РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОМ ОБУЧЕНИИ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ «ЭЙДОС»
статья на тему
Статья посвящена обобщению опыта работы Поповой Е.В., педагога дополнительного образования по развитию ключевых компетенций школьников в проектном обучении на примере реализации образовательной программы "Научное общество учащихся "Эйдос"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Попова Елена Валерьевна, педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Городской Дворец творчества детей и молодежи» г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОМ ОБУЧЕНИИ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ «ЭЙДОС»
В настоящее время метод проектов приобрел довольно широкую популярность. Это обусловливается, прежде всего, наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образования. В образовательном пространстве МОУ ДОД «Городской Дворец творчества детей и молодежи» г. Комсомольск-на-Амуре нами применяется проектный метод обучения, при котором большая часть времени уделяется ученическому исследованию.
Нами апробируется экспериментальная образовательная программа «Научное общество учащихся «ЭЙДОС». Она предназначена для учащихся 8-11 класса (13-16 лет) с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Программа рассчитана на учащихся, которые специализируются на естественно-научном профиле. Данная программа направлена на формирование у учащихся, уже имеющих базовые знания систематических курсов (биологии, географии, обществоведческих дисциплин), компетенций в сфере информации, коммуникации, самостоятельного познания через использование метода проектов.
Суть проектного обучения состоит в том, что учащийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, переживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д.
В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.
Виды проектов разнообразны. Выделяются четыре основные категории проектов:
1. Информационный и исследовательский проект. Например, обучаясь по программе «Научное общество учащихся «ЭЙДОС», учащиеся выполняют такие проекты как: «История возникновения науки экологии», «Описание экосистем в своем городе», «Изучение экологических факторов городской среды», «Изучение мира городских растений», «Изучение показателей здоровья человека», «Изучение экологических проблем своего города» и т.д.
2. Обзорный проект. Например: «Состояние окружающей среды г. Комсомольска-на-Амуре за период 2011-2012 гг.», «Транспорт как источник загрязнения городской среды», «Квартира как экосистема» и другие.
3. Продукционный проект. Например: «Использование бросового материала в создании творческих работ», социальный проект «От сердца к сердцу».
4. Проекты-инсценировки и организационные проекты. Например: «Агитбригада «На всякий пожарный случай», «Создание программы «Экологические акции», «Организация и проведение флеш-моба в рамках Всероссийского урока антинаркотической направленности «Имею право знать» и др.
Проекты, выполняемые учащимися разнообразны по форме: видеофильм, рекламный ролик, мультимедийная презентация, интервью, праздник, конкурс, шоу, спектакль, исследовательский проект, программа.
В нашей работе особое значение мы уделяем исследовательским проектам школьников. Программой курса «Научное общество учащихся «ЭЙДОС» предусмотрено выполнение школьниками большого числа практических работ сгруппированных в блоки проектов, каждый из которых состоит из нескольких вариативных заданий, предполагающих раскрытие разных аспектов поставленной проблемы, различную степень сложности и разный уровень познавательной самостоятельности школьников. Все работы предусматривают поисковый или творческий уровень деятельности учащихся, что готовит их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач. Проводимая практическая опытническая и исследовательская работа формирует прикладное экологическое мышление и способствует формированию исследовательской культуры, поддерживающая непреходящий интерес к жизни живых существ, к их изучению. Каждая работа может иметь продолжение в самостоятельной исследовательской деятельности школьников в подготовке олимпиадных работ по экологии и биологии, участии в конкурсах городского, краевого и Всероссийского уровня.
Как показывает опыт, из всего многообразия форм обучения, наиболее целесообразна на занятиях групповая работа учащихся с презентацией полученных группами результатов и выводов для всего класса. При такой организации реально предоставить право выбора работ учащимися согласно их запросам, охватить значительный объем материала, развить общеучебные и специальные умения (работа с приборами, постановка опытов и т.п.), коммуникативные умения старшеклассников, научить эффективно работать в команде. Многие задания представляют собой достаточно сложные исследовательские проекты, рассчитанные именно на групповую форму деятельности учащихся. В некоторых работах предусмотрено привлечение родителей, родственников, младших товарищей и знакомых, что способствует социализации школьников и развитию их коммуникативной культуры.
Определим этапы проектирования, которые мы используем в качестве алгоритма при организации проектной деятельности школьников, обучающихся по программе «Научное общество учащихся «ЭЙДОС». Это: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.
При использовании в образовательном процессе метода проектов как средства развития ключевых компетенций школьников существуют, по крайней мере два результата. Первый (скрытый) – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получили качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Этот результат фиксируется нами через систему диагностик, включающих оценку: развития коммуникативных навыков учащихся (проведение психологической диагностики), уровня формирования навыков работы с новыми информационными технологиями (тестирование по информационным технологиям по проверке навыков составления презентаций),- практического использования полученных знаний и формирования устойчивых межпредметных связей (проведение лабораторного эксперимента).
Второй результат – это собственно та видимая часть айсберга, которая и является выполненным проектом. Причем оценивается не объем освоенной информации («что изучено»), а применение этого массива в деятельности («как применено») для достижения поставленной цели.
Итогом проектной деятельности педагога и учащихся, занимающихся по программе «Научное общество учащихся «ЭЙДОС» является не только участие, но и стабильно высокая результативность школьников, которые из года в год становятся призерами и лауреатами не только городских, но краевых и Всероссийских конкурсов, олимпиад, конференций и слетов.
Список литературы
1.Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: www.tisbi.ru/science/veatnik/2009/issue2/
2. Добрецова Н.В. Педагогическое проектирование в дополнительном экологическом образовании // Экологическое образование в школе, №9, 1999. с. 57
3. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии, №4, 2010. с.61
4. Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М., 2011. С.123.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация воспитательной работы в школе как средство развития ключевых компетенций школьников
Данный материал можно использовать для проведения педагогических советов. методических мероприятий. В конспекте охарактеризованы основные ключевые компетенции школьников и способы их формирования....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/26/picture-168413-1700978142.jpg)
Развитие ключевых компетенций школьников на уроках биологии средствами ИКТ.
Сатериал содержит классификацию ключевых компетенций школьников и способы их развития с помощью использования педагогических технологий....
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Научное общество учащихся Секция «Психология. Экономика»
Авторская образовательная программа секции НОУ "Психология.Экономика" преподавателя ГБОУ СПО КГСТ Гневашевой Т.В....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/21/picture-143499-1353511766.jpg)
педагогический проект "Развитие ключевых компетенций школьников в обучении математики
В педагогическом проекте рассматриваются разные приемы и методы развития ключевых компетенций школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/12/picture-291535-1378994273.jpg)
формирование ключевых компетенций школьников через проектную деятельность на уроках математики с использованием икт.
В работе представлены фрагменты проектов учащихся.Определяется роль проекта на уроке математики....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/26/picture-487347-1411708802.jpg)
Формирование ключевых компетенций школьников через проектно - исследовательскую деятельность
В основной части работы представлены разработки проектов, которые можно использовать при подготовке внеклассных мероприятий. В основе данной работы лежит компетентностный подход. Этот подход от...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/14/picture-149149-1484412866.jpg)
Образовательная программа научного общества учащихся «Первые шаги»
Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой.Одним из наи...