Мастер-класс «Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы. Японские хокку.»
методическая разработка по литературе по теме

 Краткое обоснование основных идей опыта.

Сегодня с вашей помощью я смогу продемонстрировать те способы работы, которые ежедневно использую в своей педагогической практике. Её основу составляют концепции, которые раскрывают закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся. А также я использую метапредметный подход, так как именно с помощью него я создаю условия перехода от неэффективной практики дробления знаний к метапредметности с последующим выходом на мировоззренческий ценностный уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_khokku_7_klass.odt31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

  «Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы. Японские хокку.»

 

 Добрый день, уважаемые коллеги!

 

 Краткое обоснование основных идей опыта. (1 мин)

Сегодня с вашей помощью я смогу продемонстрировать те способы работы, которые ежедневно использую в своей педагогической практике. Её основу составляют концепции, которые раскрывают закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся. А также я использую метапредметный подход, так как именно с помощью него я создаю условия перехода от неэффективной практики дробления знаний к метапредметности с последующим выходом на мировоззренческий ценностный уровень.

Основу моей деятельности составляют:

- теоретические положения концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающие основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся;

- использование метапредметного подхода в обучении.

Соответственно, цель моего мастер-класса – продемонстрировать способы работы с  ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, В этом способе выражается модель формирования ключевых компетентностей учащихся (в частности, читательских и языковых).

Для реализации данной цели мне необходимо:

- создать условия для исследования;

- освоить понятие  ....................хокку;

- дать возможность продемонстрировать коммуникативные действия участников в условиях малой группы.

Я считаю, что для обеспечения эффективного решения данных задач, целесообразно использовать следующие методические приемы:

- создание атмосферы сотворчества;

 - включение эмоциональной сферы;

 - моделирование;

  -  творческая работа.

Интрига 1.(1 мин) (музыка , фото о Японии, живая речь)

Работа в группах (составление икебаны) О какой стране пойдет речь?    икебаной занимались только мужчины  …...........

Да, конечно же, это  Япония.   Темой нашего урока является знакомство с культурой Японии и одним из жанров японской литературы, лирическим стихотворением хокку.

Японская культура довольно часто причисляется к «закрытым» культурам. Не сразу, не с первого знакомства открываются европейцу своеобразие японской эстетики, непривычное очарование японских обычаев и красота памятников японского искусства.

Пожалуй, одним из проявлений «загадочной японской души» является хокку. Но чтобы понять немного эту душу, мы поговорим о Японии – стране с очень древней и своеобразной культурой.

  1. Знакомство  с японской культурой

Страна восходящего солнца»

Ниппон – название страны состоит из 2 знаков: первый означает «Солнце», второй – «основа», т.е. Страна восходящего солнца. На флаге Японии изображено солнце. Расположена на 3922 островах.

  1. Гора Фудзи

Фудзи – действующий вулкан, в переводе «огонь». Является главным символом Японии. Высота – 3772 м. Японцы совершают паломничества с целью увидеть с вершины восход Солнца. Есть такая примета: если в Новый год приснится гора Фудзи, то год принесет здоровье и счастье.

  1. Сакура

 Ветка цветущей сакуры – символ Японии. Когда зацветает вишня, все, от мала до велика, целыми семьями, с друзьями и близкими собираются в садах и парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми облаками нежных лепестков. Это одна из древнейших традиций японцев. К этому зрелищу тщательно готовятся. Чтобы выбрать хорошее место, надо иногда прийти на сутки раньше. Японцы, как правило, празднуют цветение вишни дважды: с коллегами и в кругу семьи. В первом случае – это святая обязанность, которая никем не нарушается, во-втором – истинное удовольствие. Созерцание цветущих вишен оказывает на человека благотворное воздействие, настраивает на философский лад, вызывает восхищение, радость и умиротворение.

   Сакура - неотъемлемая часть культуры Японии. Ее воспевают в поэзии, музыке. Сакура – замечательный пример утонченной красоты, любование которой доставляет истинное удовольствие. Сакура цветет от нескольких часов до двух дней. Процесс любование цветущей сакурой называется ханами.

Работа в группах (составление синквейна, памятки)

Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).

Цель: добиться более глубокого осмысления темы.

  1. Хокку

А какие стихотворения мы называем лирическими?

Ученик: Стихотворения, в которых поэт раскрывает состояние человека, его чувства, называются лирическими.

Учитель: Каждое стихотворение – это маленькая волшебная картинка. А нарисована она как будто мазками, намечая немногими словами то, что мы должны домысливать, дорисовывать в воображении. Сами поэты часто иллюстрации к своим стихам.

  Давайте обратимся к истории создания хокку

Поначалу японцы писали большей частью танка – стихотворение в пять строчек, которые делились на два полустишья: 2 и 3 стиха. С течением времени эти стихотворения стали складывать вдвоем. Их называли рэнга – совместное выяснение истины. В 16 веке рэнга приобрела шуточный характер. Что мы видим: исчезли последние два стиха. Так хокку зажило самостоятельной жизнью. Оно обогатилось новыми темами и стало серьезней. И именно в творчестве Мацуо Басе становится высоким искусством. ( Сообщение ученика . Прочитаем статью о нем.

Ученик: Басе любил природу, знал жизнь простых людей, много путешествовал: искал истинную красоту, но с «новым сердцем». Замечательный художник.

6.  Проанализируем хокку Басё.

(Анализ стихотворений с учениками)

Из сердцевины пиона

Медленно выползает пчела…

О, с какой неохотой!

Басё

Вот так чутко японец относится к природе, трепетно наслаждается ее красотой, впитывает ее.

Может быть, причину такого отношения надо искать в древней религии японского народа - синтоизме? Синто проповедует: будь благодарен природе. Она бывает безжалостной и суровой, но чаще - щедрой и ласковой. Именно синтоистская вера воспитала в японцах чуткость к природе, умение наслаждаться ее бесконечной переменчивостью. На смену синто пришел буддизм, подобно тому, как на Руси христианство вытеснило язычество. Синто и буддизм - разительный контраст. С одной стороны - священное отношение к природе, почитание предков, с другой - сложная восточная философия. Парадоксально, но эти две религии мирно уживаются в Стране восходящего солнца. Современный японец будет любоваться цветущей сакурой, вишней, осенними кленами, полыхающими огнем.

  Простота хокку – это гениальная простота, за которой постоянная работа души, обостренная чуткость восприятия мира.

7. Беседа  - В чем же все-таки особенность этого лирического стихотворения.

Ученик: Нет рифмы.

Учитель: Рифмы в японском языке никогда не было. Такой уж язык: не принимает рифмы.

Ученик: Очень короткие.

Ученик: Смысл зашифрован. Наводит на размышления.

Ученик: Упоминаются времена года, сезонное словечко.

Ученик: Главный герой – человек.

Ученик: В первой строке 5 слогов, во второй – 7, в третьей – 5.

Учитель: Однако перевод не соответствует этой схеме, потому что строго соответствовать закономерности очень трудно. В переводе сохранено главное – лирическое чувство.

  8.   (Анализ стихотворений Кобаяси Исса).

Еще одно знаменитое имя - Кобаяси Исса. Часто его голос печален

Наша жизнь - росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь - и все же…

Учитель: Это стихотворение написано на смерть его маленькой дочки. Буддизм учит не переживать из-за ухода близких, ведь жизнь – росинка. Но, прислушайтесь к голосу поэта, сколько неизбывного горя в этом «и все же…».

Часто в финале хокку появляется многоточие. Это не случайность, а традиция, принцип японского искусства. Для жителя Страны восходящего солнца важна и близка мысль: мир вечно изменяется, поэтому и в искусстве не может быть завершенности, не может быть вершины - точки равновесия и покоя. У японцев есть даже крылатая фраза: «Пустые места на свитке исполнены большего смысла, чем начертала на нем кисть».

Хокку знали и стар, и млад – все грамотные японцы заучивали наизусть. Иногда устраивались состязания: кто лучше сочинит стихотворение о стрекозе, про заходящее солнце… Получалось весело и интересно.

Книжки хокку делились на 4 главы: весна, лето, осень и зима. В каждом хокку можно заметить сезонное словечко: талая вода, вишня, лягушки… И везде главный герой – человек: как живет на земле, о чем думает, грустит, веселится. Средства художественной выразительности этот жанр выбирает крайне скупо: мало эпитетов, метафор. Нет рифмы, не соблюдается строгий ритм. Как же автору удается создать образ в немногих словах, скупыми средствами. Оказывается, поэт творит чудо: он будит фантазию самого читателя. Искусство хокку - это умение сказать многое в нескольких строчках. В каком-то смысле каждое трехстишие заканчивается многоточием. Прочитав стихотворение, представляешь себе картину, образ, переживаешь его, переосмысливаешь, додумываешь, творишь.

Сделаем обобщение о хокку. Сделаем кластер (Учащиеся работают в группах).

Демонстрация детских хокку

9. Творческая работа написать собственное хокку (слайды

У нас с вами также очень много мест, которыми мы можем восхищаться:  разноцветные луга, золотая осень, белоснежная зима, цветущая весна )

10. Итог

Японские поэты учат нас понимать прекрасное, беречь все живое, жалеть все живое, потому что жалость – великое чувство. Кто не умеет по-настоящему жалеть, тот никогда не станет добрым человеком. Поэты Японии повторяют вновь и вновь свои хокку:

«Всматривайтесь в привычное – и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое – и увидите красивое, всматривайтесь в частицы – и увидите целое, всматривайтесь в малое – и увидите великое. Всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте, и не проходите мимо…» (музыка)

Таким образом, этот способ всесторонней работы над темой приводит к пониманию внутренней логики изучаемого предмета и многообразию внешних связей. Создается мощное интеллектуальное поле, нахождение внутри которого и выводит ребенка на тот мировоззренческий, ценностный уровень, который позволяет быть компетентным.

Планируемые результаты мастер-класса

В результате участия в данном мастер-классе слушатели познакомятся со способами работы с основной структурной единицей языка – словом. В этом способе выражается модель формирования ключевых компетентностей учащихся (в частности, читательских и языковых). Для этого мастер создаст условия для исследования слова (универсального знака) на различных структурных уровнях языка (на примере слова НЕПРИЯТНОСТЬ), в том числе на уровне эмоционального восприятия (визуальный ряд), ассоциаций (лингвистических, общекультурных), с выходом на лексическое значение, морфемный состав, и итог – эссе. На основе продемонстрированного алгоритма работы со словом мастер даст возможность слушателям продемонстрировать различные компетентности, в том числе коммуникативные действия участников в условиях малой группы, на примере слова СВОБОДА. Это позволит участникам мастер-класса отнестись рефлексивно к продемонстрированному способу через собственную деятельность. В итоге обнаруживается удивительный эффект в самой природе языка: связанность (прямую или опосредованную) на первый взгляд далёких друг от друга слов и понятий, ими обозначаемых. Это фиксируется в общем способе, модели, что позволяет вывести знания на уровень метапредмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций школьников на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». (Из опыта работы)

«Концепция модернизации российского образования» ставит задачу по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответствен...

Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы

Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их ...

формирование ключевых компетенций учащихся на уроках химии как средство реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.

Работая одновременно с большими группами учащихся, учитель ориентируется на среднего ученика. При такой системе неизбежно задерживается развитие одних и создаются непреодолимые трудности для других уч...

«Использование интерактивных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

Обобщение опыта работы «Использование интерактивных методов обучения для формирования  ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы  и во внеурочной д...

Методы развивающего обучения, как основа формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики

Доклад по теме отражает суть преход от "знаниевой" ситемы к компетентностному подходу. Содержит иллюстративный материал и пояснения к разлиным типам заданий, направленных на формирование клю...