Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках географии
статья по географии по теме

Юлдашева Асия Ахметовна

Данная технология  позволяет сделать обучение более осмысленным, а участие учеников в этом процессе более активным, способствует формированию социально значимых качеств личности и, прежде всего, критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tkrm_na_urokakh_geo.docx97.74 КБ

Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение учителей географии

29.11.29013

Использование приемов технологии критического мышления на уроках географии

(мастер-класс)

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности

Как известно, урок является формой реализации педагогических взаимодействий, где происходит общение учителя и ученика. По итогом урока судят и о педагогическом мастерстве учителя, и об уровне подготовки ученика. Поэтому урок – это визитная карточка каждого учителя. Каждый урок – это сложная система, все компоненты здесь связаны; это целостный учебно-воспитательный процесс.

  • Каковы же особенности современного урока?

Современные подходы к   уроку:  личностно-ориентированный,   деятельностный, компетентностный

Ведущим направлением модернизации современного российского образования является компетентностный подход.

  • Дайте пожалуйста определение понятию- компетентностный подход
  • Компетентностный подход в обучении предполагает не простое увеличение объема знаний в различных предметных областях, а создание условий для самостоятельного добывания знаний учащимися и развития способности применять их в незнакомых ситуациях. 

В целом можно определить компетентностный подход в образовании через понятие “как знать”, а не через “что знать”. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего критического.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно – психологического подхода, чтобы применять на практике. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. 

Для развития КМ необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Одним из этих эффективных инструментов стала разработанная американскими педагогами Джинни Стилом, Куртис  Меридит, Чарльзом Темплом педагогическая технология развития критического мышления.

Предлагаю Вам заполнить таблицу

ЗНАЮ

Хочу узнать

Узнал

ТРКМ представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), предоставить ему условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.

Акценты целей технологии РКМЧП

     Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

     Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

     Развитие аналитического, критического мышления.

Задача научить школьников:

-         выделять причинно-следственные связи;

-         рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

-         отвергать ненужную или неверную информацию;

-         понимать, как различные части информации связаны между собой;

-         выделять ошибки в рассуждениях;

-         делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

-         избегать категоричности в утверждениях;

-         быть честным в своих рассуждениях;

-         определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

-         выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

-         уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

-         подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

-         отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

     Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

     Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Особенности концептуала

- Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

- Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

- Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

- Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

- Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.

- Слова «все», «никто», «всегда», «постоянно» и обобщенные предположения типа «Учителя не понимают детей», «Молодежь не уважает стариков» и другие подобные выражения ведут к неправильным представлениям, поэтому следует употреблять слова «некоторые», «иногда», «порой», «зачастую».

Для того, чтобы эффективно использовать данную технологию при работе с детьми необходимо знать особенности организации данной технологии ее структуру, приемы.

Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных и воспитательных задач

ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

  • Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — один из графических приёмов ТРКМ. Денотатный граф предлагает способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия

Давайте попробуем составить денотатный граф для слова «Олимпиада по географии»

  • Кластер

Правила составления кластеров:

1 этап - посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является "сердцем" идеи, темы.

2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг "разбрасываются" слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель "хаос").

3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель "планета и ее спутники").

4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из "спутников" в свою очередь тоже появляются "спутники", устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

  • Инсерт

Инсерт – самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления.

I – interactive – «интерактивный»
N – noting – «отмечая»
S – system – «системы»
E – effective – «эффективное»
R - reading – «чтение»
T – thinking – «размышление»

«V»
поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+»
поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

« – »
поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

«?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

  • ВЕРНЫ ЛИ УТВЕРЖДЕНИЯ   ( +-  да, - нет)

     1.  Северный Кавказ занимает пограничное положение между равнинами и горами.

      2. Северный Кавказ имеет выгодное приморское ЭГП (экономико-географическое положение).

      3. Для Северного Кавказа характерен однонациональный состав населения.

     4. Для Северного Кавказа характерна самая низкая доля сельского населения.

     5. Северный Кавказ – это единственный регион России, где естественный прирост  

          положительный.

  • прием «Концептуальная таблица».

\

Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления). В заголовке таблицы может размещаться проблемный вопрос.

          Москва

Линии сравнения

Санкт-Петербург

1.В какой части страны расположен город?

2.Выход к морю

3.Транспортное положение

4.Положение на реке

5.Планировка города

   А) Определите тип планировки (радиально-кольцевая, дуговая, прямоугольная, линейная)

   Б) явный центр города

   В) год основания

   Г) достопримечательности

  • Таблица «Что? Где? Когда? Почему?» - это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Почему?

Учитель

географии

О ТРКМ

РМО учит гео

29.11.2013

Изучение современных

педагогических технологий

  • Прием «Фишбоун»

    Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

Пример: Данный прием использовала на уроках географии по следующим темам: «Машиностроительный комплекс. Состав, значение, проблемы развития»,

«Цветная металлургия России», «Поволжье. Хозяйство. Экологические проблемы».

  • Прием «Толстый и тонкий вопросы» известен и используется в следующих обучающих ситуациях.

· Для организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов».

· Для начала беседы по изучаемой теме. Если просто спросить: «Что вас интересует в данной теме?», то есть вероятность, что вопросы будут необдуманными и скороспелыми. Если же после небольшого вступления попросить учащихся сформулировать хотя бы по одному вопросу в каждую графу, то уже можно судить об основных направлениях изучения темы, которые интересуют учащихся.

«Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать

? тонкие

? толстые

кто...

что...

когда...

может...

будет...

мог ли...

как звали...

было ли...

согласны ли вы...

верно...

дайте объяснение, почему...

почему вы думаете...

почему вы считаете...

в чем разница...

предположите, что будет, если...

что, если...

Краткие правила написания хайку:

  • Три строчки и 17 слогов: 5 + 7 + 5.
  • Должно иметь сезонное слово, указывающее на время года или времени суток.
  • Должно показывать и передавать, но не называть и не объяснять.
  • Не должно быть рифмы.
  • Повествование ведется в настоящем времени.
  • Первые две строчки описывают некое явление, на третьей строке подводится итог сказанному на предыдущих строчках.
  • Может строиться на приеме сопоставления двух объектов, явлений или действий.

Вот взошло солнце.
Вновь воздух сух и горяч.
Кругом лишь пески…

Ежи, корсаки
Вдруг попрятались в норы.
Полуденный зной

  • Синквейн - пятистишье) - это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. 

          1. Существительное; тема, главная мысль
              2. Прилагательные; два; качества этого слова
              3. Глаголы; три; действия этого слова
              4. Суждение из четырёх слов по первому слову, мысль
              5. Существительное; синоним первому слову, вывод, заключение

Россия

Большая, красивая

Цветёт, живёт, дружит

Россия – наша любимая страна

Родина

Каникулы
Долгожданные, но недолгие.
Планируешь, предполагаешь - не успеваешь.
Ну почему хорошее так быстротечно!
Мгновение

        Учитель.
Душевный, открытый.
Любящий, ищущий, думающий.
Много идей - мало времени.
Призвание.

 

           Учитель.
Суетливый, крикливый.
Объясняет, объясняет и ждет.
Когда окончится эта пытка?
Бедолага

«Много – не есть хорошо». Урок не резиновый, поэтому одно из моих правил – это используйте не более двух приемов на одной стадии и подводите итог каждому приему, использованному в уроке. Не перегружать урок приёмами. В противном случае работа будет неэффективной.

· Использовать методы и приемы в соответствии с возрастом учеников.

· После каждого приема должно следовать обсуждение (подведение итога)

· Для эффективной реализации целей урока следует тщательно продумывать и выбирать методы и приемы для каждой стадии урока (вызов, осмысление содержания, рефлексия).

И в завершение занятия предлагаю вам составить акростих по буквам: ТРКМ

Акростих — (греч. akrostichís, от ákros крайний и stíchos строка) стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-либо слово или фразу. Акростих появился в древнегреческой поэзии.

Т….
Р….
К….
М….

ВЫВОДЫ:

Что изменится, если в вашем педагогическом арсенале появится технология РКМЧП?

С позиции ученика:

  1. "Критическое мышление позволяет увидеть проблему совершенно в новом ракурсе. Это возможность по-своему увидеть, понять и принять решение по той или иной проблеме.
  2. "Я научилась выражать свои мысли, доверять себе"
  3. "Теперь у меня появился стимул учиться"

С позиции учителя:

  1. "Я обнаруживаю скрытые таланты в своих учениках, они открывают для себя новые знания, и между ними устанавливаются отношения, основанные на взаимоуважении и доверии"
  2. "Учитель поддерживает, но не навязывает, помогает, но не ущемляет, поощряет к исследованию, но не исследует проблему вместо них" .
  3. "…учитель, который ценит критическое мышление, мало говорит, а труд его заключается в том, чтобы слушать, наблюдать и направлять учащихся".

В процессе работы по этой технологии, все приемы работы с информацией постепенно "переходят в руки" самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам. Результаты диагностики позволяют утверждать, что данная технология обеспечивает самостоятельность, активность учеников в их совместной работе в учебном процессе; развивает критическое мышление, помогает в освоении  культуры работы с текстом. Критериями эффективности развития навыков критического мышления  были выбраны:

  1.  Владение навыками поиска, трактовки, анализа различных видов информации;
  2. Умение формулировать корректные вопросы;
  3. Интерес к творческой деятельности;
  4. Самостоятельность учащихся в изучении предмета географии;
  5. Умение аргументировано отстаивать свою позицию;
  6. Умение найти выход в новой (нетрадиционной) ситуации;
  7. Положительная мотивация к учебному предмету;

Я учусь вместе с детьми и  учусь сама у детей.

Желаю Все творческого успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...

Доклад "Приемы технологии развития критического мышления на уроке географии"

Использование приемов развития критического мышления на уроках географии....

Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках географии.

Эта статья содержит описание основных методических приемов технологии развития критического мышления. Данная разработка является универсальной для всех учителей - предметников....

Приемы технологии развития критического мышления на уроке географии

Приемы технологии развития критического мышления на уроке географии...

Использование методических приемов технологии развития критического мышления на уроках географии

Представлен материал применения методических приемов технологии развития критического мышления на уроках географии....

Использование приемов технология развития критического мышления на уроках биологии, на примере урока в 8классе по теме6 "Кожа - наружный покров оганизма"

Использование технологии развития критического мышления позволяет человеку решить множество интеллектуальных проблем.Технология критического мышления дает ученику: - повышение эффективности восприяти...