Курсовая работа "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках географии"
статья по географии по теме

Зайцева Елена Юрьевна

Выпускная курсовая работа курсов повышения квалификации ИПК ПРО г. Ульяновска по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках географии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya.doc301 КБ

Предварительный просмотр:

Областное бюджетное учреждение дополнительного  профессионального образования Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Кафедра естествознания

Выпускная работа по теме

«Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках географии»

                                                                        Работу выполнил:

              Слушатель группы Г-3

              МБОУ СОШ № 9

              г. Димитровграда

              Зайцева Е.Ю.

              Научный руководитель

              Методист кафедры естествознания

              Храмова Е. В.

Город Ульяновск

2013 г.

Содержание

  1. Введение.                                                                                             Стр. 3-4

  1. Определение понятия «образовательные компетенции».           Стр. 5-8

  1. Понятие компетентностного подхода к обучению.                         Стр. 9-10

  1. Образовательные методики, позволяющие реализовать                Стр. 11-16

формирование ключевых компетенций.

  1. Урок географии как средство формирования ключевых           Стр. 17-18

 компетенций учащихся.

  1. Примеры реализации компетентностного подхода на                   Стр. 19-21

уроках географии.

  1. Заключение.                                                                                        Стр. 22

  1. Список литературы.                                                                           Стр. 23

  1. Приложение.                                                                                       Стр. 24-41

Введение

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, сформулированы и представлены в образовательном стандарте.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования до 2010 года общеобразовательная школа должна формировать "новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции". Определенные таким образом цели образования, ориентирующие педагогов на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования.

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена новыми требованиями, предъявляемыми человеку в современном, быстро меняющемся мире. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности. 

Сегодня под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые позволят быть успешными в современных условиях перехода к обществу с рыночной экономикой. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. 

В Концепции модернизации российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся, в том числе и средствами географии.

Определение понятия «образовательные компетенции»

Компетенция  означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать, т.е. применять свои знания, умения и навыки в ней. 

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, способность личности справляться с самыми различными задачами. 

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. 


Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.

Образовательные  компетенции подразделяются на несколько уровней:

1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Ключевые компетенции – это совокупность базовых знаний, общих универсальных умений, личностных качеств, позволяющих достигать положительных результатов в профессиональной и других областях жизнедеятельности. 

Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные  способы, методы, приемы достижения человеком значимых для него целей или результатов. Ключевые компетенции позволяют достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

Ключевые компетенции имеют  надпредметный, междисциплинарный характер, проявляются в разных сферах. Их наличие необходимо человеку в течение всей жизни для самореализации, продуктивной профессиональной деятельности, выстраивания взаимоотношений с окружающими, смены рода занятий и т.п.

 

Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ключевые компетентности применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и требуют значительного интеллектуального развития.

Ключевые компетенции:

1. Ценностно-смысловые компетенции. 


Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. 

2. Общекультурные компетенции. 


Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это: особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира. 

3. Учебно-познавательные компетенции. 


Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. 

4. Информационные компетенции.


При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. 

5. Коммуникативные компетенции. 

Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. 

6. Социально-трудовые компетенции


означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. 



7. Компетенции личностного самосовершенствования


направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Понятие компетентностного подхода к обучению

В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010года» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».

Современная география, изучая пространственные аспекты территориальной организации общества, его изменения во времени, предлагает пути решения многих проблем жизни общества. В этой связи так важно ответить на вопрос: «С какой целью учить школьников географии?» С его решением связана разработка критериев отбора содержания географического образования, востребованности его результатов в жизни будущего поколения.
Именно поэтому формируемые географические знания должны стать действенными, фундаментом практической деятельности, а умения (познавательные, практические) – основой для формирования ключевых компетенций.

Ориентация школьного образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности. Усиление не означает увеличение количества практических работ в содержании, а предполагает изменение традиционной методики обучения, переход от простой передачи учебной информации к методике, направленной на формирование умений школьников. Иными словами, компетентностный подход ориентирует, с одной стороны, на обновление практической составляющей обучения, а с другой, - на создание условий для её эффективной реализации.
Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, т.е. это опыт деятельности, который учащиеся накапливают и учебные достижения, которые учащиеся демонстрируют.

 Компетентностный подход позволяет:

Согласовывать цели обучения педагогов и учеников.

Повысить степень мотивации учения.

Подготовить учащихся к сознательному обучению в других учебных заведениях.

Подготовить учащихся к успешной жизни, развивающейся по непредсказуемым законам.

Компетентностное обучение является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и при этом сама становится предметом усвоения. Ведущие деятели современной педагогики отмечают, что компетентность, выступая результатом обучения, является следствием саморазвития ученика, обобщением его личностно-деятельностного опыта. 
Компетентности формируются, проявляются и используются в деятельности, и, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны в потоке человеческой жизни, нельзя строго разграничить виды деятельности, а, следовательно, и виды компетентности. 
Анализ особенностей содержания предметов географии и возможностей обучающихся, уровня их развития позволяет выделить в качестве наиболее актуальных следующие ключевые компетентности:
 ценностно- 
смысловые, социально-трудовые, учебно-познавательные, общекультурные, коммуникационные, информационные, личностного самосовершенствования, разрешения проблем.
Формирование ключевых компетентностей учащихся требует от педагога пересмотреть свои приёмы и методы работы на уроке и в неурочное время.
Компетентностный подход вносит изменения в  позицию учителя в организации образовательного процесса, изменения в  характер взаимоотношений между учителем и учеником. Роль учителя на уроке – это роль  наставника, координатора, партнера, а его задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний на основе педагогики сотрудничества.
Необходимое условие компетентностного подхода в обучении - создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей:
- Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;

- Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию    какой-либо деятельности – исследование, проектирование;
- Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
- Организация продуктивной групповой работы;
- Обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера;

- Усиление практической направленности школьного образования по географии.
Создание такой среды позволяет существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей.

Развитие ключевых компетентностей невозможно осуществить без организационных изменений форм учебной деятельности. 
При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными можно считать те, которые ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен учителем и аудиторией. Ученики могут  представлять результаты своего труда в виде: анализа текста,  обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации). 
Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и деятельностным подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

Образовательные методики, позволяющие реализовать формирование ключевых компетенций.

Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.  

В условиях развивающего обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого учащегося в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности. В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «… все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика».

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии.

 

Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

  1. Проблемное обучение. 
    Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. 
  2. Технология дифференцированного обучения  Создаются разноуровневые задания, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. 
  3. Проектные методы обучения. 
    Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Проектная деятельность обучающихся среди современных педагогических технологий  является наиболее адекватной поставленным целям образования – формированию  ключевых компетенций. Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий, в основу которой положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы
     (практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск. Выпускник образовательного учреждения в современных условиях для адаптации к изменчивым жизненным ситуациям, в том числе в профессиональной деятельности, должен обладать широтой знаний, умения их интегрировать и применять для объяснения окружающих его явлений. Все это подтверждает необходимость использовать в проектной деятельности, проектов практической направленности. Приобретенный обучающимися опыт практической деятельности может быть использован для решения проблем, возникающих в повседневной жизни, в быту, на производстве. Практико-ориентированные задания повышают эффективность образовательного процесса за счет повышения мотивация к освоению данной области познания, которая проявляется только в условиях личностно значимых для обучающихся.

        В отличие от учебно-исследовательской деятельности, главным итогом которой является достижение истины, работа над проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и предполагает получение практического результата – образовательного продукта. Продуктом может быть видеофильм, альбом, плакат, статья в газете, инструкция, театральная инсценировка, игра (спортивная,  деловая), web-сайт и др. Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований и других видов творческой деятельности. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют не только учебную, но и учебно-методическую, научную, справочную литературу. Роль обучающего сводится к наблюдению, консультированию и направлению процесса анализа результатов  в случае необходимости.

В ходе выполнения проекта обучающийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний по предмету, так и получение новых знаний. Кроме того, формируются надпредметные компетенции: исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные,  умения и навыки работы в команде и др.

  1. Исследовательские методы в обучении. 
    Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника Формирование творческой личности, обладающей креативным мышлением, в современных условиях является актуальной задачей. В связи с этим всё более предпочтительными становятся поисковые методы: исследовательский и эвристический (частично-поисковый), в основе которых лежит проблемное обучение. Эти методы в наибольшей степени удовлетворяют требованиям компетентностного подхода, направленного на развитие активности, ответственности и самостоятельности в принятии решений. Оба эти метода сходны между собой; различие состоит в степени самостоятельности обучающихся.   

Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся:   

- ознакомление с областью и содержанием предметного исследования; 

- формулировка целей и задач исследования;  

- сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе); 

- проведение исследования (теоретического или экспериментального) – выделение изучаемых факторов, выдвижение гипотезы, моделирование и проведение эксперимента. 

- объяснение полученных данных; 

- формулировка выводов, оформление результатов работы. 

Данный подход дает возможность понять ход научного исследования, различной трактовки полученных данных и нахождения правильной, соответствующей реальности, точки зрения.

При исследовательском методе от обучающихся требуется максимум самостоятельности. Следует, однако, отметить, что в группах с различным уровнем знаний обучающихся, особенно на начальном этапе изучения предмета, целесообразно применять эвристические методы при активном участии преподавателя. Эвристическими могут быть беседы, практические работы, задачи, предполагающие самостоятельный поиск обучающимися новых знаний.

Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие ключевые компетенции, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развивает наблюдательность, воображение, умения нестандартно мыслить, диалектически воспринимать явления и закономерности окружающего мира, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.   

  1. Интеграционные технологии. В связи с постоянным увеличением объема изучаемого в школе учебного материала разрабатываются технологии интеграции в обучении, в частности разработка и внедрение в практику интегрированных уроков (география и история, география и физика, география и литература, география и обществознание).
  2. Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Игра – вид деятельности, который присущ и детям, и взрослым, поэтому использование данного вида деятельности в образовательном процессе известно давно, однако важным является применение такого аспекта этой деятельности, который способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ естественных наук. При этом должно происходить серьезное и глубинное восприятие изучаемого материала. Игра не должна привести к неправильному пониманию той или иной проблемы, обучающиеся должны проникнуться сложностью изучаемого материала и понимать, что процесс учения является не только интересной игрой. Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.

 При этом происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.
7. Информационно - коммуникационные технологии
В образовательном процессе педагог использует возможности информационных технологий в целях повышения наглядности изучаемого материала через демонстрацию электронных презентаций, видеоматериалов на уроках. Использование на уроке информационных технологий позволяет педагогу поднять процесс обучения на качественно новый уровень, а это значительно повышает эффективность усвоения материала. Компьютерные технологии повышают мотивацию учения, позволяют индивидуализировать, интенсифицировать обучение, создают условия для самостоятельной работы, способствуют выработке самооценки у учащихся, служат справочником, обучающим устройством и тренажёром.
8.  Кейс-метод – это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных, бытовых или иных проблемных ситуаций (от англ. case – «случай»). При работе с кейсом обучающиеся осуществляют поиск, анализ дополнительной информации из различных областей знаний, в том числе связанных с будущей профессией.

Суть его заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

В кейс-методе происходит формирование проблемы и путей её решения на основе пакета материалов (кейса) с разнообразным описанием ситуации из различных источников: научной, специальной литературы, научно-популярных журналов, СМИ и др. В кейсе содержится неоднозначная информация по определенной проблеме. Такой кейс одновременно является и заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий. Кейс-метод по отношению к другим технологиям можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, менее сложные методы познания. В него входят: моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, дискуссии, игровые методы и др. В качестве задания обучающемуся (или группе обучающихся) можно предложить сделать доклад, подготовить проект или компьютерную презентацию. В сущности, кейс  интегрирует рассмотренные ниже методы.

 При работе с кейсом у обучающихся формируются следующие компоненты ключевых компетенций: умения решать проблемы, общаться, применять предметные знания на практике, умение вести переговоры, брать на себя ответственность, толерантность, рефлексивные умения.

9. Дискуссии

Учебные дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности обучающихся, в которой субъекты образовательного процесса упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями, суждениями по обсуждаемой учебной проблеме.  Дискуссии как форма взаимодействия субъектов обучения в последнее время находят все большее применение в практической деятельности преподавателей среди учеников старшей школы (9 – 11 классов). Их целесообразно использовать при проведении проблемных учебных конференций, симпозиумов, в обсуждении проблем, имеющих комплексный межпредметный характер. Содержание докладов, сообщений может быть связано с изучаемым материалом, но может и выходить за рамки программы, в том числе  иметь профессиональную направленность. Дискуссия делает возможным использовать элементы педагогики сотрудничества по типу «обучающий – обучающийся» и «обучающийся – обучающийся», в которой стираются противоположности между позициями обучающего и обучающихся, а кругозор участников образовательного процесса становится общим достоянием.

Во время дискуссии формируются следующие компетенции: коммуникативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения и др.

10. Метод «мозгового штурма»

Данный метод, направленный на генерирование идей по решению проблемы, основан на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач. Задание может содержать предметно значимый или междисциплинарный вопрос. При этом все идеи и предложения, высказываемые участниками группы, должны фиксироваться на доске (или большом листе бумаги), чтобы затем их можно было проанализировать и обобщить. Последовательное фиксирование идей позволяет проследить, как одна идея порождает другие идеи. Дух соревновательности активизирует мыслительную деятельность обучающихся. По окончании «штурма» все предложенные идеи (решения) подвергаются анализу, в котором участвует вся группа.

Метод «мозгового штурма» позволяет вовлекать в активную деятельность максимальное число обучающихся. Применение данного метода возможно на различных этапах урока: для введения новых знаний, промежуточного контроля качества усвоения знаний, закрепления приобретённых знаний (на обобщающем занятии по конкретной теме курса).

«Мозговой штурм» является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших группах.  Кроме того, формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.

Место преподавателя при осуществлении компетентностного подхода в организации обучения сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. В таких отношениях учитель является равноправным участником общения, учитывающим мнение и уровень индивидуального развития обучающегося.

Образовательный процесс протекает таким образом, что практически все ученики оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учеников в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Коллективный поиск истины стимулирует интеллектуальную активность субъектов деятельности. Такое взаимодействие позволяет ученикам не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение, толерантность и др.

Сравнительный анализ рассмотренных методов, а также практика преподавания позволяют сделать вывод, что не все они в одинаковой степени могут быть применимы при обучении общеобразовательным предметам естественнонаучного цикла. Учитывая дефицит времени некоторые методы (метод проектов, кейс-метод, игровые методики), требующие достаточно большого времени для их подготовки и проведения, можно рекомендовать для организации внеурочной работы или обобщения изученного материала. Исследовательская, дискуссионная форма организации занятий, а так же «мозговой штурм» являются эффективными методами формирования компетенций при проведении уроков в старших классах. При этом следует учитывать, что метод проектов и кейс-метод в большей мере по сравнению с другими описанными методами способствуют формированию таких компетенций, как умения выделять проблему и находить пути её решения, оценивать собственную  деятельность, ответственность. Исследовательский метод – творческий подход к осуществлению деятельности, общенаучные умения, и, наравне с дискуссиями, играми и «мозговым штурмом» развивает коммуникативные качества личности, толерантность.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что учителю целесообразно сочетать различные методы и формы организации образовательного процесса, чтобы достичь наибольшего эффекта от их использования.

Компетентностный подход в обучении сосредотачивается на том, чтобы не увеличивать объем информированности учащегося, а помочь самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.  «Ключевые компетенции» являются  «ключом», владение которым позволяет ученику быть успешным в любой сфере деятельности и особенно в обучении.

Урок географии как средство формирования ключевых компетенций учащихся.

Формирование ключевых компетенций на уроках географии – готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (из Федерального компонента государственного стандарта образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании» статья 7 и концепцией модернизации российского образования на период до 2010года).

На сегодняшний день перед учителем географии поставлена сложная методическая задача – реализовать на практике компетентностный подход, т.е. сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций.

Решение ее координируется с требованиями, сформулированными в стандарте географического образования, в рубрике «применение географических знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни». Речь идет об особом уровне учебно – познавательной деятельности учащихся  - овладении умениями применять географические знания и умения в повседневной жизни.

Содержание дисциплины «география» становится средством подготовки личности к жизни, к поведению в окружающей среде, в обществе.

Географическое образование должно вооружить школьников умениями пользоваться различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию, вести наблюдения на местности, правильно ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей среды.

Поэтому в содержании географического образования увеличился объем практической компоненты и в содержание уроков по географии включены следующие виды заданий:

- ориентирование на местности и проведение съемок местности;

- проведение наблюдений за объектами, процессами, явлениями, их изменениями в результате природного и антропогенного воздействия; наблюдения за погодой своей местности;

- проведение самостоятельного поиска географической информации из различных источников: картографических, статистических, геоинформационных, космических.

 

В результате географического образования учащиеся должны овладеть  следующими  ключевыми компетенциями:

-умение пользоваться географической картой;

-умение работать с числовой информацией;

- умение работать с ГИС;

-умение самопрезентации и способность к самоопределению;

- способы социально – ответственного поведения в природе и антропогенной среде;

-умение работать в коллективе, команде, принимать решения и нести ответственность за них;

- навыки толерантного отношения к культурным особенностям народов и регионов, умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

Решение задачи компетентностного подхода ориентирует на усиление практической направленности обучения географии, на увеличение прочности формируемых умений учащихся как показателя качества географического образования.

Важным результатом процесса формирования ключевых компетенций на уроках географии является  применение географических знаний и умений в сфере познавательной, общественной, трудовой, культурной деятельности; в бытовой сфере; в сфере коммуникации.

При  формирование познавательных компетенций происходит овладение учащимися ключевыми общеучебными умениями и способами деятельности: выделять, описывать и объяснять; находить и анализировать; приводить примеры; составлять географическую характеристику; определять; применять приборы и инструменты; выявлять эмпирические зависимости.

Обучение географии позволяет повышать уровень овладения познавательными и практическими умениями и навыками каждого учащегося, увеличивает прочность формируемых географических знаний и умений школьников, раскрывает прикладной аспект школьной дисциплины, способствует повышению качества географического образования, играет существенную роль в формировании мировоззрения и географической культуры обучаемых

Сформированные системы географических знаний должны стать основой практической деятельности, а системы учебных умений – фундаментом его будущей (в том числе профессиональной) деятельности.

Примеры реализации компетентностного подхода на уроках географии

В своей работе учителя географии в соответствии с требованиями, предъявляемыми современными образовательными стандартами, я уделяю большое внимание созданию развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей, применяю педагогические технологии, направленные на формирование ключевых, метапредметных и предметных   компетенций.

Рассмотрим приёмы формирования ключевых компетенций на примере открытого урока – путешествия в 6 классе при изучении темы «Рельеф суши. Равнины»

Цель урока: Формирование познавательных компетенций учащихся на уроках географии.

Образовательные задачи: продолжить  изучение нового материала по теме «Рельеф суши», развивать умения и навыки работы с картой.

Развивающие задачи: научиться применять свои знания в новой учебной ситуации.

Воспитывающие задачи: продолжить формировать бережное отношение к природе, любовь к Родине.

На этапе проверки домашнего задания ученики получают дифференцированные задания. Работают в парах методом взаимопроверки. Происходит формирование коммуникативных компетенций.

На этапе изучения нового материала при отработке понятия «равнины» используются приёмы работы с иллюстрациями, текстом учебника, слайдами презентации. Пробуя самостоятельно дать определение, что такое равнина, ученики обращаются к своему жизненному опыту. При дальнейшем закреплении материала урока ученики заполняют схемы, таблицу, работают с картой атласа. Таким образом, происходит формирование не только предметных географических компетенций, но общепредметных ключевых компетенций, таких, как учебно – познавательные комптенции.

На этапе повторения и закрепления новых знаний при заполнении кроссворда учащиеся учатся применять полученные знания и умения в новой учебной ситуации, т.е. формируются метапредметные компетенции.

На этапе рефлексии, когда ученикам предлагается по завершении урока оценить свою деятельность на уроке,  формируются компетенции личностного самосовершенствования.

Таким образом, мы видим, что в течение одного урока, построенного с точки зрения компетентсного подхода к обучению, формируется сразу несколько видов ключевых образовательных компетенций.

В современной школе не только урок становится способом формирования образовательных компетенций. В своей работе я широко использую многие современные образовательные технологии.

  В 2010-2011 учебном году  был начат ежегодный проект «Школьная перепись населения. Социологический паспорт класса» для учеников 8-9 классов в рамках изучения темы «Население» в курсах физической и экономической географии России.

В 2011-2012 учебном году среди учеников 5 классов был проведён проект «Генеалогическое древо моей семьи», выставка работ проекта была представлена на открытом интегрированном уроке истории и географии «Роль семьи в этносоциальном воспитании ребёнка» в 9 классе в рамках городского семинара заместителей директоров по социальным вопросам 16.02.2012г. по теме «Взаимодействие школы и семьи»

В 2012-2013 учебном году среди учеников 6 классов в течении всего учебного года проводится краеведческий проект  «Наш край» по следующим этапам: «Знакомьтесь — Димитровград!», «История памятников нашего города», «Реки Ульяновской области». Проект рассчитан на весь учебный год.

В 2012-2013 учебном году в рамках «Недели географии» проводился конкурс презентаций к урокам географии в номинациях «Природа Северного Кавказа» для учащихся 8 классов и «Реки Ульяновской области» для учащихся 6 классов. Победителями конкурса стали Пастбина К., ученица 8В класса, с презентацией на тему «Памятники природы Северного Кавказа» и Сергеева Ю., ученица 6А класса, с презентацией на тему «Волга».

Ежегодно на протяжении нескольких последних лет мои ученики создают электронные учебные пособия к урокам — мультимедийные презентации по различным темам. Ученики 7 классов создают презентации по темам «Природные зоны материков» , «Растительный и животный мир материков».  Ученики 8 классов создают презентации по темам «Физико — географические районы России». Ученики 9 классов создают презентации по темам «Экономические  районы России», «Города России». Ученики 10 классов создают презентации по темам «Страны мира».

Участвую в муниципальной методической работе, регулярно выступаю на городских методических объединениях  учителей географии г.  Димитровграда с опытом работы по темам «Инновационные формы контроля знаний», «Современные технологии и создание на уроках среды взаимодействия – залог успешного развития ученика», «Внедрение в практику современных образовательных технологий, направленных на реализацию задач формирования ключевых компетентностей учащихся».

В 2011-2012 учебном году проводила открытый урок в рамках городского семинара учителей географии по теме «Роль деятельностного подхода в повышении эффективности уроков и внеклассных мероприятий» по теме «Проблемы и перспективы ТЭК России», интегрированный открытый урок истории и географии в рамках городского семинара заместителей директоров по социальным вопросам по теме «Взаимодействие школы и семьи» по теме «Роль семьи в этносоциальном воспитании ребёнка».  

Форма проведения

Тема занятия

Класс

Тема урока

Сроки проведения

1.

Открытый урок

Формирование коммуникативных  компетенций учащихся на уроках географии

7 В

«Природные зоны Африки»

Ноябрь 2012 г.

2.

Открытый урок

Формирование познавательных   компетенций учащихся на уроках географии

6 Г

«Равнины суши»

Декабрь 2012 г.

3-4.

Открытый урок

Формирование предметно — аналитических и самообразовательных компетенций учащихся на уроках географии

10 А

«Сравнительная характеристика Японии и Китая»

Февраль 2013 г.

В 2012 -2013 учебном году работала по теме самообразования «Деятельностный подход в обучении географии», результатом этой работы стало проведение занятий городской Школы передового педагогического опыта по теме «Формирование ключевых компетенций на уроках географии»

План  проведения занятий Школы передового педагогического опыта учителя географии МБОУ СОШ № 9 г. Димитровграда Зайцевой Е.Ю. по  теме  «Формирование ключевых компетенций на уроках географии»

 

Заключение


Главной отличительной чертой компетентностного подхода является его деятельностный характер. Критерием проявления компетенции является достижение учащимся положительного для себя результата.

Уметь анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать, работать без постоянного руководства, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения на основе здравых рассуждений - это ключевые компетентности, которые можно выделить в современном обществе. 

Задача педагога - так выстроить процесс обучения и воспитания, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить его мыслить, привить навыки практических действий. 

Учителям, родителям, администрации образовательных учреждений необходимо осмыслить требования к образованию, предъявляемые новыми стандартами и находить новые подходы в работе. Направленность на воспитание и развитие школьника - основа деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения. 

Изменение модели образования требует прежде всего изменения личности самого учителя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, высокого уровня  образованности.


Список литературы

  1. Беловолова Е. А. «К вопросу об усилении практической    направленности школьной географии»//География в школе №6/2006
  2. Беловолова Е. А. «Значение практических работ в реализации компетентностного подхода»//География в школе №7/2007
  3.  Двуличанская Н. Н. «Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций»// Наука и образование Эл № ФС 77 - 48211. Государственная регистрация №0421200025. ISSN 1994-0408
  4. Душина И. В. , Летягин А. А., Беловолова Е. А. « Практическая составляющая обучения географии – основа формирования компетенций школьников» // География в школе №1/2009
  5.  Болотов В. А., Сериков В.В. «Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе»// Педагогика. 2003. № 10. 
  6. Зимняя И.А. «Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект)»//Высшее образование сегодня. 2006 .№8., с 20-26. 
  7.  Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. « Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий» Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101с. 
  8. « Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»// Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000. 
  9. Переломова Н.А., зав кафедрой ИПКРО, г. Иркутск. 
    Статья «Ключевые компетенции в образовании: современный подход» // Интернет-журнал "Эйдос". 
  10. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»// М.: Народное образование, 1998. 
  11.  Третьяков П.И, Сенновский И.Б. « Технология модульного обучения в школе»// М.: Новая щкола, 2001. – 352 с. 
  12. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64. 
  13. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций» // Интернет- журнал "Эйдос"
  14.  Хуторской А.В. материалы доклада "Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов"

Сценарий  урока – путешествия  по теме «Рельеф суши. Равнины»  в 6 классе

Цель урока: Формирование познавательных компетенций учащихся на уроках географии.

Образовательные задачи: продолжить  изучение нового материала по теме «Рельеф суши», развивать умения и навыки работы с картой.

Развивающие задачи: научиться применять свои знания в новой учебной ситуации.

Воспитывающие задачи: продолжить формировать бережное отношение к природе, любовь к Родине.

Ребята, сегодня нас ожидает необычный урок -  Урок – путешествие

Для каждого путешествия нужно знать маршрут. Наш маршрут поможет нам сегодня в изучении нового материала.

Ребята, перед вами ваши маршрутные листы. Подпишите их.

1. Чтобы начать путешествие,  нам нужно  «Собрать багаж» - проверить домашнее задания.

На прошлом уроке мы с вами изучали горы. Давайте повторим и проверим свои знания по этой теме по вариантам

На «5» нужно ответить на все вопросы, на «4» - на Б и В, на «3» - на вопрос В.

1 вариант А) На какие группы по высоте делятся горы? Б) Самые высокие горы России? Самые длинные горы  России? В) Найдите и покажите на карте горы Гималаи, горы Анды, определите их самые высокие вершины.

2 вариант А) Горная система – это…?

Б) Самые высокие горы в мире? Самые длинные горы в мире?

В) Найдите и покажите на карте горы Кавказ, Уральские горы, определите их самые высокие вершины.

Обменяйтесь листами и проверьте друг друга, поставьте + или – за ответы.

2.«Отправляемся в путь» - изучение нового материала.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами изучали горы. А какие ещё формы рельефа нас окружают? Значит сегодня на уроке мы будем изучать равнины. (слайд 1)

Все в тающей дымке –

Холмы, перелески…

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

      Здесь медленны реки.

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.


А) Действительно, равнины знакомы нам с детства. Так давайте посмотрим  фотографии равнин у вас на столах,  и попробуем дать определение, что же такое равнина. А теперь давайте посмотрим, какое определение предлагает нам учебник – стр. 57. Запишите это определение в маршрутный лист. (слайд 2)

Равнина______________________________________________________________________________

Если посмотреть на фотографии у вас на столах, то мы увидим, что поверхность равнин не всегда ровная. На какие группы можно разделить равнины по их рельефу? (слайд 3)

Б) Заполните схему «Виды равнин» примерами равнин из учебника на стр. 58

                                      Рельеф равнин

  Плоские равнины                                                    Холмистые равнины

Какую равнину можно назвать плоской? (слайд 4)

Сообщение про Западно-Сибирскую равнину:  Это третья по величине равнина мира. Нигде в мире не найти такого огромного пространства со столь плоским рельефом, как бы понижающимся к его центру. Пересекая равнину, видишь необозримые плоскости – ни бугорка, ни увала. Западно-Сибирская равнина богата реками, озёрами, болотами. По количеству болот Западно-Сибирская равнина мировой рекордсмен: нигде в мире нет больше такой заболоченной территории площадью в 800 тыс. км 2

А какая равнина холмистая ? (слайд 5)

Сообщение: Восточно-Европейская равнина одна из самых крупных равнин на нашей планете. Практически на всем протяжении Восточно-Европейской равнины преобладает полого-равнинный рельеф. В пределах территории Восточно-Европейской равнины сосредоточена большая часть населения России и большинство крупных городов страны. Именно здесь много веков назад образовалось русское государство.

Типы равнин

Высота

Примеры равнин

низменности

(слайд 8) Сообщение: Амазонская низменность— самая большая низменность на Земле, площадь свыше 5 млн км. Расположена в Южной Америке. Простирается от Анд до Атлантического океана. Амазонская низменность — обширное царство болот и джунглей.В сердце Амазонии протекает Амазонка, вторая по длине река в мире.

возвышенности

Находим на карте (слайд 9)

плоскогорья

Находим на карте (слайд 10)

В) Работая с картой, мы не сможем определить, какая равнина плоская, а какая холмистая. Но на карте обозначается высота равнин над уровнем моря .Давайте посмотрим, на какие группы по высоте делятся все равнины (слайд 6,7). Работаем с рисунком в учебнике на стр. 59, заполняем таблицу « Различие равнин по высоте».  

3.В любом путешествии нужно остановиться и отдохнуть - «Сделаем привал» - (слайд 1)

Положите руки на парты. Горы бывают высокие (руки вверх), равнины – широкие (руки в стороны). Мы идём долго-долго (шагаем пальчиками). Вершины гор высоко (смотрим вверх), видно с них далеко (вертим головой).

4.«Продолжаем путешествие»  - Ребята, а как со временем меняются горы? А как могут меняться со временем равнины? (слайд 2)

 Сообщение «Овраги» Образование оврага начинается с небольшой узкой промоины или борозды, которая быстро углубляется и удлиняется после нескольких больших ливней. Эта-то водомоина и есть начало оврага. Для его образования бывает достаточно даже не трещины, а просто дорожной колеи или пахотной борозды. Проточная вода смывает чернозем и песок и мутным потоком несется по промятому углублению все дальше вниз по наклону, к реке.  Значит  там, где развиваются овраги, дождевая и снеговая вода, вместо того, чтобы просачиваться в почву, задерживается на ней и, скатываясь, уносится по оврагам в реки.  Верховье оврага в каждое весеннее половодье, в каждый ливень отодвигается все дальше вверх. Овраг ветвится, и с каждым годом становится больше. Овраги наносят огромный ущерб хозяйству, разрушая дороги, сокращая площади сельскохозяйственных земель (слайд 3).

Заполните схему «Изменение равнин», работая с текстом учебника на стр.60 и на ст.62 (слайд 4)

                                     Изменение равнин

         Во времени                                                   Деятельностью человека

А как вы думаете, что сильнее изменяет человек – горы или равнины? Почему? Что должен делать человек по защите природы  равнин?

5.Вот мы и «Приехали домой!» - повторите и проверьте свои  знания по теме «Равнины». Решите кроссворд (слайд 5)

1

р

2

а

3

в

4

н

5

и

6

н

  1. Равнина, высота которой над уровнем моря выше 500 м.
  2. Равнина, на которой нет возвышенностей и понижений.
  3. Равнина, высота которой над уровнем моря от 200 до 500 м.
  4. Плоскогорье на востоке России.
  5. Равнина, на которой встречаются холмы.
  6. Равнина, высота которой над уровнем моря не выше 200 м.
  7. Величайшая на Земле низменность, расположенная в Южной Америке.

Поменяйтесь листами и проверьте друг друга, поставьте оценку (слайд 6).

6.«Оцени себя» - оцените свою работу на уроке – заполните таблицу.

Вид работы

Твоя оценка

Оценка учителя

1

«Собираем багаж» - проверка домашнего задания

2

«Отправляемся в путь» -работа на уроке – заполнение схем и таблицы

3

Ответы на уроке

4

«Приехали домой!» - закрепление и проверка знаний

5

Итоговая оценка за урок

Тебе понравился урок ?

Выбери своё настроение (слайд 7)

                Урок – путешествие по теме «Рельеф суши. Равнины»

Маршрутный лист ____________________________________вариант №  1

  1. «Собираем багаж» - проверка домашнего задания.

1 вариант

А) На какие группы по высоте делятся горы?____________________________

Б) Самые высокие горы России?_______________________________________                  Самые длинные горы  России?________________________________________

В) Найдите и покажите на карте горы Гималаи, горы Анды, определите их самые высокие вершины.

  1. «Отправляемся в путь» - изучение нового материала:

А) Запишите определение

Равнина________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Заполните схему «Виды равнин»

                                            Рельеф равнин

        Плоские равнины                                               Холмистые равнины _________________________                                                   _______________________

  ________________________                                                   _______________________

             В) Заполните таблицу « Различие равнин по высоте»

Типы равнин

Высота

Примеры равнин

низменности

возвышенности

плоскогорья

  1. «Сделаем привал» - физминутка

  1. «Продолжаем путешествие»  - Заполните схему «Изменение равнин»

                                     Изменение равнин

         Во времени                                                   Деятельностью человека

_______________________________                               ____________________________

_______________________________                               ____________________________

_______________________________                               ____________________________

  1. «Приехали домой!» - закрепление и проверка знаний

Решите кроссворд «Равнина»

1

р

2

а

3

в

4

н

5

и

6

н

7а

  1. Равнина, высота которой над уровнем моря выше 500 м.
  2. Равнина, на которой нет возвышенностей и понижений.
  3. Равнина, высота которой над уровнем моря от 200 до 500 м.
  4. Плоскогорье на востоке России.
  5. Равнина, на которой встречаются холмы.
  6. Равнина, высота которой над уровнем моря не выше 200 м.
  7. Величайшая на Земле низменность, расположенная в Южной Америке.
  1. «Оцени себя» - оцени свою работу на уроке:

Вид работы

Твоя оценка

Оценка учителя

1

«Собираем багаж» - проверка домашнего задания

2

«Отправляемся в путь» -работа на уроке – заполнение схем и таблицы

3

Ответы на уроке

4

«Приехали домой!» - закрепление и проверка знаний

5

Итоговая оценка за урок

Тебе понравился урок ?

Выбери своё настроение

Сценарий открытого  урока в 7 классе по теме  «Природные зоны Африки»

Цель урока: Формирование познавательных и коммуникативных компетенций учащихся на уроках географии.

Образовательные задачи: продолжить  изучение нового материала по теме «Природные зоны Африки», развивать умения и навыки работы с тематическими картами.

Развивающие задачи: научиться применять свои знания в новой учебной ситуации.

Воспитывающие задачи: продолжить формировать бережное отношение к природе.

Форма проведения урока – групповая (5 групп) с опережающими заданиями.

Здравствуйте, ребята! Скажите, какой материк мы с вами изучаем? Что мы уже знаем про Африку? А что ещё не знаем? Значит, цель сегодняшнего урока - изучение природных зон Африки. Группа путешественников познакомит нас с интересными фактами и особенностями природы Африки, группам исследователей нужно будет провести работу по изучению природных зон, а группа экспертов поработает над выяснением взаимосвязей компонентов природных зон Африки.

Давайте вспомним, что такое природная зона? (слайд 1). Откройте карту атласа на стр. 25 и определите, какие природные зоны есть на территории Африки? (слайд 2). Вот эти природные зоны нам предстоит сегодня изучить. У вас на столах технологические карты с заданиями для каждой группы.  Вы работаете по группам – 1 группа исследователей изучает экваториальные леса, 2 группа – саванны, 3 группа – пустыни, группы экспертов и путешественников работают по своим заданиям. Но сначала группа путешественников задаст исследователям вопросы, ответить на которые вы сможете после изучения своей природной зоны.

1 группа – В этой природной зоне царит вечный полумрак, вечные сумерки – почему?

2 группа – Цвета этой зоны – жёлтый и зелёный. Почему они сменяют друг друга в течении года?

3 группа – Эта природная зона многоликая – песчаная, каменистая, глинистая. Какие причины способствуют этому?

Распределите внутри группы задания и начнём работать. На заполнение таблицы по своей природной зоне вам отводится 15 минут.

 Давайте послушаем отчёты исследовательских групп.

1 группа - экваториальные леса (слайд 3)

- климат, почвы

- растительность (слайд 4,5), дополнение путешественников

- животный мир (слайд 6,7), дополнение путешественников:

« Окапи - это лесной жираф. Животное имеет очень необычный вид: бархатистая шерсть цвета темного шоколада с красными переливами, конечности украшены замысловатыми поперечными черно-белыми узорами, а на голове (только у самцов) - два небольших рога. Да еще язык такой величины, что окапи могут мыть им глаза. Окапи не такой уж маленький  - высота (в холке) 160 сантиметров. Обитает окапи только в Африке, в Конго. Редкий вид млекопитающих не может приспособиться к иным климатическим условиям. Только несколько зоопарков мира могут гордиться наличием окапи. Точная численность лесного жирафа в природе – неизвестна. Массовая вырубка лесов наверняка влечет за собой снижение их популяции.»

« Птицы, обитающие на всех этажах леса, очень разнообразны. Среди них есть и очень маленькие яркие птички-нектарницы, добывающие нектар из цветов, и довольно крупные птицы, как огромный бананоед, птица-носорог с мощным клювом и наростом на нём. Несмотря на свою величину, этот клюв очень легкий , как и клюв другого обитателя лесов — тукана. Тукан очень красив — ярко-жёлтое оперение шеи, зелёный с красной полосой клюв, а вокруг глаз кожа бирюзового цвета.И конечно, одни из самых распространенных птиц влажных вечнозелёных лесов — разнообразные попугаи.»

Какой проблемный вопрос был у вашей группы? - В этой природной зоне царит вечный полумрак, вечные сумерки – почему? Как вы ответили на этот вопрос?

По своим проблемным вопросам отчитывается группа экспертов:

Как приспособлены животные и растения к жизни в экваториальном лесу?  А) количество и особенности растений; Б) образ жизни животных; В) окраска, размеры и форма тела животных. (слайд 6,7)

По своим проблемным вопросам отчитывается группа путешественников: - Чем богаты экваториальные леса? Какая опасность там подстерегает домашних животных и людей?

Проверяем и заполняем таблицу по природным зонам

Давайте послушаем отчёт 2 группы – саванны

- климат, почвы

- растительность (слайд 8,9), дополнение путешественников:

«Баобаб (слайд 10) О необычном облике этого дерева в Африке даже сложена легенда. Давным-давно, между богом  и баобабом случилась перебранка. В пылу ее могучей рукою дерево было вырвано из земли и воткнуто обратно вверх корнями. До сих пор некоторые люди всерьез полагают, что корни у баобаба растут на макушке. Среди деревьев баобаб по праву держит мировой рекорд: окружность отдельных экземпляров достигает десяти метров. В отличие от большинства других деревьев баобаб не умирает: если с него содрали кору - она нарастает снова. Ничего не случается с баобабом и в том случае, если он упал на землю. До тех пор пока хотя бы один корень сохраняет контакт с почвой, дерево продолжает расти лежа. Местные жители нашли применение практически любой части баобаба. Из его коры изготавливают грубое, прочное волокно, идущее на изготовление рыболовных сетей, верёвок, циновок и тканей. Из золы коры баобаба получают лекарственные средства против простуды, лихорадки, дизентерии, сердечно-сосудистых заболеваний, астмы, зубной боли, укусов насекомых. Молодые листья добавляют в салаты, сухие используют как специи. В Зимбабве из одного дерева сделали автобусную станцию, в «зале ожиданию» которой умещается до сорока человек.»

- животный мир (слайд 11,12), дополнение путешественников:

«Носорог (слайд 13) — второе по величине сухопутное животное на планете после слона. Это огромное млекопитающее — масса старых самцов достигает порой 4—4,5 тонн, порой даже до 5 (обычно, впрочем, 2-2,5 тонны), а длина тела — 4,2 метра. Высота в плечах — 1,6—2 м. Сейчас носороги сохранились почти исключительно в национальных парках. Ежедневно они отправляются на водопой, иногда за 8—10 км, и подолгу валяются в прибрежном иле. В грязи громадные толстокожие готовы проводить весь день, спасаясь от дневного зноя, мух, слепней и комаров. Носорог охотно ест сухие колючки, усаженные иглами ветки колючих мимоз, камыш, сучья, корни деревьев и тому подобные деликатесы. Зрение у черного носорога очень слабое. Даже на расстоянии 40—50 м он не может отличить человека от древесного ствола. Если нет ветра, носорог может из любопытства приблизиться к человеку буквально вплотную, но достаточно слабого дуновения, чтобы он распознал опасность и обратился в бегство или перешел в атаку.

Какой проблемный вопрос был у вашей группы?  - Цвета этой природной зоны – зелёный и жёлтый. Почему они сменяют друг друга в течение года? Как вы ответили на этот вопрос?

По своим проблемным вопросам отчитывается группа экспертов:

Как приспособлены животные и растения к жизни в саванне? А) количество и особенности растений; Б) образ жизни животных; В) окраска, размеры и форма тела животных.

По своим проблемным вопросам отчитывается группа путешественников:

- Почему в саваннах так много животных? На какие основные группы по способу питания их можно разделить?

Проверяем и заполняем таблицу по природным зонам

Давайте послушаем отчёт 3 группы – пустыни

Дополнение путешественников:

«Пустыня Сахара  (слайд 14) — одна из крупнейших пустынь мира. Сахара простирается через большую часть Северной Африки, покрывая 9 миллионов квадратных километров. Фактически, Пустыня Сахара занимает 30 % всего африканского континента. Это — самое жаркое и горячее место в мире с летними температурами, которые часто превышают 57 градусов по Цельсию. Во многих местах Сахары отмечены температуры выше 50° С -  это днём, а ночи в Сахаре прохладные, температура понижается до 10-15° С.В начале лета на севере Сахары дуют горячие ветры сирокко, которые приходят из центральной части пустыни. Сильные ветры вызывают пыльные и песчаные бури, скорость ветра во время бури достигает 50 м/с. В воздух поднимаются массы песка и мелких камней, которые очень действуют на людей и животных. Бури возникают также внезапно, как и кончаются, оставляя после себя тучи медленно оседающего сухого пыльного "тумана" «

«Пустыня Намиб (слайд 15) – одно из самых засушливых мест на Земле. Ежегодно здесь выпадает всего 10 – 15 мм осадков. Неудивительно, что растений и животных в этих краях очень мало. Атлантическое Бенгельское течение, омывающее побережье, охлаждает воздух над океаном и способствует образованию туманов. Они достигают пустыни Намиб и уходят на 60 км вглубь суши. Влага, которую они с собой несут, дает возможность выжить растениям.На языке племени нама «намиб» означает «место, где ничего нет».В центре пустыни Намиб царит абсолютная тишина, слышно лишь странное гудение, которое издает песок.Высота дюн превышает 300м. »

- климат, почвы

- растительность (слайд 16), дополнение путешественников:

«Вельвичия умудряется жить в пустынях Намиб и Калахари (и больше нигде в мире), еще имеет уникальный ствол. Его этим словом и назвать-то трудно, поскольку больше походит на пенек: низенький, зато толстенький – до метра и даже более в диаметре. Листьев у вельвичии всего два.Кожистые листья вельвичии имеют внушительные размеры. Они растут на протяжении всей жизни, которая, как утверждают специалисты, длится более двух тысяч лет. Прибавляя в год по 8-15 сантиметров, к преклонному возрасту они набирают длину от двух до четырех метров и причудливыми линиями стелются по земле, напоминая волны.  Под порывами ветра они рвутся на ремни, издали похожие на щупальца осьминога. Важной особенностью листьев вельвичии является и то, что они никогда не опадают, поэтому ее называют самой живучей на планете.»

- животный мир (слайд 17)

Какой проблемный вопрос был у вашей группы?   - Эта природная зона многоликая – песчаная, каменистая, глинистая. Почему она такая разная? Как вы ответили на этот вопрос?

По своим проблемным вопросам отчитывается группа экспертов:

Как приспособлены животные и растения к жизни в пустыне? А) количество и особенности растений; Б) образ жизни животных; В) окраска, размеры и форма тела животных.

По своим проблемным вопросам отчитывается группа путешественников:

- Жители Сахары говорят так: «Солнце в нашей стране заставляет кричать даже камни.» Почему это происходит? Что усиливает жару?

Проверяем и заполняем таблицу по природным зонам

Ребята, давайте подведём итоги урока. Какова была  цель сегодняшнего урока? - изучение природных зон Африки. Как вы думаете, достигли мы с вами своей цели? Как вы думаете, теперь мы с вами всё знаем про Африку? Значит, нам есть к чему стремиться дальше! Увидимся на следующем уроке.

Технологическая карта урока «Природные зоны Африки»

Задание № 1: Заполнить таблицу «Природные зоны Африки»

Природная зона

Климат

Почвы

Растительность

Животный мир

Экваториаль-ные леса

Саванны

Тропические пустыни

Задание № 2: Написать вывод «От чего зависит характер растительности и особенности животного мира природных зон Африки?»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3: Ответить на проблемный вопрос вашей  группы:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4: «Проверь себя»

1.Саванны находятся в:

А) экваториальном поясе; Б) субэкваториальном поясе; В) тропическом поясе

2. В какой природной зоне горные породы растрескиваются и превращаются в песок и щебень?

А) экваториальные леса; Б) саванны; В) пустыни

3. Какие животные обитают в  экваториальных лесах:

А) окапи; Б) жираф; В) гепард; Г) леопард; Д) фенёк; Е) шимпанзе; Ж) слон

4. В какой природной зоне растут баобабы и акации:

А) экваториальные леса; Б) саванны; В) пустыни

5. Эта птица охотится на змей, которых топчет ногами:_____________________________________

Оцени свою работу на уроке:

Вид работы

Твоя оценка

Оценка учителя

1

Заполнить таблицу «Природные зоны Африки»

2

Написать вывод к таблице

3

Ответить на проблемный вопрос своей  группы

4

«Проверь себя»

5

Участие в работе своей группы, ответы на уроке

6

Подготовка дополнительных материалов к уроку

7

Итоговая оценка за урок

Сценарий открытого урока в 10 классе по теме

«Сравнительная характеристика Японии и Китая» (2 часа)

Цели урока: Формирование предметно – аналитических и самообразовательных компетенций при изучении стран Японии и Китая.

Образовательные задачи: изучение нового материала методом сравнения и анализа.

Развивающие задачи: Формирование навыка  самообразования и дискуссионной культуры.

Воспитывающие задачи: Формирование уважительного отношения к людям с иной культурой и обычаями.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Сегодня нам предстоит знакомство с двумя очень своеобразными государствами Азии – Японией и Китаем.

- Посмотрите на тему урока (слайд 1)- какие цели урока вы можете сформулировать?

Цели (слайд 2) 1. Изучить особенности двух стран – Японии и Китая.

                       2. Сравнить и найти черты сходства и различия Японии и Китая.

- Достигнуть поставленных целей урока мы сможем, работая с различными источниками информации: картами, статистическими данными, учебником, дополнительными материалами. Результатом нашей работы должны стать заполненные технологические карты урока и, конечно же, ваши новые знания и умения по данной теме. Начнём!

Общие сведения о стране (слайд3,4)

1. Определение  экономико – географическое положение стран. (по плану на партах) — работа с картами.

- Ребята, мы работаем по  группам (Япония и Китай), результаты записываем в таблицу технологической карты и озвучиваем по очереди.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИКО – ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ СТРАНЫ (в табл.)

Каждая парта по одному пункту

  1. Определить положение страны на карте мира (в состав какого субрегиона входит).
  2. Оценить политико – географическое положение: с какими странами граничит, каков уровень экономического развития стран-соседей, имеются ли на границах страны очаги международных конфликтов, удобны ли границы страны для осуществления внешнеэкономических торговых связей.
  3. Оценить положение страны по отношению к мировым транспортным магистралям.
  4. Сделать вывод благоприятном или неблагоприятном положении страны для её экономического развития.

- В чём особенность географического положения Японии? (1.островное положение, 2.отсутствие сухопутных границ со странами-соседями, морская граница с Россией, 4.находится в центре Азиатско-Тихоокеанского региона) — заслушиваем дополнения

- В чём особенность географического положения Китая (2. Много стран-соседей, много труднодоступных участков границ, граница с Россией), — заслушиваем дополнения

Отметили черты сходства и различия в таблице технологической карты

2. Население (слайд 5,6)

- Ребята, что вы уже знаете о численности населения этих стран? Определите их место в мире, пользуясь данными учебника (стр. 66, таб. 10 -  анализ 10 стран мира по численности населения) в табл.

- Давайте подумаем, какой тип воспроизводства в этих странах, его современные особенности; (заслушиваем дополнения  -  Япония, Китай) в табл.

- В чём особенности полового (Китай-заслушиваем дополнения) и возрастного (Япония-заслушиваем дополнения ) состава населения? Определите национальный состав населения по атласу (стр. 6); основные религии; (заслушиваем дополнения) (слайд 7)

- Проанализируйте карты плотности населения мира (атлас стр. 4) и определите размещение населения, крупные города (слайд 8). В табл. заслушиваем дополнения

* дополнения  учителя  - Мегалополис Токайдо – Токио, Нагоя, Осака 40 % жителей страны

Отметили черты сходства и различия в таблице технологической карты

3. Природные ресурсы 

-  Природа этих стран своеобразна: Япония – это страна гор (слайд 9), а на территории Китая высочайшие горы мира соседствуют с великими равнинами. (слайд 10)

- Какими ещё природными богатствами выделяются страны? Каждая группа изучает свою страну по карте атласа «Добывающая промышленность мира» стр.14, таблицы 3,4,5,6 на стр.356-359 в учебнике.

 – Какими полезными ископаемыми богата Япония?  (полезных ископаемых почти нет).

 -  Какими  полезными ископаемыми богат Китай? - особенно велики запасы – ( заслушиваем дополнения ) – записи в табл.

- Какой вывод можно сделать из полученных данных – как влияют природные ресурсы на экономическое развитие страны?

- Как  Япония решает проблему нехватки природных ресурсов? Анализ схем на партах (Закупает у других стран, развивает наукоёмкие отрасли)

- Какие преимущества даёт Китаю его богатый ресурсный потенциал? (Многие отрасли промышленности развиваются на своём сырье)

Отметили черты сходства и различия в таблице технологической карты

4. Промышленность

- Исходя из особенностей  ЭГП и ресурсной базы вашей страны, сделайте предположение о пути развития её экономики. Ведущие отрасли промышленности Японии – работа с картой атласа стр. 35,текстом учебника стр. 234. Энергетика (из анализа схем)  

- Для чего Япония закупает энергоресурсы? (ТЭС 60%); - Почему стали развивать атомную энергетику? (АЭС 30%), ГЭС 10% (слайд 11)

* дополнения  учителя о АЭС

записи в табл.: Электроэнергетика, чёрная и цветная металлургия, химическая, судостроение, станкостроение, автомобилестроение, электроника и робототехника и тд.(слайд 12, 13, 14)

- В чём, по вашему мнению, заключается особенность японской экономики?(внедрение новейших достижений науки и техники плюс высокая квалификация рабочих ) –  заслушиваем дополнения

* дополнения  учителя  -  «Торговать или умереть» - лозунг японских бизнесменов – почему?

 - Определите по картам ведущие отрасли промышленности Китая –(атлас стр.34), дополните информацией из текста  учебника  

записи в табл.: Добывающая промышленность (уголь, нефть, руды чёрных и цветных металлов), нефтепереработка, чёрная металлургия, текстильная и пищевая промышленность, машиностроение (автомобилестроение). (слайд 15,16)

- В чём особенности экономики Китая?(очень быстрые темпы роста, развитие новых отраслей, но плановая с государственным управлением)

* дополнения  учителя - Китайская экспортная продукция, поставляемая в США, Европу, Японию имеет высокие стандарты качества. Она производится в крупных приморских городах Китая на современных предприятиях. А в северных и внутренних районах расположены многочисленные кустарные предприятия, выпускающие низкокачественную и дешёвую продукцию для продажи в России, странах СНГ и Восточной Европы.

Отметили черты сходства и различия в таблице технологической карты

5. Сельское  хозяйство

 -  Какие природные условия способствуют развитию сельского хозяйства Японии? - Какие природные особенности затрудняют его развитие? заслушиваем дополнения

Особенность сельского хозяйства Японии – анализ карт атласа; Какие с\х культуры выращивают в Японии? (слайд 17) Что ещё входит в традиционный рацион японцев?  марикультура – заслушиваем дополнения- записи в табл.

* дополнения  учителя - Изменения в рационе японцев в последние годы, последствия.

Особенность сельского хозяйства Китая – анализ карт – Какие с\х районы можно выделить на территории Китая?(*Жёлтый и зелёный Китай) - В производстве каких с\х культур лидирует Китай (учебник стр.368-373)  записи в табл.(слайд 18)

Отметили черты сходства и различия в таблице технологической карты

6. Транспорт

- Исходя из особенности ЭГП Японии, подумайте, какие виды транспорта получили наибольшее развитие в этой стране? – работа с текстом учебника стр. 236, записи в табл.(слайд 19)  заслушиваем дополнения 

* дополнения  учителя - Показать по карте, где проходит «Синкансен»

- Какие виды транспорта получили наибольшее развитие в Китае? -  Работа с текстом учебника стр.243, как размещены транспортные пути на территории Китая – анализ карты,  записи в табл.

Отметили черты сходства и различия в таблице технологической карты

7. Экономические районы

– Исходя из анализа карт атласа, определите, существуют ли различия в территориальной структуре хозяйства внутри стран? Какие экономические районы можно выделить в Японии и Китае? - работа с текстом учебника стр. 237, 243. (Общее – более развита восточная тихоокеанская часть страны) ,  записи в табл.

Отметили черты сходства и различия в таблице технологической карты

8. Культура

Япония и Китай – страны с древней и самобытной культурой.(слайд 20, 21) (слайд 22,23)

* дополнения  учителя и учащихся об особенностях  японской и китайской культуры

9. Вывод об уровне и перспективах развития стран

- Определите объём  (стр.111, .ВВП на душу населения (стр.111) и структуру ВВП Японии и Китая   (стр.233, 238)

- К какому типу экономики относятся экономика Японии и экономика Китая? (Стр. 99, рис. 41)

- Ребята, в течении двух уроков вы изучали и сравнивали Японию и Китай. Чего же  больше у этих двух стран – сходства или различия? -  заслушиваем различные мнения, записываем свой вывод.

- В конце урока давайте посмотрим, сможете ли вы применить на практике полученные знания. Проверьте  себя с помощью тестов во второй части ваших технологических карт.

Самопроверка и взаимопроверка знаний

10.Заключение (слайд 24)

- Ребята, давайте подведём итоги нашего урока.
Целью урока было:

  1. Изучить особенности двух стран – Японии и Китая.
  2. Сравнить и найти черты сходства и различия Японии и Китая.

- Как вы думаете, достигли мы своих целей? Осталось ли что-то неизученным? Нам есть к чему стремиться?
- Какой вывод в завершение урока мы можем сделать?

- Домашнее задание у вас будет состоять из двух частей. Первое — изучить п. 41 и     п. 42. Второе — доделать технологическую карту урока. Если вы хорошо работали на уроке, то ваше задание на дом становится меньше.  - Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Наше время принесло новое противоречие в образовательный процесс - противоречие между темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения обучаемым, будь то ребёнок или взрослый. Именно...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Не секрет, что компетентностный подход к обучению требует овладения учащимися определенным набором способов в учебной деятельности. Знания, приобретаемые учащимися в процессе обучения, должны быть ори...

"Использование социокультурных тренингов для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики".

Мастер-класс ставит целью помочь учителям физики в выборе технологии с целью формирования ключевых компетенций у учащихся....

Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках географии посредством технологии критического мышления."

Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках географии посредством технологии критического мышления"...

Педагогическая концепция "Метод кейсов как инструмент формирования и развития ключевых компетенций учащихся на уроках географии"

Метод кейсов как инструмент формирования и развития ключевых компетенций учащихся на уроках географии": сущность метода, преимущества и недостатки...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ...