Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках русского языка, словесности и литературы в условиях модернизации образования
статья по русскому языку (8 класс) по теме

О становлении творческой в языковом отношении личности как о главной цели обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_pedsovet.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

  МОУ    ВИДНОВСКАЯ    ГИМНАЗИЯ

                       ВЫСТУПЛЕНИЕ

      НА   ПЕДАГОГИЧЕСКОМ    СОВЕТЕ

ТЕМА: « Формирование  ключевых

               компетентностей учащихся на уроках

               русского языка, словесности,  

               литературы  в условиях модернизации

               образования»           

                                                                    Подготовила:

                                  учитель русского языка и литературы

                                               Лукина Г.А.

                                       2010 г.

                                 г.  ВИДНОЕ

             

           Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках    

           русского языка, словесности, литературы  в условиях модернизации    

           образования.

   Русский язык – предмет особый: это некий «надпредметный» предмет. Ни в изучении истории, ни географии, ни других наук не может быть успешным школьник, не владеющий русским языком – способом чёткого выражения  мыслей и, конечно, чувств, настроений.

   В обычной общеобразовательной школе далеко не каждый ученик  владеет языком в культурном смысле слова. Обучение орфографии и пунктуации, пожалуй,  единственный  полноохватный аспект обучения  русскому языку. А создание учащимися собственных текстов – всего лишь своеобразный довесок к школьному курсу изучения языка. Владение же языком , или языковая компетентность, предполагает умение создавать любой вид текста  в зависимости от коммуникативной ситуации. Соответственно, задачей формирования одной из ключевых компетентностей  в обучении русскому языку  и литературе является владение словом.

   Впрочем, коммуникативная  компетентность – не единственная цель языкового образования, поскольку существует ещё  обще- и этнокультурный, этико-поведенческий и эстетический аспекты.  Речь нужно вести о становлении творческой в языковом отношении личности как цели обучения.

   Ещё Ф.И.Буслаев писал: «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному – значит вместе с тем и развивать духовные способности учащегося». Потому в настоящее время необходимо работать над созданием особой модели обучения русскому языку. Главное в ней – освоение языка учащегося  в процессе создания реального языкового продукта, постижение ими на собственном опыте закономерностей этой деятельности, соотнесение его (процесса) с конкретной жизненной ситуацией, со своими интересами, переживаниями.  «Что такое язык? – писал Л.Н.Толстой. – Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли». Словом, важна рефлексия собственного опыта, что возможно лишь с помощью  анализа созданного учеником текста. Поэтому становится очевидным ответ на вопрос: о чём должен быть урок русского языка, словесности, литературы? Ответ ясен – о собственной жизни ученика, о его взаимоотношении с миром, о том, как выразить себя в тексте, как воздействовать на слушателя и читателя.

    При всём богатстве содержания нашего языка  предмет «Русский язык» частенько относится детьми к наиболее скучным. Чтобы переломить это стойкое  убеждение, обращаемся к необычным, ярким ассоциациям – основе творческого вдохновения. И тогда дети начинают осознавать, что язык – это тонкий инструмент,  с помощью которого возможно создание произведения словесного искусства, совершенного по своей грамматике, синтаксису и т.д.

   Поиск ассоциаций, расширение границ восприятия приведёт ребёнка, даже самого среднего, к умению связывать любые понятия, слова на основе фантазии. Например, используя методику «бином фантазии» Джанни Родари, описанную в известной книге  «Грамматика  фантазии. Введение в искусство придумывания историй», ученик не должен бояться поначалу создавать даже «абсурдные» тексты. Ценность «абсурдного» в том, что  у ребёнка появляется уверенность в собственных силах, повышается самооценка, т.е. возникает мотивация к формированию компетентности языковой культуры.

    «Воображение намного важнее знания»,- говорил Энштейн. Поэтому на уроках весьма  важно дать возможность раскрепоститься этой фантазии. И в полной мере это происходит на уроках словесности, русского языка, когда дети выбирают какой-либо грамматический признак или предмет, о котором будут писать, создавая художественный образ. Вот стихотворения  о самоваре семиклассников:

                                 

                                           

                                            ***

                           Пейте чай из самовара,

                           Самый лучший в мире чай;

                           С пряником, в прикуску

                           Да с печеньем на закуску!

                                      (Кузьмин Ваня)

                                           

                                              ***

                           Я самовар большой, пузатый.

                           Во мне так много кипятка.

                           И чаем крепким, ароматным

                           Я напою всех вас сполна.

                           Хотите пышек иль варенья?

                           Баранок, сушек иль конфет?

                           Всё доставайте поскорее:

                           У нас ведь праздничный обед.

                                      (Максюков Саша)

                                                 ***

                           Стоит на столе и пыхтит от досады:

                           «Забыт я уже, а я ведь хорош.

                           Друзей собираю, веду я беседы,

                           Зовусь самоваром, со мной не уснешь.

                           Две ручки имею и носик блестящий,

                           В себе отражаю гостей за столом.

                           Когда  я киплю – становлюсь говорящим,

                           Тепло в моём сердце. Об этом потом».

                                         (Залогина Света)

                                            ***

                           На столе стоит предмет.

                           Он в себе таит секрет.

                           Люди носик открывают,

                           Кружки, чашки подставляют.

                           Это русский самовар.

                           К потолку пускает пар.

                           Раньше был он углевой,

                           А теперь он проводной.

                           Сделан в Туле мастерами.

                           Собран добрыми руками.

                           Этот чайный командир

                           Покорил страну и мир.

                           Самовар пыхтит, искрится

                           И зовёт чайку напиться.

                           Лечит скуку  и тоску

                           Чашка крепкого чайку!

                                   (Клепацкая Настя)

и фрагменты сочинений пятиклассников по личным впечатлениям на тему: «Как я однажды…»:

                                                                      ***

   Я стала оглядываться  и увидела вдалеке дупло. Какой-то маленький комочек выпал из него и помчался к нам. Вот он уже близко. Белка! Какая она красивая! Такие смешные  «кисточки» на ушках, как у рыси. А хвостик такой пушистый, словно это не белка, а маленькая лисичка. Глазёнки крупные, как ядрышки орешка.  «Лисичка» схватила свою добычу и умчалась в дупло, где еле слышно попискивали бельчата.     (Кузмичёва Алина)

                                                                       ***

   И вот настал момент, когда я первый раз в жизни встал на коньки. Посмотрел на других и подумал: «А вот как все катаются. Что я – не смогу?». Встал на лёд и … Бах! Плюхнулся на гладкую поверхность. Тогда-то и понял, что это не так-то просто.   (Бутнарчук Влад)

                                                                      ***

   Вдруг я почувствовал, что ко мне что-то приближается. Я высунул голову из воды и увидел чёрный плавник и чёрную спину. Развернулся и дал дёру, плыл быстро, как торпеда, и, наверное, побил все рекорды по плаванию. Это «что-то» непонятное и страшное плыло за мной. Мне показалось, что это была акула…          (Сабуров Дмитрий)

или стихотворение Демидова Николая о его увлечении музыкой:

                                              ***

                           Когда домой приду из школы

                           С больной, уставшей головой,

                           Портфель заброшу я подальше

                           И рок включу тяжёлый свой.

                             

                           И вмиг усталость исчезает,

                           Душа стремиться созидать,

                           Когда, все стены разрушая,

                           Гремит металл. Попсе молчать!

                           Я ненавижу группу  «Сливки»

                           И не балдею от Алсу,

                           «Металлики» родной аккорды

                           Гремят во мне, и я живу!

                           Быть может я не совершенен,

                           И рок мой нравится не всем.

                           И наплевать на чьё-то мненье,

                           Когда я слышу грохот стен!

                                         (Демидов Николай)

   Одной из самых интересных форм работы на уроке для ребят стало коллективное создание текстов. Методика коллективного составления текста – это своеобразная игра в «Ильфа и Петрова», где каждый может высказать свою оригинальную авторскую мысль. Задачей таких «временных творческих коллективов»  может быть придумывание  «вредных» и «не очень вредных советов»  при исследовании значения приставок  пре  и  при, частиц  «не» и  «ни», когда каждый может проявить свою оригинальную авторскую мысль.

   Подобное сотворчество и на уроках литературы в старших классах благотворно влияет  на формирование духовного мира детей. В их сознании рождаются философские ассоциации, заставляющие размышлять о сложнейших проблемах человеческого бытия и демонстрировать при этом достаточно высокий уровень языковой компетентности, как в стихотворении одиннадцатиклассницы Дьяченко Дарьи:

                                         ***

                           Снова бой. Он не скончаем –

                           Ждать развязки и не чаем.

                           Свет и тьма, огонь и ливень

                           Не влекут, карая, гибель.

   

                           Беспрестанны их угрозы:

                           Миру – войны, счастью  – слёзы…

                           Бой идёт, и края нет –

                           Их борьба и есть наш свет.

                           Зло, добро неутомимы –

                           Снова порох в карабины…

                           Кто ж возьмёт победы груз –

                           Дьявол… или Иисус?..

                                       

   Наилучшие находки ребят, а иногда и забавные «решения» обсуждаются, вносятся в творческую копилку. Сотворчество излечивает детей от «фобии», боязни языка, формирует их языковую компетентность.

   В компетентном овладении языком важную роль играет и обсуждение фильмов, созданных в наше время по произведениям русских писателей XIX века.  Например,  известный всем фильм «Левша»  вызвал бурю эмоций у детей, которые с упоением дали оценку режиссерскому замыслу и игре актёров и сопоставляли его с шедевром Лескова.

   И, наконец, о роли учителя в формировании ключевых компетентностей учащихся. Безусловно, при этом коренным образом меняется позиция учителя – «дающего, несущего знание»  на  «получающего его вместе с учащимися».  Сначала всё это напоминает  «игру в исследователей», а затем становится серьёзной исследовательской работой детей и перерастает в создание проектов на самые разные темы. Но в основе любой  творческой работы лежит принцип античного философа Платона:

               …от красивых образов –

               к красивым мыслям,

               от красивых мыслей –

               к красивой жизни,

               от красивой жизни –

               к абсолютной красоте…

А красота, вы знаете, что сделает…

               

                       

                         

 

                           

                             

                                   

                                         

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование коммуникативной компетентности - одна из главных задач основной школы. Работа содержит теоретические сведения и конкретные рекомендации по организации образовательного процесса...

Формирование коммуникативных компетентностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Данная статья содержит материал,с которым я выступала перед своими коллегами и рассказывала о том, как я формирую коммуникативные компетентности у учащихся на уроках русского языка и литературы....

Презентация - методический проект "Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы"

Материал по методической теме"Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы" из опыта работы учителя  представлен в виде презентации....

Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы

Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их ...

«Использование интерактивных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

Обобщение опыта работы «Использование интерактивных методов обучения для формирования  ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы  и во внеурочной д...