Главные вкладки

    Роль и место уроков музыки в формировании ключевых компетенций гимназистов
    методическая разработка по музыке по теме

    Ключевые компетенции

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Роль и место уроков музыки в формировании ключевых компетенций гимназистов

    Немаловажную роль в системе  воспитания занимает музыкальное образование, так как нравственно-эстетическое воспитание школьников является важной стороной развития личности и воспитания.

    Главная цель компетентностного подхода в преподавании музыки заключается в области воспитания духовного мира школьников, развития их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

    Впервые в примерных программах выделены ключевые компетенции. Приоритетами для учебного предмета по музыке на этапе основного общего образования являются: эмоционально-ценностная компетентность, познавательная компетентность, информационно-коммуникативная компетентность, рефлексивная компетентность. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее.

    Эмоционально-ценностная компетентность

    Эмоционально-ценностная компетентность —  личностное, эмоционально-прочувствованное общение с произведениями искусства, осуществляемое в различных видах музыкальной деятельности под руководством учителя.

    Интерес к музыке основывается на способности восприятия интонационно-образного содержания музыкальных произведений. В начальной школе дети учатся воспринимать народную, классическую и современную музыку классического направления.

    Восприятию музыки помогают следующие приемы:

    - привлечение текстов (книги, учебники)

    - привлечение репродукций картин

    - рисование на темы прослушанной музыки

    - ритмическое сопровождение.

    Познавательная компетентность

    Познавательная компетентность — наблюдение, выявление интонационно-жанровой основы изучаемых музыкальных произведений, их стилевых особенностей; моделирование художественно-творческого процесса в слушательской, исполнительской деятельности, импровизации и сочинении музыки; поиск и выделение значимых связей и отношений между частями музыкального целого; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация произведений музыкального искусства по одному или нескольким предложенным основаниям; поиск оригинальных решений и самостоятельное выполнение учебно-творческих задач.

    Образовательный процесс направлен на развитие творчески активной личности учащихся. На своих уроках я стремлюсь пробудить у детей их творческие способности, воспитывать у ребенка инициативность и способность к самостоятельным творческим действиям в области оценки музыки, ее исполнения и доступного импровизирования.

    Сейчас я приведу примеры творческих игр, направленных на развитие самостоятельных действий детей.

    - Музыкальная игра «Я – композитор»;

    - Музыкальные инструменты своими руками;

    -Дирижер оркестра;

    - Конкурс лучший дирижер.

    Информационно-коммуникативная компетентность

    Информационно-коммуникативная компетентность — адекватное восприятие и переживание эмоционально-смыслового содержания музыки; освоение знаний о музыкальном искусстве, музыкальной культуре; воплощение своего личностно-ценностного отношения к музыке и музыкальной деятельности в процессе коллективного музицирования; умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, полилоге (овладение интонационной выразительностью речи); использование различных источников информации.

    На своих уроках я стараюсь использовать разнообразные задания: сообщения фактов из жизни и творчества композиторов, музыкантов; определение на слух характерных особенностей разных стилей искусства; создание видеороликов; сравнительный анализ различных стилей музыки; сочинение авторских  песен; видеорепортажи о композиторах.

    Рефлексивная компетентность

    Рефлексивная компетентность – оценивание процесса и результата собственной музыкальной деятельности и деятельности других учащихся с позиции приобретаемого опыта эмоционально-ценностных отношений, осваиваемых музыкальных знаний, умений и навыков, опыта учебной музыкально-творческой деятельности; осознанное определение сферы своих музыкальных интересов и возможностей.

    Способствовать рефлексивной компетентности гимназистов может проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием такой деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

    Результаты проектно-творческих заданий разнообразны: эссе, сочинение-размышление о музыкальном произведении, собственная мелодия, коллаж, презентация, видеоролик.

    Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент проектной деятельности учащихся 6 классов.

    Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании музыки заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника.

    Список использованных Интернет - источников

    http://www.lexed.ru/standart/02/02/18.pdf


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование ИКТ на уроках естествознания для формирования ключевых компетенций обучающихся, воспитанников

    Слайд 1. Все, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе. Какой должна быть школа, образование, учитель? каким должно быть образование?Современный урок невозможен без использов...

    Проект «Роль диалога на уроке истории в формировании коммуникативной компетенции учащихся».

    Данный проект поможет активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать их речь и логическое мышление....

    Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики, для формирования ключевых компетенций обучающихся.

    Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики, для формирования ключевых компетенций обучающихся....

    Доклад на педсовете по теме "Роль урока в формировании ключевых компетенций гимназистов"

    Доклад на педсовете по теме "Роль урока в формировании ключевых компетенций гимназистов"...

    Исследовательская деятельность на уроке как технология формирования ключевых компетенций при работе с одарёнными детьми.

    Мастер-класс знакомит  с технологией формирования ключевых компетенций в исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии. Основная задача - раскрыть особенности технологии фо...

    Публикация "Роль исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций у учащихся на уроках математики"

    Роль исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций у учащихся на уроках математики...