формирование ключевых компетенций учащихся на уроках химии как средство реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.
презентация к уроку по химии на тему

Мазилина Мария Николаевна

Работая одновременно с большими группами учащихся, учитель ориентируется на среднего ученика. При такой системе неизбежно задерживается развитие одних и создаются непреодолимые трудности для других учащихся. Поэтому перед учителем стоят    задачи:  видеть каждого ученика, знать его возможности на данном этапе обучения и его потенциальные возможности - уметь « проектировать» ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_klyuchevyh_kompetentsiy_uchashchihsya.pptx417.1 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках химии как средство реализации личностно-ориентированного подхода в образовании» Подготовила : учитель химии МБОУ “ИСОШ” Мазилина М.Н.

Слайд 2

Отличие зуновского и компетентностного подхода Зуновский подход Основной результат обучения: Владение умениями Компетентностный подход Основной результат обучения: Готовность использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации

Слайд 3

«Формирования и активизация ключевых компетенций на уроках и химии» Ценностно - смысловая компетенция Образовательная Информационно - коммуникативная Общекультурная компетенция Социально - трудовая компетенция Учебная Познавательная

Слайд 4

Важную роль в формировании компетентностей учащихся при обучении химии играют п рактические занятия . Одним из составляющих элементов химической компетенции является умение работать со сложно организованной информацией : текстами, таблицами, графиками.

Слайд 5

Работая одновременно с большими группами учащихся, учитель ориентируется на среднего ученика. При такой системе неизбежно задерживается развитие одних и создаются непреодо­лимые трудности для других учащихся. Поэтому перед учителем стоят задачи: видеть каждого ученика, знать его возможности на данном этапе обучения и его потенциальные возможности - уметь « проектировать » ученика.

Слайд 6

Проводя ур о к, учи те ль выявляет способности, интересы, о собен н о с ти памяти, мышления , склонности каждого ученик а, что обеспечивает действенный индивидуальный подход к различным учащимся

Слайд 7

Наблюдая за учащимися на различных этапах урока можно заметить, что учащиеся за одно и тоже время успевают выполнять одинаковые задания по-разному. Одни целиком справляются с предложенными заданиями в отведенное время, другие, правильно преступив к решению задач, не успевают их решить вовремя. Третьи могут начать работу только после консультации с преподавателем, четвертые не справляются с заданием и после того, как им была оказана помощь учителем на уроке. Следовательно, учет индивидуальных различий учащихся необходим на разных этапах урока.

Слайд 8

По этим показателям различий в обучении учащиеся делятся на три условные динамические группы – с низкой (1), средней (2) и высокой (3) обучаемостью . В процессе обучения состав групп меняется.

Слайд 9

Самостоятельная работа: 1 группа – репродуктивные методы, предусматривающие поэтапность . 2 группа – репродуктивные методы с элементами творчества. 3 группа – творческие методы, работа с аннотацией.

Слайд 10

Психологи доказали, что на каждом возрастном этапе жизни человека преобладает определенный тип ведущей деятельности, который развивает какую-либо компетенцию: от 0 до 1 года – эмоционально-мотивационные компетенции; от 1 до 3 лет – организационно - деятельностные (регулятивные); от 3 до 7 лет – социальные; от 7 до 11 лет – учебно - познавательные; от 11 до 16 лет – творческие; от 16 лет и далее – компетенции самосовершенствования.

Слайд 11

Личностно-ориентированные технологии: ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфорта, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов. характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью творческое развитие учащегося, формирование у него положительной «Я»-концепции.

Слайд 12

Личностно-ориентированные технологии имеют следующие особенности Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы. Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого. Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку. Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся.

Слайд 13

На личностно-ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуется личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

Слайд 14

В рамках ЛОО как самостоятельные технологии можно выделить : коллективное взаимообучение , модульное обучение, технологию проектного метода, разноуровневое обучение, игровые информационно-коммуникативные технологии , технологию сотрудничества.

Слайд 15

Технология уровневой дифференциации

Слайд 16

Цель технологии уровневой дифференциации: обеспечение достижения всеми учащимися базового уровня подготовки по предметам; создание условий учащимся, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материала на более высоком уровне.

Слайд 17

Теоретические позиции: дает возможность учитывать познавательные интересы учащихся устранить перегрузку программ и учащихся развивать каждого учащегося в меру его сил и способностей создавать психологический комфорт в учебе

Слайд 18

В Х класс практически каждой общеобразовательной школы приходят учащиеся, различающиеся не только способностями к обучению, но и уровнем знаний. Кроме того, лишь некоторые из них будут сдавать ЕГЭ или вступительный экзамены по химии. Остальных же интересует только отметка по предмету в аттестате зрелости. Если предъявлять к ним одни и те же требования, то процесс обучения станет для многих из них не только сложным, но и неинтересным.

Слайд 19

Создание ситуации выбора на уроке На этапе проверки знаний учитель предоставляет возможность десятиклассникам выбрать один из способов описания строения метана: Самостоятельно С помощью опорной схемы Пользуясь письменным планом ответа. На этапе контрольных мероприятий важно обеспечить выбор различных форм: в виде теста в виде решения задач в виде выполнения творческого задания. Домашнее задание также задается разноуровневое по содержанию и форме.

Слайд 21

Технология проектного метода Формы представления конечного результата проектной работы: Письменный отчет; Доклад; Статья; Фильм; Презентация; Выставка и т. д.

Слайд 22

Игровые технологии Функции игры Развлекательная (доставить удовольствиепробудить интерес) Коммуникативная Функция самореализации Терапевтическая ( преодоление трудностей) Диагностическая (открыть для других свои скрытые черты) Коррекционная (социализироваться , принять правила игры и т. д.)

Слайд 24

Этапы работы учителя : Диагностика учащихся класса и составление характеристик: психолого-педагогических особенностей и состояния обученности основным общеучебным умениям. Подбор рекомендуемых и противопоказанных каждому ученику (в зависимости от его психологических особенностей, а также его прошлой академической подготовки) методов обучения и образовательных технологий; Внутренняя дифференциация ученического коллектива на основе выделения по типологическим признакам разных групп с разным уровнем развития. Разработка оптимальной структуры урока. разработка сценариев и проведение уроков.

Слайд 25

Характеристика психолого-педагогических особенностей учащихся № п/п пол возраст Скорость реакции темперамент п/л полушар. Ведущий канал восприятия Проблемы Инд./псих. Соц.-псих. Характерист. Итоговый вывод по тенденции обучаемости Великова Даша ж 15 5-7 с холерик Лев. Виз. тревожность лидер + Гениатуллин К. м 16 более 25 с Сангв. Прав. Кинест. Произв. Внимание, агрессивность, память референт +/-

Слайд 26

Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить»). В. Гете сказал : «Человек должен верить, что непонятное можно понять…» Не секрет , что ученикам на уроке интересно тогда, когда понятно. Для того чтобы учиться с интересом и увлечением, обучающиеся должны быть вовлечены в разнохарактерную деятельность на основе личного опыта. Помочь им в этом – задача всех учителей!

Слайд 28

Проблемный вопрос, проблемная ситуация «Глюкоза» - 10 класс. Почему хлеб, если его долго жевать, приобретает сладкий вкус? Почему глаженое бельё дольше не пачкается? «Амфотерность аминокислот» -10 класс. «Из биологии вам знакомо животное хамелеон. Есть ли в химии нечто подобное? «Спирты» -10 класс. Как получить резиновые калоши из спирта?; «Альдегиды, кислоты» - 10 класс . «Всё дело в муравьях». Что общего между альдегидами, карбоновыми кислотами и муравьями? 10 класс. Кислородсодержащие органические соединения. Размышление-загадка. Лаборант приготовила реактивы и вышла из кабинета. Здесь Трехатомный спирт, сойдя с полочки, подошел к столу и забрал свой реактив. Увидев это, Глюкоза возмутилась: “Что вы делаете, зачем берете чужое, это же мой идентификатор!” “Позвольте, позвольте, вмешаться в ваш спор”- промолвил Формальдегид, - “Это вещество - мое”. В чём суть спора? 10 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Наше время принесло новое противоречие в образовательный процесс - противоречие между темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения обучаемым, будь то ребёнок или взрослый. Именно...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Не секрет, что компетентностный подход к обучению требует овладения учащимися определенным набором способов в учебной деятельности. Знания, приобретаемые учащимися в процессе обучения, должны быть ори...

"Использование социокультурных тренингов для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики".

Мастер-класс ставит целью помочь учителям физики в выборе технологии с целью формирования ключевых компетенций у учащихся....

Мастер-класс «Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы. Японские хокку.»

Краткое обоснование основных идей опыта. Сегодня с вашей помощью я смогу продемонстрировать те способы работы, которые ежедневно использую в своей педагогической практике. Её основу составляют ...

Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы

Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их ...

Формирование общих компетенций обучающихся на уроках математики как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении

Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала. Совр...