Главные вкладки

    Формирование ключевых компетенций школьников на уроках русского языка в основной школе
    статья (русский язык) по теме

    Пелипенко Ольга Викторовна

    Представлен опыт учителя-практика по содержанию основных компетенций, формируемых в 5-9 классах общеобразовательной школы. Материал дан в виде таблицы, включающей содержание работы по формированию компетенции, сформированность компетенции и указание на класс. Данный материал может быть использован молодыми учителями.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование ключевых компетенций школьников

    на уроках  русского языка в основной общей школе.

     Пелипенко Ольга Викторовна, учитель  русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 МО Темрюкский район

              Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2004 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие  качества, как  умение гибко действовать в изменчивых условиях, принимать решения в сложных, противоречивых ситуациях, требующих незамедлительных действий. (1)    В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».(2)Из этого следует, что формирование компетенций одна из приоритетных задач современной школы.

    Из всего разнообразия предлагаемых трактовок понятия компетенции и перечней существующих компетенций остановимся на тех, которые предлагает современная отечественная педагогика (2):

     - Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.  

    - Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций;   компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.  

    - Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности.  

    - Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

    - Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.  

    - Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи.  

    - Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.  

    В любой из образовательных областей   следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определённых компетенции. На основе стандарта образования по русскому языку попытаемся определить суть и содержание основных компетенций, формируемых  в 5-9 классах общеобразовательной школы.

    Формирование ключевых компетенций на уроках  русского языка.

    Компетенции

    Содержание

    Сформированность

    Класс

    Ценностно-смысловые

    Способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий.

    Сознательное отношение к языку как к духовной ценности.

    • оценивать полученные результаты

    5-9

    • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста

    8-9

    • использовать  приобретенные знания для достижения поставленных целей

    5-9

    Общекультурные

    Осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, владение культурой межнационального общения

    • понимать, что язык – явление развивающееся

    5-6

    • понимать социальную сущность языка, усвоить, что русский язык – это прежде всего язык русского народа

    7

    • понимать статус русского языка как государственного, осознавать его функции интеграции народов России, причины потребности общения на русском языке

    8-9

    Учебно-познавательные

    Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения. Умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения соответствия ситуации и сфере общения.

    • владеть прочными орфографическими и пунктуационными навыками
    • владеть нормами русского литературного языка
    • обогатить словарный запас и грамматический строй речи

    5-9

    Информационные

     Умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию

    • владеть техникой чтения
    • выделять в тексте главную и второстепенную информацию
    • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника
    • извлекать информацию из лингвистических словарей разного вида

    5

    • дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста
    • разбивать текст на составные части

    6

    • дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста
    • выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию
    • прогнозировать содержание текста по данному началу

    7

    • слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения
    • используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, газеты, журнала – по оглавлению и заголовкам статьи

    8

    • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста
    • понимать коммуникативную тему, цель и в соответствии с этим организовывать процесс поиска информации и чтения текста

    9

    Коммуникативные

    Свободное владение русским (родным) языком в разных сферах и ситуациях его использования.

     Готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

    • создавать письменное высказывание разных типов речи

    5

    • строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему

    6

    • создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи

    7

    • принимать участие в диалогах различных видов
    • адекватно реагировать на обращенную  устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать и заканчивать разговор

    8

    • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы
    • строить научное рассуждение по сложным вопросам

    9

    Социально-трудовые

    Соблюдение прав и обязанностей в роли ученика

    • уметь выполнять требования учителя по соблюдению дисциплины, норм поведения во время учебных занятий
    • уметь действовать в соответствии с личной выгодой, не ущемляя прав других учеников
    • владеть этикой взаимоотношений с учителями и другими учащимися во время классных и внеклассных занятий (сотрудничество)
    • владеть эффективными способами организации собственного времени вне школы (выполнение домашнего задания, организация досуга и т.д.)

    5-9

    Компетенции личностного самосовершенствования

    Потребность речевого самосовершенствования.

    • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении

    5-6

    • замечать в собственной речи (и чужой)  отступления от норм литературного языка

    7-8

    • совершенствовать  устную и письменную речь, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки

    9

    1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.
    2. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы

    Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского язы...

    ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

    Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений — формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способству...

    Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы

    Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их ...

    ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

    Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...

    ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

    Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...

    Творческий отчёт по проблеме «Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»

    Творческий отчёт по проблеме«Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»...