«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
статья по теме

Лихушина Наталия Ивановна

Наше время принесло новое противоречие в образовательный процесс - противоречие между темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения обучаемым, будь то ребёнок или взрослый. Именно поэтому в обществе происходит переход от идеала «всесторонне развитой личности», известного нам по социалистическому прошлому,  к новому идеалу – наиболее возможному развитию способностей человека к образованию и самореализации. Компетентностный подход даёт эту возможность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                            ЛИХУШИНА Н.И

                                                                                                          МБОУ «СОШ№19сУИОП

                                                                                                           СТАРООСКОЛЬСКОГО РАЙОНА

                                                                                                           БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Современное общество недаром называют информационным. «Информационный взрыв» привел не только к увеличению в разы объема необходимой информации, но и к ее быстрому старению.  Принципиально меняются не только технологии, но и повседневная жизнь. Чтобы быть успешным, человеку придется переучиваться несколько раз за жизнь. Статус человека зависит теперь во многом от умения ориентироваться в информационных потоках, инициативности, умения справляться с проблемами, искать недостающие знания, брать на себя ответственность и принимать решения в неопределенных ситуациях.
Наше время принесло новое противоречие в образовательный процесс - противоречие между темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения обучаемым, будь то ребёнок или взрослый. Именно поэтому в обществе происходит переход от идеала «всесторонне развитой личности», известного нам по социалистическому прошлому,  к новому идеалу – наиболее возможному развитию способностей человека к образованию и самореализации. Компетентностный подход даёт эту возможность.
           В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования.
 В психолого-педагогической литературе  понятия «компетенция» и «компетентность» появились сравнительно недавно - начала в западной, а в конце 1980-х гг.  - в отечественной.  Но до сих пор в нашей педагогической науке не существует точного определения понятий «компетентность» и «компетенция». Пока выдвигаются разные гипотезы.
Наиболее авторитетным  учёным в этом вопросе считается профессор Эдинбургского университета, доктор Джон Равен. Нам он известен как автор психологического теста «Прогрессивные матрицы Равена». Он определяет компетентность как «самостоятельные универсальные составляющие любой профессиональной деятельности, влияющие на её успешную реализацию». В книге «Компетентность в современном обществе»  он утверждает, что в современном мире   люди остро нуждаются в развитии таких личностных качеств, на которые система образования до сих пор не обращала внимания, а именно в способности к руководству, инициативности, стремлении к новому, свободе выбора и умении работать совместно с другими людьми. Автор приводит список 37 видов необходимых компетентностей, вот некоторые из них: тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели;
тенденция контролировать свою деятельность; готовность и способность обучаться самостоятельно; поиск и использование обратной связи; уверенность в себе; самоконтроль; адаптивность: отсутствие чувства беспомощности; самостоятельность мышления, оригинальность; критическое мышление, способность уживаться с другими и др. Всё это качества, необходимые современному человеку в любой профессиональной деятельности. С ним согласен наш
 доктор педагогических наук Г. Селевко: компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели
В некоторых исследованиях наряду с понятием «компетенция» используется и понятие «компетентность». Одни авторы отождествляют эти понятия, другие различают их.  Хуторской А.В. различает понятия «компетенция» и «компетентность».  Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых, чтобы продуктивно действовать. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией. Автор  выделяет как отдельную структуру образовательную компетенцию, определяя её как совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. Он подчёркивает, что следует отличать просто «компетенцию» от «образовательной компетенции».
Хуторской А.В., предлагает трёхуровневую иерархию компетенций: ключевые  (относящиеся к общему (метапредметному) содержанию образования,  общепредметные и предметные.  По его мнению, существует, по крайней мере,  семь ключевых образовательных компетенций:
ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная коммуникативная, социально-трудовая и компетенция личностного самосовершенствования.
Но мне ближе идеи Шишова С.Е. и Кальней В.А.: “Кажется решенным, что понятие компетенции относится к области умений, а не знаний. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря учению”.
Таким образом в современной педагогике сложилось достаточно противоречивая ситуация по вопросу содержания понятий «компетентность» и «компетенция», что свидетельствует о недостаточной разработанности данных понятий. Надо упомянуть, что идеи модернизации образования на компетентностной основе разрабатываются В.А. Болотовым, А.Н. Дахиным, Э.М. Днепровым, И.А. Зимней, В.А. Кальней, С.В. Кульневичем, О.Е. Лебедевым, , А.А. Пинским, А.П. Тряпициной, В.Д. Шадриковым, С.Е. Шишовым, А.В. Хуторским, Б.Д. Элькониным и др.
            Целью географического образования в школе, прописанной в стандарте по географии, является: - «обеспечить развитие умений школьников самостоятельно работать с различными источниками географической информации, ориентироваться, вести наблюдения в природе и на производстве». Процесс формирования ключевых компетенций  для меня удобнее всего показать на примере проектной деятельности, которая формирует практически все ключевые компетенции.  Она  лучше всего помогает научить ребенка получать необходимую информацию из различных носителей, обрабатывать её, ориентироваться в ней, выбирать нужную, работать в коллективе.  Учитель в этом случае уже не является для учащихся единственным источником информации, а становится консультантом, помощником.
Под проектом понимается единство замысла и реализации. Работа над проектом позволяет создать в сознании учащихся противоречие между известным (что я знаю) и новым (что предстоит узнать). Осознание противоречия  является главным условием для того, чтобы сформулировать познавательную задачу, создать проблемную ситуацию. Вопросы исследований нацеливают учащихся на актуализацию знаний и умений, необходимых для усвоения нового содержания. Они требуют воспроизведения представлений из жизненного опыта, знаний по другим учебным предметам, привлечения краеведческих материалов.
Мини-проекты начинаются на уроках географии, дорабатываются дома, «доводятся до ума» на общих занятиях во внеурочное время и только потом выносятся на общий суд в виде «Уроков защиты проектов».
Вместе с детьми мы разработали Памятку «Как работать над проектом». Она выглядит так:
1. Как должен выглядеть конечный продукт моей деятельности.
2. Этапы проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных ресурсов деятельности, создание плана).
3. Поиск информации.
4. Оформление проекта.
5. Организация деятельности по созданию проекта.
6. Защита проекта.
Памятка берется за основу, но в неё можно  вносить коррективы. Работая над проектом, школьники учатся проводить исследования, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи.
Наши проекты создаются по материалам экскурсий, которые мы с 11-м классом совершали в  Старооскольский дендрарий, на шефское предприятие завод АТЭ, а также по темам: «Компьютер - новый век», «Школа за здоровый образ жизни»,  «Современные чудеса света». Эти проекты занимали призовые места на различных городских конкурсах. В ходе защиты проектов голосованием выбирались  наиболее интересные, и в конце года  был выбран лучший проект и определен победитель.
В настоящий момент эта работа продолжается - разрабатываются проекты интегрированные – межпредметные, краеведческие, экологические. Сейчас мы работаем над экологическими проектами  - «Пластиковый пакет – за и против», «Здесь был я». Последний посвящен вреду, который наносят сами дети природе и памятникам культуры.
 Учащимся предлагаются мини-проекты по сбору информации у своих же одноклассников (в форме интервью (о странах, в которых дети отдыхали летом, например), социологических опросов по интересным для них темам.
Итоговые и повторительно-обобщающие уроки  в старших  классах  проводится часто по принципу мини-проектов.
 В 11-х классах при изучении стран использую прием составления буклетов для туристических агентств, например « Испания – рай для туристов», «Увидеть Париж и умереть!». При изучения Африки - «И в Сахаре будут яблони цвести…» - каких только идей не высказывают дети по обводнению и озеленению самой большой пустыни мира. В 8-9-х классах при изучении регионального компонента (Белгородской области) – мы пытаемся создавать проекты на более серьезную тему: как защитить людей от влияния открытых Стойленского и Лебединского карьеров. В этом очень хорошо помогает внедрение информационных технологий обучения, благо кабинет для этого оборудован полностью. Тут же в классе из интернета можно быстро получить любую информацию.  Это прежде всего статистические материалы,  иллюстративный материал. К тому же дети понимают, что Интернет – это не только развлечение, но и источник знаний, вполне для них доступный и очень необходимый для создания больших и малых проектных работ.

Результаты  работы дают мне право заключить, что метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения  умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Проектная деятельность способствует  формированию  учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Это опыт деятельности, который учащиеся накапливают и демонстрируют как учебные достижения.

Школьники должны научиться учиться. Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться.


Список литературы
1. Джон Равен «Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы» (М., Когито-Центр, 1999,2001).
2. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М., 2002
3. Виды_компетентности_по_Равену
 (
http://letopisi.ru/index.php/
4. Хуторской А.В.Технология проектирования ключевых и предметных компетенций
5.
http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
6. (
http://www.finalsoft.narod.ru/)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики

Проектная  деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики...

МАСТЕР – КЛАСС ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ        В настоящее время возросла роль некоторых качеств лич...

Курсовая работа "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках географии"

Выпускная курсовая работа курсов повышения квалификации ИПК ПРО г. Ульяновска по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках географии"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ...

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Опыт работы учителя технологии по работе над тврческими проектами...

Особенности формирования ключевых компетентностей учащихся на уроках технологии через проектную деятельность.

Статья из опыта моей работы, которая раскрывает возможности  применения метода творческих проектов на уроках технологии для формирования ключевых компетентностей учащихся....