Главные вкладки

    Применение технологии развития критического мышления для развития ключевых компетенций учащихся на занятии по физике по теме" "Переменный ток. Получение переменного тока"
    статья по физике (11 класс) по теме

    Брусницына Светлана Владимировна

    Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. В  статье показаны возможности этой технологии для развития ключевых компетенций занятиях по физике, рассмотрены основные "фазы" занятия с применением  данной технологии, перечислены используемые приемы и методы. Приведена технологическая карта занятия по теме, задания для самостоятельной работы студентов в малых группах. . 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл peremennyy_tok.docx39.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИИ ПО ФИЗИКЕ ПО ТЕМЕ:

    «ПЕРЕМЕННЫЙ ТОК. ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА»

    Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления.

    Применение данной технологии на уроках физики актуально, т.к. позволяет формировать:

    - развитую личность, способную к творческому осмыслению, освоению и применению научного опыта предшествующих поколений;

    - личность, готовую к сознательному выбору и освоению профессии;

    - личность, умеющую адаптироваться в мире быстро меняющихся технологий;

    - личность, способную прогнозировать последствия своей деятельности и критически ее оценивать;

    - личность, сохраняющую интерес к миру природы и готовую к получению нового знания.

    Технология критического мышления  способствует формированию:

    -уметь мыслить логично;

     -выражать свою мысль, своё мнение  связно, четко;

    -запоминать и оценивать факты;

     -формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над новым материалом;

     -уметь отстаивать свою позицию. -находить нужную информацию в различных источниках;

    -критически осмысливать информацию, понимать суть, интерпретировать;

    - систематизировать информацию по заданным признакам;

    -переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;

    -видоизменять  информацию;

    -находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;

    -устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;

    -уметь вычленять главное в информационном сообщении.

    Основу  технологии   развития  критического мышления  составляет базовая модель,  включающая три стадии: «Вызов – осмысление –  рефлексия». Такое  построение   учебного  процесса  помогает  учащимся  самим определить цели  и   задачи  обучения, осуществить   активный   поиск   новой информации,  проанализировать   ее  и  соотнести   с собственными  знаниями.

    1 фаза- «Вызов». Используется тот факт, что обычно легче воспринимается информация, уже частично знакомая. Учащимся дается возможность проанализировать известные им факты по изучаемой теме, и ставится проблема или задается вопрос, на который они не могут дать точного обоснованного ответа  из-за недостатка знаний. Вторая задача на этой фазе- активизация познавательной деятельности учащихся. Здесь важно, чтобы каждый смог высказаться, даже если его  идеи несущественны или ошибочны.  Учащиеся свободно высказывают свою точку зрения по изучаемой теме, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. Упорядочение высказываний  позволяет увидеть противоречия , непроясненные моменты, и дает возможность формулировать цели дальнейшего изучения темы самими учащимися.  Цели эти могут быть индивидуальны для разных учащихся, в зависимости от уже имеющихся знаний и выявленных затруднений. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний. Можно составить «облако терминов» с опорными словами, схему-граф или  знаковые обозначения высказываний, изобразить «дерево» с разветвлениями- направлениями идей. Оправданно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение преподавателю или сразу в большой аудитории. Работа в небольших группах (парах) позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.

    Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной отучащихся. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».

    Приемы: кластер, загадка, фантастическая добавка, театрализация, да-нетка, отсроченная догадка, мозговой штурм и др.

    2 фаза –«Осмысление» содержания . Традиционно на уроках быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления. Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. В процессе объяснения преподаватель имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле важное значение имеет качество отобранного материала. Учитывая психологические особенности восприятия лекции, необходимо использовать специальные приемы активизации внимания и стимулирования критического осмысления. Работа в режиме чтения более сложна для организации, в процессе чтения учащиеся имеют возможность перечитать непонятное, отметить наиболее важные фрагменты, обратиться к дополнительным источникам. Преподаватель может поддержать активность, используя проблемные вопросы по ходу объяснения рассказа, графическое представление материала, интересные факты и комментарии . Кроме того, существуют приемы для вдумчивого чтения. Так же как и на первой стадии работы в режиме технологии развития критического мышления, на смысловой стадии учащиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания. Учащиеся могут найти ответы на ранее заданные вопросы, решить возникшие на начальном этапе работы затруднения. Но далеко не все вопросы и затруднения могут быть разрешены. В этом случае важно, чтобы учитель стимулировал учащихся к постановке новых вопросов, поиск ответов через контекст той информации, с которой учащиеся работают.

    На фазе осмысления содержания учащиеся:

    1. Осуществляют контакт с новой информацией.

    2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

    3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.

    4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

    5.      Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.

    6.      Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

       Преподаватель на данном этапе:

    1.      Может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.

    2. Если учащиеся  работают с текстом, отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.

    3. Для организации работы с текстом  предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

    Приемы: чтение с остановками, маркировка текста (инсерт), учебно-мозговой штурм, экспертиза и др.

    3 фаза- «Рефлексия». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Если на фазах вызова и реализации рефлексия имеет другие формы и функции, то на третьей фазе рефлексия процесса становится основной целью деятельности учащихся и учителя. Не вызывает никаких сомнений важность отслеживания развития знаний учащихся. На фазе рефлексии учащиеся систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда учащийся переформулирует понимание с использованием собственного словаря, то создается личный осмысленный контекст.

    Приемы: кластер, синквейн, минипроект, эссе, фишбоун, логичекие цепочки, паззл, экспертиза, толстые-тонкие вопросы, загадка  и др.

    Предлагается разработка занятия по физике для студентов 1 курса всех специальностей учреждений СПО с применением технологии развития критического мышления.


    ПЛАН ЗАНЯТИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА»

    для студентов 1 курса.

    Тема: Переменный ток. Получение переменного тока.

    Тип урока: комбинированный.

    Форма занятия: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах.

    Используемые технологии: информационно-коммуникативные, технология развития критического мышления, обучение в сотрудничестве, исследовательские методы.

    Цель: формирование у учащихся понятия о переменном токе и его получении.

    Методы работы: поисковая, словесная, наглядная.  

    Материально-техническое обеспечение: интерактивный комплекс, раздаточный материал, учебные пособия, модель генератора.

    Планируемые результаты.

    Предметные:

    -знание основных характеристик переменного тока (амплитуда, период, частота, действующее значение);

    -умение  находить характеристики переменного тока по его графику и уравнению;

    -исследование устройства и принципа действия генератора переменного тока;

    -развитие основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере.

    Метапредметные:

    -использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

    -развитие навыков постановки задач,  формулирования гипотез, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей для изучения различных сторон физических объектов  и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

    Личностные:

    -умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

    -умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

    -умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

    Структура урока.

    1. Организационный момент (3мин).
    2. Актуализация ранее усвоенных знаний.  Целеполагание и мотивация (15мин).
    3. Изучение нового материала (10мин индивидуальная работа с текстом).
    4. Закрепление-работа в малых группах (30мин)
    5. Проверка усвоения изученного материала (20мин)
    6. Рефлексия (7мин)
    7. Домашнее задание (3мин)
    8. Подведение итогов (2 мин).


    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА» на тему: «Переменный ток. Получение переменного тока».

    Этап урока

    Цель

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Средства обучения, оборудование

    Форма работы, метод обучения

    Развиваемые компетенции

    Организационный момент

    Организованно начать занятие

    Приветствие, определение отсутствующих

    Приветствие преподавателя

    Помещение, оборудование, мебель

    Информационный

    Организовывать собственную деятельность

    Целеполагание и мотивация

    Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний.

     Вызвать познавательный интерес к проблеме, организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели.

    1. Информирует о теме занятия.

    2. Интересуется, знают ли учащиеся параметры тока в бытовой сети.

    3. Предлагает объяснить различие постоянного и переменного токов и пояснить, почему чаще применяется переменный ток.

    1. Записывают дату, тему занятия.

    2. Вспоминают ранее известные сведения .

    3. Испытывают затруднения в ответе на вопрос об отличии и причинах широкого распространения переменного токов.

    Конспекты лекций

    Фронтальная беседа.  Создание проблемной ситуации и затруднения интерпретации фактов. Прием «Вызов»

    Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Самостоятельно определять задачи личностного развития, заниматься самообразовани-ем

    Ориентировоч-ный этап и актуализация ранее полученных знаний.

    Выявить имеющиеся знания по теме. Организовать совместное с преподавателем планирование и выбор метода получения информации.

    1. Рассказывает о преимуществах переменного тока при  передаче электроэнергии на расстояние.

    2. Предлагает назвать все известные факты о переменном токе.

    По мере высказываний учащихся строит «кластер» или «облако знаний» на поворотной доске. 3. Проводит фронтальный опрос по физическим терминам, формулам, закрывает поворотную доску.

    1.Слушают, могут задавать вопросы.

    2. Высказывают правильные и ошибочные мнения.

    3. Отвечают на уточняющие вопросы преподавателя.

    Доска, мел, интерактивный комплекс (ИАК) с презентацией.

    Фронтальная беседа. Прием «построение кластера»

    Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество

    Поисково-исследовательс-кий этап

    Организовать поиск решения проблемы

    1. Знакомит с понятием переменного тока.

    2. Предлагает учащимся самим дать его характеристики, корректирует высказывания.

    3. Предлагает рассмотреть способ получения переменного тока самостоятельно.

    1. Слушают и записывают основные определения.

    2. Вносят свои предложения.

    3. Изучают и кратко конспектируют тему самостоятельно, делая пометки в тексте

    ИАК  (мультимедийная презентация). Учебные пособия, конспекты лекций

    Фронтальная беседа.

    Лекция с элементами беседы.

    Индивидуальная работа с учебником (прием «маркировка текста»)

    Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество.

    Осуществлять поиск информации.

    Закрепление

    Обеспечить осознанное усвоение учебного метериала

    1. Предлагает просмотреть часть презентации  по теме (с интерактивной моделью) .

    2. Предлагает выполнить задания по представлению материала в измененном виде.

    1. Смотрят презентацию, дополняют записи.

    2. Повторно визуально просматривают изученный материал. Выполняют задания в группах (задания представлены ниже).

    3. Представляют результаты своей работы всей учебной группе.

    ИАК-презентация.

    Листы для заданий групп.

    Бумага, маркеры, клей, тексты, рисунки. Модель индукционного генератора.

    Доска, маркеры, мел, магниты для креплений, ИАК-слайды презентации с заготовками заданий.

    Поисково-исследовательский метод. Работа с различными заданиями в малых группах по 2-4 чел  (приемы «паззл», «фишбоун», «синквейн», «логическая цепочка», , «лови ошибку», решение задач , эксперимент.

    Пинимать рещшения в стандартных и нестандартных ситуациях. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.

    Контроль усвоения учебного материала

    Обеспечить применение полученных знаний для решения новых задач и объяснения фактов.

    Выдает карточки с проверочной работой в тестовой форме, дает пояснения

    1. Выполняют тест по изученной теме.

    2.  Проводят взаимопроверку в парах.

    Листы заданий и бланки для ответов.

    ИАК-слайд с ключом ответов.

    Индивидуальная работа, работа в парах.  Практические поисковые методы.

    Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество

    Рефлексивно-оценочный этап

    Обеспечить осмысление процесса и результата деятельности

    1.Предлагает вернуться к созданному в начале занятия кластеру, помогает его скорректировать

    2. Предлагает и поясняет домашнее задание (параграф, задача, заполнение таблицы)

    1. Субъективно оценивают свою работу

    2. Формируют и записывают домашнее задание.

    Поворотная доска, мел, ИАК-слайд с шаблоном домашнего задания

    Фронтальная беседа

    Самостоятельно определять задачи личностного развития, заниматься самообразованием. Оценивать эффективность и качество своей деятельности

    Подведение итогов.

    Оценивание достигнутых результатов

    Оценивает работу отдельных студентов и группы в целом.

    Самооценка работы

    Фронтальная

    Оценивать эффективность и качество своей деятельности


    ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В МАЛЫХ ГРУППАХ

    1. Пользуясь конспектом и учебной литературой, найдите ошибки в предложенном тексте.
    2. Решите  задачи по теме (предложены 2 задачи по изучаемой теме из банка заданий ЕГЭ –расчетная и графическая).
    3. Восстановите картинку-схему  и надписи к ней.
    4. Вставьте пропущенные слова и символы в логической цепочке.
    5. Изучите устройство модели индукционного генератора. Приведя его в действие, рассчитайте  вырабатываемую им эдс индукции. Как можно увеличить эдс? Каковы недостатки такой модели?
    6. Составьте синквейн по изучаемой теме (предложены  слова-заголовки: генератор, трансформатор, переменный ток).
    7. Систематизируйте материал по теме в виде скелета рыбы (фишбоун).

    Заключение.

    Данный открытый урок был проведен в рамках «Семестра педагогических инноваций» для преподавателей НТГМК. Поставленные цели были достигнуты, студенты заинтересованно занимались в течение всего занятия и показали неплохие результаты при  усвоении темы в дальнейшем. Занятие получило хорошие отзывы посетивших его коллег.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

    Компетентностный подход в обучении сосредоточивается на том, чтобы не увеличивать объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незн...

    Методическая разработка урока английского языка "Проблемы современного питания" для учащихся старших классов с применением технологии развития критического мышления

    Использование технологии критического мышления для развития метапредметных навыков учащихся старших классов на уроках английского языка...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ...

    Методический семинар: «Формирование познавательной учебной деятельности на уроках физики с применением технологии развития критического мышления»

    Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Изменился социальный заказ общества по отношению к школе: школа должна способствовать формированию...

    Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 8 - 9 КЛАССАХ"

    Предлагаемая мною работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках географии. Над данной темой я работала на протяжении 5 лет. результатами своей работы хоч...