Мастер - класс по теме «Дидактическая игра как средство формирования ключевых компетенций школьников»
методическая разработка на тему

Мерхалева Елена Юрьевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 имени Ц.Л. Куникова муниципального образования город – курорт Геленджик

Мастер-класс

«Дидактическая игра как средство формирования ключевых компетенций школьников»

Мерхалевой Елены Юрьевны,

учителя физики

МАОУ СОШ №8 им. Ц. Л. Куникова

2016г.

Цель:

1.Презентация опыта работы по применению игровых технологий на уроках физики.

Задачи:

  1. Мотивация слушателей на освоение игровых технологий.
  2. Освоение приемов и методов, используемых в данной технологии.

Этапы мастер-класса:

1)    Представление  педагогической опыта работы.

2)   Имитационная игра с коллегами с демонстрацией приёмов эффективной работы.

3)    Рефлексия (дискуссия по результатам деятельности)

Ход мастер-класса.

(Присутствующие рассаживаются за столы, разделившись на 2- 3 микрогруппы)

 Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на моем мастер — классе. Я, Мерхалева Елена Юрьевна, учитель физики МАОУ СОШ № 8 им. Ц. Л. Куникова. (Слайд 1)

Обратите внимание, передо мной на столе - черный ящик, который иногда появляется на моих уроках (достать из ящика – шашки, куклу, домино, мяч).  Как вы думаете, что общего между этими предметами? Назовите ключевое слово. (ИГРА).

 Верно. (Слайд 2)

Среди множества путей активизации обучения одним из наиболее эффективных является организация игровой деятельности.

Сегодня я попытаюсь на своем мастер — классе презентовать вам опыт использования игровых методов на уроках физики.

 В условиях стремительно развивающихся изменений в обществе нарастает потребность в обучении и воспитании детей, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира. Ученик должен уметь быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

Задача обучения заключается сегодня в формировании у подрастающего поколения таких знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне школы.

В этой связи, концепция модернизации российского образования ставит перед общеобразовательной школой ряд задач, одна из которых – формирование универсальных учебных действий, определяющих современное качество содержания образования.  Под универсальными учебными действиями понимают -  умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

На мой взгляд, курс физики выделяется из других школьных предметов тем, что располагает достаточными возможностями для формирования универсальных учебных действий учащихся. Этому способствует, например, разнообразие видов учебно-познавательной деятельности на уроках, политехническая направленность содержания учебного материала, возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике. В ходе усвоения физики ребенок вовлекается во все этапы научного познания (наблюдение- гипотеза- эксперимент-анализ и обобщение результатов), обеспечивающего развитие научного мышления и творческих способностей.

Для обеспечения активного участия в уроке каждого ученика, достижения метапредметных результатов учащихся: подготовки к серьезной исследовательской деятельности (работа над проектом) и обучению в профильной школе (посещение элективных курсов), повышения авторитета знаний и индивидуальной ответственности школьников за результаты своего труда применяю в своей практике технологию игровых форм обучения.

В игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. В игре приобретается опыт взаимоотношений людей, происходит формирование коммуникативных навыков, открывается простор для творчества, самопознания и самовыражения.

Посредством игры решаются задачи:

1. Образовательные:

•        способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;

•        способствовать приобретению новых знаний, расширению кругозора учащихся и т.д.

 2. Развивающие:

•        развивать у учащихся творческое мышление;

•        способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях;

•        способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и т.д.

3. Воспитательные:

•        способствовать воспитанию развивающейся и реализующейся личности;

•        воспитывать нравственные взгляды и убеждения;

•        способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе.

Из всего вышеперечисленного вытекает актуальность применения игровых технологий на уроках физики, поэтому интерес к игре не угасает.

Для успешного применения игровых технологий необходимо помнить, что дидактические игры отличаются от игр вообще тем, что обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Поэтому, чтобы дидактическая игра являлась фактором, активизирующим деятельность учащихся во время урока необходимо соблюдать некоторые требования:

1.        Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся. Это не значит, что участники игры не имеют никаких обязанностей. Опыт показывает, что ученики часто относятся к этим обязанностям более ответственно, чем к учебной или трудовой деятельности.

2. Игра должна вызывать у учащихся только положительные эмоции, т. е. веселое настроение и удовлетворение от удачного ответа. Поэтому игры должны быть доступны и привлекательны. Цель игры должна быть достижимой, а ее оформление — красочным и разнообразным.

3. В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, что значительно повышает самоконтроль учащихся, приучает их к четкому соблюдению установленных правил, а главное, хорошо активизирует деятельность. Завоевание победы или какой-либо выигрыш очень сильно побуждает ученика к дальнейшим действиям.

4. Игра должна учитывать возрастные особенности учащихся.

5. При        проведении игры между командами, составы команд должны быть равными по силам, необходимо при этом учитывать личные желания учащихся.

Существуют несколько этапов игры.

1. Подготовка игры.

 Задача учителя заключается в том, чтобы все дети понимали, что они должны делать в ходе подготовительной работе. Этот этап в большей степени относится к ролевым играм (например, «Суд», «Пресс-конференция») и часто несет основную дидактическую нагрузку.

2.        Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры – возбуждение интереса к ней. Сюда же входит объяснение правил.

3.        Разбивка на команды. Требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатии, антипатии.

4.        Игра.

5.        Подведение итогов. Этот этап включает в себя как дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим и что помогло ему достичь победы).

На своих уроках применяю следующие виды дидактических игр.

1.        Игры-упражнения.  

Цель: актуализация знаний или постановка проблемы нового урока, совершенствование познавательных способностей учащихся, осмысления и закрепления учебного материала.  

Это разнообразные эстафеты, кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, загадки, с их помощью можно: определить тему урока, провести опрос на этапе актуализации или первичного закрепления знаний. Очень нравится детям игра «Да-Нетка»,  которую я провожу с целью актуализации знаний. Для учеников старших классов с той же целью провожу аукционы (например: предлагаю формулу х=20sin(2t+п/3). Ученики выясняют: речь идет о теле, совершающем гармонические колебания, устанавливают физические величины, характеризующие колебания: амплитуда, циклическая частота, период, частота и т.д.)

2.        Игры-путешествия.

Цель: углубление, осмысление и закрепление учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. (После изучения темы «Тепловые явления» в 8 классе провожу «Путешествие по стране «Калория»)

3.        Игры-соревнования.

Цель: развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, познавательной активности, смекалку, наблюдательность, умения применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Такие соревнования провожу на уроке или во внеурочное время, например, во время недели физики. 

В нашей школе ежегодно проходят предметные недели, в течение которых провожу внеклассные мероприятия для каждой параллели. Составляю план проведения недели с указанием всех внеклассных занятий, сроков их проведения и ответственных лиц. Мероприятия проходят как правило после уроков, обязательно включаются конкурсные программы, игры, викторины, конкурсы газет, кроссвордов и т.д. Считаю, что проведение предметной недели расширяет знания учащихся по физике, их творческие способности, возбуждает интерес к предмету.

В заключении отмечу, что физическая игра дает возможность ученикам проявить себя, свои способности, проверить имеющиеся у них знания, приобрести новые знания, и все это в необычной занимательной форме. Систематическое использование физической игры во внеклассной работе по физике влечет за собой формирование и развития познавательного интереса у учащихся. считаю, что физическая игра, как эффективное средство развития познавательного интереса, должна использоваться на уроках и во внеклассной работе по физике как можно чаще.

Хотелось бы отметить, что игру невозможно оценить только как развлекательный элемент. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество.

Рефлексия.

В заключении хочу просить вас выразить своё отношение к сегодняшней работе, заполнив анкету.

Благодарю за внимание.

Анкета

«Оценка мероприятия»

Уважаемые коллеги, просим вас оценить мастер – класс «Дидактическая игра как средство формирования ключевых компетенций школьников»

1.Мое общее впечатление.

А) Это было прекрасное мероприятие.

Б) Я мог бы сделать все это лучше.

В) Меня очень увлекло мероприятие, так как я мог участвовать в интересных делах.

2.  Насколько проведенный мастер – класс соответствовал вашим ожиданиям.

А) Полностью оправдало мои ожидания.

Б) Я надеялся, что будет интереснее.

В) Было намного интереснее, чем я ожидал.

3. Будете ли вы использовать в работе полученный опыт.

А) Да.

Б) Возможно, что-то и пригодится.

В) Нет, в этом нет необходимости.

6. Какие чувства вы испытали во время и после мероприятия.

А) Радость.

Б) Удовлетворение.

В) Раздражение.

Г) Усталость.

Д) Интерес.

7. Ваши пожелания

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Игра

  1. Позволяет детям приобрести самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира.
  2. Развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки.
  3. Формирует коммуникативные навыки, дает возможность приобрести опыт взаимоотношений между людьми.  
  4. Открывает простор для творчества, самопознания и самовыражения.

Виды дидактических игр.

  1. Игры-упражнения

(эстафеты, кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, загадки).

Цель: актуализация знаний или постановка проблемы нового урока, совершенствование познавательных способностей учащихся, осмысления и закрепления учебного материала.  

  1. Игры-путешествия. 

Цель: углубление, осмысление и закрепление учебного материала.

3.        Игры-соревнования 

(аукцион, викторина).

Цель: развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, познавательной активности, смекалку, наблюдательность, умения применять полученные знания в нестандартной ситуации.

«Суметь размыть грань между работой и игрой — большое достижение».

Арнольд Тойнби

Муниципальное автономное образовательное учреждение «СОШ №8» им. Ц.Л.Куникова

муниципального образования город – курорт Геленджик

Мастер-класс

«Дидактическая игра, как средство формирования ключевых компетенций школьников»

Мерхалевой Елены Юрьевны,

учителя физики

МАОУ СОШ №8 им. Ц. Л. Куникова

       

2017 г.

Посредством игры решаются задачи:

1. Образовательные:

способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;

• способствовать приобретению новых знаний, расширению кругозора учащихся.

 2. Развивающие:

развивать у учащихся творческое мышление;

• способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях;

способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей.

3. Воспитательные:

•        способствовать воспитанию развивающейся и реализующейся личности;

•        воспитывать нравственные взгляды и убеждения;

•        способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе.

Требования к дидактическим играм, применяемым на уроках.

1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся. Это не значит, что участники игры не имеют никаких обязанностей. Опыт показывает, что ученики часто относятся к этим обязанностям более ответственно, чем к учебной или трудовой деятельности.

2. Игра должна вызывать у учащихся только положительные эмоции, т. е. веселое настроение и удовлетворение от удачного ответа. Поэтому игры должны быть доступны и привлекательны. Цель игры должна быть достижимой, а ее оформление — красочным и разнообразным.

3. В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, что значительно повышает самоконтроль учащихся, приучает их к четкому соблюдению установленных правил, а главное, хорошо активизирует деятельность. Завоевание победы или какой-либо выигрыш очень сильно побуждает ученика к дальнейшим действиям.

4. Игра должна учитывать возрастные особенности учащихся.

5. При         проведении игры между командами, составы команд должны быть равными по силам, необходимо при этом учитывать личные желания учащихся.

Этапы игры.

1. Подготовка игры.

 Задача учителя заключается в том, чтобы все дети понимали, что они должны делать в ходе подготовительной работе. Этот этап в большей степени относится к ролевым играм (например, «Суд», «Пресс-конференция») и часто несет основную дидактическую нагрузку.

2.        Предложение игры детям.

Главная задача в предложении игры – возбуждение интереса к ней. Сюда же входит объяснение правил.

3.        Разбивка на команды.

Требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатии, антипатии.

4.        Игра.

5.        Подведение итогов.

Этот этап включает в себя как дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим и что помогло ему достичь победы).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий.

Требования ФГОС к формированиюуниверсальных учебных действий.Сущность коммуникативных УУД. Пути и возможности формирования коммуникативных УУД при использовании дидактических игр в учебном процессе....

Мастер-класс «Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы. Японские хокку.»

Краткое обоснование основных идей опыта. Сегодня с вашей помощью я смогу продемонстрировать те способы работы, которые ежедневно использую в своей педагогической практике. Её основу составляют ...

Математические игры как средство формирования ключевых компетенций

Математические игры – технология, позволяющая, как никакая другая, развивать ключевые компетенции школьника 6-9 класса....

Внеклассная работа по химии как средства формирования ключевых компетенций школьников

Выступление на тему:"Внеклассная работа по химии как средства формирования ключевых компетенций школьников"....

Внеурочная работа по химии как средство формирования ключевых компетенций школьника

Целью моей внеурочной деятельности по химии является:  cоздание эффективной модели внеурочной деятельности учащихся для формирования ключевых компетентностей и социально значимых качеств личности...

Мастер-класс на тему: "Использование метода проектов для формирования ключевых компетенций обучающихся"

Методический урок для учителей. Представляю вашему вниманию разработку и презентацию мастер-класса "Использование метода проектов для формирования ключевых компетенций обучающихся"....

2023 г. - Мастер-класс на тему: «Дидактические игры как средство познавательного развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью»

2023 г. - Мастер-класс на тему: «Дидактические игры как средство познавательного развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью» на методическом семинаре «Инновационные...