Главные вкладки

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
    рабочая программа по географии (9 класс) по теме

    Компетентностный подход в обучении сосредоточивается на том, чтобы не увеличивать объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.

    Ведущим направлением модернизации современного российского образования является компетентностный подход. Термин «критическое мышление» известен давно из работ известных психологов Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Л.С. Выготского, в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно.

    В целом можно определить компетентностный подход в образовании через понятие “как знать”, а не через “что знать”. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего критического.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tekhnologiya.doc107.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

    Автор Макаренко Татьяна Борисовна,

    учитель географии МОУ СОШ №95 г. Красноярска

           

    Компетентностный подход в обучении сосредоточивается на том, чтобы не увеличивать объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.

    Ведущим направлением модернизации современного российского образования является компетентностный подход. Термин «критическое мышление» известен давно из работ известных психологов Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Л.С. Выготского, в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно.

    В целом можно определить компетентностный подход в образовании через понятие “как знать”, а не через “что знать”. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего критического.

    Умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей жизни,  стали называть компетенциями или ключевыми компетенциями. Основой современных образовательных стандартов становится формирование следующих ключевых компетенций:

    информационной - умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;

    коммуникативной - умение эффективно сотрудничать с другими людьми;

    самоорганизационной - умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы;

    самообразовательной - готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.

    Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Для развития критического мышления, была   разработана американскими педагогами педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма, Дж. Стил, К. Мередитом, Ч. Темплом и С. Уолтером. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.

    Признаки критического мышления:

    самостоятельное (каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных);

    обобщенное (информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления, чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору “сырья” – фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций);

    проблемное и оценочное (оно начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать);

    аргументированное (критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами);

    социальное (всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими: «совершенство» может быть достигнуто только в чьем-то присутствии).

    Технология развития критического мышления в процессе обучения письму и чтению представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем - предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. Структура технологии РКМ, разработанная американскими педагогами Куртис Мередит, Чарльзом Темплом и Джинни Стиллом, стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной (познавательной) деятельности личности.

    В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: Первая фаза  (вызов) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.  Вторая фаза  (реализация смысла) - главными задачами являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Третья фаза (рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Базовая модель ("Вызов – Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность, и способы сочетания конкретных методических приемов.

        Технология учит школьника: критически мыслить; проявлять активность в познании окружающего мира; владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информации; аргументировать свою точку зрения; взаимодействовать с информационными пространствами; добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения на основе анализа информации.

    Технология развития критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

        Технология дает учителю: умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества; использовать эффективные методики; анализировать свою деятельность.

    Приёмы и стратегии технологии развития критического мышления, которые я применяю на уроках географии, развивая критическое мышление и формируя культуру работы с текстом. Их можно разделить в соответствии с направлениями работы.

    1.Учимся воспринимать информацию. Для развития умения воспринимать информацию возможно использование   Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»11 класс - это работа с таблицей.

    Что я знаю о США

    Что я хотел бы знать о США

    Что я узнал о США

    «Прием «Зигзаг» основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Прием «Корзина идей, понятий, имен…» Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие   им на ум ассоциации. В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.

    Пример. Тема урока: Состав топливно-энергетического комплекса.            География 9 класс.

    В «корзину» учениками были сброшены следующие понятия, которые они связали с данной темой урока : топливо, энергия, электростанция, розетка, ГЭС, АЭС , ТЭС, нефть, газ, экспорт, уголь , Западная Сибирь, дорогие тарифы, энергия Солнца, энергия ветра и т.д. Это позволило сформировать кластер «Состав топливно-энергетического комплекса» и выяснить первоначальные представления учащихся о географии топливных ресурсов, активизировать их деятельность на уроке.

        2. Учимся прогнозировать. «Верные – неверные утверждения» и приемов прогнозирования поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала. Используя прием «Верные – неверные утверждения», на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

    «Верные – неверные утверждения»6 класс

    1.Марс – самая маленькая планета земной группы.

    2.Луна – единственный естественный спутник Земли.

    3.Солнечную систему составляют только планеты.

    4.Ближайшая к Солнцу планета – Меркурий.

    5.Меркурий имеет мощную атмосферу.

    «Верные – неверные утверждения»7 класс

    1. Коренные жители Ю. Америки – индейцы.

    2. В Ю. Америке находилось могущественное государство инков с развитым хозяйством и культурой.

    3. Большинство населения Ю. Америки говорит на английском языке.

    4. На территории Ю. Америки много стран, как и в Африке.

    5. Потомки от браков европейцев и индейцев – мулаты.

    Методический прием «Верите ли вы, что …» 6 класс

    - что вода занимает 3\4 поверхности Земли?

    - что Океаны Земли никак не связаны между собой?

    - что вода в морях и океанах присная?

    - что подземные воды никогда не выходят на поверхность?

    - что ледники это скопления пресного льда на суше?        

    Методический прием «Верите ли вы, что …» 7 класс

    - что Антарктида – самый холодный материк?

    - что в Антарктиде есть львы и леопарды?

    - что в Антарктиде, как и в пустыне, встречаются оазисы, водоёмы с тёплой водой и растительностью вокруг?

    - что в Антарктиде нет постоянного населения?

    - что Антарктида принадлежит России?

    - что рост птиц в Антарктиде достигает 120 см?

    Учащиеся обсуждают вопросы в группах, вырабатывают общую позицию. Затем класс выслушивает ответы каждой группы.

    Методический прием «Верите ли вы, что …» 9 класс

          1.  Северный Кавказ занимает пограничное положение между равнинами и горами.

          2. Северный Кавказ имеет выгодное приморское ЭГП (экономико-географическое положение).

          3. Для Северного Кавказа характерен однонациональный состав населения.

          4. Для Северного Кавказа характерна самая низкая доля сельского населения.

          5. Северный Кавказ – это единственный регион России, где естественный прирост  

              положительный.

          6. Северный Кавказ граничит с 3 государствами: Грузией, Арменией, Азербайджаном.

          7. На Северном Кавказе есть месторождения топливных полезных ископаемых.

          8. Северный Кавказ один из самых благоприятных для жизни людей из районов России в природном отношении.

    Учащиеся обсуждают вопросы в группах, вырабатывают общую позицию. Затем класс выслушивает ответы каждой группы.

       3. Учимся работать с текстом. Для осмысления содержания текста, обнаружения личностностного смысла в материале используются приемы «Чтение с остановками», «Чтение с пометками INSERT», «Двойной дневник», «Составление кластера», «Концептуальная таблица», «Фишбоун». Чтение с остановками - чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании.

    Прием «Чтение с пометками INSERT»

        Цель: оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.

    Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста.

    Описание приема.

    • Учитель предлагает проработать текст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему.
    • Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста:

    V – то, что было известно учащимся ранее;

    + – новая, неожиданная информация;

    – – информация, противоречащая взглядам учащихся;

                    ? – информация до конца не вёыяснена (не вполне понятна).

            Количество используемых условных обозначений может изменяться в зависимости от сложности предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся.

    Прием «Концептуальная таблица» помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.

    Пример: Урок «Северо-запад России» 9 класс

    Сравните ЭГП и планировку двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга. Используйте

    прием «Концептуальная таблица».

              Москва

    Линии сравнения

    Санкт-Петербург

    1.В какой части страны расположен город?

    2.Выход к морю

    3.Транспортное положение

    4.Положение на реке

    5.Планировка города

       А) Определите тип планировки (радиально-кольцевая, дуговая, прямоугольная, линейная)

       Б) явный центр города

       В) год основания

       Г) достопримечательности

    8 класс

    Задание для учащихся: прочитайте текст в учебнике на странице 60 параграфа 9. Заполните таблицу «Основные признаки циклонов и антициклонов».

    Циклон

    Линия сравнения

    Антициклон

    Вертикальное движение воздуха в центре        

    Общее направление ветра        

    Круговое движение воздуха

    Характер погод

    Прием «Мудрые совы»

    Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:

    Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.

    Что не ждали?  Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

    Ты уже знаешь, последние новости?   Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.

    Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?

    Известное и неизвестное.  Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.

    Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

    Поучительный вывод.  Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

    Важные темы для обсуждения.  Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.

            Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы.  

    Прием «Фишбоун»

              Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

    Пример: Данный прием использовала на уроках географии по следующим темам: «Машиностроительный комплекс. Состав, значение, проблемы развития»,

    «Цветная металлургия России», «Поволжье. Хозяйство. Экологические проблемы».

       4. Учимся творчески интерпретировать информацию. Проблема недостаточности рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют приемы устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы: Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?  Какие предположения подтвердились?  Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?  Как изменилось ваше представление о …….  по сравнению с началом урока?

    Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого). Это возможно с помощью приемов «Написание эссе», «Синквейн» - происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.  Правила написания синквейна:

    Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным.

    Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными.

    Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами.

    Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме.

    Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

    «Синквейн» 5 класс

    Вселенная

     Большая, красивая

     Манит, влечёт, пугает

     Вселенная - это большой мир

     Космос        

    «Синквейн» 5 класс

    Земля

     Живая, красивая

     Кормит, дышит, живёт

     На Земле есть атмосфера

     Жизнь

    «Синквейн» 7 класс

    Африка

     Большая, страшная, чёрная

     Пугает, завораживает, интересует

     Древняя родина всех людей

     Континент        

    «Синквейн» 5 класс

    Река

     Равнинная, горная

     Течёт, шумит, несёт

     Река – объект неживой природы

     Течение

    «Синквейн» 6 класс

    Пустыня

     Безжизненная, сухая

     Пылит, печёт, губит

     Сахара – самая большая пустыня

     Жара        

    «Синквейн» 5 класс

    Россия

     Большая, красивая

     Цветёт, живёт, дружит

     Россия – наша любимая страна

     Родина

    «Синквейн» 6 класс

    Волга

     Широкая, могучая

     Течёт, бурлит, кормит

     Самая великая река России

     Река - матушка        

    «Синквейн» 6 класс 

    Материк

     Большой, красивый

     Кормит, даёт, облагораживает

     Материк – огромный участок земли

     Суша

    «Синквейн» 6 класс

    Горы

    Высокие, молодые

    Возвышаются, белеют, лечат

    Кавказ - молодое горное сооружение

    Эльбрус.

    5. Учимся задавать вопросы.

    Использование приема «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы.  «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу:

    ? тонкие

    ? толстые

    • кто...
    • что...
    • когда...
    • может...
    • будет...
    • мог ли...
    • как звали...
    • было ли...
    • согласны ли вы...
    • верно...
    • дайте объяснение, почему...
    • почему вы думаете...
    • почему вы считаете...
    • в чем разница...
    • предположите, что будет, если...
    • что, если...

    Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении - демонстрация пройденного.

    Прием «Мозаика»: класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.

    Подводя промежуточные итоги своей работы, хочется сказать, что на одном уроке можно применять разные методические   приемы, которые помогут более эффективно развивать умения работы с текстом и активизировать деятельность учащихся на уроке.

    Опытным путем я попробовала составить план построения уроков по технологии критического мышления с использованием нескольких приемов.

    Приемы технологии критического мышления,

    Используемые  на уроках географии и экономики

    Фаза  урока

    Используемые приемы технологии РКМЧП

    Вызов

    • мозговой штурм
    • кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения
    • Игра-упражнение «Веер»
    • Прием «Поясните цитату»
    • Прием «Как вы объясните народную мудрость»
    • Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»
    • Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»
    • Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных
    • Прием «Верите ли вы, что…»
    • Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)
    • Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)

    Осмысление

    • Прием инсерт (пометки на полях)
    • Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)
    • Чтение со стопами
    • Прием «Сводная таблица»
    • Прием «Тонкие и толстые вопросы»
    • Прием «Зиг-заг»
    • Прием «Мое мнение»
    • Прием «Мозговой штурм»
    • Прием «Фишбоун»
    • Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов:что?, где?, когда?)
    • Стратегия решения проблем «Идеал»
    • Прием «Мудрые совы»

    Рефлексия

    • Написание эссе
    • Рефлексивный экран вопросов
    • Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме
    • Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»)
    • Что нового вы узнали на уроке
    • Написание синквейна

    Данная технология обеспечивает самостоятельность, активность учеников в их совместной работе в учебном процессе; развивает критическое мышление, помогает в освоении  культуры работы с текстом. Критериями эффективности развития навыков критического мышления  были выбраны:

    •  Владение навыками поиска, трактовки, анализа различных видов информации;
    • Умение формулировать корректные вопросы;
    • Интерес к творческой деятельности;
    • Самостоятельность учащихся в изучении предмета географии;
    • Умение аргументировано отстаивать свою позицию;
    • Умение найти выход в новой (нетрадиционной) ситуации;
    • Положительная мотивация к учебному предмету;

     Таким образом, использование всех этапов урока, стратегий и приёмов в технологии критического мышления предполагает сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а так же обучается способам своей собственной деятельности.

    Библиографический список

    1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.- 284 с.

    2. Ильясов И. Критическое мышление: организация процесса обучения // Директор школы. – 1995. – № 2.– C. 50–55.

    3. Компетенции и компетентностный подход в современном образо-вании // Серия: «Оценка качества образования» / Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Московский центр качества образования, 2008. – 96 с.

    4. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление: [Из опыта работы гимназии N 177 Санкт-Петербурга в рамках междунар. проекта] / И.В. Муштавинская // Методист. – 2002. – № 2. – C. 30–35.

    5. www.bryanskedu.net/metodik/geo/pedtehnolod

    6. www.nach.doruo.kostanay.kz


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

    Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...

    Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках географии

    Данная технология  позволяет сделать обучение более осмысленным, а участие учеников в этом процессе более активным, способствует формированию социально значимых качеств личности и, прежде всего, ...

    Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

      На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков; носило репродуктивный, информационный характер. Современный эта...

    Мастер-класс Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках географии

    Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках географии...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ...

    Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 8 - 9 КЛАССАХ"

    Предлагаемая мною работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках географии. Над данной темой я работала на протяжении 5 лет. результатами своей работы хоч...