Главные вкладки

    Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 8 - 9 КЛАССАХ"
    статья по географии на тему

    Кравчук Светлана Викторовна

    Предлагаемая мною работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках географии. Над данной темой я работала на протяжении 5 лет. результатами своей работы хочу поделиться с вами. Привлекательность данной технологии я вижу в возможности развивать критическое мышление через чтение и рассказывание, через развитие культуры работы с картами и текстом, так как в российской педагогике уделяется много внимания формированию информационной культуры обучающихся. Но практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом.Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего критического. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это откры­тое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем нало­жения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, кото­рое не  предусматривает оценочности, а предполагает продуцирова­ние новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опы­та, внешних норм и правил. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon km2.doc95.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

     ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 8 - 9 КЛАССАХ

    Автор Кравчук Светлана Викторовна,

    учитель географии  высшей категории

           «Информационный взрыв», возникший вследствие использования информационных технологий, привел не только к увеличению в десятки раз объема потребляемой информации, но и к ее быстрому старению и постоянному обновлению. Это касается и научных разработок, быстрое внедрение которых в производство приводит к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но и в повседневной жизни людей. Список профессий обновляется более чем на 50% каждые 7 лет и, чтобы быть успешным, человеку приходится менять не только место работы, но и переквалифицироваться в среднем 3-5 раз в жизни. В подобных обстоятельствах продуктивность профессиональной деятельности зависит от умения ориентироваться в информационных потоках, инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы для достижения поставленной цели.

    Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям) обуславливается требованиям  современного общества.

    Компетентностный подход в обучении сосредоточивается на том, чтобы не увеличивать объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях. Те же умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, стали называть компетенциями или ключевыми компетенциями. Сам термин «ключевые компетенции»  указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. В то же время владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни. Анализ результатов Приоритетного Национального Проекта «Образование» показал, что основой современных образовательных стандартов становится формирование следующих ключевых компетенций:

    информационной - умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;

    коммуникативной - умение эффективно сотрудничать с другими людьми;

    самоорганизационной - умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы;

    самообразовательной - готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.

    Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего критического.

    Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление — это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

            Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Одним из этих эффективных инструментов стала разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом, Ч. Темплом и С. Уолтером педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма.

       Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Технология развития критического мышления в процессе обучения письму и чтению представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем - предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. В основе технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

       Первая фаза  (вызов) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.  

       Вторая фаза  (реализация смысла) - главными задачами являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.

       Третья фаза (рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле.

       Базовая модель ("Вызов – Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность, и способы сочетания конкретных методических приемов. Остановлюсь  более подробно на тех приёмах и стратегиях технологии развития критического мышления, которые я применяю на уроках географии, развивая критическое мышление и формируя культуру работы с текстом. Их можно разделить в соответствии с направлениями работы.

    1.Учимся воспринимать информацию. Для развития умения воспринимать информацию возможно использование приемов «Знаю – хочу узнать – узнал» «Прием корзина идей, понятий, имен». Как правило, у школьников есть трудности восприятия информации и формулирования целей. Данные приемы  помогают преодолеть эти трудности.

    Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме) Это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения.  После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.

     Прием «Корзина идей, понятий, имен…» Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие  им на ум ассоциации. В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.

    Так например на уроке географии в 9 классе (тема урока: Состав топливно-энергетического комплекса) в «корзину» ученикам были сброшены следующие понятия, которые они связали с данной темой урока : топливо, энергия, электростанция, розетка, ГЭС, АЭС , ТЭС, нефть, газ, экспорт, уголь , Западная Сибирь, дорогие тарифы, энергия Солнца, энергия ветра и т.д. Это позволило сформировать кластер «Состав топливно-энергетического комплекса» и выяснить первоначальные представления учащихся о географии топливных ресурсов, активизировать их деятельность на уроке.

       

    2. Учимся прогнозировать. Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. Но даже среди взрослых этой способностью обладают немногие. Использование приемов «Верные – неверные утверждения» и приемов прогнозирования поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала. Используя прием «Верные – неверные утверждения», на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

    Например: Урок «Европейский Юг (Северный Кавказ). ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население».

    Методический прием «Верите ли вы, что …»

    Ученики  должны ответить на вопросы и обосновать один из них.

          1.  Северный Кавказ занимает пограничное положение между равнинами и горами.

          2. Северный Кавказ имеет выгодное приморское ЭГП (экономико-географическое положение).

          3. Для Северного Кавказа характерен однонациональный состав населения.

          4. Для Северного Кавказа характерна самая низкая доля сельского населения.

          5. Северный Кавказ – это единственный регион России, где естественный прирост населения  положительный.

          6. Северный Кавказ граничит с 3 государствами: Грузией, Арменией, Азербайджаном.

          7. На Северном Кавказе есть месторождения топливных полезных ископаемых.

          8. Северный Кавказ один из самых благоприятных для жизни людей из районов России в природном отношении.

    Учащиеся обсуждают вопросы в группах, вырабатывают общую позицию. Затем класс выслушивает ответы каждой группы.

       3. Учимся работать с текстом. Для осмысления содержания текста, обнаружения личностностного смысла в материале используются приемы «Чтение с остановками», «Чтение с пометками INSERT»,  «Составление кластера», «Концептуальная таблица», «Фишбоун». Чтение с остановками - чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании.

    Прием «Чтение с пометками INSERT»

        Цель данного приема: оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.

    Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста.

    Данный прием заключается в том,

    • Я предлагаю проработать текст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему.
    • Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста:

    V – то, что было известно учащимся ранее;

    + – новая, неожиданная информация;

    – – информация, противоречащая взглядам учащихся;

                    ? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна).

            Количество используемых условных обозначений может изменяться в зависимости от сложности предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся.

    Прием «Концептуальная таблица» помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.

    Пример: Урок « Северо-запад России»

    Сравните ЭГП и планировку двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

              Москва

    Линии сравнения

    Санкт-Петербург

    1.В какой части страны расположен город?

    2.Выход к морю

    3.Транспортное положение

    4.Положение на реке

    5.Планировка города

       А) Определите тип планировки (радиально-кольцевая, дуговая, прямоугольная, линейная)

       Б) явный центр города

       В) год основания

       Г) достопримечательности

    Прием «Фишбоун»

              Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

    Пример: Данный прием я использовала на уроках географии по теме:  «Цветная металлургия России», «Поволжье. Хозяйство. Экологические проблемы».

       4. Учимся творчески интерпретировать информацию. Проблема недостаточности рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют приемы устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы: Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?  Какие предположения подтвердились?  Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?  Как изменилось ваше представление о …….  по сравнению с началом урока?

    Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого). Это возможно с помощью приема «Синквейн». 

    5. Учимся задавать вопросы.

    Использование приема «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу:

    ? тонкие

    ? толстые

    • кто...
    • что...
    • когда...
    • может...
    • будет...
    • мог ли...
    • как звали...
    • было ли...
    • согласны ли вы...
    • верно...
    • дайте объяснение, почему...
    • почему вы думаете...
    • почему вы считаете...
    • в чем разница...
    • предположите, что будет, если...
    • что, если...

    Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении - демонстрация пройденного.

     

    Подводя промежуточные итоги своей работы, хочется сказать, что на одном уроке можно применять разные методические  приемы, которые помогут более эффективно развивать умения работы с текстом и активизировать деятельность учащихся на уроке.

    Опытным путем я попробовала составить план построения уроков по технологии критического мышления с использованием нескольких приемов.

    Приемы технологии критического мышления,

    используемые на уроках географии и экономики

    Фаза  урока

    Используемые приемы технологии РКМЧП

    Вызов

    • мозговой штурм
    • Игра-упражнение «Веер»
    • Прием «Поясните цитату»
    • Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»
    • Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных
    • Прием «Верите ли вы, что…»
    • Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)
    • Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)

    Осмысление

    • Прием инсерт (пометки на полях)
    • Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)
    • Прием «Сводная таблица»
    • Прием «Тонкие и толстые вопросы»
    • Прием «Зигзаг»
    • Прием «Мое мнение»
    • Прием «Мозговой штурм»
    • Прием «Фишбоун»
    • Стратегия решения проблем «Идеал»
    • Прием «Мудрые совы»

    Рефлексия

    • Написание эссе
    • Рефлексивный экран вопросов
    • Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме
    • Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»)
    • Что нового вы узнали на уроке
    • Написание синквейна

           В процессе работы по этой технологии, все приемы работы с информацией постепенно "переходят в руки" самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам. Результаты диагностики позволяют утверждать, что данная технология обеспечивает самостоятельность, активность учеников в их совместной работе в учебном процессе; развивает критическое мышление, помогает в освоении  культуры работы с текстом. Критериями эффективности развития навыков критического мышления  были выбраны:

    •  Владение навыками поиска, трактовки, анализа различных видов информации;
    • Умение формулировать корректные вопросы;
    • Интерес к творческой деятельности;
    • Самостоятельность учащихся в изучении предмета географии;
    • Умение аргументировано отстаивать свою позицию;
    • Умение найти выход в новой (нетрадиционной) ситуации;
    • Положительная мотивация к учебному предмету;

    Способы диагностики: анкета «Выявление исследовательских навыков»; диагностика «Уровень творческой активности учащихся», рефлексивный анализ «В чем ценность уроков географии для меня»; диагностика «Мотивация учебной деятельности). Для диагностики познавательного интереса к учебному предмету география была предложена анкета.

    Результаты анкет учащихся дают следующую картину. При изучении нового – самое важное и интересное состоит в том, что бы разобраться в причинах явлений, событий, выяснить, почему так происходит, так считают 90 % учащихся.

    Нравится решать проблемные вопросы по географии – 70 % учащихся.

    Учащимся в уроках географии нравится больше всего:

             -объяснение учителя, четкость изложения материала- 30%;

             - творческие задания- 26,7%;

             - познавать новое- 20%;

             - интересная подача информации (использование различных методических приемов технологии критического мышления)- 66,7%;

             -общение на уроке- 73,3%;

             -нравятся необычные творческие задания по географии- 76,7 % учащихся.

        Будут тратить время на поиск дополнительного материала для выполнения         творческого задания по географии – 73,3 %.

        Предпочитают сочинение, реферат, творческое задание по географии выполнению задания, где требуется, используя текст учебника ответить на ряд вопросов – 40 %.

        Захотят повозиться со сложным заданием по географии, вместо того, что бы выполнить несколько простых заданий  – 53,3 %.

           Проводя анализ полученных данных  можно отметить самостоятельность учащихся, их стремление к частично поисковой и  исследовательской деятельности. Важным моментом является то, что у большинства учащихся интерес вызывает не результат, а сам процесс деятельности.

    В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Таким образом, данные результаты позволяют сделать вывод о том, что  использование приемов технологии критического мышления  может служить средством формирования ключевых компетентностей школьников.

    Библиографический список

    1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.- 284 с.

    2. Ильясов И. Критическое мышление: организация процесса обучения // Директор школы. – 1995. – № 2.– C. 50–55.

    3. Компетенции и компетентностный подход в современном образо-вании // Серия: «Оценка качества образования» / Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Московский центр качества образования, 2008. – 96 с.

    4. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление: [Из опыта работы гимназии N 177 Санкт-Петербурга в рамках междунар. проекта] / И.В. Муштавинская // Методист. – 2002. – № 2. – C. 30–35.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках географии

    теоретический материал, подготовленный на основе анализа практической деятельности на уроках...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

    Компетентностный подход в обучении сосредоточивается на том, чтобы не увеличивать объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незн...

    Мастер-класс Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках географии

    Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках географии...

    Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках стереометрии через использование учебно-дидактических циклов.

    Традиционно курс геометрии относят к сложным школьным курсам. Одной из причин является то, что из-за отсутствия достаточного количества времени, отводимого на изучение геометрии, у учащихся возникает ...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ...

    Особенности формирования ключевых компетентностей учащихся на уроках технологии через проектную деятельность.

    Статья из опыта моей работы, которая раскрывает возможности  применения метода творческих проектов на уроках технологии для формирования ключевых компетентностей учащихся....