Публикация "Роль исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций у учащихся на уроках математики"
статья

Макрова Наталья Александровна

Роль исследовательской деятельности

в формировании ключевых компетенций у учащихся на уроках математики

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon makrova_n.a._tarbagatayskiy_rayon.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Макрова Наталья Александровна

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» Тарбагатайский район

Роль исследовательской деятельности

в формировании ключевых компетенций у учащихся на уроках математики

Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности.

Одна  из главных задач школы состоит  в том,  чтобы привить учащимся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, содействовать формированию и  развитию исследовательских навыков  и умений у учащихся.

Исследовательский метод в обучении заключается в самостоятельном решении учащимся проблем, трудных задач познавательного и практического характера. При исследовательской деятельности дети отыскивают не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности.

В своей практике я стараюсь прививать ученикам интерес к исследованию, организовать работу детей так, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные позиции:

  • анализирует ситуацию, принимает во внимание все решения или предположения;
  • осознает затруднения и формулирует проблему, которую надо решить;
  • использует предположения как гипотезы, определяющие наблюдения и сбор фактов;
  • проводится аргументация и приведение в порядок обнаруженных фактов;
  • проводится практическая или воображаемая проверка правильности выдвинутых гипотез.

В математике исследование – образ мышления, исследование должно быть доступно ученику.  Задача учителя  создать условия, при которых ученик мог бы применять новые знания  в  незнакомой нестандартной ситуации. Для этого возможно  определенным образом подобрать и систему упражнений.

Хочу привести пример зачетного внеклассного занятия для разновозрастных групп по теме «Площадь».

Учащиеся делятся на три разновозрастные группы:  1 группа «Дизайнеры» (5 класс), 2 группа «Проектировщики» (7 класс), 3 группа «Экономисты» (8 класс).

        Для групп ставится проблема: хватит ли определенной суммы на ремонт кабинета.

        Первой группе необходимо подобрать материалы для ремонта, зарисовать дизайн.

        Второй группе необходимо посчитать площади стен, окон, потолка, пола.

        Третьей группе необходимо посчитать, исходя из данных первой и второй группы, сколько необходимо денег для ремонта кабинета.

        И для закрепления темы – домашнее задание: составить проект ремонта своей комнаты и посчитать необходимые затраты.

Нестандартная подача материала в виде электронных презентаций,  повышает качество любого урока. Компьютерные презентации – это самые современные технологии представления информации. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят от содержания этого урока, от цели, которую я ставлю на уроке.

Итогом внеклассного занятия – презентация всех вычислений и дизайнерское оформление кабинета. При этом каждая группа представляет свое исследование.

Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повышать мотивацию и наглядность в обучении, дифференцировать работу учащихся при выполнении ими тренировочных упражнений, облегчать мониторинг знаний и умений учащихся. Использование ИКТ на уроках позволяет сделать преподавание математики содержательнее, интереснее, эмоциональнее, нагляднее и эффективнее, а также привлекательнее для учащихся.

        В заключении хочу отметить, что урок был и остается основной формой организации учебно-воспитательного процесса. Сущность урока составляет организация учителем разнообразной работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, навыков, в ходе которой осуществляется их воспитание и развитие. Современный урок - это урок, на котором учитель умело использует все возможные формы организации познавательной деятельности учащихся.  

Список использованной литературы:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010: Распоряжение Правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г. [Текст]//Народное образование. – 2002.
  2. Виленкин Н.Я. Математика. 5-6 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – 9-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2010.
  3. Атанасян  Л.С. Геометрия. 7-9 кл.:  Учеб. для общеобразоват. учреждений. – 9-е изд., стереотип. – М.:Просвещение, 2010.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
  5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отд. философии образования и теории педагогики РАО, 2002. Центр «Эйдос». Режим доступа: http://www.eidos.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках химии и биологии через активные формы и методы обучения»

Психологи доказали, что на каждом возрастном этапе жизни человека преобладает определенный тип ведущей деятельности, который развивает какую-либо компетенцию: от 0 до 1 года – эмоционально-м...

Системно – деятельностный подход в формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках биологии, химии через активные формы и методы обучения в свете ФГОС второго поколения.

В проекте модернизации образования главная задача российской образовательной политики сформулирована как обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соот...

Формирование метапредметных компетенций у учащихся на уроках математики

Формирование некоторых метапредметных умений (из опыта работы)...

Презентация "Формирование ключевых компетенций у учащихся через исследовательскую и проектную деятельность"

Формирование ключевых компетенций у учащихся через исследовательскую и проектную работу является приоритетным направлением в профессиональной деятельности учителя.Успех ученика в исследовании или прое...

Формирование метапредметных компетенций у учащихся на уроках математики

Формирование метапредметных компетенций у учащихся на уроках математики ...