Доклад на педсовете по теме "Роль урока в формировании ключевых компетенций гимназистов"
статья по теме

Доклад на педсовете по теме "Роль урока в формировании ключевых компетенций гимназистов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Роль урока в формировании ключевых компетенций гимназистов.

Педагогический лозунг «Свяжем школу с жизнью!», повсеместно звучавший сперва в 1920-е, а потом в 1950-е годы, остается актуальным по сей день.

Теория человеческого капитала (разработчики этой теории были дважды удостоены Нобелевской премии: Т. У. Шульц – 1979г. – за выдвижение идеи, Г. С. Беккер – 1992г. – за создание базовой теории человеческого капитала, ставшей в наши дни классической) вызвала переворот в экономическом труде. Человек становится капиталом в том случае, если он является носителем способностей, мотиваций, знаний, умений к выполнению определенных трудовых функций.

Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором: 

  • научиться познавать;
  • научиться делать;
  • научиться жить вместе;
  • научиться жить”
    определил по сути основные глобальные компетентности.

   Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным, сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетенция” и “компетентность”, более соответствующие пониманию современных целей образования.

  Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.

Компетенции “закладываются” в образовательный процесс посредством:

  • технологий;
  • содержания образования;
  • стиля жизни ОУ;
  • типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

 Итак, что такое “компетенция” и “компетентность”? Считаю не лишним еще раз напомнить эти понятия.

Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью.

   Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.    Компетенции – это цели (поставленные перед человеком), а компетентности – это результаты.

            Доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва, Хуторской Андрей Викторович даёт своё понимание сегодняшнего термина компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Необходимо раскрыть составляющие элементы понятия "компетенция":

  • знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.
  • навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.
  • способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.
  • стереотипы поведения означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение.
  • усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.

         Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Предложена формула компетентности. Каковы ее основные составляющие?

Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности.

Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.

В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления

  Безусловно, человек, который воплощает в себе такие качества, будет довольно компетентным специалистом. Но механизм достижения такого результата остается пока что не разработанным и кажется довольно сложным.  

Формирование у учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.

    Комплекс этих жизненных умений является центральным в системе компетентноcтного подхода, а так же конечным результатом обучения.

    Субъектами деятельности в системе компетентностно ориентированного подхода являются – прежде всего, это ученик, родители и государственные структуры, которые, как прямо, так и косвенно, через государственную политику образования, влияют на становление личности. Это также субъекты педагогического процесса в системе образования – воспитатель, психолог, учитель.

Разделение субъектов было выполнено по признаку приоритетностей влияния: семья и начальное образование мотивируют на обучение и развитие (мотивационная компетентность), школьное и высшее образование создают условия для развития и способствуют обретению знаний (функциональная компетентность), другие субъекты системы оказывают содействие социальному становлению личности (социальная компетентность). Диалектика развития в этом плане может быть обозначена так:

Мотивация  Функциональные умения http://festival.1september.ru/articles/549225/img1.gifСоциализация http://festival.1september.ru/articles/549225/img1.gifМотивация

         Эту схему можно рассматривать как путь от мотивов через приобретение необходимого функционального багажа к социализации; в процессе социализации формируются новые мотивы, цепочка преобразований осуществляется на более высоком уровне. Поэтому основные компетентности обязательно связаны между собой. При этом механизм психолого-педагогического сопровождения развития учеников принципиально не изменяется при условии использования другой классификации и выделения других основных групп компетентностей.

   Сегодня не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Достичь такого согласования не всегда удается. Например, в ходе международного проекта «Определение и отбор ключевых компетентностей», реализуемого Организацией экономического сотрудничества и развития и Национальными институтами образовательной статистики Швейцарии и США строгого определения ключевых компетентностей не выработано. Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций. (Знакомились на первом педсовете по данной проблеме)

Ключевые компетенции: европейский вариант.

Изучать:

  • уметь извлекать пользу из опыта;
  • организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
  • организовывать свои собственные приемы изучения;
  • уметь решать проблемы;
  • самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

  • запрашивать различные базы данных;
  • опрашивать окружение;
  • консультироваться у эксперта;
  • получать информацию;
  • уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать:

  • организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
  • критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
  • уметь противостоять неуверенности и сложности;
  • занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
  • видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
  • оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
  • уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать:

  • уметь сотрудничать и работать в группе;
  • принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
  • уметь договариваться;
  • уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело:

  • включаться в проект;
  • нести ответственность;
  • входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
  • доказывать солидарность;
  • уметь организовывать свою работу;
  • уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:

  • уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
  • доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
  • показывать стойкость перед трудностями;
  • уметь находить новые решения.

Ключевые компетенции отечественного образования.

Для России тенденции европейского образования никогда не были безразличны. При этом не сдает позиции концепция «своего», на других непохожего, пути.   В этом смысле не является исключением и тенденция усиления роли компетенций в образовании. С учетом данных позиций и опираясь на проведенные исследования, определены следующие группы ключевых компетенций:

- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Функции компетенций в обучении.

   «Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую» (Хуторской А.В.). То есть компетентность всегда окрашена качествами конкретного ученика. Данных качеств может быть множество – от смысловых и связанных с целеполаганием (зачем мне необходима данная компетенция), до рефлексивно-оценочных (насколько успешно я применяю данную компетенцию в жизни). Компетенция не сводится только к знаниям или только к умениям. Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике. Анализ различных перечней компетенций показывает их креативную (творческую) направленность. К собственно креативным компетенциям можно отнести следующие: «уметь извлекать пользу из опыта», «уметь решать проблемы», « раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий», «уметь находить новые решения». В то же время, указаний на данные умения еще недостаточно, для того чтобы целостно представить весь комплекс знаний, умений, способов деятельности и опыта ученика в отношении его креативных компетенций.

Основные функции компетенций, которые выделены на основании анализа их роли и места в обучении:

  1. отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;
  2. быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;
  3. задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;
  4. задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;
  5. быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;
  6. соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;
  7. представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.

Динамика развития предметной компетенции.

Каждая из общепредметных образовательных компетенций имеет сквозное воплощение во всех трех ступенях обучения – начальная, основная, средняя (полная) общая школа. Чтобы определить реализацию общепредметной компетенции на каждой ступени, необходимо описать динамику развития соответствующей предметной компетенции для того или иного объекта изучаемой действительности. Выполнение данного этапа проектирования предполагает учёт того, что с течением времени обучения:

  • увеличивается количество и качество освоенных учеником элементов компетенции, например, в начальной школе ученик овладевает навыком обоснованного выбора варианта контрольной работы, а в старшей профильной школе умеет отбирать для себя оптимальное количество контрольных нормативов;
  • происходит изменение или расширение объектов, к которым относится данная компетенция, например, в младших классах носителем информации ученика служит школьный дневник, а в старших классах – электронный органайзер;
  • компетенции интегрируются, взаимодействуют между собой, образуя комплексные личностные новообразования, например, компетенции проектной работы.

Формирование ключевых компетенций.

    Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме, так как весь процесс обучения сводится к деятельности. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения. Приведу примеры формулировок компетенций в деятельностной форме:

Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:

  • формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;
  • владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
  • осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

Учебно-познавательные компетенции:

  • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
  • иметь опыт восприятия картины мира.

Социокультурные компетенции:

  • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
  • определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
  • иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
  • действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
  • владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.

Коммуникативные компетенции:

  • уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
  • уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
  • владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
  • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
  • иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Информационные компетенции:

  • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
  • владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира;
  • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:

  • иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);
  • знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
  • позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
  • знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;
  • владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
  • иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
  • уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей

С этой точки зрения цели школьного образования в следующем:

  • научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;
  • научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;
  • научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;
  • научить ориентироваться в мире духовных ценностей;
  • научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;
  • научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;
  • научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального

 Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует.

   Потенциал, например, продуктивных методик и технологий очень высокий, и реализация его влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность.

Выделяют основные задачи:

– создание условий для развития и самореализации учеников;

– усвоение продуктивных знаний, умений;

– развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни. 

Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно, и в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя, на что направлена организованная мною деятельность ученика? То, что они делают значимо для них, востребовано ли это в современном обществе? Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта? Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний, вот чему необходимо учить наших ребят. Теперь в основу уроков должны быть положены социально-конструируемые педагогические ситуации, деятельность учащихся в которых и будет воспитывать требуемые качества личности. Например, умение брать ответственность на себя, принимать решение, действовать и работать в коллективе ведомым и ведущим, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим, умение обучаться и многое другое. Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностно- ориентированное обучение являются:

  • Технология проблемного обучения;
  • Технология проектного обучения;
  • Технология развития критического мышления;
  • Технология когнитивного обучения;
  • Технология обучения в глобальном информационном сообществе;
  • Технология решения изобретательских задач.      

 и другие.

 Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила:

  1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
  2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
  3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
  4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
  5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
  6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
  7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
  8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение.
  9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
  10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
  11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
  12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
  13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
  14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
  15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

     Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.    Практика показывает, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы учащийся оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. А это требует создания условий и определения организационных форм и методов работы для формирования ключевых компетенций.

      Главное пространство, в котором протекает образовательная деятельность в учебном заведении - это урок во всех его проявлениях. Как же использовать применение различных форм и методов обучения для развития ключевых компетенций? Прежде всего, несколько слов о формах и методах обучения. В настоящее время разработано множество форм, при этом каждая из них раскрывает ту или иную сторону организации обучения. Общие организационные формы обучения, такие как фронтальные, индивидуальные, групповые и коллективные, охватывают весь учебный процесс. Применение общих форм в соответствии с конкретными специальными, целями обучения дает множество конкретных, или специальных форм организации учебно-воспитательной работы: урок, лекция, семинар, общеклассные, кружковые или факультативные занятия, коллективные творческие дела (КТД), экскурсии консультации, зачеты, экзамены, собеседования, учебные конференции и т.д.   Можно выделить  три общие организационные формы обучения: общегрупповая, индивидуальная работа и сотрудничество в группе.

При этом общегрупповая работа проявляет себя, как фронтальная работа   с более чем 15 учащимися. Учитель одновременно работает со всем классом или учебной группой, руководя однотипной деятельностью обучающихся, которые при этом являются только слушателями. Индивидуальная работа может проходить в двух видах. Это деятельность учителя с одним учащимся и самостоятельная работа самого ученика.   В первом случае, весь изучаемый материал рассказывает и объясняет учитель. Роль самого ученика достаточно пассивна, он готовится и отвечает по заданным вопросам. Во втором случае,   учащийся полностью берет ответственность за свое обучение. Учитель определяет только тему, может выдать задание, наблюдает и корректирует процесс обучения. Учащийся самостоятельно ищет и изучает тему, обращается к учителю в процессе затруднения. Целесообразно использовать   методы активного обучения, позволяющие развивать ключевые компетенции: метод учебного сотрудничества, деловая игра, и т.д.  В условиях учебного сотрудничества особое значение приобретает организация учебной работы учащихся  в малых группах. Возможно множество вариантов организации групповой работы, в зависимости от типа выполняемого задания. Практика показывает, что при групповой работе «в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность формировать ключевые навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом, видеть и понимать, что человек нуждается в твоей помощи.

         Ключевые компетентности многофункциональны, межпредметны и надпердметны, многомерны, поэтому технология их формирования достаточно сложна, однако ряд позиций компетентностного подхода можно реализовывать в образовательном процессе любого урока.   Это формирование у детей способов организации собственной деятельности, качественное усиление практически-продуктивной направленности обучения, формирование интегральных информационных и коммуникативных способностей, то есть развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Таким образом, концептуальным направлением  деятельности учителя  является реализация компетентностного подхода в образовательном процессе урока. Считаю, что если коренным образом изменится   деятельность учителя на уроке, то изменится деятельность   ученика и качество его обучения.

 Реализация компетентностного подхода выражается в решении следующих основных задач:

·  Освоение структуры деятельности с позиции компетентностного подхода.

· Дифференциация предметного содержания, обеспечивающая освоение базового и повышенного уровня обучения.

· Разработка и отбор средств, методов, приемов, использование технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении.

·   Создание простой и объективной системы мониторинга.

Этапы построения урока  в системе  компетентностного  образования

  Основу содержания деятельности составляют три взаимосвязанные этапы урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.

 
   ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА
 

 

        РЕФЛЕКСИЯ     
 

 

   Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. В компетентностном уроке именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Наиболее эффективным приемом для   уроков является создание проблемной ситуации с помощью демонстрационного и фронтального эксперимента, физического парадокса, яркого примера природного феномена. Для учащихся научение целеполаганию процесс непростой, поэтому выделяют три уровня реализации данного этапа:

· Традиционный, при котором учащиеся принимают цель объявленную учителем.

· Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех цель.

· Уровень, наиболее соответствующий компетентностному подходу, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель.

Целенаправленная системная работа даст результат:   ученики сумеют на уроке ставить цель собственной образовательной деятельности (это видно на уроках Киренковой Т. Ю, Боруновой Т.Е., Мироновой Н.В., Смирновой Н.В. и т.д.)  . На уроках не останется равнодушных детей, потому что каждому ученику предоставляется возможность высказать свое мнение и поставить учебную задачу в соответствии с его собственными способностями и намерениями.

          Вторым элементом методической структуры компетентностного урока является этап самостоятельной продуктивной деятельности. В структуре традиционного урока самостоятельная деятельность понимается как выполнение учащимися того или иного задания, определяемого учителем. В компетентностном уроке самостоятельная работа приобретает качественно новый смысл. Это работа, спланированная учеником для достижения его образовательной цели, ее можно называть продуктивной, так как результат ее, продукт (способы действий, знания, умения), лично создается учеником. Данный этап урока можно представить следующей структурной таблицей:

Самостоятельная продуктивная деятельность ученика.

Деятельность учителя,

содержание, формы, методы

  • Самостоятельная деятельность по приобретению новых знаний:
  • выбор способов действий;
  • планирование деятельности;
  • самоконтроль;
  • представление знаний;
  • самооценка;
  • рефлексия.
  • Организует деятельность по определению способов   решения учебной задачи.
  • Организует самостоятельную деятельность по приобретению необходимых знаний:
  • по извлечению готовых знаний из объяснения, лекции, беседы и оформления их, в каком либо виде;
  • через самостоятельную поисковую экспериментальную деятельность;
  • через поиск и систематизацию знаний из источников;
  • через групповое взаимодействие по обмену информацией.
  • Организует деятельность по самоконтролю, представлению результата, самооценке.

       

        Анализируя деятельность учителя и ученика можно отметить, что ведущая роль на уроке в обучении принадлежит ученику, задача учителя — обеспечить условия, в частности, предоставить учащимся выбор средств обучения, способов действия и форм работы. Например: в обучении физике предлагаю в основном следующее: учебник и справочную, энциклопедическую, научно-популярную литературу, электронный учебник или план — презентацию урока, физический эксперимент (фронтальный, демонстрационный, групповой). Форма работы ученика может быть парной, групповой, индивидуальной. Чем больше возможность физического кабинета, его оснащенность, тем эффективней условия организации образовательной деятельности ученика.

     Важным моментом в подготовительной работе учителя к уроку является подготовка материалов для самоконтроля и закрепления учащимися знаний. В   качестве таких материалов используются готовые дидактические разработки, предлагаемые в учебно-методическом комплекте, а часть материалов разрабатываются на дифференцированной основе по уровню сложности в соответствии с существующими требованиями к оценке знаний. Предъявление учащимися новых знаний происходит в разных формах: устное сообщение, ответ учителю, рассказ в группе, составленный опорный конспект, структурная схема или таблица, рисунки и др., часто учащиеся предлагают свои творческие, нестандартные формы: реклама,   кроссворды.  

  Выстраиваемая таким образом работа на уроке формирует у учащихся умение планировать свою деятельность и достигать поставленной  цели.  

    Последним элементом методической структуры компетентностного урока является рефлексия. В структуре традиционного урока рефлексия, как отдельный этап не присутствовала, так как деятельность педагога была ведущей, и всю ответственность за образовательный результат брал на себя учитель. В новой позиции ответственность за результат в большей степени делегируется ученику, поэтому рефлексия результата и процесса необходима. В урочной деятельности разные ее виды присутствуют на всех этапах урока: промежуточная при отработке знаний, анализе усвоения и коррекции, итоговая определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного ученика, так и для группы или класса в целом. Можно предложить учащимся проводить рефлексию по следующему алгоритму:

1. Оцени результаты своей деятельности и выбранных способов деятельности через отношение, эмоции, чувства.

2. Соотнеси собственную цель урока с полученным результатом  (проведи самоконтроль).

3. Сравни полученный результат с эталоном (проведи самооценку)

Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.

         Основным средством реализации компетентностного подхода является   изучение и использование современных образовательных технологий проблемного, дифференцированного обучения, информационно-коммуникационные технологии, технологии проектного обучения, потому что заложенная в технологиях структура деятельности совпадает со структурой деятельности компетентностного подхода и позволяет включать каждого ученика в самостоятельные  виды деятельности.

Некоторые основные отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного приведены в таблице

Цель обучения

Передача / приобретение теоретической

Ориентация на практическую составля-

суммы преимущественно абстрактных

ющую содержания образования, обе-

ЗУНов, составляющих содержание  

спечивающую успешную жизнедеятель-

образования

ность (компетенции)

Основная формула результата обра-

"Знаю, что"

"Знаю, как"

зования

Характер образовательного процесса

Репродуктивный

Продуктивный

Доминирующий компонент процесса

Контроль

Практика и самостоятельная работа

Характер контрольных процессов

Статистические методы оценки учебных

Комплексная оценка учебных  достиже-

достижений (в т. ч. тест-отметка)

ний  (портфолио - продукты творческо-

го обучения)

 

На основе этого вырисовываются  критерии современного урока

 Результативность:

• создание и поддержка высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной

умственной активности учащихся;

• объем и прочность познавательной информации, полученной школьниками;

• формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;

• высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.

2. Структура урока:

• комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;

• выделение в содержании урока и темы главного, существенного;

• определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени

  повторения, изучения нового и закрепления пройденного, домашнего задания;

• выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;

• дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;

• создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

3. Активизация познавательной деятельности - эффективное усвоение знаний предполагает такую организацию познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика.

4. Дидактическая структура учебного материала - наиболее действенным способом активизации мышления учащихся является построение урока, в основе которого лежит проблемная ситуация.

5. Самостоятельность и творчество в учебной деятельности:

• обучение школьников самостоятельному применению полученных знаний в учебной и практической деятельности;

• создание таких педагогических условий, при которых учащиеся с интересом занимались бы самостоятельной работой;

• обучение школьников рациональным приемам такой работы.

 Можно предложить  набор умений учебно-познавательной компетенции.

Этап обучения

Состав умений для формирования компетенции

Начальная школа

Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности.

Выполнять инструкции, точное следовать образцу и простейшим алгоритмам.

Самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»).

Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации.

Владеть различными способами контроля и оценки деятельности своей и одноклассников (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»).

Определять причины возникающих трудностей, пути их устранения; предвидеть трудности (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»); находить ошибки в работе и уметь их исправлять.

Вносить необходимые изменения в последовательность и время выполнения учебной задачи.

Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с ними (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устно описывать объект наблюдения.

Выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;

Анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»).

Объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…).

Проводить простейшие измерения разными способами; использовать соответствующие приборы и инструменты для решения практических задач.

Решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

Основная школа

Определять индивидуально и коллективно задачи для индивидуальной и совместной деятельности. Находить адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Определять наиболее рациональную последовательность при выполнении учебной задачи.

Самостоятельно организовывать учебную деятельность (ставить цели, планировать. определять оптимальное соотношение цели и средств и др.).

Владеть навыками самоконтроля.

Уметь предвидеть возможные последствия своих действий и определять их проблемы. Находить и устранять причины возникших трудностей.

Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников, сравнивая ее с установленными нормами и деятельностью в прошлом.

Вносить необходимые изменения в содержание и объем учебной задачи, в последовательность и время ее выполнения.

Использовать для познания окружающего мира различные методы (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.)

Определять структуру объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого.

Уметь разделять процессы на этапы, звенья; выделять характерные причинно-следственные связи.

Сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

Уметь различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

Исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения, использовать несложные эксперименты для их доказательства; описывать результаты этих работ.

Творчески решать учебные и практические задачи: уметь мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельно выполнять различные творческие работы; участвовать в проектной деятельности.

Средняя школа

Уметь самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

Объективно оценивать свои учебные достижения, учитывать мнение других людей при определении собственной позиции и самооценке.

Владеть навыками организации и участия в коллективной деятельности: ставить общую цель и определять средства ее достижения, конструктивно воспринимать иные мнения и идеи, учитывать индивидуальность партнеров по деятельности, объективно определять свой вклад в общий результат.

Уметь соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

Исследовать несложные реальные связи и зависимости. Определять сущностные характеристики изучаемого объекта; самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Участвовать в проектной деятельности, организации и проведении учебно-исследовательской работы: владеть приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»).

Самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты.

Создавать собственные произведения, идеальные и реальные модели объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий.

В систему разработки основных положений компетенций положен принцип поэтапного овладения определенными умениями, навыками и способами действия, которые совершенствуются от этапа к этапу.

Например.

Начальная школа

Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

Основная школа

Умение творчески решать учебные и практические задачи: уметь мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнять различные творческие работы; участвовать в проектной деятельности

Средняя школа

Умение создать собственные произведения, идеальные и реальные модели объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий.

На каждом этапе умения не только совершенствуются, но и расширяются, т е появляются новые.

Что должен уметь педагог, чтобы успешно реализовать компетентностный подход?

Перечислим лишь несколько условий:

  • успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
  • связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
  • планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
  • привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
  • привлекать экспертов и специалистов для обсуждения с учащимися тех вопросов, в которых он сам недостаточно компетентен;
  • демонстрировать ученикам ролевые модели на примере реальных людей, литературных персонажей;
  • оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

Кроме того, педагог должен понимать, что:

  • стабильности в мире больше уже не будет, нужно быть готовым к любым неожиданностям;
  • его главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, и поэтому родители учеников – самые верные его союзники
  • часть функций учителя можно передать учащимся, и они справятся с этими функциями, если поймут, что это полезно и выгодно им самим;
  • достаточно проводить хотя бы каждый десятый или каждый двадцатый урок в логике компетентностного подхода, чтобы учебная мотивация учащихся резко возросла.

Ключевыми компетенциями – универсальными – должен обладать каждый член общества. Термин ключевые подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе. Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырех элементарных компетенций:

  • информационная – готовность к работе с информацией;
  • коммуникативная – готовность к общению с другими людьми;
  • кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми;
  • проблемная – готовность к решению проблем.

 

       При переходе  от предметно - ориентированного образования к компетентностному, хочу  выделить по меньшей  мере три основных направления.  Планируя урок, можно выбирать одно из них в зависимости от особенностей класса, задач которые ставит перед собой учитель, и еще множества факторов.

 На примере  математики

Первая линия - линия базисных умений, то есть тех, которые развиваются благодаря занятиям математикой. Их можно вырабатывать и занимаясь чем-то другим, но при занятиях математикой они формируются в первую очередь. Примерный список "базисных" математических умений:

1. Умение логически мыслить, доказывать, обосновывать, аргументировать, критически относиться к высказываниям.

2. Владение языком математики как средством коммуникации организации речи и деятельности.

3. Умение строить математические модели и работать с ними.   "Математика   -   гуманитарный   предмет,   который   позволяет   субъекту   правильно ориентироваться   в   окружающей   действительности,   ум   в   порядок   приводит   и   оказывает существенное   влияние   на   развитие   речи   обучаемых".   (Мордкович,   "Алгебра".   7   класс)

Вторая линия предполагает взаимосвязь предметных умений с универсальными умениями школьника. - Чему я учу детей, когда занимаюсь с ними, например, квадратными уравнениями?  Для   чего   они   нужны   человеку   в   жизни?     Чему   при   этом   ученики   могут   научиться?

  • Опыт подсказывает, что одно и то же предметное умение взаимодействует с разными универсальными. Скажем,    занимаясь   квадратными  уравнениями, дети учатся работать по алгоритму, работать с моделями, с формулами.  Перевод предметного умения в универсальное может происходить просто при переходе в другой кабинет, когда умение, полученное на математике, ребенок использует во время урока химии.

Третья линия предполагает усвоение универсальных умений, напрямую не связанных с предметностью. Например, на предметном материале можно развивать деятельностные. рефлексивные и коммуникативные умения.

В связи с данной стратегией должно произойти  изменение позиции учителя: не транслятора информации, а проводника, разъясняющего суть проблемы, формулирующего задания, предлагающего форму представления результатов, способов достижения цели. И поэтому необходима технология моделирования и организации  образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы. Также технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. И мы знаем, что такой технологией является метод проектов.

  ПРОЕКТ - специально организованный учителей и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы. Проект завершается созданием продукта.

    Мы с вами каждый день планируем уроки, в конце которых ожидаем некоторый результат в виде правильно решенных примеров и задач. А почему бы ни предложить учащимся самостоятельно изучить тему и составить самим задания  по ней? Тогда эти задания и будут тем проектом, который покажет реальный уровень обученности учащихся. Такой способ обучения известен давно, его часто называют "проблемным" (т.к. цели урока выражают проблему, которую решают ученики на уроке). Точно также можно объединить несколько уроков по одной теме, в конце изучения которой можно вместо обычной контрольной работы дать учащимся какое-нибудь творческое задание, которое тоже будет проектом.

Компьютерные презентации «Power Point» являются одним из типов мультимедийных проектов.   С помощью программы PowerPoint можно создавать не просто презентацию-сопровождение для урока математики, а интерактивную модель для демонстрации текстовых задач, решения уравнений и других ключевых тем.

ГЕОГРАФИЯ

  Реализация компетентностного подхода – это инновационное направление, которое позволяет по-новому осознать и понять значимость школьной географии.

Географическая наука является частью культуры и средством постижения ее ценностей.     Учить географии так, чтобы учащиеся понимали самоценность природы как среды обитания человека, значимость многообразия культурных миров планеты. Современная география, изучая пространственные аспекты территориальной организации общества, его изменения во времени, предлагает пути решения многих проблем жизни общества. Поэтому формируемые географические знания должны стать фундаментом практической деятельности, а умения – основой для формирования ключевых компетенций.  

  Важная роль в решении этих задач, в модернизации географического образования принадлежит компьютерным технологиям и мультимедиа. Это требование времени.  В современном школьном образовании формируются модели обучения, основанные на системе ценностей информационной цивилизации.  Создание специальных мультимедийных программ на базе стабильных учебников неизмеримо расширяет возможности обучения географии.  Мультимедиа-учебник – это средство обучения нового поколения, сочетающее в себе элементы разных видов компьютерных программ (учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, моделирующие).Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой. Кроме базового учебного материала, в мультимедиа-учебнике предусмотрены возможности для углублённого изучения географии по нескольким направлениям: использование материалов справочного раздела, выполнение практических работ углублённого или межпредметного характера.

  Н.В.Миронова  на уроке использует такие разделы мультимедиа как практические работы. Выполняя одну, ребята конструируют различные типы почв. Другая практическая работа выполняла  одновременно роль тренажёра. И это характерно для мультимедиа: неправильные ответы не хотят вставать на место. Поэтому ученик вынужден в конце концов выполнить работу правильно.

  Затем учащиеся анализировали карты электронного учебника. Надо отметить, что в электронный учебник авторы поместили карты, которых нет ни в атласах, ни в традиционном учебнике. Одним из достоинств карт является то, что информацию на них можно демонстрировать, постепенно вводя тот или иной компонент, чего нельзя сделать на печатной основе. В конце урока ребята выполнили тест, сразу же оценив свою подготовку по теме.

    Использование компьютера не цель, а средство обучения.    

   Другая важная функция мультимедиа-учебника – организация самостоятельной учебной деятельности, в т.ч. и дома. И этот аспект, очевидно, тоже требует внимания. Практика применения мультимедиа ещё недостаточна. Предстоит много поработать в этом направлении.

  На своих уроках (уроках физики)  формирую ключевые компетенции учеников.  Учу их:

- точно формулировать мысли по теме;

- исследовать различные варианты решения задач, выбирать наилучшие, принимая во внимание различные критерии;

- выбору основного содержания прочитанного или услышанного;

- работать в сотрудничестве при выполнении общего задания (ученик-ученик, ученик-учитель);

- выполнять лабораторные работы и анализировать результаты;

- оценивать результат своей деятельности.

       

    На уроках, посвященных решению задач, ученики не копирует готовые решения с доски, а занимаются поиском решения задач. Во время самостоятельной работы предлагаю  тестовые и  разноуровневые задания.    

       Реализация компетентностного подхода на уроках способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышению интереса к предмету, нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.

 

             В современных условиях стремительно растёт поток информации, знания быстро устаревают и возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. При этом резко возрастает роль общеучебных умений, а особенно учебно-информационных как универсального «инструмента» овладения любым учебным материалом.
Учебно-информационная деятельность заключается в умении получать самостоятельно новые знания из различных источников. К ней относится: извлечение необходимой информации из различных источников (текст, рисунок, схема, таблица, график, диаграмма, инструкция и др.); перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из таблицы в диаграмму и др.); передача содержания информации (план, конспект, пересказ, описание по обобщённому плану и т.д.); поиск нужной информации по заданной теме и создание собственного текста (сообщение, доклад, реферат и т.д.); критическое оценивание достоверности полученной информации. В основе учебно-информационной деятельности лежат такие мыслительные операции как анализ и синтез. Анализ – это разложение изучаемого объекта (явления, процесса и т.д.) на составные части (элементы, стороны, признаки, свойства и т.д.), изучение каждого элемента в отдельности. Синтез – это соединение элементов или свойств изучаемого объекта в единое целое. Так при работе с текстом результатом анализа является выделение структурных элементов текста, разбивка текста на смысловые части и нахождение главных мыслей текста, а результатом синтеза – составление плана, конспекта, пересказ. Таким образом, без операций анализа и синтеза не может быть достигнут высокий уровень понимания и усвоения текстовой учебной информации. При работе с рисунком, графиком, формулой, таблицей, инструкцией к прибору извлечение наибольшего объёма информации осуществляется также посредством анализа данных объектов при помощи обобщённого плана или специальных вопросов и синтеза полученных знаний в виде тезисов, синтез-таблиц, рассказа по обобщённому плану. Работа с дополнительными источниками информации (справочники, энциклопедии, научно-популярные статьи в газетах и журналах, ресурсы интернета) осуществляется также посредством анализа (поиск информации по заданной теме, выделение изложенных фактов, доказательств, главных мыслей) и синтеза (написание сообщения, доклада, реферата и т.д., комментарий информации, оценка достоверности). Таким образом, операции анализа и синтеза пронизывают всю учебно-информационную деятельность учащихся и являются средством её осуществления. В процессе учебно-информационной деятельности, мы развиваем мышление.  

Контроль  качества образования

 Диагностика обучения

         Основной целью исследования явилась оценка качества общеучебных достижений учащихся старшей школы. Представляло интерес выявление различий в уровне развития общеучебных умений учащихся, обучающихся в школах различных видов, – средней общеобразовательной школе, гимназии, лицее, школе с углубленным изучением отдельных предметов. Основное внимание было уделено оценке интеллектуальных умений и умений работать с информацией. О сформированности общеучебных умений может свидетельствовать успешное выполнение заданий с различным предметным содержанием, предполагающим одинаковые по составу и характеру интеллектуальные действия, например, необходимость сравнивать, классифицировать, систематизировать, находить аналогии, обобщать, выявлять причинно-следственные связи, строить модели различных явлений и т.п. Общеучебные умения и навыки учащихся могут быть выявлены и оценены при работе с конкретным содержанием. Изучение общеучебных достижений учащихся проводилось с использованием заданий естественнонаучного содержания. Основной целью исследования явилось выявление способности использовать естественнонаучные знания в различных ситуациях, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. При разработке заданий для оценки естественнонаучной грамотности реализован следующий подход. Из различных разделов естествознания (физики, астрономии, химии, биологии, географии) отбиралось то содержание, которое может быть востребовано в повседневной жизни, и предполагает использование различных умений, исключая простое воспроизведение отдельных изолированных знаний из различных естественнонаучных дисциплин. Отобранные для исследования проверяемые элементы содержания представляли основные разделы естествознания: структура и свойства вещества; атмосферные явления; физические и химические явления; передача энергии; силы и движение; экосистемы; Земля во Вселенной и др. При выполнении заданий учащиеся должны были продемонстрировать:

 •   умения описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления;

 • умения интерпретировать научную аргументацию и выводы, с которыми они могут встретиться в средствах массовой информации, при чтении научно-популярных текстов, учебно-научных текстов;

• понимание методов научных исследований, выявление вопросов и проблем, которые могут быть решены с помощью научных методов;

• умение работать с информацией, представленной в различных формах (графики, схемы, таблицы, рисунки, диаграммы и т.п.).

Важно, что оценивалось не только умение «читать» графики, диаграммы и т.п., а умение извлечь информацию и использовать ее для решения поставленной задачи. Для оценки качества образовательных достижений учащихся был использован инструментарий, разработанный для проведения международного исследования PISA (открытые задания, опубликованные в центральной печати). Представляло интерес оценить не предметные знания, а то, могут ли эти знания стать средством решения различных проблем. Большинство заданий носили комплексный характер. Учащимся предлагались различные информационные блоки и серии заданий. ( Пример из  справочника «Заместитель директора школы, №9 ,2009г., стр.19)

       

Проблемы

Существует серьезная проблема отслеживания уровня развития и сформированности предметных компетенций.

Предполагается выделить четыре уровня сформированности ключевых  компетентностей.

нулевой уровень - неосознанная компетентность;

первый уровень - репродуктивная компетентность;

второй уровень - деятельностная компетентность;

третий уровень - творческая компетентность.

Критериями нулевого уровня можно считать репродуктивную несамостоятельную деятельность, выполняемую с «подсказкой».

Критериями первого уровня являются наличие знаний при недостаточном умении их применить, самостоятельная репродуктивная деятельность, выполняемая по памяти или по алгоритму.

Критериями второго уровня являются владение  умениями: методами анализа, синтеза, сравнения, обобщения.   Для учащихся этого уровня характерна самостоятельная продуктивная деятельность, выполняемая по самостоятельно созданному алгоритму или типовому алгоритму, преобразованному в ходе самого действия.

Критериями третьего уровня является та самореализация компетентной личности, способной к самостоятельной творческой учебной деятельности на базе обретенных знаний, умений, ценностей и смыслов.

( Опыт Смирновой Н.В.)

         Формированием информационной компетенции на уроках географии поделится Миронова Н.В.

Патлусова Р.А.,

Киренкова Т.Ю.

Заключение

         Современный урок - урок сотворчества ученика и учителя. На таком уроке большую деятельность проявляет ученик. Путём споров, обменов мнений, поисков разных решений, высказываний из личного опыта приходят дети к верному выводу. На таком уроке учитель выполняет больше роль дирижёра, вовремя направляя обсуждение в правильное русло. Урок не одного актёра, когда учитель весь урок сам всё рассказывает, а ученики выполняют пассивную роль слушателей, а урок актёров, где каждый вносит свою лепту в построение образовательного процесса. Чтобы проводить такие уроки сам учитель должен быть неординарной Личностью.

  Учитель и обучающиеся должны осознавать, зачем они на уроке и в чем заключается их функция. Активность ребенка будет зависеть от активности учителя. Он из объекта превращается в субъект. Ребенок тот стержень вокруг, которого вращается учитель с желанием донести определенную информацию.  От «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников, больше никогда не возвращаются к традиционным урокам.  

 

В качестве заключения хочу заметить, что невозможно заставить человека творить, человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад Формирование ключевых компетенций на уроках физики

В данной работе автор рассказывает о формировании ключевых компетенций при обучении физики в средней общеобразовательной школе.Цель учебно-воспитательной системы школы - формирование целостной личност...

доклад Формирование ключевых компетенций на уроках математики

В данном докладе раскрыты основные вопросы математики, показывающие связь теории с практикой,указаны основные компетенции, задачи,умения,навыки при изучении математики....

Презентация к докладу: "Формирование ключевых компетенций на уроках математики".

Эта презентация к докладу: "Формирование ключевых компетенций на уроках математики"....

доклад Оптимизация образовательного процесса через формирование ключевых компетенций в воспитании

Обучение и воспитание… Эти понятия еще со времен Я.А.Коменского состоят в одном ряду неразлучной парой: учебно-воспитательный процесс, их связывают сотни, тысячи, а может быть, и больше зависимо...

Выступление на педсовете по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную деятельность".

В данном докладе представлена классификация  проектов, рассказывается о персональном проекте, даётся перечень возможных выходов проектов....