Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».
опыты и эксперименты

Каращук Светлана Николаевна

Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий.

Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания, повысит мотивацию обучающихся к изучению этих дисциплин и будет способствовать развитию ключевых компетенций обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_karashchuk.docx135.44 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал бюджетного учреждения профессионального образования

 Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

 «Лангепасский политехнический колледж»

в г.Покачи

Педагогический проект

преподавателя математики и физики

Каращук Светланы Николаевны

ТЕМА: «Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования общих компетенций студентов»

г. Покачи

2021г.


Введение

        Развитие современного общества требует формирование всесторонней интеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией.  Разумеется, специалист должен быть грамотным, но, помимо этого, современные успешные организации, предъявляют к своим сотрудникам такие личностные качества, как активность, инициативность, коммуникативность.

Сегодня российское образование стоит перед задачей формирования ключевых компетентностей граждан средствами образования.

Названы следующие ключевые компетентности:

- готовность к разрешению проблем, т.е. способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и  соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат  своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, что позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь;

-технологическая компетентность, т.е. готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности;

-готовность к самообразованию, т. е. способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, осуществлять информационный поиск из различных источников на любых носителях, что позволяет гибко изменять свою квалификацию;

-готовность к использованию информационных ресурсов, т.е. делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществлению своей деятельности;

-готовность к социальному взаимодействию, т. е. способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп и использовать ресурсы других людей для решения задач;

-коммуникативная компетентность, т. е. готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизовано отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным, и т. п.) других людей.

-компетентность разрешения проблем.

Образовательные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличается тем, что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип: студент в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности.

  Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемых мною предметов «Физика» и «Математика», определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

Актуальность проекта.

В настоящее время система образования России переживает коренные изменения. Эти изменения связаны с тем, что образование уже не соответствует ситуации в обществе. Современное общество, находящееся в одном шаге от постиндустриального этапа, начинает осознавать то, что ему необходим новый человек.

И если несколько лет назад выпускник должен был обладать:

1) определенным набором знаний, умений и навыков по каждому учебному предмету;

2) определенными качествами личности, то в настоящее время выпускник должен быть личностью, владеющей ключевыми компетенциями.

Эти качества личности уже сформулированы государством в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения.

В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход в обучении, который исходит из положения о том, что формирование новых способностей человека есть результат перевода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.

Здесь возникают несколько противоречий:

1) качественно новый подход к обучению требует пересмотра содержания образования (в настоящее время учитель имеет в распоряжении те же учебники, ту же программу, тот же методический набор средств и способов обучения);

2) новый подход к обучению требует глубокое психолого-педагогическое обоснование, следствие которого – «переучивание» учителей (как учить по-новому?), должны быть разработаны, апробированы (по всем правилам научного и педагогического исследования) методические рекомендации, используемые учителями при подготовке к занятиям;

3) учитель должен быть таким, каким хочет видеть общество его ученика. Невозможно обучить ребенка тому, чем не владеешь сам.

Как же включить в процесс обучения собственную деятельность учащихся, заинтересованную и активную? Оказывается, нет нужды придумывать новые методы передачи знаний и умений. Да это и невозможно. Необходимо увидеть внутреннюю разницу между двумя главными способами обучения: репродуктивным (делай, как я, думай, как я, как указано в учебном пособии) и развивающим (а что будет, если…? давайте подумаем, как сделать…? поищем выход из ситуации). Во втором случае истина не преподносится в готовом виде, а идёт совместный её поиск. Правила, теория сообщаются в ходе рассуждений, размышлений. При этом учитель использует всё тот же древний словесный способ передачи знаний, но суть его меняется, т. к. оно (объяснение) строится таким образом, что ученик становится причастным к поиску ответа, ставится в положение задающего вопросы, на которые учитель отвечает, рассуждая вместе с ним.

Возникает педагогическая проблема - устранить данные противоречия путём разработки механизмов и поиска эффективных технологий, методов и приёмов формирования ключевых компетентностей учащихся.

В основу образовательного процесса положены следующие научные идеи компетентностного подхода:

 необходимость соединения интеллектуальной и навыковой составляющей;

 интерпретация содержания образования по критериям результативности.

Данный инновационный проект является логическим звеном в общей системе работы училища и ставит своей целью моделирование системы работы преподавателя, обеспечивающей формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики и физики с использованием возможностей таких современных образовательных технологий, которые более результативны, доступны, многоплановы.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие методические задачи:

         выяснить условия формирования ключевых (базовых) компетенций учащихся на занятиях математики и физики;

         найти среди современных образовательных технологий наиболее эффективную при формировании ключевых (базовых) компетенций учащихся на уроках математики;

        исследовать эту технологию с научной, психологической, педагогической методической точки зрения для формирования целостной системы работы преподавателя.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых психолого–педагогических условий содействующих совершенствованию качества знаний учащихся по математике и физике, усиление их мотивации к изучению и формирование ключевых компетенций на основе использования проектной технологии.

Цель проекта

Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий.

Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и физики, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания, повысит мотивацию учащихся к изучению этих дисциплины и будет способствовать развитию ключевых компетенций учащихся.

Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач:

  1. Развитие личности обучающегося, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного информационного общества: развитие мышления, эстетическое воспитание, формирование умений принимать правильное решение или предлагать варианты в сложной ситуации.
  2. Интенсификация образовательного процесса: повышение эффективности и качества образовательного процесса; активизация познавательной деятельности.
  3. Выявить педагогические условия, при которых метод проектов оказывает эффективное влияние на личностное развитие учащихся.
  4. Выявить степень обученности учащихся проектной деятельности.
  5. Апробировать методику работы над проектом в системе СПО

Ресурсы проекта:

  •  наличие кабинета,
  •  компьютер, проектор, интерактивная доска;
  •  системой оперативного контроля знаний;
  •  доступ в Интернет.

Гипотеза исследования

Современные технологии способствует:

  • повышению качества знаний;
  • развитию творческого потенциала учащихся;
  • повышению мыслительной активности учащихся;
  • приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью.

Ожидаемый результат.

Модель дает для участников проекта:

Преподавателю:

  • возможность спроектировать обучающую среду;
  • возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения;
  •  дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого;
  •  творческий поиск и организации совместной деятельности учащихся и преподавателей;
  • разработка и выбор наилучших вариантов учебных программ; использование интеллектуальных форм труда;
  • обеспечение качества знаний учащихся – не менее 40%, успеваемости – 100%;
  •  рост числа участников учебно-исследовательских конференций различного уровня.

Студентам:

  • доступ к нетрадиционным источникам информации;
  •  повышение эффективности самостоятельной работы;
  • приобретение учащимися опыта исследовательской, творческой деятельности;
  • оценки и самооценки полученного результата;
  • индивидуальная исследовательская деятельность.

Срок действия педагогического проекта: 2020-2023гг

Этапы реализации проекта:

1 этап: 2020-2021 учебный год – подготовительный.

Цель: создание предпосылок проектной деятельности

Задачи:

  1. Стартовая диагностика учащихся.
  2. Обучение учащихся элементам проектной деятельности.
  3. Формирование научно-практической базы
  4. Создание материально – технических условий организации исследовательской деятельности учащихся

2 этап: 2021-2022 учебные годы – творческий

Цель: Формирование исследовательской среды при изучении математики и физики.

Задачи:

  1. Организация и проведение просветительской работы среди обучающихся о целях и задачах проектно – исследовательской деятельности обучающихся
  2. Расширение форм, уровней и методов представления исследовательских проектов.

3 этап: 2022-2023 учебный год – развивающий

Цель: Переход системы проектной деятельности учащихся в режим функционирования

Задачи:

  1. Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уровне ОУ
  2. Отработка системы мониторинга уровня готовности учащихся к проектно– исследовательской деятельности.
  3. Мониторинг влияния исследовательской деятельности на качество обучения

Ключевым моментом в процессе оценки результатов проектной работы является развитие навыков анализа собственной деятельности учащимися. В результате обучающихся осмысливают собственный опыт, выявляют причины успеха или неудачи, осознают собственные проблемы и осуществляют поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.

Теоретико-методологические основания проекта

- работы, посвященные раскрытию сущности педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, И.С. Батракова, В.В. Белорусова, Е.В. Бондаревская, П.Ф. Каптерев, ИЯ.Лернер, Х.Й. Лийметс, М.М. Пистрак, К.Д. Радина, Н.Ф. Радионова, В.В. Сериков, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской, Г.Г. Шахвердов, Г.И. Щукина и др.);

- исследования, связанные с организацией проектной деятельности (П.П. Блонский, Н.Ю. Маркер, А.П. Пинкевич, Е.С. Полат, И.М. Соловьев, В.Н. Стернберг, Н.И. Шарикова, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин, М.М. Эпштейн и др.).

Новизна исследования

Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы образовательного учреждения, используя потенциал информационных ресурсов. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.

Ценностью моей работы считаю качественное построение уроков-проектов, исследовательских проектов, творческих проектов на сочетании приёмов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность, развивать творческие способности учащихся. В основе практическая, исследовательская деятельность, групповая форма работы, работа парами сменного состава.

Условия

  • высокий уровень сформированности у учащихся умений исследовательской деятельности;
  • наличие учебно-методической литературы, информационных носителей;
  • педагогические ресурсы, позволяющие организовать работу с источниками информации;
  • консультации со специалистами и с преподавателями-предметниками;
  • работа учащихся за пределами образовательного учреждения в библиотеке, в интернете  и т. д.

Перед проведением эксперимента была проведена диагностика сформированности у обучающихся ключевых компетенций, результаты которой оказались неутешительными. Сформированными компетенции оказались у следующего количества учащихся (в процентах):

учебно-познавательная – 34%;

информационная – 48%;

коммуникативная – 36%;

исследовательская – 9%;

готовность к самообразованию – 5%.

Вывод: необходимо формировать ключевые компетенции на уроках и отслеживать уровень их сформированности.

Так как проектный метод учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, то внедрение его в образовательный процесс будет наиболее эффективным.

Анализ оценки учащимися уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта позволил:

– спланировать целенаправленную индивидуальную работу с учащимися при выполнении проекта;

– организовать на уроках формирование ключевых компетенций, являющихся основой проектных;

- разработать рекомендации для учащихся при работе над проектом.

(см. Приложение  2, 3)

Сравнительный анализ результатов оценки проектных умений учащихся до и после проекта позволил:

– сделать выводы о динамике развития проектных умений;

– целенаправленно отрабатывать проектные умения, которые вызывают затруднения;

-сделать вывод о сформированности ключевых компетенций;

- проследить за качеством знаний по предметам.

Содержание работы

1.Теоретическая часть

Использование современных технологий на уроках математики и физики (технология проектной  деятельности)… ……………………..

  1. Использование современных технологий на уроках математики и физики…………………………………………………………………11
  2. Технология проектного  обучения …………………………………16
  3. Принципы проектной деятельности…………………………………17
  4. Классификация проектов…………………………………………….17
  5. Этапы работы над проектом…………………………………………18
  6. Критерии оценки результатов……………………………………….20
  7. Модель  «преподаватель-учащийся» при работе над проектом………………………………………………………………22
  8. Компетенции, формируемые в процессе деятельности……………24

  1. Практическая часть…………………………………………………..26
  2. Мониторинг…………………………………………………………….32
  3. Выводы………………………………………………………………….35
  4. Используемая литература……………………………………………36
  5. Приложения…………………………………………………………….37

  1. Теоретическая часть.

1.1.Использование современных технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций учащегося.

“Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит ее находить”.
Дистервег Л.
(немецкий педагог – демократ)

В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи стоящие перед ОУ и педагогами. Акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентностей”.
Переход на компетентностное образование начался с 2002 года. Система формирования ключевых компетенций включает коммуникативную компетенцию и модель формирования социальных компетенций. На практике это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности; способности жить с людьми других культур, языков, религий. Таким образом, происходит переориентация на гуманистический подход в обучении. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:

  • предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;
  • формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.

На протяжении нескольких лет педагогической деятельности, через анализ результатов своей работы и работы моих коллег, я пришла к выводу, что традиционные педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации российского образования. Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении учитель должен владеть самыми разнообразными методами и приемами. И важнейшей задачей, стоящей перед учителем является пробуждение учеников к познанию. При этом на первый план выходит личность учителя, его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию. Я глубоко уверенна, чтобы уроки были действительно интересными и эффективными учитель должен находиться в постоянном поиске, экспериментировать, совершенствовать формы, методы, приемы работы. Надо стремиться к тому, чтобы на каждом уроке присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества. Как говорил Вольтер: “все, что становится обыденным, мало ценится”.
Как было отмечено выше, традиционный урок не отвечает современным требованиям в образовании, поэтому меня заинтересовали инновационные педагогические технологии. Используя их, я
пытаюсь содействовать развитию личности с активной гражданской позицией, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.
Для практического воплощения этой идеи, я использую следующие основные инновационные технологии:
–проблемное обучение;
– технологию развития “критического мышления”;
– информационно-коммуникационные технологии;
– проектные и исследовательские методы в обучении;
– технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов).

Общие функции проблемного обучения:

- усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;

- развитие интеллекта учащихся, т.е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей;

- формирование диалектико-материалистического мышления школьников;

- формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Проблемное обучение имеет и специальные функции:

- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);

- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы;

- формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности);

- формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Пример: Накануне урока на тему «Объем усеченной пирамиды» даю учащимся домашнее задание – найти в окружающей среде примеры применения усеченной пирамиды и попытаться определить ее объем. Объясняю, что для сооружения, например, железнодорожной насыпи необходимо заранее рассчитать ее объем, чтобы определить необходимое количество строительных материалов, т.е. указываю на практическую значимость задания. Следующий урок начинается с беседы.

Учащиеся в качестве примеров усеченной пирамиды называют формы насыпей песка, щебня, формы картонных коробок, банки, детали машин. Они рассказывают о своих попытках найти варианты решения, но вычислить объем не могут.

Возникает проблемная ситуация и потребность найти путь решения проблемы, имеющей практическую значимость. Таким образом, процесс формирования новых знаний начался в ходе выполнения задания учителя в домашних условиях, в жизненной ситуации, которая раскрыла главную проблему, выявила противоречия между возникшей познавательной потребностью и невозможностью ее удовлетворения при помощи полученных ранее знаний. Здесь мы видим элемент перспективности обучения: домашнее задание рассчитано на подготовку к усвоению новых знаний; повторение пройденного проходит не в форме повторного чтения указанных учителем страниц учебника или переписывания упражнений, а в форме самостоятельной работы, содержание которой является решение возникшей проблемы – практической или теоретической задачи. Проблемные вопросы учебной темы:

  • Привязаны к конкретной учебной теме или объекту изучения;
  • Поддерживают и обеспечивают ответ на  основополагающий вопрос.

Примеры:        

Какие источники энергии изучены на сегодняшний момент?

Возможно ли открытие нового источника энергии?

        Каковы перспективы развития АЭС?

        Что общего между внутренней энергией и скоростью?и т.д.

Такие вопросы нужны, чтобы нацелить учащихся на более высокий уровень мышления, а именно: сравнения фактов, самостоятельных оценок событий, объяснения явлений, интерпретирования сведений и т.п. Они толкают на детальное обсуждение и исследование, готовят почву для дальнейшего поиска истины.

  Творчество – это удел человека. Современные технологии могут помочь в развитии творческих способностей и сделать эффективнее многие этапы творческого процесса, позволяет добиваться всё более и более совершенных результатов. Применение информационных технологий оказывает как прямое, так и косвенное воздействие на личность человека, что в последствии может проявиться так же и в тех видах деятельности, которое напрямую никак не связанно с их применением. Это связано с тем, что в ходе обучения на основе информационных технологий человек осваивает новые категории, дающие новые представления о картине мира, что в последствии будет сказываться в других, не только в учебных сферах его деятельности.

Информационные технологии довольно прочно обосновались практически во всех сферах деятельности человека. Образовательный процесс не является исключением. Среди множества способов повышения эффективности урока, использование информационных технологий – ИТ занимает одно из ведущих мест в моей работе. С их помощью можно решать множество дидактических, организационных и методических проблем, разнообразить методы преподавания, проводить исследования, которые при использовании стандартного школьного оборудования выполнить невозможно, повысить уровень усвоения учебного материала. Компьютер – самое мощное и самое эффективное из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагал учитель.

      Преподавание математики и физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную среду для применения современных ИТ, которые открывают поистине необозримые возможности для решения широкого круга задач. Это могут быть следующие направления: мультимедийные сценарии уроков; использование готовых программных продуктов; применение компьютерных тренажеров; компьютерные демонстрации; лабораторно-компьютерные практикумы; компьютерное моделирование; выполнение виртуальных лабораторных работ. Особо отметим применение мультимедийных сценариев уроков. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей преподавателя постоянно обращаться к мелу и доске, использование презентаций на уроках высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения учебного материала.

Применение на уроках презентаций приводит к целому ряду положительных эффектов: облегчается процесс усвоения материала, урок обогащается эмоциональной окрашенностью, возрастает уровень наглядности, повышается интерес к предмету, учащиеся легче усваивают учебный материал.

Компьютерные технологии помогают сделать наглядными  молекулярные, атомные и ядерные процессы, помогают развивать творческие способности учащихся, раскрывая богатые возможности Интернета при подготовке уроков – семинаров и конференций, помогают формированию навыков работы с тестами и подготовке к ЕГЭ.

После прохождения темы  (главы), учащимся предлагается создать презентацию по данной теме.  Презентация должна состоять из 5-8 слайдов и  рассчитана на 3-7 мин. На обобщающем уроке учащиеся показывают и защищают свои презентации. Сами же учащиеся оценивают  презентации.  

Презентацию можно использовать при  закреплении  нового материала.

На этапе закрепления новых знаний можно провести  игру (принцип игры: на экране возникает вопрос по изученной теме — следует ответ учащегося — возникает на слайде правильный ответ, сопровождающийся тематическим рисунком или фотографией). В конце урока динамично можно повторить основные этапы.

 Достоинствами такой формы контроля являются:

1.Самостоятельная работа учащегося.

2.Развивает навыки защиты своих работ, умение выражать свою мысль используя научную терминологию.

3.Развивает навыки работы на компьютере.

4.Преподаватель более объективно может оценить, насколько учащийся усвоил тему.

5.Вместе с автором презентации тему повторяют все учащиеся.

6.Развивает интерес учащихся к предмету.

Учитывая психологические особенности учащихся, стараюсь использовать наглядные и практические методы обучения. Особое внимание уделяю мотивации обучения. Стараюсь, чтобы деятельность учеников носили поисковый, творческо – исследовательский характер. Для этого надо учитывать возможности и интересы каждого ученика. Для вовлечения каждого учащегося в учебный процесс использую на уроках индивидуальные и групповые формы работы, устные упражнения.

Особое внимание уделяю на своих уроках дифференцированной самостоятельной работе учащихся. Для этого использую различные виды самостоятельных работ. Работу, рассчитанную на слабо подготовленных учащихся, ориентирую на достижение ими обязательного уровня математической подготовки, многие упражнения в таких работах сопровождаю ответами, указаниями, образцами решения, пошаговыми инструкциями. Работу, рассчитанную на среднего ученика, несколько усложняю. Она не только способствует достижению учащимися уровня обязательной подготовки, но и создаёт условия для овладения математическими знаниями и умениями на более высоком уровне. Работу для учащихся с хорошей математической подготовкой составляю таким образом, что задания, входящие в неё, требовали не только свободного владения приобретёнными знаниями, но и творческого подхода, проявления смекалки и сообразительности. Эффективным методом при дифференцированном обучении считаю работу в группе. В течение ряда лет провожу семинарские занятия, используя групповой метод.

Использование новых образовательных технологий на уроках дало возможность привлечь учащихся  к более творческой работе: проектно- исследовательской.

1.2. Технология проектной деятельности

Метод проектов – это технология компетентностно – ориентированного образования. Она позволяют руководителю проекта твердо придерживаться образовательной технологии “метод проектов” и технологии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей

Проектно-исследовательская деятельность — это организация особого взаимодействия преподавателя и учащегося в процессе обучения. Учащийся самостоятельно проводит глубокое исследование какого-либо вопроса или темы по предмету или нескольким предметам, если для получения ответа необходимо использовать взаимосвязи наук. Учитель выступает в роли консультанта, тренера. Результатом этого взаимодействия является получение учащимся помимо основных знаний более глубоких представлений по отдельно выбранной теме (или темам), порой настолько интересных, что они позволяют учащимсяучувствовать в различных конкурсах, конференциях.

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся- индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

Привлечение учащихся к проектной деятельности позволило  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить следующие задачи:

  • приобретение знаний о структуре исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; 
  • овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационной коммуникативной, рефлексивной;
  • освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
  • выявление образовательного запроса учащихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;
  • разработка системы исследовательской деятельности в рамках образовательного пространстваучилища;
  •  выстраивание целостной системы работы с учащимися, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;
  • разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
  • создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;

1.3.Принципы проектной деятельности:

-  вариативности (использование индивидуальной, парной, групповой форм работы, выбор темы);

-  решения проблемы (проблема заставляет учащихся думать, а значит – учиться);

-  самостоятельности (уточнение формулировки задачи, выбор формы проекта, распределение заданий в группе, систематизация промежуточных материалов);

-  создания комфортной обстановки на уроке ;

-  учения с увлечением (усвоение материала идёт легче, если процесс учащимся нравится);

-  личностного фактора (проектная работа предоставляет ребятам возможность думать и говорить о себе, своей жизни, своих интересах, увлечениях);

-  адаптации заданий (нельзя предлагать ученику задание, с которым он не сможет справиться, при выборе задания следует учитывать возрастные особенности, учебные возможности, этап работы над проектом).

1.4. Классификация проектов

Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает пять основных критерий, по которым различают типы проектов:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

  •  исследовательские,
  • творческие,
  • ролево-игровые,
  • информационные,
  • практико-ориентированные.

2. По признаку предметно-содержательной области:

  • монопроекты,
  • межпредметные проекты.

3. По количеству участников проекта:

  • личностные,
  • парные,
  • групповые.

4. По продолжительности проекта:

  • краткосрочные,
  • средней продолжительности,
  • долгосрочные.

Чтобы добиться результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

1.5. Этапы работы над проектом

Поисковый этап.

 Определение проблемы. Под проблемой понимают противоречие между идеальной и реальной ситуацией. Проблемная ситуация возникает , когда у учащегося формируется убежденность в том, « как должно быть», а реальность принципиально отличается от этой картины. Разрешение проблемы должно быть важно для учащегося. В рамках поискового этапа осуществляется информационный поиск, направленный на обоснование идеальной ситуации, детальное  описание и анализ реальной ситуации. Для обоснования идеальной ситуации используют анализ СМИ, опросы, наблюдения, экспертные интервью, работа с теоретической литературой.

Аналитический этап.

На этом этапе проектной деятельности учащийся определяет цель и задачи проекта, результат и планируемый  продукт своей деятельности, ищет способ достижения поставленной цели, планирует порядок своих действий и необходимые ресурсы, а так же работа учащегося с информацией.

Цель отвечает на вопрос: «ЧТО должно быть изменено в реальной ситуации? Какой должна стать ситуация после завершения проекта?»

Определив цель , учащийся предлагает один или несколько способов ее достижения( отвечает на вопрос « КАКИМ ОБРАЗОМ? ».

Когда ясна цель проекта, следует организовать работу по определениюзадач, которые указывают на промежуточные результаты и отвечают на вопрос: «ЧТО ДОЛЖНО ПОЯВИТЬСЯ (быть сделано), чтобы цель проекта была достигнута. (чтобы результат был получен)?» Задачи могут решаться в различной последовательности, их не следует путать с этапами работы (сбор информации, изготовление предмета, подготовка материалов к презентации)

Каждая задача дробится на шаги( отдельные действия ,которые учащийся выполняет полностью за ограниченный промежуток времени).

Учащиеся сообщают руководителю проекта о соблюдении или нарушении сроков работ ,своих успехах или неудачах. Самостоятельно справиться с планированием и проведением текущего контроля способны выпускники основных школ. Контроль за соблюдением технике безопасности при проведении тех или иных работ остается зоной ответственности учителя.

Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен быть детально продуман на этапе планирования. Для учащегося он является ценным ,т. к. решает значимую для него проблему. Нельзя сводить цель проекта к получению продукта.

Практический этап.

На этом этапе учащийся реализует запланированные шаги (действия), выполняют  текущий контроль. При работе над проектом учащиеся осваивают и различные конкретные технологии, необходимые для выполнения запланированных шагов, приобретают умения, не являющиеся обязательным содержанием образования. На этом этапе наиболее  высока степень самостоятельности учащихся.  

Следует помнить, что результат проекта и качество полученного в итоге продукта – личное дело  и зона ответственности самого учащегося. Зона ответственности учителя – формирование ключевых компетентностей , а сложившаяся ситуация – идеальный повод для организации размышлений учащегося, работы над компетентностью разрешения проблем.

Роль учащегося на этом этапе:

  • Выполняет запланированные действия самостоятельно или в группе.
  • Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты.
  • При необходимости консультируется с преподавателем (экспертом).

Роль преподавателя:

  • Обеспечивает  процесс группового обсуждения. Мотивирует учащихся  к самоконтролю.
  • Наблюдает (оценивает) за процессом и содержанием группового взаимодействия и техники безопасности.
  • Организует доступ к оборудованию и другим ресурсам.
  • Информирует о нарушении временных рамок деятельности.

Презентационный этап.

Презентация в логике проектной деятельности предназначена для представления полученного продукта. Достаточно распространено стремление преподавателявключить в содержание презентации все, что было создано учащимся во время работы над проектом ,а также рассказ о том, чему научились и что узнали ученики в процессе работы. Однако культурная форма презентации ,с одной стороны, и задача формировать компетентность публичного выступления, с другой, делают рассказ о процессе работы над проектом в рамках презентации просто неуместным. Планировать свое выступление следует, исходя не из собственного желания  разделить успех проекта со слушателями, а из  запросов аудитории и поставленной самим учеником цели презентации.

Педагог несет ответственность за создание условий для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (свободный доступ к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству)

Действия учащегося и преподавателя на этом этапе:

Студент:

  • Выбирает форму презентации .
  • Готовит и проводит презентацию.
  • Задает вопросы (при презентации других групп).

Преподаватель:

  • Задает вопросы, нацеленные на продвижение учащегося. Обеспечивает процесс группового обсуждения.
  • Наблюдает (оценивает) за процессом и содержанием группового обсуждения. За презентацией. Задает вопросы с целью оценить коммуникативную компетентность.
  • Организует место и время проведения презентации.
  • Предлагает при необходимости, различные формы презентации , цель презентации и способы воздействия на аудиторию.

Контрольный этап.        

Содержанием контрольного этапа является осмысление учащимся хода и результатов проектной деятельности и оценочная деятельность. При руководстве проектами учитель должен постепенно отказываться от выполнения функции контроля и организовывать ситуации, вынуждающие учащихся проводить самоконтроль.

1.6. Критерии оценки результатов

Объектами оценки являются:

  • результативность  проектной деятельности,
  • продукт проектной деятельности,
  • продвижение учащегося (личностное приращения: узнал, научился , смог, понял, преодолел…),
  • уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся.

Критериями оценки результатов работы учеников будут (см. приложение 5)

  • умение использовать различные источники информации, методы исследования,
  • умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение противостоять трудностям;
  • умение ставить цель,
  •  составлять и реализовать план,
  • проводить рефлексию,
  • сопоставлять цель и действие.

Оценка результативности проекта дается учащимся в форме качественной (описательной) оценки. Он возвращается к ситуации, в которой появился проектный замысел, обращает внимание на то, как и почему изменился замысел, соотносит планируемые и полученные изменения, делает вывод  о достижении цели (степени достижения цели), говорит о своей удовлетворенности (или об отсутствии таковой) результатами проекта.

 Оценка продукта осуществляется  путем сопоставления замысла (планируемого продукта) и полученного продукта. Давая окончательную оценку продукту на контрольном этапе, учащийся может использовать обратную связь, полученную во время презентации. При обсуждении с учащимися итогов работы над проектом очень важно организовать и оценку своего собственного продвижения в проекте (назвать сильные и слабые стороны работы, анализировать причины успехов и неудач в работе, предложить способы преодоления трудностей).

Оценка продукта и оценка продвижения учащихся в проекте может быть только качественной, но не количественной (выраженной в баллах). (Приложение4)

.. При создании мультимедийного проекта учащиеся  демонстрирует высокий уровень самостоятельности, проявляя творческую активность.

По окончанию данного этапа преподаватель проводит оценку уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся согласно критериям, которые должны быть понятны ученику. (Приложение  1)

1.7. Модель  « преподаватель-учащийся» при работе над проектом.

Роль учителя.

При работе над проектом учащийся разрешает значимую для него проблему.

Метод проектов - это учебная деятельность, связанная с непрерывными « пробами» вне стен школы , в окружающей социальной действительности.

Педагог должен отказаться от своей доминирующей роли  в процессе передачи ученикам знаний и стать организатором  проектной деятельности.

На всех этапах педагог выступает как помощник ,т . е. не передает знания , а обеспечивает деятельность:

  • консультирует ( провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, и т. д.)
  • мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом.
  • наблюдает. Чтобы продуктивно работать во время консультации и оценивать уровни сформированности информационной и коммуникативной компетентностей учащихся.

Роль учащегося.

Учащийся становится субъектом деятельности. Он свободен в выборе  способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

Ему никто не навязывает, как и что делать.

Ученик имеет право:

  • не участвовать ни в одном из текущих проектов;
  • участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;
  • в любой момент начать новый проект.
  • На всех этапах он: выбирает (принимает решения) Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности.
  • выстраивает систему взаимоотношений с людьми.
  • Оценивает. Для того чтобы научить учащихся  адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.) Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное  педагогическое  значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач ,неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок  усиливают мотивацию для дальнейшей работы, например формируют личный интерес к новому знанию, если «провал» проекта обусловлен неверно интерпретированной информацией или непроверенными данными.

Учитель может прямо указать на ошибку в алгоритме, но не может указать на ошибки в содержании проекта.

Обычно учитель отмечает 2 вида «ошибок», которые стремится исправить: фактические ошибки в информации, на которую опирается ученик, и  «ошибки» в оценке ситуации, в определении «правильного» способа разрешения проблемы или достижения цели. Консультант не формулирует суждений, возражений или рекомендаций, пока учащийся полностью не выразит все свои чувства и мысли. В высказываниях консультанта недопустимы оценочные суждения ( не только негативные ,но и позитивные!) в отношении содержания обсуждаемой темы, проблемы или путей ее решения.

При консультировании учитель – руководитель проекта может занимать разные позиции: инструктора, эксперта.

Еще одной задачей, которую решает руководитель проекта во время консультаций, является оценка уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся.

Основным инструментом работы руководителя проекта во время консультаций являются вопросы. Чтобы работа с вопросами была эффективной ,консультант должен обеспечивать комфортные условия для высказывания учащимися своих мыслей и чувств.

Для этого применяется техника активного слушания. Она основана на 2 базовых положениях:

1. Консультант принимает на себя обязательство помочь ученику, возможно, более полно выразить свои мысли и чувства.

2. Консультант стремится не формировать суждений, возражений или рекомендаций, пока ученик полностью не выразит свои чувства и мысли.

При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий.

Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их.

В заключение провожу рефлексию.Предлагаю следующие вопросы для обсуждения:

1. Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом?

2. Что в работе над проектом было наиболее интересным?

3. Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?

4. Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?

Благодарю учеников и обязательно их награждаю, вручая диплом разработчика проекта.

1.8. Компетенции, формируемые в процессе деятельности

Формируются компетентности, если: 

  1. Обучение носит деятельностный характер.
  2. Идёт ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера).
  3. Если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели.
  4. Применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение).
  5. Усиление практической направленности школьного образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы).
  6. Если учитель умело управляет обучением и деятельностью ученика. Ещё Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить”, а для этого он (хороший учитель) должен сам обладать педагогической компетентностью: т.е. быть – предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, творческим, самостоятельным человеком, способным видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, работать в команде, владеть методиками диагностики своего предмета и психологического развития детей, быть культурным и привлекательным.

Проектная технология

Цель применения: Развитие творчества, познавательной активности, самостоятельности, построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся

Компетенции, формируемые у обучающихся: Организационные,  коммуникативная , личностного самосовершенствования, учебно-познавательная, информационные, общекультурные, социально-трудовые , ценностно-смысловые.

Умения и навыки, формируемые у обучающихся: Развивает самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей, формирует навыки планомерной, технологичной деятельности и способности к самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции.

Результативность использования: формируется критическое и творческое мышление учащихся;

ребята учатся   работать с информацией; способствует овладению основными ключевыми компетенциями; развивается способность находить нестандартные решения проблемных  вопросов, ситуаций; школьники приобретают навыки работы в команде;

2.Практическая часть

Ведущей идеей моего опыта является активизация интереса у учащихся. В своей работе я стараюсь придерживаться высказывания Яна Амос Каменского:
«Следует найти такой метод обучения, при котором учителя меньше бы учили, а ученики меньше бы учились».
Необходимо заботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлечённо, и использую это как отправную точку для возникновения и развития глубокого познавательного интереса.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.    Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в училище, в повседневной жизни, пр.). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

В своей работе я использую групповые и индивидуальные, монопредметные и межпредметные, информационные и практико-ориентированные проекты. Так же применяю модель учебного занятия в режиме проектного обучения, используя технологию исследовательского проекта.
В связи с тем, что в кабинете имеется набор интерактивного оборудования, то все модели использования информационных технологий я рассматриваю во взаимосвязи с интерактивной доской.
На третьем этапе – а именно на нём я сейчас нахожусь, идёт пополнение методической копилки уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ и проектных работ учащихся, распространение опыта в работе с учащимися нового набора.

Проект – это «пять П».
1.Наличие проблемы.

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного-двух уроков (мини-проекты или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.
К примеру, для решения крупных задач (проблем) по математике, сложных для понимания вопросов использую крупные проекты, которые в основном выполняются во внеурочной деятельности. Данные проекты в основном направлены на углубление и расширение знаний по математике. Это так называемые среднесрочные проекты (макро-проекты), применяемые в основном во внеурочных формах работы (факультативы, элективные курсы).
Поле для выбора темы долгосрочных проектов по математике и физике огромно. Проект может быть связан с изучением какой-либо темы, которая не изучается по программе.
Примерами служат проекты по следующим темам:
1.Практическое применение логарифмической и показательной функций
2. « Что дает мне синус?»
2.Обязательное планирование действий.

 В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает учащемуся своё видение решения задачи.
Участников проекта я разбиваю на группы от 3 до 5 человек в зависимости от количества учеников в группе. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист.
3.Поиск информации - обязательное условие каждого проекта.

 Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Я корректирую последовательность технологических операций в каждой работе.

4.Результат работы – продукт. 

Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др..
Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни: «Расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца»; «Расчет погашения банковского кредита» и др.Выполняют учащиеся по профессией «продавец», «повар», при этом кроме ключевых компетенций развиваются еще и профессиональные. Проектная работа на тему «Потребительская корзина» была представлена учащейся 2 курса по профессии «Продавец» на конференции  проектно-исследовательских работ в 2011г.
Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты.

5.Презентация результатов - представление готового продукта. 

Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую провожу в форме конкурса, выставки, презентации.
При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью преподавателя учатся оценивать их.

В заключение провожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным?

Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее? Каждому из участников проекта ставлю отметку. Естественно, что этой отметкой является«пять».
Приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием компьютерно-информационных технологий позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности.

В процессе преподавания основное внимание я уделяю методике организации учебного процесса на основе проектного метода обучения с использованием ИКТ. Применения учебно-исследовательских проектов обеспечивает более высокое качество знаний учащихся за счет четкого планирования работы, повышения мотивации при изучении содержания предмета, т.к. получаемые навыки сразу применяются в конкретной работе изначально самостоятельно выбранной учащимся. Учащиеся формируют умение работать с информацией для создания проекта, осваивают на более высоком уровне программное обеспечение, учатся исследовать, выдвигать свои идеи, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, осваивают различные формы отчета о проделанной работе.

Одной из разновидностей проектных работ являются работы социально-экологической направленности, результатом которых является формирование общественного мнения по поводу проблем загрязнения окружающей среды. Наиболее успешными за время использования проектной методики стали проекты по темам: «Воздействие тепловых двигателей на окружающую среду»,  «Кто нарушает экологию родного края?», «Город в котором я живу!». Все проекты были созданы студентами 1 курса и участвовали в конкурсе внутри училища.


Все мои ученики участвуют в подготовке и проведении недели предмета в училище. С ребятами мы готовим викторины, вечера. Ежегодно расширяется количество учащихся, участвующих в училищном научно- практической конференции  «Фестивале проектов». Защита проектов с использованием компьютерных презентаций позитивно воспринимается всеми категориями слушателей.

В рамках предметной недели проводилась

конференция “Экологические проблемы России с точки зрения электрификации”.

(в группе по профессии «Электромонтер»)

Темы проектов

Понятия, вопросы

1.Тепловое действие тока

Теплорегуляция организма

Закон Джоуля – Ленца

Тепловые потери

Как организм приспособился избегать тепловых потерь?

2. Электроэнергия и ее

роль в жизни современного общества

Электроэнергия (ЭЭ)

Генерирование ЭЭ

Использование ЭЭ

Образование ЭЭ в живой клетке и в природе, ее использование

3. Устройство тепловых электростанций

КПД ТЭЦ. Потери, вред

4.Устройство гидравлических электростанций

КПД ГЭС. Потери, вредное воздействие

5. Передача электроэнергии от электростанции к потребителю

Линии электропередачи (ЛЭП)

Тепловые потери, сопротивление, мощность

Влияние ЛЭП на окружающую среду

6.Трансформаторы и трансформаторная подстанция

Устройство и принцип действия трансформаторов

Виды трансформаторов

7. Короткое замыкание, предохранители.

Природа нервного импульса

Польза и вред короткого замыкания.

Возможно ли короткое замыкание в организме (ответ обосновать)

Устройство и принцип действия предохранителя, виды предохранителей

8. Устройство атомных электростанций (АЭС)

Устройство и принцип действия АЭС

Польза и вред АЭС

9. Экологические проблемы электроэнергетики

Продукты сгорания

Парниковый эффект, таяние льдов

Строительство плотин

Ядерные отходы

Аварийные ситуации


Темы проектов к защите на семинарах

“Шкала электромагнитных излучений (от 50 Гц до 1013 Гц)”.

1.Роль магнитных полей в явлениях, происходящих в верхних слоях Солнца (фотосфере, хромосфере, короне…).

2.Солнечная активность, ее периодичность и влияние на биосферу Земли.

3.Автоколебательные системы: механические часы различных систем, электронные часы, автоколебания, сердце у человека и животных.

4.Основы трансформации переменного тока. Развитие Единой энергетической системы в России.

5.Как происходит управление движением лунохода или космических межпланетных станций, кораблей?

6.Космическое радиоизлучение.

7.Современное телевидение.

“Шкала электромагнитных излучений (от 1013 Гц – 1020 Гц)”.

1.Звезды – основной источник света во Вселенной.

2.Установленные нормы освещенности учебных помещений. Роль средств защиты зрения людей при выполнении различных технологических процессов: при сварке, плавке металлов, при наблюдении солнечных затмений и т.д..

3.Эффект Доплера и основы инфракрасного и ультрафиолетового излучений.

4.Применение рентгеновских лучей в науке, технике, медицине.

5.Парниковый эффект и его роль для планет, имеющих атмосферу.

6.А.Г.Столетов, А.Ф. Иоффе, А.Эйнштейн объяснили явление фотоэффекта, что послужило для создания многочисленных фотоэлектронных приборов.

Проекты по математике

По теме «Применение производной» учащимися созданы проекты – компьютерные презентации «Применение производной в физике», «Применение производной в технике».

По геометрии:

«Такая знакомая и таинственная пирамида».(Приложение№5 )

При существующих требованиях информатизации учебного процесса, метод проектов является очень эффективным приёмом приучения к творчеству ученика, т.к. исследования разного уровня мотивируются работой на ПК (программа «Miсrosoft Offiсe PowerPoint»), что учащиеся делают с большой охотой и с удовольствием.

Используя метод проектов, решаю следующие задачи:

  • Активизация познавательной деятельности;
  • Организация самостоятельной деятельности учащихся;
  • Педагогическая поддержка интеллектуального развития учащихся;
  • Формирование навыка самостоятельного планирования своей деятельности;
  • Формирование навыков работы в команде.

3.Мониторинг сформированности ключевых компетенций


Критерии мониторинга:

  • усвоение государственного стандарта, полнота и прочность усвоения государственного стандарта (по результатам выполнения контрольных работ);
  • уровень сформированности ключевых  компетенций учащихся;
  • заинтересованность учащихся в проектной деятельности;
  • итоги научно-исследовательской деятельности.

    В процессе мониторинга выясняются вопросы:
  • достигаются ли цели образовательного процесса;
  • существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностик;
  • существуют ли предпосылки положительной динамики

 А то, что учащимся нравится заниматься проектной деятельностью, показывает опрос, проведенный среди учащихся. Результаты опроса представлены в таблице.

Вопросы анкеты

Варианты ответов

Количество учащихся, выбравших данный ответ

1.

Нравится ли тебе заниматься проектной деятельностью?

Да  

Нет  

Мне все равно

72 %

15 %

13 %

2.

Почему тебе интересно заниматься проектом?

Мне нравиться работать с компьютером
Мне интересно искать информацию из различных источников
Такая деятельность позволяет проявить мои индивидуальные способности
Мне нравится работать в группе с одногруппниками

59 %


54 %


39 %


76 %

3.

Какой этап работы над проектом был для тебя наиболее интересным?

  Исследовательский  

Обработка собранного материала и подготовка выхода проекта  

Презентация

53 %

32 %

 

15 %

4.

Как ты считаешь, повысилась ли твоя самооценка?

 Да  

Нет

72 %

28 %

5.

Хотел(а) бы ты, чтобы и в следующем учебном году на уроках физики и математики группа занималась проектами?

Да  

Нет  

Мне все равно

72 %

15 %

13 %

Критерии оценки сформированности компетенций, которые я  использую, сформулированы в таблице (см. приложение 1)

Диагностика сформированности ключевых компетенций учащихся третий год осуществляется с помощью специальных листов, в конце каждого учебного  года. Поскольку вычисляется средний балл для каждого вида компетенций, картина получается достаточно объективной.

Сформированность ключевых компетенций учащихся :


ДИАГРАММА РОСТА ПРОЦЕНТА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ  И ФИЗИКЕ

4.ВЫВОДЫ

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии делаю следующие выводы:

  1. Необходимость применения проектной методики в современном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.
  2. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.
  3. Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения , т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Прежде всего, это обусловлено:

  • проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью;
  • неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности учащихся, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

5.Используемая литература

  1. http://metodkabinet.3dn.ru/publ/metod_proektov/1-1-0-1
  2. http://sch1294.narod.ru/teaching/prj_01.htm
  3. http://schools.keldysh.ru/labmro/lib/polat2.htm
  4. http://vio.uchim.info/Vio_97/cd_site/articles/art_1_5.htm
  5. http://www.deti-s-zur.ru/book/export/html/479.html
  6. Гузеев В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / Директор школы, 1995 №6, с.39–47
  7. Из опыта методической работы: Дайджест журнала «Методист»/ Сост. Е.М. Пахомова; Науч. ред. Э.М. Никитин. – М.: АПКиПРО, 2004.
  8. Информатика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-составитель Э. С. Ларина. – Вологоград: Учитель, 2009. -155с.
  9. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003
  10. Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. – http://schools.keldysh.ru/labmro
  11. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
  12. Выготский, Л.С.  Педагогическая психология – М. Педагогика, 1991. 
  13. Вильямс Р. и др. Компьютеры в школе. – М., 1988.

Приложение 1

Критерии оценки сформированности компетенций, которые я  использую:

№ п/п

Компетенции и их критерии

1.

Учебно-познавательные компетенции:

воспринимает устную информацию с первого предъявления, самостоятельно разбирается с инструкцией учебника, способен самостоятельно выделять главное, работает в хорошем темпе, осознанно выполняет задания и добивается результата, способен дать правильный развернутый ответ, способен дать объективную оценку результатам работы, способен усвоить программу в нормативные сроки,

2.

Информационные компетенции

имеет знания о способах хранения информации, правилах ее эффективного запоминания, умеет работать с учебной и информационно-познавательной литературой, умеет самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, ее анализировать и отбирать необходимую, умеет ее перерабатывать и предъявлять окружающим

3.

Коммуникативные компетенции:

владеет способами эффективного позитивного общения, знает особенности взаимодействия людей с учетом их возраста, пола, социального статуса и культурных традиций, проявляет готовность к диалогу и взаимопринятию себя, окружающих и их отношение к себе, умеет позитивно решать конфликтные ситуации, имеет свой индивидуальный стиль позитивного общения и взаимодействия с окружающими.

4.

Исследовательские компетенции:

Владеет умениями  добывать и обрабатывать информацию, навыками работы с современной компьютерной, мультимедийной и другой техникой; умениями использовать полученные знания в различных нестандартных жизненных ситуациях; обусловлен системой знаний об исследовательской деятельности, ее нормах и ценностях в современном обществе; умениями распознавать, оценивать и анализировать исследовательские явления, ситуации, возникающие в жизни, исследовательские способности не только собственные, но и окружающих людей.

5.

Готовность к самообразованию:

готовность к самопознанию и саморазвитию, осознанная потребность в позитивных способах самореализации, готовность к формулировке собственного смысла жизни на основе духовных и социокультурных национальных и общечеловеческих ценностей как осознанной жизненной позиции;умение анализировать самостоятельную учебную деятельность, умение проводить самоконтроль и взаимоконтроль учебных действий, умение объективно оценивать результаты своей деятельности, умение производить личностную самооценку

2 – высокая степень сформированности качества.

1 – достаточная степень сформированности качества.

0 – недостаточная степень сформированности качества.

Приложение 2

Рекомендации при создании проекта-презентации

Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов.

  • Комбинирование информации различных типов
  • Для текстовой информации важен выбор шрифта.
  • Для графической - яркость и насыщенность цвета.
  • Для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.
  • Стиль
  • Соблюдайте единый стиль оформления.
  • Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
  • Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).
  • Виды слайдов для обеспечения разнообразия:
  • с текстом;
  • с таблицами;
  • с диаграммами.
  • Информация
  • Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
  • Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
  • Используйте короткие слова и предложения.
  • Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
    Избегайте вертикального расположения текста. Он плохо читается.
  •  Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
  •  Если на слайде имеется картинка, надпись должна располагаться под ней.
  •  Избегайте пересечения стрелок. Это мешает воспринимать материал.
  • Шрифты
  • Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.
  • Для основного текста оптимален гладкий шрифт без засечек:
    Calibri,  Arial,  Tahoma,  Verdana
  • Для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем: MonotypeCorsiva, Mistral, Georgia, ComicSansMS
  • Размер шрифта:
    24–54 пункта – заголовок,
    18–36 пунктов – обычный текст.
  • Фон
  • Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый).
  • Используйте свои фоны и цветовые схемы.
  • Выделения
  • рамки, границы, заливка;
  • разные цвета шрифтов, штриховка, стрелки;
  • рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов;
  • стили WordArt.
  • Рисунки
  • Не вставляйте рисунки, которые можно сделать инструментами PowerPoint.
    Рисунки в одном стиле воспринимаются лучше.
  • Перед публикацией  максимально сожмите рисунки, уменьшите их вес.
  • При необходимости можно осуществить обрезку рисунка. Это можно выполнить непосредственно в программе PowerPoint, что уменьшит объем презентации и значительно ускорит и упростит работу.
  • Эффективнее использовать формат изображений jpg или jpeg.  
  • Анимация
  • Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
  • Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
  • Цвет
  • Старайтесь на одном слайде использовать 3-4 основных цвета.
    Лучше цвет выбирать из готовой схемы.
  • Для фона и текста используйте контрастные цвета.
  • Обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Приложение 3 


Паспорт проекта (рекомендации)

  1. название проекта;
  2. руководитель проекта;
  3. консультанты проекта (если есть);
  4. учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту;
  5. учебные дисциплины, близкие к теме проекта;
  6. возраст участников проекта;
  7. состав проектной группы (Ф.И. учащихся);
  8. тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный);
  9. цель проекта;
  10. задачи проекта(2-4);
  11. вопросы проекта (самые основные);
  12. необходимое оборудование;
  13. аннотация, т. е. значимость проекта;
  14. предполагаемые продукты проекта;
  15. этапы работы над проектом (для каждого этапа указать вид деятельности и что даст на выходе этот этап);
  16. кто, какую роль играет в организации работы над проектом.




Приложение 4


Система оценки проектных работ.

Критерии оценок:


По 5 бальной шкале


Первые четыре критерия - оценка проекта


Последние четыре - оценка презентации (защиты)

  1. самостоятельность работы над проектом;
  2. актуальность и значимость темы;
  3. полнота раскрытия темы;
  4. оригинальность решения проблемы;
  5. артистизм и выразительность выступления;
  6. как раскрыто содержание проекта в презентации;
  7. использование средств наглядности, технических средств;
  8. ответы на вопросы.

Приложение 5

Проект по геометрии

«Такая знакомая и таинственная пирамида».

Краткое содержание проекта

Пирамида, как геометрическая фигура, пожалуй, самая совершенная в природе. Пирамиды найдены на всех континентах. Мы неоднократно слышали о них или видели их в реальной жизни. А что мы знаем о пирамидах? Кто творил пирамиды и для чего? Что в них до сих пор поражает ученых мира? Чтобы приоткрыть завесу тайн о пирамидах, построенных руками человека, учащимся 10 класса был предложен проект по геометрии «Такая знакомая и таинственная пирамида». Он предполагает изучить тему «Пирамида», развить интерес к предмету, навыки самостоятельной работы, увидеть связь между наукой и жизнью.

Предметы: Математика, информатика, история, экология, астрономия.

Ожидаемые результаты.

После завершения проекта учащиеся смогут:

1. распознавать, обследовать и разрешать проблемные ситуации из области

математики, привлекая знания из разных областей науки;

2. самостоятельно, критически мыслить;

3. прогнозировать результаты;

4. практически применять полученные знания;

5. формировать навыки работы в команде, навыки публичного выступления;

6. расширять свои знания;

7. развивать аналитическое мышление;

8. приобрести навыки самостоятельной работы;

9. работать творчески, конструировать, моделировать, проектировать и т.д.

10. использовать определение и свойства пирамиды при решении геометрических

задач.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

1. Как наука меняет мир?

Проблемные вопросы

2. Пирамида – обычный многогранник? Есть ли у пирамид какие-нибудь тайны?

3. Какова история пирамид?

4. Какие формы у пирамид, построенных на земле?

5. Какая связь между пирамидами и звездами?

6. Какое место занимают пирамиды в жизни людей?

Учебные вопросы

1. Определение пирамиды. Площадь поверхности пирамиды.

2. Определение правильной пирамиды. Площадь боковой поверхности правильной пирамиды.

3. Свойства правильной пирамиды.

4. Свойства пирамид, основание которых, вписанный или описанный многоугольник.

5. Правильная усеченная пирамида. Ее элементы и площадь боковой поверхности.

Этапы проведения проекта

1. Подготовительный этап.

1. Выбор темы. Постановка задач.

2. Обсуждение основополагающих и учебных вопросов с учащимися.

3. Формирование групп для работы над проектом.

4. Обсуждение плана работы в каждой из созданных групп.

5. Создание критериев оценивания и ознакомление с ними учащихся.

6. Создание стартовой презентации.

7. Создание публикаций для родителей.

2. Основной этап.

1. Самостоятельная работа в группах. Распределение обязанностей.

2. Подбор учащимися материалов для выступлений по теме и для создания

презентаций. Просмотр и обсуждение этих материалов с учителем.

3. Подготовка презентаций и размещение их в сети.

3. Заключительный этап.

1. Защита презентаций на уроке-конференции.

2. Оценивание работ учащихся и подведение итогов, рефлексия.

Выполнение проекта

1 неделя:

1. определение состава группы участников проекта, обсуждение основополагающего и проблемных вопросов, составление учебных вопросов, ознакомление учащихся с вводной презентацией учителя и критериями оценивания презентации, распределение обязанностей, поиск информации в разных источниках;

2 неделя:

2. анализ информации, отбор материала для публикации и презентации,

корректировка планов работы в группах, обсуждение задач прикладного характера, определение сроков выполнения работ учащихся; индивидуальные консультации учащихся по вопросам планирования и создания презентации;

3 неделя:

  1. демонстрация и защита работ, рефлексия участников проект

План оценивания

Самооценка и взаимооценка осуществляется во время защиты проектов с помощью бланков:

а) лист оценивания презентации

б) самооценка исследовательской работы учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс – технологии на уроках истории и обществознания как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Последние исследования педагогов и психологов показывают, что успех в информационном обществе доступен только тем учащимся, которые смогут применять свои знания  в  незнак...

Интерактивные формы и методы в преподавании литературы и русского языка как средство формирования ключевых компетенций обучающихся. Педагогический проект

Обращение к проектной теме продиктовано необходимостью совершенствования педагогического «инструментария» в условиях модернизации школьного образования, которая предполагает ориентацию образования не ...

«Образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся»

Данные материалы могут быть использованы учителями как в работе, так и в выступлениях различного уровня....

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений — формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способству...

ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...

ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...