Главные вкладки

    Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни школьников на уроке и во внеклассной деятельности
    статья (9 класс) на тему

    Выступление на МО

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рожко Наталья Викторовна

    МБОУ СОШ №4 города Торжка Тверской обл.

    Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни школьников на уроке и во внеклассной деятельности.

     «Здравствуйте!» Хорошее, доброе слово и, говоря его, мы желаем человеку здоровья. В своем докладе я постараюсь раскрыть, как классный руководитель может сохранить здоровье школьников, ибо здоровье– это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни. Поэтому одной из самых важных воспитательных задач педагогического коллектива в целом, и, прежде всего классного руководителя, является формирование здорового образа жизни школьников. Задача классного руководителя – стать организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое бы помогало каждому ребенку осознать здоровье – как самоценность, выбрать здоровый образ жизни. Очень важно, чтобы эта работа не была фрагментарной, а имела целостный системный характер.

    В нашей школе такую систему позволяет выстроить наличие общешкольной воспитательной программы, которая рассчитана на педагогическое сопровождение развития ребенка с 1 по 11 класс.

    Одним из направлений годового планирования работы классного руководителя со своим классным коллективом является «Формирование здорового образа жизни».

    Цель моей работы:

    · воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения, обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе.

     Для этого мне необходимо было выбрать формы и эффективные методики, которые подходят именно моим ученикам, ближе к их индивидуальным и возрастным особенностям и реализовать всё на практике.

    Мои дети, когда пришли ко мне, в 5 классе имели следующие показатели здоровья.

    Группа здоровья

    I – 2 человека

    II – 3 человека

    III –1 человек

    Физкультурная группа

    Основная – 17 человек

    Подготовительная – 2 человека

    Контроль зрения – 1 человек

    Чтобы сохранить эти показатели, нужно было приложить немало усилий. В первую очередь, изучив интересы и склонности детей, я предложила им занятия в различных спортивных секциях. Приглашала на классные часы и родительские собрания руководителей школьных секций, рассказывала о достижениях наших учеников.

    Этапами воспитательного процесса являются конкретные мероприятия, направленные на формирование физического, психического, нравственного здоровья и социальную адаптацию школьников.
    Я знакомлю учащихся с пониманием сущности здоровья и здорового образа жизни, обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. учащиеся изучают материал по проблемам здоровья, готовят выступления на эти темы. Выпускают стенгазеты,
     листовки, буклеты. Ими был организован пикет «Брось сигарету, сделай шаг к здоровью» Ребята провели анкетирование всех школьников, а результаты опубликовали в школьной газете.

    В учебно-воспитательном плане на каждый месяц учебного года расписаны мероприятия, направленные на формирование потребности здорового образа жизни учащихся. Это и классные часы по темам: "Курить или жить", «Гиподинамия, что это такое?», «Пища должна содержать витамины!», «Путешествие в страну безумия с билетом в один конец»; «Здоровый образ жизни», «История олимпийского огня» и другие. 

    Интересно проведены ролевые игры «Суд на алкоголем», «Суд над вредными привычками», на которых моделировались проблемные ситуации и были найдены оптимальные пути их решения.
    Проведение соревнований по шашкам, шахматам, и совместные с родителями походы. Беседы о соблюдении правил личной и общественной гигиены,
     а также о профилактике респираторных заболеваний, кишечных инфекций, травматизма с приглашением медицинского работника нашей школы,

    Проведение мероприятий, направленных на сохранение положительных эмоций в классе. 

    К подготовке и проведению классных часов стараюсь чаще привлекать самих ребят. Дети готовятся к беседам дома, привлекая родителей, а в классе высказывают свое мнение, свою точку зрения по поставленной проблеме, ищут пути решения в тех или иных ситуациях.

    Работа по вовлечению ребят в кружки и секции, помощь в решении проблем, проведение внеклассных мероприятий вошли в систему и принесли свои положительные результаты. Из 26 человек занято в кружках и секциях – 10, в спортивных секциях – 11 человек.

    Кроме того, дети с удовольствием принимают участие

     в общешкольных и городских мероприятиях:

    Конкурс видео роликов посвящённых ЗОЖ.

    Конкурс презентаций«Скажем наркотикам НЕТ!»

    Весёлые старты

    Дни здоровья

     «А, ну -ка, мальчики!»Военно-спортивный праздник.

    Неделя физической культуры и ОБЖ. Конкурсы, эстафеты.

    Масленица. Проводы русской зимы. 25слайд  Русские народные игры на свежем воздухе.

    Городская конференция «Наше здоровье – будущее России»

    Городской турслёт

    Школьный лагерь дневного пребывания.

    Однодневный поход к источнику на Дальней троице.

    различных спортивных соревнованиях по футболу , баскетболу, волейболу, кроссе и показывают хорошие результаты. 

    ''Один в поле не воин'', поэтому для формирования ЗОЖ необходима система взаимодействия всех участников образовательного процесса.  Большую помощь оказывают учителя физкультуры и ОБЖ. Кроме того, привлекаю и социального педагога, работников молодёжного центра «Южный»и городской библиотеки

    инспектора ПДН. С их помощью провожу диагностические исследования и тесты, по которым я делаю выводы о развитии детей, их психофизиологических особенностях, а сами ребята узнают, как развита их память, внимание, умеют ли они общаться, могут ли избегать конфликтов, раздражительны ли они и прочее.

    Как известно, одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Моя работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе в школе. Они принимали активное участие в создании видеоролика посвященного ЗОЖ   . Организую и провожу совместные спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья». Также организую работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение тематических родительских собраний: «Здоровый образ жизни школьника», «Компьютер в жизни школьника. За и против». Совместно с родителями была организована экскурсионная поездка   « Санкт-Петербург», ребята посетили следующие музеи: Петергоф, Ботанический, Кунсткамеру, Петропавловскую крепость. Мы совершили обзорную экскурсии по городу , рекам и каналам.

    Что может сделать классный руководитель в формировании здорового образа школьников на уроке? Поддерживать связь с учителями-предметниками. Мне запали в душу слова «здоровье сберегающие технологии – это не только горячие обеды, спортзалы, бассейны и школьные автобусы, но и улыбка учителя, доброжелательная атмосфера, создаваемая всеми педагогами на всех уроках, по всем предметам!» Все учителя нашей школы этого придерживаются. Во время урока лучшим средством профилактики и снятия утомления физкультминутка.

    Заканчивая свое выступление, хотелось бы сделать вывод, что моя работа на протяжении пяти лет была небезуспешной. Это подтверждает и тот факт, что среди учеников моего класса более 75 % не курящих детей , а  пристрастившихся к алкоголю нет.  У большинства детей сформированы интересы, о чем свидетельствует занятость во внеурочное время. Кроме того у меня в классе нет неуспевающих детей, а так же 5 обучающихся из 26 я надеюсь получат аттестаты особого образца, что также говорит о психологическом здоровье учащихся и о сформированности навыков распределения времени учебы и отдыха.

    Предполагаю продолжить работу по формированию потребности здорового образа жизни школьников в 10-11 классе, учитывая психофизиологические и возрастные особенности своих детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование здорового образа жизни школьников на уроке и во внеурочной деятельности в условиях малокомплектной школы

    Формирование здорового образа жизни школьников на уроке и во внеурочной деятельности в условиях малокомплектной школы...

    СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

    Доклад содержит материал о системе воспитательного воздействия  классного руководителя  по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении....

    Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни учащихся

    Воспитание детей и молодежи в современной обстановке происходит в условиях экономического и политического реформирования государства, которое вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненног...

    Доклад на общешкольном родительском собрании "Система работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни обучающихся"

    Система работы классного руководителяпо формированию   здорового образа жизни  обучающихся.«Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он дел...

    Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни.

    Если хочешь быть здоров – закаляйся!Если хочешь умным, сильным и красивым быть,Своим здоровьем занимайся.Это слова не пустые. В век технического прогресса, завоевания космоса, здоровье становится все ...