Главные вкладки

    Интерактивные формы и методы в преподавании литературы и русского языка как средство формирования ключевых компетенций обучающихся. Педагогический проект
    материал по русскому языку по теме

    Обращение к проектной теме продиктовано необходимостью совершенствования педагогического «инструментария» в условиях модернизации школьного образования, которая предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Образовательные учреждения должны формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

    Под компетенцией понимается деятельностная состоятельность личности как таковая (как интегративная способность-осведомленность), а под компетентностями — отдельные слагаемые компетенции (способности и способы деятельности). При этом ключевые компетентности определяем как наиболее универсальные способы деятельности. Специальные компетентности, в нашем понимании, напротив, связаны с конкретным объектом деятельности. В таком контексте профессиональная компетенция выражает уровень сформированности ключевых профессиональных компетентностей (универсальных способов профессиональной деятельности) и совокупности специальных компетентностей (заданных спецификой объекта конкретной профессиональной деятельности).

    Считается, что ключевые компетентности формирует общее образование, а специальные — профессиональное. Компетенция личности есть интегрированное проявление освоенных компетентностей и является результатом образования в широком смысле слова.

    Педагог должен заботиться о том, чтобы юная личность совершала беспрестанное восхождение к все более высоким формам бытия. Процесс образования становится, таким образом, формой трансцендирования — превосхождением обучающимся-воспитуемым самого себя. Результат этого образования — трансцендирующая личность, находящаяся в процессе самопроектирования и свободного самоопределения.

    Суть такого обучения в том, чтобы ученик как субъект учения имел потребность в самоизменении и был способным удовлетворять ее посредством учения. Учитель должен научить учащихся самостоятельно добывать информацию из любых источников и правильно использовать ее, развивая тем самым навыки познавательной деятельности. Способности к познанию существуют у любого ребенка и их нужно выявить и развивать. Они выражаются в быстроте, глубине и прочности овладения методами и приемами учебной деятельности. Познавательные возможности учащихся связанны с возрастом ученика и соответствующим уровнем знаний и умений, поэтому учитель обязан учитывать особенности возрастной психологии при выборе методов работы. Посильное познание в наибольшей степени способствует развитию мышления, воображения, мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности.

    Технологии, используемые для связи учащихся с сообществами и друг с другом, могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Этот процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и получаемыми результатами, которые формируют среду обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon interaktivnye_formy_i_metody_novaya_versiya.doc193.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №14» имени А.М. Мамонова

    Интерактивные формы и методы

    в преподавании литературы и русского языка как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

    Педагогический проект

    Автор: учитель  русского языка и литературы

    Чернышова Ольга Александровна

    Старый Оскол

    2013

    Обоснование проекта.

    Анализ существующей педагогической ситуации

    Обращение к проектной теме продиктовано необходимостью совершенствования педагогического «инструментария» в условиях модернизации школьного образования, которая предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Образовательные учреждения должны формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

     Под компетенцией понимается деятельностная состоятельность личности как таковая (как интегративная способность-осведомленность), а под компетентностями — отдельные слагаемые компетенции (способности и способы деятельности). При этом ключевые компетентности определяем как наиболее универсальные способы деятельности. Специальные компетентности, в нашем понимании, напротив, связаны с конкретным объектом деятельности. В таком контексте профессиональная компетенция выражает уровень сформированности ключевых профессиональных компетентностей (универсальных способов профессиональной деятельности) и совокупности специальных компетентностей (заданных спецификой объекта конкретной профессиональной деятельности).

    Считается, что ключевые компетентности формирует общее образование, а специальные — профессиональное. Компетенция личности есть интегрированное проявление освоенных компетентностей и является результатом образования в широком смысле слова.

     Педагог должен заботиться о том, чтобы юная личность совершала беспрестанное восхождение к все более высоким формам бытия. Процесс образования становится, таким образом, формой трансцендирования — превосхождением обучающимся-воспитуемым самого себя. Результат этого образования — трансцендирующая личность, находящаяся в процессе самопроектирования и свободного самоопределения.

     Суть такого обучения в том, чтобы ученик как субъект учения имел потребность в самоизменении и был способным удовлетворять ее посредством учения. Учитель должен научить учащихся самостоятельно добывать информацию из любых источников и правильно использовать ее, развивая тем самым навыки познавательной деятельности. Способности к познанию существуют у любого ребенка и их нужно выявить и развивать. Они выражаются в быстроте, глубине и прочности овладения методами и приемами учебной деятельности. Познавательные возможности учащихся связанны с возрастом ученика и соответствующим уровнем  знаний и умений, поэтому учитель обязан учитывать особенности возрастной психологии при выборе методов работы. Посильное познание в наибольшей степени способствует развитию мышления, воображения, мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности.

    Технологии, используемые для связи учащихся с сообществами и друг с другом, могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Этот процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и получаемыми результатами, которые формируют среду обучения.

    В основе данного опыта лежат идеи гуманистической философии, на основе которых вырабатывается концепция обучения и образования. Суть этой концепции, по утверждению А.Г. Маслоу, состоит в том, что целью образования и предметом обучения является сам человек. Гуманистические цели отвечают интересам человека, и среди них на первый план выступает его самореализация.

    Основа предметной работы –  компетентностный подход в обучении.   Ведущая роль в преподавании русского языка и литературы отводится коммуникативной компетенции, которая «синтезирует лингвистические, культурологические, психологические и социальные знания».

    На основании вышеизложенного, выявлены следующие противоречия:

    - период реформации российского общества  характеризуется новыми, повышенными требованиями к обучающимся и выпускникам школы: быть не только потребителями, а активными творческими личностями, компетентными и способными самостоятельно приобретать новые знания и навыки, действовать и решать проблемы.

    -  традиционное обучение ограничивается учебными ситуациями, репродуктивными методами обучения, действиями по образцу, а инновационные подходы, методы и технологии только начинают активно интегрироваться в образовательную систему.

    Поиск путей преодоления имеющихся противоречий определил  профессиональный интерес: интерактивная технология, которая осваивается не только в области компьютерного обучения, но и в организации самого образовательного процесса. Собственную профессиональную стратегию выстраиваю согласно образовательным установкам: создать для учащегося возможность занимать активную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый учителем  программный материал, а самому искать ответы, вступая в диалог с окружающим миром. Обоснованность такой установки в обучении и воспитании представлена в научно–теоретических положениях и технологиях на основе личностно-ориентированного обучения («педагогика сотрудничества», гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, А.В. Хуторской), активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение Дж. Дьюи), развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), социоигровой педагогики (В.М. Букатова - Е.Е. Шулешко -  А.П. Ершова) эвристического обучения (А.В. Хуторской), технологии дифференциации разноуровневого обучения (М.М. Поташник).

    Данный проект направлен на решение ряда проблем:

    1. Какие формы и методы можно считать интерактивными?
    2. Какие ключевые компетенции сформируются при использовании интерактивных форм и методов обучения?

    Пути решения профессиональной проблемы.    Традиционные методы преподавания способствовали к перегрузке учащихся, не способствовали развитию познавательной активности, не формировали потребность в самообразовании, снизилось стремление учеников к самостоятельным формам работы, к дополнительным источникам знаний, неосознание некоторыми учащимися значимости учения.

       Успешность обучения зависит от желания овладения основами наук. Чтобы у школьников было желание изучать предмет нужно сделать урок современным и увлекательным. Урок современный, если современно его содержание, эффективны формы организации деятельности учащихся, если учитель использует элементы различных образовательных технологий, позволяющих стимулировать образовательный процесс, то есть всё, что делает ученика успешным вне зависимости от того, сильный или слабый класс.

       Исследования учёных и практика показывают, ученики запоминают 5%, если слышат, 10% - если видят, 20% - если видят и слышат, 50% - если обсуждают, 75% - если практически применяют, 90% - если сами обучают, поэтому урок необходимо построить так, чтобы использовались активные формы обучения, дети сами получали знания.

    Гипотеза: внедрение интерактивных форм и методов обучения обеспечит решение проблем, связанных с формированием компетенций обучающихся, обеспечит развитие их способностей для жизни с современном обществе и творческую самореализацию. Обучающиеся в ходе урока с применением интерактивных форм и методов переживают ситуацию успеха, испытывают радость творчества, тем самым ставновятся более уверенными, компетентными  и способными максимально реализовать свой потенциал.

    Объект проектирования – деятельность участников образовательного процесса.

    Предмет проектирования – технология интерактивных форм и методов в обучении.

    Цель педагогического проекта  - создание методических и организационно-педагогических условий для развития ученика, его переориентация из позиции потребителя информации в активного участника учебного процесса через использование интерактивных методов и форм обучения.

    Интерактивная технология понимается как форма обучения, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог обучающихся между собой и учителем. Технология интерактивного обучения сохраняет основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет транслирующие формы на диалоговые.

    Задачи проекта:

    1. Изучить состояния проблемы «Интерактивные формы и методы в обучении литературе и русскому языку».
    2. Практически  смоделировать наиболее эффективные формы интерактивного обучения.
    3. Разработать методы рефлексии и диагностики уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся.
    4. Составить методические рекомендации для учителей.

    Целесообразность проекта

    1. интенсификация учебно-воспитательного процесса;
    2. повышение мотивации к изучению предметов филологического цикла, что важно для развития гражданской позиции обучающихся;
    3. повышение эффективности усвоения материала.
    4. развитие ресурсного обеспечения учебно-воспитательного процесса.
    5. формирование ключевых компетенций обучающихся.

    Новизна проекта

    Данный педагогический проект имеет  ряд преимуществ:

    1. происходит изменение роли учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников;
    2. проводится целенаправленная работа по формированию целостной картины мира через принцип метапредметных основ содержания образования;
    3. через интерактивные  формы обучения у обучающихся формируются ключевые компетенции;
    4. увеличивается мотивационный потенциал для всех субъектов образовательного процесса.

    Принципы проекта

    Открытость – возможность включения в разработку и реализацию проекта всех заинтересованных субъектов.

    Целостность – соединение образовательного процесса с его компетентностным воплощением.

    Сотрудничество – комплексная работа и взаимодействие с максимальным количеством партнеров из разных сфер общественной жизни.

    Целевые группы:

    - Субъекты образовательного процесса.

    - Социальные партнеры;

    - Социальные группы.

    Педагогический проект направлен на:

    1. детей среднего и старшего школьного возраста, на формирование у них ключевых компетенций;
    2. на педагогов, работающих в логике интерактивного обучения;
    3. на развитие сотрудничества с родителями и общественностью в деле формирования ключевых компетенций обучающихся.

    Условия, обеспечивающие реализацию проекта

    Образовательные программы. Программа для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы / Под ред.  Г.И.Беленького и  Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы, авторы:  М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

    Ресурсное обеспечение. Технические условия кабинета позволяют обеспечить функциональность учебно-воспитательного процесса.  Техническое оснащение кабинета:

    1. магнитная доска с подсветкой;
    2. компьютер;
    3. проектор;
    4. проектный экран.

         С появлением в классе нового технического средства – проектора с экраном – появилась возможность использования на уроках электронных наглядных пособий. Сформирована электронная библиотека, которая включает в себя методические разработки уроков, дидактические материалы, презентации, медиафайлы. Пополнение библиотеки идёт за счёт приобретения готового программного обеспечения, интернет-ресурсов, также  за счёт собственных разработок. Создан тематический каталог, состоящий из двух частей: «Русский язык» и «Литература».

    В кабинете имеется:

    1. лингвистические и литературоведческие словари;
    2. энциклопедии;
    3. библиотека методических материалов для учителя;
    4. учебные пособия по русскому языку для средних и старших классов;
    5. дидактические материалы по русскому языку и литературе;
    6. собрание произведений художественной литературы, изучаемых в рамках школьной программы;
    7. видеотека произведений русской классики;
    8. интерактивные учебники и тренажёры по русскому языку;
    9. наглядные пособия (репродукции, таблицы, папки с иллюстративным материалом);
    10. фонотека (CD).

         Наличие разнообразных средств  позволяет сделать учебный процесс более эффективным, так как включает в активную учебную деятельность учащихся с различными типами восприятия информации.

    Оценка риска

    Риски проекта

    Меры для их минимизации

    Внутренние риски

    1. На проведение интерактивного урока требуется больше времени, чем отводится на стандартный урок

    Разумное чередование традиционных и интерактивных уроков

    2. Значительное возрастание нагрузки на учителя по причине отсутствия в учебно-методических комплексах интерактивных методов и форм

    Создание методических рекомендаций к интерактивному обучению

    3. Возможность неполного восприятия обучающимися данного подхода в случае, если только отдельные педагоги работают в интерактивном ключе.

    Поиск и привлечение единомышленников, продумать пути взаимодействия с учителями-предметниками через интеграцию уроков

        Планируемые результаты:

    1.Прямые:

    1. систематизация информационных источников по теме проекта;
    2. сценарии уроков с применением интерактивных форм и методов обучения и мультимедийное сопровождение;
    3. пакет заданий для обучающихся;
    4. методические рекомендации для учителя;
    5. продукты  учебной деятельности обучающихся.
    1. Косвенные:
    1. изменение отношения обучающихся к образованию, повышение их мотивации к обучению;
    2. повышение уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся;
    3. повышение качества обученности по предмету;
    4. повышение профессионального уровня педагога в результате изменения качества и содержания урока;
    5. создание нового содержательного имиджа школы, соответствующего социальному и государственному заказу;
    6. вовлечение родителей в образовательный процесс.

    Тип проекта: исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный.

    Деятельность в рамках проекта:

    Проект предполагает достижение поставленных цели и задач через три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

    Подготовительный этап:

    1. Анкетирование для выявления потребности субъектов образовательного процесса и степени их готовности реализовать инновационный педагогический проект.
    2. Выявление на основе анкетных данных потребности субъектов образовательного процесса и участников проектирования.
    3. Информирование участников образовательного процесса о проекте, его потенциале и пользе на заседаниях МО и педагогическом совете.
    4. Сбор, анализ, подбор необходимых источников по теме проета.
    5. Разработка плана-графика проектной деятельности.
    6. Стартовый мониторинг обучающихся.

    Основной этап:

    1. Структурирование собранного необходимого информационного материала.
    2. Сбор ресурсов для реализации проектов.
    3. Моделирование компетентностно-ориентированных заданий.
    4. Создание сценариев интерактивных уроков.
    5. Разработка, редактирование и дизайн мультимедийного сопровождения интерактивных уроков.
    6. Апробация интерактивных уроков.
    7. Создание методических рекомендаций для учителя по проектированию сценариев интерактивных уроков.
    8. Разработка рефлексии и критериев диагностики сформированности ключевых компетенций обучающихся.
    9. Рецензирование сценариев интерактивных уроков
    10. Проведение промежуточных мониторингов эффективности внедрения проекта.

    Заключительный этап:

    1. Подведение итогов.
    2. Оценка эффективности проекта.
    3. Рефлексия.
    4. Итоговый мониторинг эффективности проекта.

    Описание проекта

    Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности.

    Цель обучения состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

    В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только  с учителем, но и друг с другом – это активностьобучающихся в процессе обучения.

     Место педагога в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение определенной цели урока. Педагог должен обеспечить задания, в ходе выполнения которых изучается материал.

    Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучающимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от

    обычных в том, что выполняя их обучающиеся не только закрепляют изученный материал, сколько изучают новый.

    Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:

     • совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;

     • согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;

    Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной

    поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

    Характеристика, сущностная особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональноедуховное единение участников. При использовании интерактивных методов преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску.  Активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

    Для того, чтобы освоить и применять эти методы, преподавателю необходимо знание различных методик группового взаимодействия.

     Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение.

     К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний. Важнейшее условие для этого — личный опыт участия преподавателя в тренинговых занятиях по интерактиву. Научиться им можно только путем личного участия.

    Основные правила организации интерактивного обучения

    - В работу должны быть вовлечены все участники.

    - Необходимо использовать технологии, позволяющие включить всех обучающихся в процесс обсуждения.

    - Надо позаботиться о психологической подготовке участников. В этой связи полезно постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.

    - Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Оптимальное количество участников - 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.

    - Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы. Участники должны пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучающихся должен быть создан физический комфорт.

    - Соблюдение процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут

    проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на

    свободу слова, уважать его достоинства.

               Первоначально деление участников на группы лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора

               Интерактивные методы обеспечивают:

    1. Высокую мотивацию.
    2. Прочность знаний.
    3. Творчество и фантазию.
    4. Коммуникабельность.
    5.  Активную жизненная позицию.
    6. Командный дух.
    7. Ценность индивидуальности,
    8.  Свободу самовыражения.
    9. Акцент на деятельность,
    10. Взаимоуважение.
    11. Демократизм.

               Использование интеактивных форм обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем.

    Из объекта воздействия обучающийся становится субъектом взаимодействия, он активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

    Инновационность учебной работы заключается в целенаправленном внедрении в образовательный процесс новых технологий, способствующих эффективному обучению:

    1. Это такие инновационные технологии, как кабельное и спутниковое телевидение, видеоконференции, телефорумы, телемарафоны, портфолио собственных достижений в обучении и воспитании, тренинги по формированию жизненных навыков, в том числе навыков социального поведения, и др.
    2. Инновационный подход ориентирует на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой дистанционного обучения и потребностями  личности.
    3. Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а

    процессом ее развития. А это означает, что: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические

    методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

                Расширение содержания происходит за счет умений самостоятельного:

    - целеполагания,

    - постановки учебных задач,

    - выбора средств, способов и траектории изучения предмета,

    - самооценки процесса и результата.

             Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех обучающихся группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

               Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.

               Преимущества интерактивных методик обучения:

    1. пробуждают у обучающихся интерес;
    1. поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
    2. обращаются к чувствам каждого обучающегося;
    3.  способствуют эффективному усвоению учебного материала;
    4. оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
    5. осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
    6. формируют у обучающихся мнения и отношения;
    7. формируют жизненные навыки;
    8. способствуют изменению поведения.

     В.А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Стоит учителю проявить подлинный интерес, забыть, что он находится «наверху» и «встать рядом», как обучающиеся откликнутся, проявят искреннюю заинтересованность в общении.

    Интерактивные формы и методы обучения позволяют значительно быстрее раскрыть творческий потенциал учащихся, поэтому  использую  эти формы  в классах различных образовательных ступеней. Основная цель обучения на уроках литературы заключается в формировании культуры читательского восприятия через развитие  творческих способностей школьников.  Решаются следующие задачи обучения:

    1. развитие эмоциональной чуткости к слову, интонации, стилю речи;
    2. развитие потребности выражения чувства, представления, мысли в слове.

    Параллельно решаются другие предметные задачи:

    1. освоение программных произведений;
    2. развитие умения анализа и интерпретации художественного текста;
    3. освоение литературно–теоретических понятий.  

     Одним из используемых в  работе методов интерактивного обучения является метод проектов. Разработка проектного метода осуществляется на основе культурологического подхода преподавания литературы.

    Формирование ценностных представлений личности, основанных на особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных понятиях, а также её социализация  невозможно без  литературного образования. Не случайно в настоящее время идет совершенствование методических технологий, поиск и внедрение новых форм и методов изучения литературы в школе. Это является  одной из актуальных проблем современного образования.  По признанию ученых-методистов, одной из современных тенденций развития методики преподавания литературы в средней школе становится  культурологический подход, который понимается как «рассмотрение художественного произведения в большом контексте всех культурных ценностей эпохи». Культурологический подход позволяет рассматривать текст художественного произведения как «культурный универсум» (В.А. Доманский), «феномен культуры» (С.А. Леонов), представляющий собой обобщенную модель мира.

    Разработкой и внедрением научно-методического направления, в основе которого лежит культурологический подход, занимался Ю.М. Лотман. Значимость этого подхода определялась им возможностью  формирования у личности гуманистических идеалов и ценностей. Постижение литературного произведения происходит не только как перевод художественных образов в понятия и суждения, но и как  постижение читателем духовной атмосферы культурной эпохи и авторской модели мира.

    Сложность осуществления культурологического подхода в литературном образовании связана с отсутствием у обучающихся концептуального представления о том или ином типе культуры, культурно-историческом периоде. Поэтому нужно выстраивать своеобразную систему ценностей для того типа культуры, который отражается в изучаемом произведении. Так как сверхзадачей литературного образования считаю создание собственного текста, то использую проектный метод и на уроках литературного творчества.

    Метод проектов позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений, критического и творческого мышления. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование  совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

    Педагог может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска.

    В результате обучающиеся должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания (подчас из разных  областей), получить реальный результат. Решение проблемы, таким образом,

    приобретает контуры проектной деятельности.

            Цель метода проектов:

    - Стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний;

     - Через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

            Основные требования к использованию метода проектов:

           1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы

    (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска

    для ее решения.

            2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

             3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность

    обучающихся.

            4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

               Роль преподавателя:

    1. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании.
    2. На этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли

    помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта.

    1. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так как преподавателю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.

    Общественно-педагогические инициативы, реализуемые в общественно-педагогических проектах, воспроизводят в действенно-зримой форме то, что не укладывается в стандартный набор «компетентностей»: заботу о жизненном мире, большой и малой Родине, общем благе, сохранении традиций, стремление к гармонии, деланию добра.

    Развитию творческого потенциала детей способствуют проекты по созданию газет (школьная газета «Контакт-Экспресс»), иллюстрированных сборников стихов и прозы. Такой проект проходит несколько этапов.

    I. Этап первый – поисково-исследовательский

    Учитель формирует цели и задачи, идею проекта, руководит аналитической работой учащихся. Ученики обсуждают, как может выглядеть очередной номер журнала, посвященный, например, началу учебного года (осенний выпуск), какие там могут быть странички. Распределяются обязанности: корреспонденты работают над интервью, авторы – над оригинальными произведениями в прозе и стихах, художники – над иллюстрациями к статьям в журнале. Ответственный редактор формирует «редакционный портфель» и отбирает лучшие материалы для публикации.

    II. Этап второй – технологический

    Участники проекта на этом этапе выполняют первичные наброски, готовят тексты. Это может быть как домашняя работа, так и классная, спланированная в рамках уроков по развитию речи. На уроке русского языка учитель знакомит учеников с такими жанрами, как очерк, репортаж, путевые заметки, интервью, фельетон, а затем лучшие материалы в этих жанрах публикуются в журнале. Найдут свое место в журнале и оригинальные поэтические и прозаические произведения юных авторов. Учитель в данном случае выступает в роли консультанта, помощника.

    III. Этап третий – практическая реализация проекта

    Ученики самостоятельно работают над оформлением журнала, верстальщик текста набирает его, корректор – вычитывает текст, исправляет ошибки, художник иллюстрирует тексты.

    IV. Этап четвертый – внесение необходимых изменений

    Выпускающий редактор редактирует номер журнала, еще раз проверяет орфографию и пунктуацию (можно с помощью компьютерных программ).

    V. Этап пятый – заключительный

    Представление проекта читателям (в форме презентации, отзывов о журнале, читательской конференции).

    Проект для обучающихся 9 класса: «Связь русской и английской классической литературы через творчество У. Шекспира»

    Создание эмоционально-информационного поля. Знакомство с творчеством У. Шекспира

    Проблемные вопросы:

    1. кто из русских классиков цититровал У. Шекспира;
    2. сложности при переводе сонетов у русских поэтов;
    3. близки ли нам чувства Ромео и Джульетты;
    4. как Шекспир обогатил английский язык;
    5. фразеологизмы и крылатые выражения Шекспира, используемые в русском языке;
    6. отличительные черты театра современного и времен Шекспира.

    Гипотеза: изучение влияния творчества Шекспира на русскую классическую литературу способствует формированию:

    - основ информационной, лингвострановедческой и метапредметной компетентностей;

    - навыков поиска, анализа и использования информации;

    - умения работать в группе и предсавлять результаты;

    - проектирование деятельности в различных формах.

    Целеполагание. Сформировать основы информационной, лингвострановедческой и метапредметной компетентностей обучающихся посредством исследования влияния  произведений Шекспира на развитие русской классической литературы.

    Дидактические задачи:

    развить навыки самостоятельной работы с большим объемом информации, поиска информации, умения кратко излагать мысли, цитировать; развить умение работать в группах; совершенствовать аналитическое мышление, умение представлять результаты деятельности.

    Методические задачи:

    применять разнообразные методы и приемы взаимодействия учителя и обучающихся; осуществлять диагностику уровня обученности; организовать работу с литературой разнообразного направления по предмету.

    План работы:

    1. Формулирование проблемы
    2. Определение темы
    3. Постановка цели, разработка задач
    4. Формирование групп  для проведения исследования и определения форм представления информации
    5.  Обсуждение плана и источников информации
    6. Работа в группах (биографы, театральная, ИКТ-группа, актерская, «Крылатые выражения», «Шекспир в интерпретации русских поэтов», «Сонеты», «Ромео и Джульетта»)
    7. Защита проекта
    8. Оценивание проделанной работы.

    Оценка. Сложность оценки творческих заданий проекта состоит в том, что нет четких критериев, поскольку у каждого человека свой уровень развития творческих способностей. Они тесно связаны с индивидуальностью. А индивидуальность ребенка не может быть оценена отрицательно. На мой взгляд, оценка может быть снижена, если есть грубые нарушения и отступления от темы. Поэтому, поощряя творческую инициативу и самостоятельность учеников, стараюсь быть тактичным критиком.

    Критерии оценки проектной работы

         «3»

            «4»      

         «5»

    Содержание материала

    Нет логической последовательности в изложении материала, тема раскрыта неполно

    Логично дан ответ на вопрос темы. Содержание изложено интересно

    Содержание логично, интересно, полно. Дан исчерпывающий ответ на вопрос

    Качество оформления

    Оформление не продумано

    Работа красочная, аккуратная. Оформление соответствует теме

    Работа оформлена эстетично, с использованием информационных технологий

    Активность работы в группе

    Обучающийся был пассивен, внес неьольшой вклад в работу группы

    Обучающийся активен, изобретателен, проявил умение работать в группе

    Обучающийся лидировал в группе, проявил способность к исследованию

    Реализованы проекты: «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова», «Обложка к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», «Символизм в графике», «Визитная карточка поэта» (иллюстрирование одного стихотворения поэта), «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Любимые сцены романа», создание иллюстраций  к любимым произведениям.

    Результаты реализации культурологического подхода в изучении литературной темы через метод проекта:

    1. созданы устойчивые межпредметные связи (русский язык, литература, ИЗО, технология, история, информатика);
    2. интегрированы знания  различных видов искусства (музыка, живопись, театр, кинематограф);
    3. расширены и углублены знания о литературных жанрах;
    4. сформировано эмоционально положительное отношение к  культурному наследию.

    И самым  важным  результатом считаю осуществление творческой самореализации ученика.  

    Каждый урок литературы не может быть проектным, в ходе урочных занятий использую такие приёмы и формы работы:

    1. создание эстетической «установки» восприятия художественного произведения (прослушивание фрагментов музыкальных  произведений, декламация литературных произведений в актёрском и авторском  исполнении, знакомство с произведениями  изобразительного искусства);
    2. включение в анализ текста элементов художественного мышления (словесное рисование, иллюстрирование);
    3. использование игровых форм проведения урока (инсценирование, импровизация), основанных на элементах социоигровой педагогики;
    4. организация групповых и индивидуальных форм работы;
    5. использование системы дифференцированных заданий,   заданий «на выбор», творческих работ.

         Цель уроков русского языка – воспитание языковой грамотности. Задачи преподавания предмета:

    1. дать определенный программой круг знаний по русскому языку, выработать умение применять их;
    2. сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
    3. сформировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

    При формировании навыков лингвистической компетенции  основной дидактической единицей  и материалом является текст, поэтому в основном интерактивные формы работы провожу при работе с текстом. На уроках развития речи  создание собственного текста является целью работы. Основному этапу над созданием текста – редактированию придаю особое значение, так как именно оно во многом определяет результат. Трудность заключается в том, что с каждым из учеников в отдельности невозможно пройти этот этап – значит, нужно организовать коллективную форму работы. Если проводить её только через аудирование, эффект будет минимальным. Нужна одновременная для всех учеников в классе визуализация. На помощь приходят компьютерные технологии: текст выводится на экран проектора. Чтение, анализ, подбор слов сопровождаю маркированием текста, которое выполняю со своего рабочего места (цвет использую как различитель  разных типов ошибок). Работа над исправлением текста проходит в активном обсуждении, при этом иногда разделяю «обязанности»: 1 группа (ряд, вариант) исправляет орфографические ошибки, 2 и 3 – пунктуационные и речевые. Как правило, после подобной работы учащиеся приносят цифровые копии сочинений, пополняя дидактический материал кабинета. Из отредактированных работ, объединённых одной темой, составляется  цифровой альманах.

    Метод проекта на уроках русского языка – тема, которая достаточно подробно разработана в методике преподавания предмета. Выбор типа проекта (информационный, практико-ориентированный, творческий, ролевой) привязываю к изучаемой теме. В рамках изучения лексики  провожу практико-ориентированные проекты: «Эмоционально окрашенная лексика», «Жаргонизмы моего класса». При закреплении орфографических тем составляем графический словарь «Чередующиеся гласные в корнях слов», состоящий из  опорных схем орфографических правил. Обязательно используем собранный материал в течение года при повторении материала. В ролевом проекте «Похожие, но разные» (изучение морфологических свойств прилагательного и причастия)  при изучении  раздела «Части речи»  ребята разыгрывают роли персонажей грамматических сказок, которые сочиняют сами. Эти проекты были краткосрочными, они выполнялись за 1-2 урока  или как домашнее задание.

    Считаю, что проектная деятельность должна выстраиваться параллельно основной программе по предмету, поскольку требует значительных временных затрат. И если в  учебный план не включены факультативные или дополнительные часы, выбирать нужно краткосрочные проекты. В старшем звене общеобразовательной школы, где по учебному плану  на русский язык отводится  2 часа в неделю (9 кл.) или  1 час (10-11 кл.), ведение проектной работы затруднено.

    В старших классах, когда идёт большая работа по обобщающему повторению, наиболее востребованными являются те формы работы, которые позволяют эффективно осваивать большой объём материала. Один из видов работы – создание опорных схем, таблиц, алгоритмов. Подобная работа организуется мною с 5 класса, тогда мы начинаем делать рисунки или графические схемы к отдельному правилу или понятию. А в  старшем звене составляются уже сводные таблицы, объединяющие несколько правил на одну тему («Правописание -Н- и –НН- в прилагательных и причастиях», «Постановка тире в предложении» и т.п.). В качестве источников информации используются учебники и пособия разных авторов. Если это невозможно, прошу «перевести» одну форму подачи материала в другую. Например, таблицу - в схему, текст – в таблицу. Способ передачи информации отражает качество её освоения.

     Если  провожу урок  с элементами технологии интерактивного обучения, то групповую организацию начинаю с трансформации привычного для ученика учебного пространства,  так как   расстановка учебных мест должна располагать к диа- и полилогу. Но прежде чем ученик изменит привычное рабочее место, он должен точно знать, зачем он пересаживается, иначе будет потеряна дисциплинарная составляющая урока.

    Уровень мотивации и интереса учеников к обучению.

     Организуя интерактивные формы работы, основанные на групповом делении  и сотрудничестве, учитываю межличностные отношения в классе. Тесно сотрудничаю со школьным психологом, осуществляющим психологическое сопровождение процесса адаптации к среднему звену. На основе результатов тестирования (тест тревожности Филлипса, тест самооценки, социометрия) выбирается наиболее оптимальная форма групповой работы. Выполнение рекомендаций психолога и проведение своевременной коррекции приносят положительный результат:  сохраняется высокий уровень мотивации и интереса учеников к предмету.

    Оценка эффективности реализации  проекта

    Преимущества интерактивных форм обучения очевидны:

     1. Обучающиеся осваивают новый материал не пассивными слушателями, а в качестве активных участников процесса обучения. Сокращается доля аудиторной нагрузки и увеличивается объем самостоятельной работы.

     2. Обучающиеся приобретают навык владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации;

     3. Вырабатывается умение самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности;

     4. Актуальность и оперативность получаемой информации; обучающиеся оказываются вовлеченными в решение проблем - расширяется их кругозор;

     5. Гибкость и доступность. Обучающиеся могут подключаться к учебным ресурсам и программам любого компьютера, находящегося в сети;

     6. Использование таких форм, как электронные тесты (промежуточные и итоговые), позволяет обеспечить четкое администрирование учебного процесса;

     7. Интерактивные технологии дают возможность постоянных, а не эпизодических контактов обучающихся с учителем.

    8. Изменение отношения обучающихся к образованию, повышение их мотивации к обучению.

    9. Повышение уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся.

    10. Повышение качества обученности по предмету;

    11. Повышение профессионального уровня педагога в результате изменения качества и содержания урока;

            Возможность развития проекта

    Реализация проекта планируется в течение 3 лет.

    Особенностью проекта может быть его масштабируемость, дополняемость. На основе данного проекта предполагается:

    - участие в различных методических конкурсах;

    - публикации, распространение и обобщение опыта;

    - открытие тематической педагогической мастерской на образовательном портале.

    Литература

    1. Баксанский О.Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация// Наука и школа. - № 1 – 2000. – С. 19-25.
    2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996.
    3. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006.
    4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования// Интернет-журнал «Эйдос». – 2006.
    5. Калашникова Ю.Б. Эвристический и традиционный подходы в образовании: свобода и безопасность // Интернет-журнал «Эйдос». – 2009.
    6. Король А.Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения // Педагогика .- 2007. - № 9. – С.18-25
    7. Король А.Д., Хуторской А.В. От монолога к диалогу: методологические предпосылки проектирования образования эвристического типа// Интернет-журнал «Эйдос». – 2007.
    8. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
    9. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во УРАО, 2000.
    10. Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся / Под ред. И.А. Ушаковой. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008.
    11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты// Интернет-журнал «Эйдос». – 2002.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Школьный кукольный театр на немецком языке как образовательная среда формирования ключевых компетенций обучающихся» (педагогический проект)

    Педагогический проект «Школьный кукольный театр на немецком языке как педагогическая среда формирования ключевых компетенций обучающихся» посвящен деятельности школьного театра кукол на немецком языке...

    ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

    Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений — формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способству...

    ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

    Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...

    ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

    Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...

    Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"

    Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся".  Информация ...

    Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.

    Статья  показывает как  метод проектов (на примере реализации социального проекта обучающимися школы)  способствует формированию ключевых компетенций обучающихся.....

    Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».

    Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, ко...