СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ
статья (7 класс) по теме

Изюмский Вячеслав Владимирович

Доклад содержит материал о системе воспитательного воздействия  классного руководителя  по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

   Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Однако, на сегодняшний день у школьников, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.  Всё ещё  низким остается уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых; учащиеся школ не представляют проблему распространения наркомании и ВИЧ-инфекции как социально опасную проблему для жизни общества; недооценивают роль здоровья населения для социально-экономического развития страны и для выживания нации. В целом у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Многие подростки и выпускники общеобразовательных школ имеют неточное и неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового образа жизни.

Именно поэтому проблема  здоровья  детей  становится приоритетным направлением государства,  развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности,  способной не только адаптироваться к сложным социально- экономическим условиям жизни общества, но к формированию своего образа жизни.

 Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы по формированию стиля жизнедеятельности.

В свою очередь, здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса - с другой. Успешно способствует этому  воспитательная система класса, которая позволяет, опираясь на  воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающую среду,  воспитательные  программы, в первую очередь программу  «Здоровье», определить системообразующие факторы. Основными системообразующими факторами по формированию здорового образа жизни  в 7классе, где я являюсь классным руководителем, стали  спортивно- оздоровительная, ценностно- ориентированная и диагностическая деятельность. Коллективная творческая деятельность учителей, учащихся и родителей направлена на освоение   ценностно-мотивационных установок, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни.

Система воспитательного воздействия  классного руководителя  по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении осуществляется по следующим направлениям:

1.Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), культуры здоровья, гигиеническое образование и воспитание учащихся.

2.Создание здоровьесберегающей образовательной среды.

3.Организация оздоровительной работы.

Девизом нашей работы по формированию  здорового образа жизни  стали слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно,  основную цель мы видим в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.

Исходя из цели, мы разработали систему, включающую следующие направления  по формированию здорового образа жизни:  

- организация учебного процесса в соответствии с требованиями СанПиН;

-воспитательная работа классного руководителя, учителя физкультуры, преподавателя  – организатора ОБЖ, социального педагога   по формированию здорового образа жизни;

- внеклассная работа  старшей вожатой  и заместителя директора по воспитательной работе;

-медицинское обслуживание  обучающихся медицинскими работниками МУЗ «Губкинская  ЦРБ» и  Аверинского  ФАП;

- организация   горячего  питания обучающихся;

-сотрудничество с заинтересованными учреждениями и организациями.

Организация  воспитательной деятельности по формированию здорового образа жизни обучающихся  предполагает решение следующих задач:

  • формирование ответственного  отношения к своему здоровью и здоровью окружающих   как  к важнейшей социальной ценности;
  • выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
  • закрепление гигиенических навыков и привычек;
  • приобщение к разумной физической активности;
  • обучение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Реализация   этих задач  осуществляется классным руководителем  с учетом мнений и запросов всех участников учебно-воспитательного процесса, а также результатов мониторинга здоровья.

Четкое функционирование всей системы возможно лишь при постоянном взаимодействии всех участников  учебно- воспитательного процесса.

Задача классного руководителя – стать организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое бы помогало каждому ребенку осознать здоровье – как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Очень важно, чтобы эта работа не была фрагментарной, а имела целостный системный характер .

В нашей школе такую систему позволяет выстроить наличие общешкольной воспитательной программы «Здоровье». Эта программа рассчитана на педагогическое сопровождение развития ребенка с 1 по 11 класс и на каждом этапе имеет раздел: «Здоровый образ жизни».  

С целью эффективной работы по формированию здорового образа жизни мы проводим анкетирование участников учебно-воспитательного процесса, обобщенные результаты которого позволяют «держать руку на пульсе»: мы знаем запросы учащихся, определяем проблемы, актуальные для всех участников, возможные  пути их решения.

Здоровьесберегающее пространство школы включает две взаимосвязанные структуры: организацию учебного процесса и организацию воспитательного процесса.

Основной формой организации учебного процесса является урок, на котором закладываются основы здорового образа жизни.

Педагоги школы используют различные здоровьесберегающие технологии: личностно ориентированные, развивающие, информационные и т.д. или их элементы в учебно-воспитательном процессе.

Обязательным условием эффективности каждого урока является выполнение требований СанПиН.

Опытные педагоги всегда чувствуют момент наступления усталости учащихся и четко выполняют гигиенические требования к организации урока: плотность уроков, количество и смена видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приемов, наличие эмоциональных разрядок, уместность применения ТСО, а также контроль осанки, позы, проведение подвижных физкультминуток, гимнастики для глаз,  создание благоприятного психологического  климата.

Создание здоровьесберегающей образовательной среды  предполагает также  разумное размещение мебели в классе, доски, проветренное помещение.  Свежий воздух – это среда, в которой хорошо работает мозг, легкие; чистая доска – это направленность на деятельность; правильное освещение – это работа глаз.  Посадочные места  для обучающихся  в классе определяются  классным руководителем  согласно рекомендациям врача.

Организация оздоровительной работы обучающихся  занимает ведущее место в воспитательной системе класса.  В  этом вопросе   педагоги-предметники, учитель физкультуры, преподаватель – организатор ОБЖ, администрация, родителя  выступают социальными партнерами.

Учитель ОБЖ дает учащимся первичные знания о понятиях ''здоровье'' и ''здоровый образ жизни'', прививает культуру безопасного отношения к себе и окружающему миру, в совместной деятельности формирует умения и навыки по основам медицинских знаний. Мероприятия, проводимые  преподавателем- организатором ОБЖ по гражданской обороне и пожарной безопасности, способствуют формированию у учащихся практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях, которые в жизни могут возникнуть в любой момент.

      Учитель физкультуры на практике учит детей закаливать свой организм, способствует развитию его силы, выносливости, делает этот процесс  здоровьесбережения привлекательным и необходимым.

Обучающиеся класса  укрепляют свое здоровье  не только в спортивном зале школы, в школьном   плавательном бассейне, но и   в спортивно- оздоровительном  комплексе « Горняк». Спортивные секции     посещает 100% учеников класса.  При этом посещение спортивной  секции «Легкая атлетика» Шиян Ксенией  становится   успешной не только для её здоровья, но и приносит спортивные достижения городу. Она неоднократно участвовала  в областных, зональных соревнованиях, которые проходили в городах Старый Оскол,  Орел и становилась  призером в беге на различные дистанции.        Учащиеся  класса всегда активно участвуют в соревнованиях школьной и  районной спартакиады школьников по различным видам спорта, легкоатлетическом кроссе «Золотая осень»  в школьных спортивных  мероприятиях: в Днях здоровья,  «Веселых стартах».   Фотографии  самых активных спортсменов находятся в Уголке класса.

Медицинское обслуживание в школе организуют работники МУЗ                    « Губкинская  ЦРБ». Ежегодно проводятся углубленные медицинские осмотры учеников  класса, заполняются Листы здоровья в классных журналах, проводятся профилактические прививки.

 На основе медицинских обследований в паспорта здоровья вносятся данные о группе здоровья, группе по физической культуре показатели физического развития, а также социальные показатели. В соответствии с реализацией школьной программы «Здоровье» классным руководителем, совместно с учителем физкультуры, преподавателем- организатором ОБЖ проводится   мониторинг здоровья обучающихся.

Тестирование, определяющее личностные качества учащихся, помогает  классному руководителю  выявить уровень тревожности, самооценку, мотивацию, интересы школьников, а также темперамент, социальный статус.

Классным руководителем ежедневно анализируются причины пропусков уроков обучающимися.  Результаты мониторинговых исследований позволяют выделить причины имеющегося состояния здоровья и наметить пути по сохранению и укреплению здоровья. 

Система организации питания в школе ставит перед классным руководителем  следующие задачи:

- обеспечить учащихся полноценным горячим питанием;

- прививать учащимся навыки  здорового образа жизни;

- формировать культуру питания и навыки самообслуживания.

Все  обучающиеся  класса дня получают двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Кроме того, и  отдельные  учащиеся, кроме завтраков и обедов, по желанию (за родительскую плату)  получают полдник, .

Работа по формированию  здорового образа жизни в классе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.

Народная пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Поэтому самой популярной формой работы по  здоровому образу жизни  является проведение конкурсов: «Мы за здоровый образ жизни», «Безопасное колесо» в которых участвуют учащиеся класса с огромным удовольствием.

Проводимая работа по формированию здорового образа жизни    на протяжении ряда лет была небезуспешной. Это подтверждает и тот факт, что среди учеников моего класса нет курящих детей и пристрастившихся к алкоголю. У большинства детей сформированы интересы, о чем свидетельствует занятость во внеурочное время. Кроме того,  у обучающихся класса прослеживается достаточно высокая мотивация к учебному труду, что также говорит о психологическом здоровье учащихся и о сформированности навыков распределения времени учебы и отдыха.

 Возвращаясь к нашему девизу, хочу сказать: для того, чтобы «драгоценное произведение природы» развивалось, было здоровым, сильным и умным, наша работа по сохранению и укреплению здоровья детей основана  должна быть основана на  совместной деятельности всех  заинтересованных структур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни учащихся

Воспитание детей и молодежи в современной обстановке происходит в условиях экономического и политического реформирования государства, которое вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненног...

Доклад на общешкольном родительском собрании "Система работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни обучающихся"

Система работы классного руководителяпо формированию   здорового образа жизни  обучающихся.«Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он дел...

Работа классного руководителя по формированию здорового образа жизни"

Сообщение на семинаре классных руководителей....

Система работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни учащихся

Система работы классного руководителя по формированию ЗОЖ....

Применение ЦОС «Сферум» в работе классного руководителя по формированию здорового образа жизни обучающихся

В данной статье вы найдёте ответы на вопросы: каким образом ЦОС «Сферум» может помочь классному руководителю достичь желаемой цели и какие функции цифровой образовательной среды могут этом...