РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОМ ОБУЧЕНИИ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ «ЭЙДОС»
статья на тему

Попова Елена Валерьевна

Статья посвящена обобщению опыта работы Поповой Е.В., педагога дополнительного образования по развитию ключевых компетенций школьников в проектном обучении на примере реализации образовательной программы "Научное общество учащихся "Эйдос"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon popova_e.v._statya_na_npk.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Попова Елена Валерьевна, педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Городской Дворец творчества детей и молодежи» г.   Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край

РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОМ ОБУЧЕНИИ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ «ЭЙДОС»

        В настоящее время метод проектов приобрел довольно широкую популярность. Это обусловливается, прежде всего, наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образования.                В образовательном пространстве МОУ ДОД «Городской Дворец творчества детей и молодежи» г. Комсомольск-на-Амуре нами применяется проектный метод обучения, при котором большая часть времени уделяется ученическому исследованию.

Нами апробируется экспериментальная образовательная программа «Научное общество учащихся «ЭЙДОС». Она  предназначена для учащихся 8-11 класса (13-16 лет) с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Программа рассчитана на учащихся, которые специализируются на естественно-научном профиле. Данная программа направлена на формирование у учащихся, уже имеющих базовые знания систематических курсов (биологии, географии, обществоведческих дисциплин), компетенций в сфере информации, коммуникации, самостоятельного познания через использование метода проектов.          

Суть проектного обучения состоит в том, что учащийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, переживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д.

В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.

Виды проектов разнообразны. Выделяются четыре основные категории проектов:

1. Информационный и исследовательский проект. Например, обучаясь по программе «Научное общество учащихся «ЭЙДОС», учащиеся выполняют такие проекты как: «История возникновения науки экологии», «Описание экосистем в своем городе», «Изучение экологических факторов городской среды», «Изучение мира городских растений», «Изучение показателей здоровья человека», «Изучение экологических проблем своего города» и т.д.

        2. Обзорный проект. Например: «Состояние окружающей среды г. Комсомольска-на-Амуре за период 2011-2012 гг.», «Транспорт как источник загрязнения городской среды»,  «Квартира как экосистема» и другие.

3. Продукционный проект. Например: «Использование бросового материала в создании творческих работ», социальный проект «От сердца к сердцу».

        4. Проекты-инсценировки и организационные проекты. Например: «Агитбригада «На всякий пожарный случай», «Создание программы «Экологические акции», «Организация и проведение флеш-моба в рамках Всероссийского урока антинаркотической направленности «Имею право знать» и др.

        Проекты, выполняемые учащимися разнообразны по форме: видеофильм, рекламный ролик, мультимедийная презентация, интервью, праздник, конкурс, шоу, спектакль, исследовательский проект, программа.

        В нашей работе особое значение мы уделяем исследовательским проектам школьников. Программой курса «Научное общество учащихся «ЭЙДОС» предусмотрено выполнение школьниками большого числа практических работ сгруппированных в блоки проектов, каждый из которых состоит из нескольких вариативных заданий, предполагающих раскрытие разных аспектов поставленной проблемы, различную степень сложности и разный уровень познавательной самостоятельности школьников. Все работы предусматривают поисковый или творческий уровень деятельности учащихся, что готовит их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач. Проводимая практическая опытническая и исследовательская  работа формирует прикладное экологическое мышление и способствует формированию исследовательской культуры, поддерживающая непреходящий интерес к жизни живых существ, к их изучению. Каждая работа может иметь продолжение в самостоятельной исследовательской деятельности школьников в подготовке олимпиадных работ по экологии и биологии, участии в конкурсах городского, краевого и Всероссийского уровня.

        Как показывает опыт, из всего многообразия форм обучения, наиболее целесообразна на занятиях групповая работа учащихся с презентацией полученных группами результатов и выводов для всего класса. При такой организации реально предоставить право выбора работ учащимися согласно их запросам, охватить значительный объем материала, развить общеучебные и специальные умения (работа с приборами, постановка опытов и т.п.), коммуникативные умения старшеклассников, научить эффективно работать в команде. Многие задания представляют собой достаточно сложные исследовательские проекты, рассчитанные именно на групповую форму деятельности учащихся. В некоторых работах предусмотрено привлечение родителей, родственников, младших товарищей и знакомых, что способствует социализации школьников и развитию их коммуникативной культуры.

Определим этапы проектирования, которые мы используем в качестве алгоритма при организации проектной деятельности школьников, обучающихся по программе «Научное общество учащихся «ЭЙДОС». Это: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.

При использовании в образовательном процессе метода проектов как средства развития ключевых компетенций школьников существуют, по крайней мере два результата. Первый (скрытый) – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получили качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Этот результат фиксируется нами через систему диагностик, включающих оценку: развития коммуникативных навыков учащихся (проведение психологической диагностики), уровня формирования навыков работы с новыми информационными технологиями (тестирование по информационным технологиям по проверке навыков составления презентаций),- практического использования полученных знаний и формирования устойчивых межпредметных связей (проведение лабораторного эксперимента).

Второй результат – это собственно та видимая часть айсберга, которая и является выполненным проектом. Причем оценивается не объем освоенной информации («что изучено»), а применение этого массива в деятельности («как применено») для достижения поставленной цели.

 Итогом проектной деятельности педагога и учащихся, занимающихся по программе «Научное общество учащихся «ЭЙДОС» является не только участие, но и стабильно высокая результативность школьников, которые из года в год становятся призерами и лауреатами не только городских,  но краевых и Всероссийских конкурсов, олимпиад, конференций и слетов.

Список литературы

1.Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: www.tisbi.ru/science/veatnik/2009/issue2/

2. Добрецова Н.В. Педагогическое проектирование в дополнительном экологическом образовании // Экологическое образование в школе, №9, 1999. с. 57

3. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии, №4, 2010. с.61

4. Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М., 2011. С.123.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательной работы в школе как средство развития ключевых компетенций школьников

Данный материал можно использовать для проведения педагогических советов. методических мероприятий. В конспекте охарактеризованы основные ключевые компетенции школьников и способы их формирования....

Развитие ключевых компетенций школьников на уроках биологии средствами ИКТ.

Сатериал содержит классификацию ключевых компетенций школьников и способы их развития с помощью использования педагогических технологий....

АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Научное общество учащихся Секция «Психология. Экономика»

Авторская образовательная программа секции НОУ "Психология.Экономика" преподавателя ГБОУ СПО КГСТ Гневашевой Т.В....

педагогический проект "Развитие ключевых компетенций школьников в обучении математики

В педагогическом проекте рассматриваются разные приемы и методы развития ключевых компетенций школьников....

формирование ключевых компетенций школьников через проектную деятельность на уроках математики с использованием икт.

В работе представлены фрагменты проектов учащихся.Определяется роль проекта на уроке математики....

Формирование ключевых компетенций школьников через проектно - исследовательскую деятельность

В основной части работы представлены разработки проектов, которые можно использовать при подготовке внеклассных мероприятий. В основе данной  работы лежит компетентностный подход. Этот подход от...

Образовательная программа научного общества учащихся «Первые шаги»

 Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой.Одним из наи...