Внеклассная работа по химии как средства формирования ключевых компетенций школьников
статья по теме

Завидонова Яна Олеговна

Выступление на тему:"Внеклассная работа по химии как средства формирования ключевых компетенций школьников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnaya_rabota_po_himii.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Внеклассная работа по химии как средства формирования ключевых компетенций школьников»

I. Введение. Обоснование актуальности воспитательной системы.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого школьника, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Социальный заказ современному преподавателю заключается в том, чтобы поднять осуществление образовательного процесса на более высокий и качественный уровень, сделав неотъемлемой стороной образовательного процесса как развитие ключевых компетентностей, так и воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности и дисциплины.

Перед школой встаёт задача подготовки выпускников, обладающих определенными компетентностями в различных сферах.

Быть компетентным это значит: уметь мобилизовать имеющиеся знания и опыт, свое настроение и волю для решения проблем в конкретных жизненных обстоятельствах для достижения определенных целей. Все вышеперечисленные компетентности и свойства личности можно формировать средствами предмета химии.

Основой достижения нового качества образования, основой реализации воспитательного потенциала, на мой взгляд, является организация внеурочной работы по предмету.

Правильно организованная внеклассная работа имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она позволяет не только расширить и углубить знания, полученные на уроке, но и способствует развитию ключевых компетентностей, самостоятельности, самореализации, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни. Кроме того, внеклассная работа способствует индивидуализации образовательного процесса, развивает самостоятельность, создает благоприятные условия для качественного изменения отношений в системе «Учитель – ученик».

Внеклассная работа в тесной взаимосвязи с учебной, служит тем действенным средством, которое мобилизует познавательную и общественно-значимую активность ученика, способствует удовлетворению интересов школьников. При всем многообразии форм внеклассная работа по химии должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой.

II. Основные принципы построения воспитательной системы:

  • Плановость
  • Системность
  • Комплексность
  • Последовательность с планированием результатов.

III. Цель, задачи, направления реализации системы

В последние годы обнаруживается снижение интереса школьников к изучению предмета химии. Если дети равнодушны к предмету, учеба становится тяжелой повинностью. Поэтому учителю необходимо решить вопросы: как учить с увлечением, как сделать радостным и творческим процесс познания? Ответы на эти вопросы содержатся в организации системы внеурочной деятельности. В настоящее время уже нельзя удовлетвориться проведением эпизодических внеурочных мероприятий, хотя бы и с массовым охватом учащихся. Необходимо стремиться к организации хорошо продуманной, учитывающей задачи и возможности школы, склонности учащихся, системы внеурочной деятельности по предмету. Внеурочная работа по химии является частью общешкольной системы внеурочных мероприятий.

Цель: cоздание эффективной модели внеурочной деятельности учащихся для формирования ключевых компетентностей и социально значимых качеств личности школьника (как средство достижения современного качества образования).

Своими основными педагогическими задачами ,я считаю, следующие:

  • способствовать формированию качеств личности, востребованных современным обществом (самостоятельность, организованность, самоанализ, потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании);
  • не столько научить предмету, сколько помочь ученику реализовать себя в мире;
  • перенос акцента с усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика; поддержка умения самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, генерировать новые идеи, творчески мыслить.

Моя система организации внеклассной работы состоит из следующих направлений:

  • Организация проектной деятельности учащихся (данное направление включает в себя как работу над исследовательскими, так и над учебными проектами).
  • Организация индивидуально-групповой работы с высокомотивированными учащимися по подготовке к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, к успешной сдаче ЕГЭ.
  • Предметные праздники как средство реализации творческой активности учащихся и формирование познавательной мотивации к изучению предмета.

IV. Реализация направлений воспитательной системы:

1-е направление – организация проектной деятельности

Использование метода проектов во внеурочной деятельности по химии повышает познавательную активность школьников, способствует получению более глубоких знаний, развивает умение творчески мыслить.

Организацию проектной деятельности через внеклассную работу я строю по двум направлениям:

  • Исследовательские проекты практической направленности.

Например, в течение этого учебного года в рамках индивидуальной внеурочной работы моими учащимися были реализованы следующие проекты:

  • «Влияние тяжелых металлов на растения гороха»,
  • «Сквозь время –радиоуглеродным анализом»
  •  «Сравнительный анализ воды из питьевых источников населенных пунктов»
  •  «Полезное и вредное влияние металлов на организм человека»,
  • «Металлы в средствах косметики»,
  • «Спирты- топливо будущего».

Я, как учитель, преподающий химию на базовом уровне, осознаю значимость метода проектов как эффективного средства повышения самостоятельности высокомотивированных учащихся в освоении химии. Учебный проект развивает критическое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение хорошо ориентироваться в информационном пространстве, быстро определять из какой темы данный вопрос, на который они должны будут дать ответ на экзамене.

Метод учебного проекта я использую при организации внеклассной работы в 10-11 классах. Эту форму организации занятий, предусматривающую комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени, я применяю при проведении элективных занятий, ориентированных на подготовку к ЕГЭ.

Мне, как учителю, учебный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся, но и как средство социализации учащихся, как средство развития коммуникативной, познавательной, информационной и социально-трудовой компетентностей.

Работу учащихся над учебными проектами я организую по следующему алгоритму:

  • Проблема проекта (почему?). Актуальность проблемы.
  • Цель проекта (Зачем?). Целеполагание.
  • Задачи проекта (Что?).Разбивкаматериала на подтемы, выделение задач.
  • Методы и способы (Как?). Планирование.
  • Результат (Что получится?).
  • Презентация.

Если рассматривать результативность работы по данному направлению, то необходимо отметить следующее:

  • Рост количества учащихся, вовлеченных в проектную деятельность.

2007-2008 уч год

2008-2009 уч год

2009-2010 уч год

10 человек

21 человек

45 человек

  • Наличие призовых мест в научно-практических конференциях и фестивалях проектов различного уровня:1) «Шаг в науку»-областная научно-практическая конференция ,
  • 2) «Образование. Наука. Профессия» международная научно-исследовательская конференция-1 место Юркин Е.,
  • 3) «Науки юношей питают» г. Вологда всероссийская научно-практическая конференция 3 место Симчук Игорь,
  • 4)«Живём на Смоленщине» участница регионального конкурса на лучший экологический проект Воробьёва М.
  • 5) «Экологическая безопасность и перспективы развития» межвузовский научно-теоретический семинар Воробьёва М. 11 класс
  • Как следствие развития познавательной компетентности – повышение результатов сдачи ЕГЭ (баллы соответствуют уровню обучаемости школьника – максимальное раскрытие его потенциала):

20201111 – 2012 уч.г 

2012 – 2013 уч.г 

2011 – 2012 уч.г 

2011-2012 учебный год(11 классы ЕГЭ)

1)Юкляевских Т. 83 б.

2)Шлапова А.  67б.

ПРОХОДНОЙ БАЛЛ: 36

2012-2013 учебный год

1)Захарова  Е. 89 б.

2)Кодорова Е. 65 б.

3)Богатырёва А. 62 б.

2014-2015 учебный год

Новиков В. 11класс 49 б.

ПРОХОДНОЙ БАЛЛ: 36 баллов

2015 – 2016 учебный год

9 классы ОГЭ

ПРОХОДНОЙ БАЛЛ:  36 баллов

Кривошеева О. 22 б.- «4»

Валиков А.  21б. - «4»

Морозов А. 19 б. - «4»

Ключникова Е. 12 б.- «3»

           ЕГЭ 11 классы

        Ващенко Е.11 класс 51 балл 

          ПРОХОДНОЙ БАЛЛ: 36 баллов

2-е направление – организация индивидуально-групповой работы с высокомотивированными учащимися по подготовке к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, конкурсам.

Это еще одно не менее важное направление реализации моей системы, которое с успехом можно организовать через внеурочную деятельность.

Одаренный ученик стремится показать свои знания не только на уроке, но и на более высоком уровне – на олимпиадах и интеллект марафонах.

  •  На этом уровне талант оказывается в среде себе равных. Когда человек обладает хорошими способностями, он стремится соревноваться в этой области с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Поэтому огромное внимание я обращаю на подготовку учащихся к интеллектуальным соревнованиям. Не жалея ни времени, ни сил, мы готовимся к этим конкурсам, повторяем изученный ранее материал, решаем олимпиадные задачи, изучаем научную литературу и, как правило, достигаем успеха, доказательство – высокие результаты моих учеников, достигнутые на городских и окружных олимпиадах. 
  • 5) «Формула интеллекта» всероссийский чемпионат по интеллектуальным играм
  • 6)ЧИП международный игровой конкурс по естествознанию
  • 7)Олимпус общероссийская предметная олимпиада1-9 кл
  • 8)Гелиантус общероссийский игра-конкурс 5-11 класс
  • 9)Всероссийская олимпиада школьников «Кирилл Разумовский –к вершинам знаний» 6 апреля 2017 г. Москва- Призёр Морозов А. 10 класс

Мои ученики – победители, призёры и участники химических олимпиад прошлых лет, практически все выбрали мой предмет основой своей профессии, и в большинстве своем стали хорошими специалистами, врачами. Главное предназначение учителя как раз и состоит в том, чтобы познакомить будущих участников химических олимпиад с заданиями, предлагавшимися ранее на различных этапах российской химической олимпиады школьников.

3-е направление – активные формы внеклассной работы как средство реализации творческой активности учащихся и формирование познавательной мотивации к изучению предмета

Основой развития познавательной компетентности школьника, на мой взгляд, является организация в школе внеурочной работы по предмету. Внеурочная работа служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников.

Каждый год в школе проводится неделя естественных наук. На этой неделе проводится много различных конкурсов, познавательных игр, турниров – интегрированная форма физика, Химия, Биология, География. Эти внеклассные мероприятия проводятся для учащихся разных классов и готовятся учениками старших классов. Заканчивается неделя большим предметным вечером, на котором проводятся не только познавательные игры «Химический марафон», «Химический КВН», «Морской бой», «Своя игра», которые несут большую познавательную информацию связанную с предметом химия: о жизнедеятельности учёных, об экологических проблемах, о здоровом образе жизни.

Хорошо организованная внеклассная работа помогает также выявить задатки, интересы, склонности учащихся и, тем самым, оказывает влияние на выбор будущей профессии, то есть играет профориентационную роль и развивает различные компетентности.

V. Общие выводы:

Система внеклассной работы содействует установлению доверительных отношений между взрослыми и детьми, способствует самореализации личности школьника.

В курсе химии учителю предоставляются большие возможности для патриотического воспитания учащихся, формирования стойкой гражданской позиции подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательной работы в школе как средство развития ключевых компетенций школьников

Данный материал можно использовать для проведения педагогических советов. методических мероприятий. В конспекте охарактеризованы основные ключевые компетенции школьников и способы их формирования....

Конференция школьников как средство формирования ключевых компетенций

из опыта работы  по проведению проектно-исследовательской деятельности...

Ученическая исследовательская конференция как средство формирования ключевых компетенций во внеклассной работе по обществознанию

Работа   посвящена актуальному вопросу организации ученической исследовательской конференции. В настоящее время достаточно большое количество государственных и частных структур выступает в к...

Педагогический проект «Внеклассная работа как средство формирования ключевых компетентностей школьника»

Педагогический проект «Внеклассная работа  как средство формирования  ключевых компетентностей школьника»Цель проекта-создать эффективную модель внеурочной деятельности учащихся для развития...

Мастер - класс по теме «Дидактическая игра как средство формирования ключевых компетенций школьников»

Мастер - класс по теме «Дидактическая игра как средство формирования ключевых компетенций школьников»...

Внеурочная работа по химии как средство формирования ключевых компетенций школьника

Целью моей внеурочной деятельности по химии является:  cоздание эффективной модели внеурочной деятельности учащихся для формирования ключевых компетентностей и социально значимых качеств личности...