт обновления природы (Слайд 3).

3. В Масленицу долг каждого человека – помочь прогнать зиму, разбудить природу.

Зиму принято изображать в виде соломенного чучела, обряжённого в женское платье. В начале сырной недели чучело с комической торжественностью встречают, а в последний день с шумом сжигают на огромном костре (Слайд 3).

4. Отрывок из книги «Аргунеи» Виктории Балябиной (Слайд 4).

5. Масленица – самый весёлый, шумный народный праздник. Каждый день недели имеет своё название, а название говорит о том, что полагается в этот день делать (Слайд 5).

6. Понедельник – «встреча».

7. В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные  горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай. А ещё для того, чтобы лучше росли растения, надо качаться на качелях – чем выше, тем лучше. В старину сам царь Пётр Великий открывал празднование и качался на качелях со своими офицерами (Слайд 6).

8. Вторник – «заигрыш».

9. В этот день начинаются весёлые игры, а за потеху и веселье угощают блинами (Слайд 7).

10. «Блинов да колобов пекли горы: и кислых, и пресных, и гречневых, и пшеничных, и со сметаной, и с маслом, и с творогом. Последняя же неделя перед Великим постом …» (Слайд 7).

                                                   В. Балябина «Аргунеи»

11. Среда – «лакомка».

12. Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи - всё на стол мечи!»  На первом месте в ряду  угощений, конечно, блины! (Слайд 8)

13.  Как на масленой неделе

       В потолок блины летели.

       Ой, блины мои, блины,

       Блины масленые … (Слайд 9)

14. «…Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красив и горяч, как горячее всепрогревающее солнце, блин полит растительным маслом – это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей», - писал о блинах русский писатель А.И.Куприн (Слайд 9).

15. Ай да сбитень, сбитенёк,

Кушай, девки, паренёк.

Кушайте и пейте,

Денег не жалейте.

Сбитень сладкий, на меду,

Ну-ка, мёду подкладу!

А как буду-то варить,

Его все будут хвалить … (Слайд 10)

16. Так сто лет назад зазывали покупателей сбитенщики – торговцы сбитнем. Этот напиток был особенно популярен в те времена, когда чай и кофе простому народу были не по карману. Сбитень можно было приготовить дома, а можно было – особенно в морозный зимний день – погреться этим янтарным пряным напитком прямо на улице, купив его у сбитенщика. Сбитень можно пить и холодным, как квас, но во время масленицы лучше, если он будет погорячее (Слайд 10).

17. Четверг – «разгуляй».

18. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке) вокруг деревни. Главное мужское дело в этот день – оборона и взятие снежного городка. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков (Слайд 11).

19. Пятница – «тёщины вечера»

20. В этот день зять едет к тёще «на блины», а тёща зятя привечает, угощает (Слайд 12).

21. Суббота – «золовкины посиделки».

22. Ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять угощение -  бесчисленные блины (Слайд 13).

23. «…Под конец  масленки на обоих концах посёлка конские бега. Сначала ребятишки на жеребятах балуются, навроде тоже как наперегонки бегают, пока большие к бегам готовятся. Заранее жеребёнка готовит пострел, своего нет, так у соседа выпросит. Потеха! Который добежал – скачет на одной ноге от радости, который свалился в пути – плачет от обиды. А которого жеребёнок и совсем в другую сторону унесёт, скачет и задом, и передом, а пострелёнок, как клещ, в него вцепится, сидит, не падает – казачонок ведь!  А потом казаки скачут… Ведь это же казак, он с конём адали из одного куска вылит. Вот страстей-то, вот рёву! Заклады ставили, да крупные. Тот выиграл – радуется, тот проиграл – серчает, ругается!»

                                                  В. Балябина «Аргунеи» (Слайд 14)

24. Воскресенье – «прощёный день».

25. В этот день просят прощения у родных, друзей и знакомых за нанесённые обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую масленицу. Именно в этот день с шутками и смехом, шумом и плачем сжигают соломенное чучело, изображающее зиму (Слайд 15).

26. В наше время в этот день устраивают народные гулянья, ярмарки, концерты. Мастера-умельцы и мастерицы-рукодельницы могут похвастаться своим мастерством, а может быть – продать свои изделия.  У  каждого есть возможность поесть блинов прямо на улице, запив их горячим чаем или старинным русским напитком – сбитнем (Слайд 15).

27. Пословицы и поговорки про масленицу.