Использование ИКТ на уроках естествознания для формирования ключевых компетенций обучающихся, воспитанников
творческая работа учащихся по естествознанию по теме

Слайд 1. Все, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе. Какой должна быть школа, образование, учитель? каким должно быть образование?

Современный урок невозможен без использования информационных  технологий, особенно это касается  предметов естественно - научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира.

Использование информационных технологий - это обновление роли учителя, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами. В процессе обучения ИКТ позволяют повысить интерес и расширить кругозор обучающихся по предмету, изменить традиционное преподавание, активизируя все потенциальные возможности ученика посредством смены видов деятельности на уроке.

 

        Слайд 2. Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающегося, воспитанника – право на качественное образование.
        Девизом каждого учителя сегодня должны стать  слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»

Слайд 3. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

С помощью ИКТ на уроках естественнонаучных дисциплин можно:

  • сделать учебную деятельность детей более содержательной;
  • сделать учебный процесс более привлекательным и современным для детей;
  • сделать учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов;
  • повысить качество обучения, желания учиться;
  • сделать урок наглядным, динамичным.

        Слайд 4.  Известно, что наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций  позволяют обучающимся, воспитанникам углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - "Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил”. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Обучающиеся, воспитанники  с удовольствием погружаются в материал урока.

Слайд 5,6.  Например, на уроке географии в 6 классе по теме: «Полезные ископаемые» мной использовался дополнительный материал с целью повышения мотивации и познавательной активности к изучаемому материалу, а в целом к предмету. Рассказать это одно, а наглядно продемонстрировать изделия, способы получения металлов – это другой аспект в обучении.

Слайд 7. При изучении городов Центральной России в 7 классе на уроке географии с помощью слайд-шоу знакомила с городами «Золотого кольца России» воспитывая духовность, понимания красоты.

Слайд 8 . Многие уроки естественнонаучных дисциплин не обходятся без демонстрации явлений окружающей среды, вселенной, процессов протекающих в живых организмах. Зачастую очень сложно словесно обучающимся, воспитанникам объяснить явления на словах. В достижении положительных результатов помогает ИКТ. Например, на уроке географии в 6 классе по теме: «Солнечная  система» моделирую планеты и солнце, их расположение с помощью мультимедийной презентации.

Слайд 9, 10. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный ученикам с проблемами здоровья. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Слайд  11. Использование ИКТ  на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.
        Слайд 12. Например, при объяснении нового материала по биологии в 8 классе по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии» для формирования у обучающихся объемного, полного представления,  о классе пресмыкающиеся использую схему. Это способствует еще и  развитию у обучающихся, воспитанников образного мышления. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.Во время урока компьютер используется для активизации познавательной деятельности учащихся. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень: современному ребенку (подростку) намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

 Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. Компьютер не заменяет живого общения с учителем и другими источниками информации, однако учитывая интерес детей к интернету, повышает заинтересованность в изучении предмета. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Слайд 13. Использование нестандартных форм контроля знаний – один из способов формирования положительной мотивации к процессу учения и повышение качества обучения.

Применение  творческих заданий-лабораторий воспитывают у обучающихся, воспитанников интерес к уроку, делают урок более интересным.
Так, при изучении темы «Голосеменные» (биология 7 класс) предлагается обучающимся, воспитанникам  выполнить следующие задания:

Задание 1. изучить внешний вид побегов по предложенным рисункам, перечисляя этапы выполняемой работы.

Задание 2. изучить строение шишек по предложенным рисункам, перечисляя этапы выполняемой работы.

Слайд   16,17,18,19.   Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интересным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений.
На уроке обществознания  в 8 классе по теме: «Конституция Российской Федерации – Основной Закон  государства» новый материал с обучающимися изучался по основным понятиям, определениям в форме презентации.

Слайд  20,21. Огромный интерес у учеников вызывает работа по разгадыванию кроссвордов, ребусов.  Обучающиеся, воспитанники  могут работать индивидуально или группами. Вместе решая, рассуждая, сопоставляя, обучающиеся, во-первых, учатся работать командой, во-вторых, появляется дух соперничества и желание опередить. За счёт смены игр и их малой продолжительности у детей сохраняется достаточно устойчивый интерес и работоспособность на уроках. Все это проводится с применением флеш  анимаций. Например: ребус – с итоговым словом «соцветие», «кобра», «лишайник», «кондор», кукуруза».

 

      Слайд     22.  Один из эффективных способов обучения - тестирование. Данная деятельность предполагает индивидуальную работу ученика с компьютерной программой, предложенной учителем.  Обучающийся получает возможность работать в удобном ему темпе и обращать особое внимание на те вопросы темы, которые вызывают затруднения именно у него. А учитель видит, кто нуждается в помощи и работает индивидуально с ребёнком. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности. После каждого выполненного задания компьютер поощряет ученика словами: «молодец», «умница». Иногда это бывает спецэффект в виде салюта, распускающихся цветов и т. д.

        Слайд 23.    Применение компьютеров на уроке создаёт эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии детей с проблемами здоровья. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств информационно компьютерных технологий, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе. Надо отметить, что информационно-коммуникативные технологии позволяют: 1.Представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д. 2.Выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей. 3.Активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти. 4.Мобилизовать внимание обучаемого. 5.Печатать, воспроизводить и комментировать информацию. 6.Выходить в мировое информационное сообщество. 7.Использовать мировые информационные ресурсы в учебных целях. 8.Использование ИКТ на уроках дает возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повышает творческий потенциал личности. 9.ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку, используя различные источники. 10.Использование тестовых заданий не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность детям самим оценить свои знания. 11.Систематичное и активное использование ИКТ на уроках биологии, географии, истории приводит к повышению интереса, а значит и влияет на качество обучения.

Слайд 24. Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

                                                     В.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zhuravleva.ppt1.74 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование ИКТ на уроках естествознания для формирования ключевых компетенций обучающихся, воспитанников» Учитель Журавлева Светлана Георгиевна

Слайд 2

Девиз учителя сегодня – это слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»

Слайд 3

Применение ИКТ на уроках позволяет: сделать учебную деятельность обучающихся, воспитанников более содержательной; сделать учебный процесс более привлекательным и современным для обучающихся, воспитанников; сделать учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов; повысить качество обучения, желания учиться; сделать урок наглядным, динамичным.

Слайд 4

«Я услышал – и забыл, я увидел - и запомнил» На уроке географии в 6 классе по теме: «Полезные ископаемые» мной использовался дополнительный материал с целью повышения мотивации и познавательной активности к изучаемому материалу, а в целом к предмету.

Слайд 5

Изделия из стали Буровая сталь Листовая сталь.

Слайд 6

Доменная печь используется для получения железа

Слайд 7

На уроке географии в 7 классе по теме: « Города Центральной России» при рассказе использовала слайдовый показ: Нижний Новгород Ярославль Кострома Сергиев Посад Смоленск Москва

Слайд 8

Планеты Солнечной системы Урок географии в 6 классе

Слайд 9

Солнечная система – это Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела

Слайд 11

Использование ИКТ на уроках позволяет разнообразить формы работы , деятельность обучающихся, активизировать внимание. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Например, при объяснении нового материала по биологии в 8 классе по теме ….

Слайд 12

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии около 6000 видов Чешуйчатые Черепахи Отряды Клювоголовые гаттерия Крокодилы аллигатор черепаха болотная уж ПОДОТРЯД ЗМЕИ ПОДОТРЯД ХАМЕЛЕОНЫ ПОДОТРЯД ЯЩЕРИЦЫ

Слайд 13

Использование творческих заданий-лабораторий воспитывают у обучающихся, воспитанников интерес к уроку, делают урок более интересным. Так, при изучении темы «Голосеменные» (биология 7 класс) предлагается обучающимся выполнить следующие задания.

Слайд 14

Задание 1: изучение внешнего вида побегов. А) Рассмотрите внешний вид веток сосны и ели. Укажите их основные различия между собой. Б) Сравните хвоинки сосны и ели, их форму и окраску. СОСНА ЕЛЬ

Слайд 15

Задание 2: Изучение строения шишек. А) Рассмотрите шишки сосны, ели и лиственницы. Укажите их различия. Б) Рассмотрите семена хвойных. В) Зарисуйте семена и подпишите их части. ЕЛЬ СОСНА ЛИСТВЕННИЦА

Слайд 16

Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интересным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений. На уроке обществознания в 8 классе по теме: «Конституция Российской Федерации – Основной Закон государства» новый материал с обучающимися изучался по основным понятиям, определениям в форме презентации.

Слайд 17

Структура Конституции РФ преамбула основная часть (1 раздел) заключительные и переходные положения (2 раздел)

Слайд 18

Преамбула – это вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции. Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.

Слайд 19

Глава 1. «Основы конституционного строя» (закрепляет принципы, определяющие государственный и общественный строй России).

Слайд 20

Огромный интерес у учеников вызывает работа по разгадыванию кроссвордов, ребусов. Дети могут работать индивидуально или группами. Вместе решая, рассуждая, сопоставляя, обучающиеся, во-первых, учатся работать командой, во-вторых, появляется дух соперничества и желание опередить. За счёт смены игр и их малой продолжительности у детей сохраняется достаточно устойчивый интерес и работоспособность на уроках. Все это проводится с применением флеш анимаций. Например:

Слайд 22

Кроссворд «Органы цветковых растений » с ответами без ответов 1 . Корневая система с хорошо развитым главным корнем. 2. Название корня, куда откладываются питательные вещества у георгина. 3. С помощью этих корней растение со слабым стеблем поднимаются вверх по стенам, стволам деревьев. 4. Часть тела организма, выполняющая определённую функцию. 5. Корни, поднимающиеся над водой или почвой вертикально и снабжающие подземные части растения воздухом. 6. Система, образованная многочисленными разветвлениями корня. 7. Орган, с помощью которого растение удерживается в почве. 8. Корневая система, с недоразвитым или рано отмирающим главным корнем. 9. Подземные корни, из которых формируются дыхательные корни. 10. Сложный орган растения, состоящий из стебля, листьев и почек. 11. Процесс образования органических веществ.

Слайд 23

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В.Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование ИКТ-технологий как условие формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики"

Работа была представлена на Областной научно-практической конференции  "Развитие коммуникационных компетентностей обучающихся в условиях введения ...

Использование кейс – технологии на уроках истории и обществознания как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Последние исследования педагогов и психологов показывают, что успех в информационном обществе доступен только тем учащимся, которые смогут применять свои знания  в  незнак...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики, для формирования ключевых компетенций обучающихся.

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики, для формирования ключевых компетенций обучающихся....

Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством использования технологии проблемно-диалогического обучения на уроках математики

Использование методов технологии "Проблемного диалога" Е.Л. Мельниковой позволяет организовать учебный диалог на уроке и реализовать системно-деятельностный подход...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Формирование ключевых компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий".

Материал имеет информацию о формировании основных компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий....

Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».

Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, ко...

"Формирование ключевых компетенций обучающихся через использование интерактивных форм и методов"

Формирование ключевых компетенций обучающихся через использование интерактивных форм и методов...