Система работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни учащихся
статья по теме

Метелина Елена Александровна

Система работы классного руководителя по формированию ЗОЖ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

Метелина Е. А., классный руководитель,

МБОУ «СОШ № 10»

Статья 51 пункт 1 закона Российской Федерации «Об образовании» гласит: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, является задача сохранение и укрепление здоровья детей.

В уставе Всемирной организации здравоохранения сказано: «Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья; индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности».

Формирование здорового образа жизни имеет целью совершенствование условий жизнедеятельности человека на основе его валеологической грамотности, обучения гигиеническим навыкам, знаниям основных факторов, ухудшающих его здоровье.

Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровой среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы по формированию стиля жизнедеятельности.

Система воспитательного воздействия  классного руководителя  по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении осуществляется по следующим направлениям:

1.Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), культуры здоровья, гигиеническое образование и воспитание учащихся.

2.Создание здоровьесберегающей образовательной среды.

3.Организация оздоровительной работы.

Девизом моей работы по формированию  здорового образа жизни  стали слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно,  основную цель я, как классный руководитель, вижу в формировании у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, в приобщении к занятиям физической культурой и спортом.

С целью эффективной работы по формированию здорового образа жизни вначале учебного года я провожу  анкетирование обучающихся и их родителей, обобщенные результаты которого позволяют узнать запросы обучающихся, определить проблемы, актуальные для детей и их родителей, возможные  пути их решения.

Ежегодно в сентябре месяце обращаю внимание ребят на то, какие учреждения дополнительного образования есть в нашем городе, где можно не только хорошо провести время, но и укрепить своё здоровье.

Обучающиеся класса  укрепляют свое здоровье  не только в спортивном зале школы на уроках физкультуры, но и в спортивных залах ДЮСШ.Это секции Спортивные секции     посещает 70 % обучающихся класса.  Это баскетбол, бокс, лыжи, волейбол. Давыдов Денис является призёром и победителем областных и всероссийских соревнований по боксу, Непомнящих Тимур призёр региональных соревнований по армейскому рукопашному бою.  По итогам 2015-2016 учебного года наш класс признан самым спортивным в школе.

Одним из важнейших направлений в работе классного руководителя по формированию ЗОЖ является организация питания обучающихся. Передо мной стоят следующие задачи:

- обеспечить учащихся горячими завтраками;

- формировать культуру питания и навыки самообслуживания.

В классе, которым я руковожу 22 человека. 19 из них получают горячие завтраки, что составляет 86% от общего количества обучающихся класса.Провожу с ребятами классные часы, викторины, часы общения на темы «Щи да каша пища наша», «Питание и здоровье», «Ох, здоровая еда, в жизни нам всегда нужна!» и другие. Во время проведения мероприятий, ребята выявляют определённые проблемы, связанные с питанием, разбирают конкретные ситуации, рассуждают на данную тему, приводят примеры из жизни своей семьи и близких им людей. Также разрабатывают рекомендации, оформляют буклеты по здоровому питанию, которые распространяют среди обучающихся и учителей школы.

Народная пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Поэтому одной из эффективных форм работы по  пропаганде  здорового образа жизни  является проведение таких конкурсов как «Мы за здоровый образ жизни», «Добрый знак», «В здоровом теле здоровый дух», в которых учащиеся моего класса не только принимают участие, но и побеждают.  Ребята с удовольствием помогают в проведении спортивных праздников для младших школьников. Принимают активное  участие в спортивных эстафетах, весёлых стартах, Дне безопасности, туристическом слёте, легкоатлетическом побеге «Саянск – Зима», в сдаче норм ГТО.

Ежегодно провожу инструктаж о соблюдении Федерального закона от 23 февраля 2013год 15 – ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Современный мир полон разных соблазнов. Одним из изобретений, которое отрицательно влияет на состояние здоровья человека, являются электронные сигареты и вэйп устройства. Но, не смотря на то, что ни электронные сигареты, ни вэйп устройства не запрещены к использованию в нашей стране и нет заключения ВОЗ об их негативном влиянии на человека, учёные всего мира, исследуя эти электронные устройства, доказывают их вред. С целью пропаганды вреда этих электронных устройств на здоровье человека с обучающимися класса  проведён классный час с просмотром видеороликов о вреде электронных сигарет и вэйп устройств.

Проводя работу по формированию здорового образа жизни    на протяжении трёх лет, я вижу положительные результаты. Это подтверждает и тот факт, что среди учеников моего класса нет ребят с вредными привычками. У большинства детей сформированы интересы, о чем свидетельствует занятость во внеурочное время. Ребята посещают танцевальный ансамбль «Улыбка», занятия в музыкальной школе, являются призёрами III муниципального фестиваля робототехники «Зиминский Робофест-2016».Кроме того,  у обучающихся класса прослеживается желание учиться, что также говорит об их психологическом здоровье и о соблюдении режима труда и отдыха.

Работа по формированию  здорового образа жизни в классе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми. Родители оказывают помощь в проведении однодневных походов и спортивных праздников, обеспечивают ребят необходимым снаряжением для участия в спортивных соревнованиях.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с детства ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

Доклад содержит материал о системе воспитательного воздействия  классного руководителя  по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении....

Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни учащихся

Воспитание детей и молодежи в современной обстановке происходит в условиях экономического и политического реформирования государства, которое вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненног...

Доклад на общешкольном родительском собрании "Система работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни обучающихся"

Система работы классного руководителяпо формированию   здорового образа жизни  обучающихся.«Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он дел...

Работа классного руководителя по формированию здорового образа жизни"

Сообщение на семинаре классных руководителей....

Применение ЦОС «Сферум» в работе классного руководителя по формированию здорового образа жизни обучающихся

В данной статье вы найдёте ответы на вопросы: каким образом ЦОС «Сферум» может помочь классному руководителю достичь желаемой цели и какие функции цифровой образовательной среды могут этом...