Роль воспитателяв становлении учебной самостоятельности и развитии ключевых компетенций воспитанника.
статья (5 класс) по теме

Богданов Игорь Яковлевич

В настоящее время возрастает роль воспитателя-наставника в деле становления личности юношей 10-14 лет. Это возраст, когда у юношей меняются идеалы, они становятся более самостоятельными и важно в этот момент правильно сориентировать их в жизни и правильно сформировать их жизненные ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_vospitatelya_v_stanovlenii.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОСПИТАННИКА НАХИМОВСКОГО УЧИЛИЩА.

Смысл современного военного образования в Нахимовском училище заключается в обеспечении подготовки к жизни в социуме воспитанников с высоким уровнем гражданской активности, способных к осознанному профессиональному самоопределению и готовых к продолжению образования в первую очередь в ВУЗах МО РФ, к служению в Вооружённых Силах РФ. Сегодня качество образования все чаще связывают с конечным результатом- компетенцией выпускника, которая поможет успешно адаптироваться ему в социальной жизни.

Педагог и его воспитанник - две основные фигуры в воспитательном процессе училища; личности, чьи взаимоотношения непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Чтобы взаимоотношения между воспитателем и воспитуемым были гармоничными, способствовали процессу развития и становления личности, а не тормозили его, педагог должен обладать рядом необходимых личных и профессиональных качеств, иметь авторитет среди своих подопечных. Воспитатели должны соблюдать дресс-код и нормы этикета; поддерживать здоровый образ жизни; заниматься саморазвитием и повышением профессионализма; при любых обстоятельствах оказывать помощь в приобретении знаний, преодолении трудностей; уделять внимание каждому воспитаннику в равной мере; уважать его  личность; отвечать за жизнь и здоровье; поддерживать в трудных жизненных обстоятельствах; учитывать индивидуальные особенности; развивать  учебную самостоятельность воспитанников и ключевые компетенции.

Воспитатель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий, координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива.

Основная задача воспитателя- помощь воспитаннику в создании образа самого себя, в осознании собственной уникальности; в осознании своих образовательных и профессиональных интересов; обеспечение индивидуального предметного движения в разных областях научного знания;  помощь воспитанникам в освоении технологий (а не суммы знаний), обеспечивающих возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе образовательного процесса;  развитие индивидуальной социальной активности самого ребенка

В основе взаимодействия  воспитателя  и воспитанника лежит субъектная активность воспитанника.  Педагог занимает позицию сопровождения деятельности воспитанника, т.е. цели этой деятельности определяются воспитанником на основе его индивидуальных интересов, направленностей.  

На очередь дня выдвигается задача развития самостоятельности воспитанников.

 Задача создания условий для саморазвития личности особенно актуальна в условиях образовательного учреждения интернатного типа, так как многие воспитанники находятся вне семьи, лишены семейного воспитания. Перевод воспитанников в режим активного личностного самосовершенствования, саморазвития может являться механизмом успешной социализации, развития самостоятельности воспитанников. Для того чтобы этот  процесс был успешным, необходимо  применение разнообразных форм, методов и технологий для развития самостоятельности воспитанников( проектный метод,  технология портфолио, проблемное воспитание и др.)

Еще одно составляющее в работе классного воспитателя выявить ведущие мотивы учебной деятельности, которые необходимы для успешного обучения и саморазвития воспитанников. Одним из важнейших приемов мотивации учения является создание ситуации успеха в обучении. Этот фактор в первую очередь важен для тех, кто учится с трудом. Во время выполнения домашнего задания в качестве стимулов использую разнообразные методы и приемы, которые помогают создавать ситуации психологической раскованности, раскрепощают сознание, повышают интерес к учебе.  Важно не снизить интерес, стремление познать новое; вовремя заметить, развить способности, таланты учеников. Ведь интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.

Воспитание самостоятельности у учащихся происходит постепенно в течение всего периода обучения и предусматривает способность полноценно аргументировать, выделять главное, существенное, умение рассуждать, доказывать, находить рациональные пути решения заданий, делать соответствующие выводы, обобщать и применять их при решении конкретных вопросов.

Закрытость нашего учебного заведения определяет регламентированный распорядок каждого дня недели. Поэтому воспитанники училища, в отличии от большинства своих сверстников, не имеют возможности самостоятельно организовывать свою учебную и внеучебную деятельность: например – прогулять занятия в школе, проспать до полудня или поиграть в компьютер всю ночь.  Самостоятельность воспитанников  происходит в процессе выбора и посещения спортивных секций, факультативов, творческих мастерских, группы летней практики и т.п. Роль  воспитателей в данном случае заключается в грамотном наблюдении за этими процессами, отслеживании успехов или неудач воспитанника в том или ином виде деятельности и ненавязчивом контроле (эффект присутствия). Если по объективным показателям воспитанник не добивается желаемого результата, педагог должен предложить попробовать какой-либо альтернативный вариант секции/ мастерской/ т. п., для предотвращения деструктивного развития  его деятельностной самостоятельности (отказ от всех занятий, «уход» в телевизор, компьютер и др.).

Важнейшая задача Нахимовского училища – выпустить в самостоятельную жизнь человека, у которого сформированы основные ключевые компетенции.   Мы понимаем под компетентностью  способность и готовность личности  к самостоятельным действиям при решении различных поведенческих и действенно-практических задач на основе совокупности полученных знаний, умений и навыков.  Суть воспитательного процесса в условиях компетентностного подхода – создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетентности, а именно:

Смысловая (ценностно – рефлексивная), связанная с ценностными ориентирами воспитанника, его способностью видеть и понимать окружающий мир. В процессе формирования данной компетенции   воспитатель помогаем обучаемым  выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

общекультурная компетенция, помогающая   воспитаннику обладать познаниями об особенностях национальной и общечеловеческой культуры. Сюда мы относим опыт освоения научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира;

учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций воспитанника в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенные с реальными познавательными объектами;

информационно – технологическая формирует при помощи реальных объектов (телевизор, компьютер, телефон, принтер) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, а главное, сохранять и передавать ее;

коммуникативная компетенция формирует навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Для освоения данной компетенции в воспитательном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними;

 социально-продуктивная компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной, в социально-трудовой, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения;

компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.

компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина);

компетентность в социально-экономической сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, приобретение навыков организации труда, знание норм трудовой и коллективной этики и т.д.);

компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение её анализировать, критически мыслить и т.д.);

 Критерии такой социально компетентной личности: овладение функциональной, коммуникативной, информационной  грамотностью; овладение способностью принимать эффективные решения в разных ситуациях; понимать собственные мысли и чувства; руководствоваться в действиях позитивными мыслями и утверждениями; верить в свои способности и возможности; чётко формулировать свои желания и намерения; слышать и услышать окружающих людей, их желания и намерения; уважать права окружающих людей; видеть и увидеть прекрасное в окружающей обстановке и поступках людей; объективно анализировать ситуацию, включая свои знания и навыки в собственное поведение; отдавать отчёт своим действиям и поступкам; уметь сотрудничать и самоорганизовываться; выстроить диалог с человеком другой культуры; быть общественно активным гражданином; применять знания, умения и накопленный жизненный опыт для продолжения непрерывного образования и решения различных жизненных ситуаций.

Это сложный процесс социального развития ребёнка, овладение им опытом социальных действий, усвоение социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.

Реальным объектом в сфере данной компетенции мы видим  самого  воспитанника. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Задача воспитателя- формирование такого воспитательного пространства, которое обеспечит развитие высоконравственной, духовно богатой, толерантной, физически здоровой, конкурентоспособной, социально активной, успешной личности гражданина и патриота, готовой к служению Отчизне на гражданском и военном поприще.

Литература:

Белобородов Н.В. Воспитательная роль классного коллектива: Методическое пособие. – М.: АРКТИ,2007.

Матюхина М.В., Михальчук Т.С., Возрастная и педагогическая психология: учеб. Пособие для студентов – М.: Просвещение,1984.-56с.

Панфилова А.Я. Содержание и формы классного руководителя: Практиче-ские рекомендации. – М.: АРКТИ,2006.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии.-2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2005г.-272с.- –ISBN 5-7695-0811-

Симонов В.П. Диагностика степени обучения учащихся: Учебно -справочное пособие.- М.:МПА,1999.-48с.

Таран Ю.Н.,Солодкова М.В. Классное руководство: новый взгляд на практику воспитания школьников. – Волгоград:Учитель,2010.

Худякова Н.Л. Ценностный мир человека: возникновение и развитие/ Н.Л. Худякова.- Челябинск: Чел. гос. ун-т, 200.-398 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательной работы в школе как средство развития ключевых компетенций школьников

Данный материал можно использовать для проведения педагогических советов. методических мероприятий. В конспекте охарактеризованы основные ключевые компетенции школьников и способы их формирования....

План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»

План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»...

Выступление «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»

По теме самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся» я работаю третий год. Изу...

Роль нетрадиционных форм внеклассных мероприятий для развития ключевых компетенций школьника.

Материал состоит из двух частей: в первой идет речь о компетенциях, формах внеклассных мероприятий, а вторая представляет собой обмен опытом....

Применение технологии развития критического мышления для развития ключевых компетенций учащихся на занятии по физике по теме" "Переменный ток. Получение переменного тока"

Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. В  статье показаны возможности этой технологии для развития ключ...

«Роль и место уроков музыки в формировании ключевых компетенций учащихся»

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования....