Особенности урока и внеурочной деятельности по ФГОС. Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках немецкого языка.
статья по немецкому языку на тему

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_6.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности урока и внеурочной деятельности по ФГОС Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках немецкого языка.

Обучение немецкому языку имеет целью сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию, необходимую для коммуникативно-приемлемого общения на немецком языке, а также для работы с немецкоязычными текстами. 

Весь процесс обучения немецкому языку нацелен на развитие у школьников способностей использовать немецкий язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира, то есть на развитие межкультурной компетенции. 

В центре обучения немецкому языку находится личность ученика, его интересы и потребности. Именно поэтому при выборе содержания обучения и форм организации учебного материала должны учитываться возрастные, психологические и интеллектуальные особенности учащихся, их личностные характеристики, жизненный опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития школьника, особенности его памяти, мышления, восприятия. При обучении иностранному языку реализуется личностно-ориентированный подход, который позволяет формировать и развивать языковое и речевое творчество, познавательную активность учащихся 

Овладение иностранным языком на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: на развитие ключевых компетенций на уроках иностранного языка. Это и речевая компетенция (развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо), языковая компетенция (овладение фонетическими, орфографическими, лексическими и грамматическими языковыми средствами), и социокультурая компетенция (приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, а также умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения, компенсаторная компетенция (развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации) и учебно – познавательная компетенция (дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений и ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур с использованием новых информационных технологий. 

Основная цель обучения немецкому языку – сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию, необходимую для приемлемого общения на немецком языке и для работы над немецкоязычными текстами, развитие у школьников способностей использовать немецкий язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира, то есть направленность на развитие межкультурной компетенции. 

Общеизвестно, что коммуникативные умения — это основа коммуникативной компетенции. Её развитие носит интегративный характер, то есть формирование и развитие коммуникативных умений тесно связано с развитием социальной и познавательной активности учащихся, их ценностной ориентацией и формированием отношения к процессу овладения немецким языком. 

Коммуникативная компетенция состоит из целого ряда компонентов, а именно: 

  • Фонетического компонента, то есть умения фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь на немецком языке. Здесь упор делается на формирование, развитие и совершенствование навыков и умений понимания речи на слух. Для прослушивания предлагаются тексты, наговоренные носителями языка, в том числе с некоторыми региональными особенностями произношения. Типы заданий для аудирования связаны с разной глубиной и точностью проникновения в содержание текста (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от коммуникативной задачи и стиля текста. Для этого использую следующие упражнения: упражнения, выполняемые в ходе прослушивания текста на детальное или выборочное понимание; упражнения, направленные на развитие умений и навыков интерпретировать текст и воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте, по плану или по ключевым словам; упражнения, нацеленные на обсуждение проблематики текста без вербальных опор. 
  • Морфологического компонента, то есть способности адекватно использовать различные части речи, способы образования новых слов (словосложение, аффиксация, конверсия и т.д.). Здесь упор делается на формирование, развитие и совершенствование умений и навыков чтения: ознакомительного, изучающего и поискового. При работе с текстами используются задания на прогнозирование содержания текста по заголовку и иллюстрации; ответы на вопросы; поиск и фиксация конкретной информации; интерпретация содержания текста; выражение собственного мнения по проблеме; оценка героев или происходящего; высказывания предположений, как дальше будут развиваться события и т.д. 
  • Синтаксического компонента, то есть умения строить корректные предложения и фразы на немецком языке. Здесь делается упор на формирование, развитие и совершенствование умений и навыков говорения. 

Можно выделить несколько моделей обучения говорению: 

  • между учеником и учителем или между учащимися в парах или группах, имитирующее реальное общение, на уровне предложения, так называемого речевого образца (задания подобного типа носят репродуктивный характер); 
  • ролевые игры в парах, группах, непосредственно не опирающиеся на образец, а выполняемые по аналогии (задания, носящие репродуктивно-продуктивный характер); 
  • естественное общение, цель которого – сообщение и получение собственно информации, выражение собственного мнения, беседа по определенной проблеме (задания носят продуктивный характер). 
  • Прагматического компонента, то есть способности выполнять определенные речевые действия, например, приветствовать кого-либо, прощаться, извиняться и т.д. Особенно он проявляется в формировании, развитии и совершенствовании умений и навыков письма. Здесь используются следующие формы работы: заполнение таблицы; составление ассоциограммы; написание письма, запроса; заполнение анкеты или вопросника; составление плана; составление вопросов для интервью; написание заметки для школьной газеты и т.д. 
  • Межкультурного компонента, а именно способности ориентироваться в феноменах иного образа жизни, владеть принятым в других странах этикетом вербального и невербального поведения и адекватно его использовать. 

Чем больше компонентов получают должное развитие в процессе обучения немецкому языку, тем выше становится уровень коммуникативной компетенции учащихся. 

Многое уже сделано в формировании у обучающихся ключевых компетенций, а именно в формировании общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности; готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. 

Список литературы

  1. Т.В. Лазарев, Образовательные технологии новых стандартов, Петрозаводск, «Версо», 2012. 
  2. И.А Зимняя, Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Авторская версия / И.А. Зимняя. М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2004. 
  3. Е.И. Пассов, Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., 1991. 
  4. В.В Сафонова. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: НИЦ “Еврошкола”, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики

Проектная  деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики...

Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках немецкого языка.

Данный материал поможет учителю в формировании ключевых компетенций на уроках немецкого языка...

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ ФГОС.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствован...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Материал участника VШ республиканской научно-методической конференции «Интеграция школы и вуза как эффективный инструмент формирования  актуальных компетенций учащихся»(«НМК КНИТУ (КХТИ)—20...

Статья на тему:Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Данная статья поможет учителям математики подготовиться к выступлению на секции учителей естественно - математических наук  по теме:" Формирование ключевых компетенций учщихся на уроках мате...

«Использование интерактивных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

Обобщение опыта работы «Использование интерактивных методов обучения для формирования  ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы  и во внеурочной д...