Развитие творческих способностей обучающихся через использование нетрадиционных форм обучения на уроках литературы и внеклассной деятельности
статья по русскому языку (9 класс) на тему

....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedchtenie_doklad_lukonina_ssh_no34.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей обучающихся через использование нетрадиционных форм  обучения на уроках литературы и внеклассной деятельности

Алимова Людмила Андреевна

Учитель русского языка и литературы

                                Муниципального общеобразовательного учреждения

               «Средняя общеобразовательная школа №34

                         с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Старый Оскол

2015г.

        Одна из важнейших целей стоящей перед школой, - не только дать знания, а научить учиться, вооружать учащихся умениями и навыками работать с книгой, с иными источниками информации, работать самостоятельно и добывать знания не только в процессе обучения в школе, но и за ее порогом и, конечно же, развивать творческие способности детей.

Цель  работы – организация преподавания, способствующего повышению эффективности обучения и развитию творческих способностей.

Задачи:  используя традиционные и нетрадиционные формы и методы, внеклассную работу, икт, проектную деятельность,

 • систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления;

 • стимулировать процессы переключения, поисковой активности;

 • учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы;

 • находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Нетрадиционные формы обучения русскому языку и литературе. Понятие «нетрадиционные» формы обучения включает в себя такие организационные формы обучения, которые позволяют создавать на уроке атмосферу заинтересованного сотрудничества между учителем и учащимися. Раскрепощают школьников. Помогают им проявить свои способности. Это такие формы обучения как уроки-игры, уроки-лекции. уроки-семинары, уроки-диспуты, уроки-путешествия, интегрированные уроки и т.д..

Количество нетрадиционных уроков занимает спорную позицию среди методистов: одни склоняются к тому, что такие уроки  должны присутствовать в учебной программе лишь изредка; другие пытаются построить всю образовательную программу на уроках подобного типа. Это полюсные точки зрения, но, бесспорно, нетрадиционные уроки являются одним из видов уроков, они – требование времени, и отказаться от них невозможно. И современный урок литературы все чаще становится нестандартным (или нетрадиционным).

Нетрадиционные уроки достаточно традиционны по структуре. Но их содержание и средства его представления совершенно необычны, именно благодаря этой необычности содержания, методов и форм, урок придает необходимое ускорение развитию личности. Все зависит от того, какую позицию займет учитель.

При правильной подготовке такая форма проведения урока запомнится надолго, так как в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке урока, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы, субъект – субъектные отношения. Тем не менее, выбирая данный тип урока, необходимо помнить:

  1. нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто;
  2. не всегда содержание материала темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме;
  3. данные уроки требуют предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены;
  4. все содержание учебного предмета не может быть представлено через нетрадиционные формы

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся при организации нетрадиционной формы урока применяются современные педагогические технологии, такие как: развивающего обучения, игровые, проблемного, дифференцированного, информационного и проектного. А осуществить их можно через нетрадиционные уроки.

Что же дают нетрадиционные формы урока? Нетрадиционные формы урока формируют новые знания, закрепляют умения, осуществляют контроль навыков. Так, на интегрированных уроках, как на разновидности нетрадиционной формы урока, происходит систематизация знаний, их обобщение и повторение. На нетрадиционных уроках с применением игровых технологий происходит дедуктивный и индуктивный процесс формирования знаний.

В таблице приведены основные нетрадиционные формы урока.

Типы уроков

Виды уроков

Принцип создания

Урок изучения нового материала

Концерт,

Спектакль,

 Путешествие,

Турнир,

Конференция,

Видеоурок

Воспроизведение типичных атрибутов изучаемой эпохи, эффектный способ преподнесения темы.

Повторительно-обобщающий урок

Проблемный урок

Интервью,

Суд,

Дискуссия,

Исторический портрет,

Создание эффекта личного присутствия через анализ деятельности исторических лиц

Контрольный урок        

КВН,

Аукцион,

Викторина,

Конкурс знатоков,

Олимпиада

Игровые способы проверки знаний и умений.

Нетрадиционные формы урока - это, с одной стороны, возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности и выявить познавательный интерес. С другой стороны, нетрадиционная форма урока - это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей. В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т.д.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы, команды, экипажи, получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т.д.

Функции нетрадиционных форм урока заключаются в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством нестандартных методов обучения, активизации познавательной деятельности и формировании навыков общения и ориентации в изучаемом предмете.

Очень интересные нетрадиционные уроки можно проводить в 5-8 классах. Это уроки- путешествия, уроки- игры, уроки-«звездные часы» Сейчас, в век информатизации и компьютеризации, когда дети мало читают, такие уроки помогают привить интерес к чтению, стимулируют желание прочитать, ознакомиться. Часто уроки внеклассного чтения провожу в игровой форме. О том, что будут такие уроки, предупреждаю заранее, чтобы учащиеся успели прочитать нужное произведение.

Нетрадиционные формы урока литературы также уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: паломничество в места, связанные с жизнью и творчеством классиков, литературная прогулка, литературная гостиная, инсценировка.

Помимо всего прочего к нетрадиционным формам урока литературы относятся уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, бенефис, регламентированная дискуссия, телепередача. (Например, "Своя игра", которая проводится мною на этапе обобщения после изучения таких произведений, как "Обломов" И.А. Гончарова, "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского, "Война и мир" Л.Н. Толстого, "Отцы и дети" И.С. Тургенева.

Это и уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: учёный совет, следствие, дебаты в парламенте, суд.

Такая форма урока как заочная экскурсия изучена в методике преподавания литературы не до конца. Каждый методист, занимающийся этой проблемой, вносит свои элементы в замысел. Далеко не всегда имеется возможность организовать поездку для учащихся в родные места того или иного писателя. Задача учителя на уроке – заочной экскурсии – воссоздать в классе обстановку той эпохи, во времена которой творил изучаемый автор. Это поможет учащимся лучше понять произведение писателя, его позицию.

Внеклассная работа является неотъемлемой частью в развитии познавательных интересов и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы. В наше время, когда книгу, к сожалению, почти заменили телевизор и компьютер, когда в речи подростков много мусора, грязи, грубости, мало чистоты, полноценной правильной речи, остро ощущается необходимость развивать и коммуникативную компетенцию учащихся, прививать им любовь к правильной речи. Актуальнее всего решать данную проблему через систему внеклассной работы.

Ученик должен идти в класс с охотой, с желанием работать весь урок. Без этого невозможно получение знаний. И для нас, словесников, естественно стремление искать (и находить) новые эффективные приемы и средства обучения с тем, чтобы повысить грамотность учащихся, более успешно решать образовательные и воспитательные задачи. В этом помогает, конечно же, внеклассная работа, которая является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и представляет собой обязательный элемент оптимально организованного учебного процесса. Это мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету, расширения и углубления знаний, приобретаемых школьниками на уроках.

 Внеклассной работе я уделяю большое внимание, так как она способствует более глубокому осознанию приобретенных на уроке знаний, помогая тем самым качественнее усвоить программный материал, совершенствовать полученные навыки, расширяет кругозор учащихся, развивает их творческие возможности, повышает общую культуру.

Для себя определила следующие основные задачи внеклассной работы по русскому языку и литературе:

– осуществление нравственного, патриотического, эстетического воспитания школьников путем вовлечения их в разнообразные внеклассные мероприятия, связанные с приобщением к сокровищнице русского языка и литературы;

 – развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей;

 – активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся.

 – воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.

К подготовке, проведению внеклассных мероприятий нужно привлечь как можно больше заинтересованных, талантливых: учителей, библиотекаря, учащихся и родителей. Чтобы проводимое мероприятие было достаточно интересным, чтобы все получили настоящее удовлетворение от проведенного мероприятия, ставшего настоящим праздником, нужно работать всем. Цепочка “учитель литературы – библиотекарь – учащиеся – родители – учителя других предметов” должна работать бесперебойно. Только таким образом можно добиться определенных успехов, только таким образом мы сохраняем традиции, передаем из поколения в поколение.

Безусловно, внеклассная работа даёт возможность при равном праве участвовать в ней как хорошо знающих предмет учащихся, так и слабо обучающихся. Особую активность приобретает индивидуальный подход к детям: учет их интересов и запросов, опора на их инициативу и самостоятельность, стимулирование любознательности и познавательной активности. Каждое предложение, замечание, пожелание учащихся выслушивается, обсуждается, принимается к сведению и действию.

Связь внеклассной деятельности с работой в классе заключается в том, что знания, полученные учащимися на уроках русского языка и литературы, являются базой для внеклассного общения. Система внеклассных занятий складывается в соответствии с системой занятий на уроках. На них учащиеся вырабатывают идейные, нравственные и эстетические взгляды, нормы, концепции, делают выводы, сопоставляют и обобщают факты. В этом проявляется принцип воспитывающего обучения.

Принцип научности требует, чтобы внеклассные занятия строились на познавательной базе, а не превращались в средство забавы или развлечения. Любой материал внеклассных занятий, даже если он подается в неожиданной и необычной форме, соответствует научным данным без лишнего упрощения или усложнения.

Важное значение приобретает на внеклассных занятиях принцип наглядности. Научность, глубина излагаемого на внеклассных занятиях материала, выявление его практической значимости должны сочетаться с увлекательностью формы.

Внеклассная работа в большей мере, чем классная основывается на принципе занимательности. Этот принцип находит свое отражение в разнообразии и вариативности форм, методов, конкретных приемов, заданий, лингвистических игр, позволяющих с наибольшей эффективностью добиваться поставленной цели.

Определяя содержание внеклассных занятий нельзя не учитывать, что именно интересует учащихся, какие проблемы привлекают их прежде всего. С помощью опроса изучаю интересы детей. По направленности интересов выделила три группы:

1 группа : в рамках научно-творческого   общества “Поиск  ”, интересы направлены на изучение языковых явлений и русской литературы (дети желают расширить свои представления о жизни и творчестве писателей, времени создания произведений и т.д.; создают презентации, проектные работы; подготовка и участие в научно-практических конференциях; подготовка и участие в олимпиадах; )

2 группа: одаренные дети (их объединили научно-творческое общество “Искатель” нашей школы, агитбригада «Знатоки»; литературно-музыкальные композиции; театрализованные представления; тематические вечера; )

3 группа: творческие личности, пробующие себя в журналистике, поэзии, прозе  (кружок «Юные журналисты»; стенгазета «Око»; видеорепортажи со школьных мероприятий)

Исходя из этого и строю внеклассную работу отдельно с каждой группой ребят.

Виды и формы внеклассной и внешкольной работы многообразны. Наряду с уже установившимися, в известной мере традиционными формами, такими, как утренники и вечера, жизнь выдвигает новые пути приобщения учащихся к русской речи, к словесному искусству. Этому способствуют прежде всего средства массовой информации: кино, телевидение, радио. Появление множества интересных познавательных, интеллектуальных игр повлекло за собой совершенствование форм и методов внеклассной работы. А это, в свою очередь, привело к тому, что учащиеся стали добиваться неплохих результатов. И что, на мой взгляд, очень важно, с удовольствием и интересом участвуют в мероприятиях не только классного, но и школьного, районного, краевого и даже Всероссийского масштабов.

Большой интерес учащихся вызывают массовые мероприятия. Участие в школьном литературном бале, в постановке сценария  агитбригады, участие в Недели русского языка и литературы не только развивает познавательные способности учащихся, но и сплачивает ученический коллектив. Таким образом решаются важные задачи: воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.

Именно такая целенаправленная работа позволяет учителю выявить способных, талантливых детей, а им в свою очередь раскрыть свои творческие способности, окунуться в мир словесности вне школьной программы.

Акт творчества может происходить исключительно по внутреннему движению души. Развивать индивидуальные творческие способности, учить максимально эффективной их реализации, мне помогает то, что я становлюсь «изобретателем», а не «технологом». Творчество заразительно. И поэтому мои труды развивают в учениках неудержимую тягу к творчеству. Своим ученикам я предлагаю задачи, которые не решаются знакомыми методами. Под задачей понимается преодоление любого препятствия. Все это мне помогает развивать индивидуальные творческие способности моих учеников и помогает научить их максимально эффективно их реализовать.

Игра, учение и труд – вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребенка и к учению, и к труду, при этом сама игра всегда – немного учение и немного труд. Глубоко ошибаются те учителя, которые представляют игру лишь как забаву и развлечение. Я считаю, что игры могут и должны быть использованы в целях развития познавательных интересов, творческих способностей учащихся. Творчески развиваться – просто и интересно. В этом я убеждалась каждый раз, когда проводила викторины.

 На современном этапе развития общества мы наблюдаем отсутствие интереса к чтению. Сегодня ребятам хватает многочисленных информационных каналов: телевидение, компьютеры, видео- и аудио-продукция; наконец, увы, наносят урон полезному чтению псевдохудожественные издания. Я с уверенностью могу сказать, что чтение не ушло из жизни детей. Только изменилась структура чтения. Оно стало разделяться на деловое чтение – чтение для учебы в широком смысле и для будущей карьеры, и на развлекательное – для отдыха. Дети чаще выбирают первый путь, поэтому их интересуют книги, связанные с учебой. Я пытаюсь помочь своим ученикам – знакомлю их со справочной литературой, провожу презентацию книг.

Организация проектной деятельности школьников в учебном процессе. Новое время диктует новые задачи и заставляет нас уже не на словах, а на деле переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребенка. Поэтому никого не приходится убеждать в важности и необходимости использования в учебной и внеурочной деятельности метода проектов.

Главной идеей метода проектов является направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы. Дети, как отмечают многие ученые, уже по природе своей исследователи. Они с большим интересом участвуют в самой разной исследовательской работе. Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Целью проектной деятельности является успешность. Известно, что невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности, способствует развитию комплексов. Проектная же деятельность позволяет обрести ощущение своей значимости, независящее от успеваемости. Проект включает в себя следующие составляющие: проблема – планирование – поиск информации – продукт – презентация. Уже с первых дней пребывания детей в школе необходимо готовить их к проектной деятельности, развивая мышление, учить оценивать свою деятельность и деятельность других, формировать коммуникативные умения, лежащие в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения: умения спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться. («Как ты думаешь?», «Выскажи свое предположение, мнение», «Докажи, что я не права», «Задай вопрос товарищу», «Обсуди в паре, группе», «Найди ответ на вопрос» и т.д.)

 На уроке литературы после знакомства с частью произведения дается задание в группах из 4 человек придумать свои версии окончания, проиллюстрировав их. В итоге появляются новые сказки, рассказы, модели обложки, формы книг.

 Нетрадиционные уроки литературы – уроки творчества, уроки-сказки, уроки-концерты позволяют каждому ребенку проявить свои читательские, актерские способности. Объединившись в группы, дети самостоятельно составляют план, договариваются, распределяют обязанности, создают групповые проекты «Мир мифологии», «Мир Трёх Богатырей», «В Тридесятом царстве». Каждое решение уникально.  Работая в группах, дети понимают, что коллективно они могут создавать замечательные газеты, сказки, книги, инсценировки.

Уроки – исследования позволяют ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи. Поиск ответов приводит учащихся к выдвижению своих гипотез, учит искать источники информации, проводить несложные опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы.  Работая в группе, учащиеся не боятся неправильно ответить, сделать неверный вывод. Научиться видеть прекрасное в обычном, понимать, что одни и те же предметы могут у разных людей порождать различные образы и ассоциации, что собранные вместе предметы могут создать новую картину, - главная цель такого урока. Так постепенно мы входим в проблему – лучше создавать, чем разрушать. Ставим цель, намечаем примерный план действий. Во внимание берутся все предложения детей. Каждый из детей выполняет важную, интересную, значимую для него работу (делает эскизы презентаций, составляет план работы, ищет необходимую информацию, сочиняет текст, подбирает иллюстрации, ищет пословицы, поговорки, стихи.) Роль учителя же в управлении деятельностью, а не в подаче ее в готовом виде, в организации коллективных обсуждений при планировании, выборе пути решения, нахождении ошибок и способов их ликвидации, а не в навязывании своих. Для учащихся нужно быть равноправным партнером по учебному общению.

 Презентация (защита) проекта, как правило, осуществляется нами в форме выставки рисунков, альбомов, поделок, книжек - малышек, показа тех изделий, которые дети создали, театрализованного представления, спектакля, деловой игры с обязательным поощрением – вручением грамот, дипломов, благодарностей, подарков. Очень важно, что учащиеся на завершающем этапе получают удовлетворение от результатов своего труда, чувствуют атмосферу праздника оттого, что они доставили радость одноклассникам, сверстникам, родителям, учителю, ощутили потребность в тех работах, которые они создали. Учащиеся понимают, как много они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед своими одноклассниками, так как осознают, что если кто-то не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Дети видят, что существует множество вариантов решения одной и той же проблемы, и в этом случае проявляются их творческие способности.

Разные нетрадиционные формы уроков позволяют глубже раскрыть творческий потенциал учащихся, заставляют активнее общаться детей друг с другом, открыто выражать свои мысли.

    Уроки – диспуты позволяют сформировать умение слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения, развивать креативность мышления, толерантное отношение к позиции других. Например, при изучении литературы 19 века в 9 классе я провожу диспут на тему «Кто же герой нашего времени: Онегин, Печорин или…».

            Уроки - экскурсии заставляют учащихся не только развить свой кругозор, раскрыть творческий потенциал ребят, но и цивилизованно общаться между собой, вести себя в соответствии с требованиями этикета. Например, библиотечные уроки, проведённые в 6 классах, обогатили словарный запас детей, они узнали многое о литературе, расширив свой кругозор.

            Уроки - встречи повышают уровень креативности детей, заставляют по-новому взглянуть на современное творчество. Так учащиеся 8 классов на встрече , смогли по-новому взглянуть на поэзию, узнали о том, как рождаются стихи, после чего с удовольствием приняли участие в конкурсе чтецов.

На своих уроках я применяю различные методы обучения: вербальный, наглядный, метод групповой работы, метод проблемного изложения материала для формирования коммуникативной компетенции.

           Я считаю, что групповая работа  -  это один из лучших способов, дающий возможность детям строить отношения на основе толерантности. При работе в группах они вынуждены считаться с мнением каждого, отстаивать свою точку зрения, выдавать результат совместной деятельности.

            Уроки, начинающиеся с постановки проблемы, дают возможность реализовать формирование коммуникативной компетенции, заставляя школьников анализировать проблему, искать пути её решения, брать на себя ответственность за её решение и, конечно же, высказывать свои предположения, аргументируя их. Например, на уроке в 9 классе при изучении комедии Грибоедова  мы решаем проблему «А судьи кто?»

            Дидактические игры: шарады, анаграммы, кроссворды, ребусы - всё это активизирует речевое мышление детей, повышает уровень креативности

            Поэтапная работа с текстом: разбивка текста на части, составление плана, подбор нужного слова, элементы комплексного анализа текста. В данной работе нам очень помогают рабочие тетради с заданиями для комплексного анализа.

            Второе направление формирования коммуникативной компетенции - это этикет общения. Целью работы в этом направлении является обучение детей основам общения на принципах толерантности, подчинения нормам. Современное общество достаточно жёсткие нормы поведения, формулы общения между людьми. Данная работа осуществляется в нескольких направлениях:

            Заключение. В своей работе я  пришла к выводу, что в современной системе образования проведение уроков в нетрадиционной системе должно иметь место. Проанализировав  имеющуюся литературу различных точек зрения по вопросу о составляющих творческих способностей, сделала вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, важным является выделение творческих воображений и качества творческого мышления как обязательных компонентов творческих способностей.

 И одна из важнейших целей стоящей перед школой, - не только дать знания, а научить учиться, вооружать учащихся умениями и навыками работать с книгой, с иными источниками информации, работать самостоятельно и добывать знания не только в процессе обучения в школе, но и за ее порогом и, конечно же, развивать творческие способности детей, решается и будет решаться в дальнейшем.

Я считаю, что проведенное мною исследование актуально и имеет ценность для дальнейшего развития данной темы.   

                           

Выводы: Урок является основной формой организации обучения в школе. Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обучения. Свобода, творчество, развитие – понятия взаимосвязанные. Развивается лишь тот, кто создает и творит новое, кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира.

 Нетрадиционные уроки развивают умение сравнивать, анализировать, способность видеть проблему, высокие эстетические ценности, развиваются гибкость, законченность, то есть дивергентный способ мышления, формируют у учащихся понимание представленной информации, помогают закрепить и, что более важно, активизировать полученные ребятами знания.

                   

Библиографический   список:

  1. Аненкова,Е.И. Анализ художественного произведения: Художественное произведение в контексте творчества писателя: Книга для учителя/ Е.И.Аненкова, Э.М.Румянцева, М.Л.Семанова; Под ред. М.Л.Семановой. – М.: Просвещение, 1987. - 176с.
  2. Бережная,И.Д. Литература. 9-11 классы: уроки исследования / авт. сост. И.Д.Бережная. – Волгоград: Учитель, 2008. – 149с.
  3. Божко.А.М., Кирсанова М.И. Литература. Нестандартные уроки.-Учитель.-Волгоград.-2009.
  4. Горшков, А.И. Русская словесность: От слова к словесности: учебное пособие для учащихся 10-11 кл. шк., гимназий и лицеев гуманит. направленности. – М.: Просвещение, 1995. - 336с.
  5. Каплан, И.Е. Анализ произведений русской классики: Школьный курс: Книга для учителя, старшеклассника, абитуриента. – М.: Новая школа, 1997. – 144с.
  6. Максидонова,Л.Г. Конспекты уроков для учителя литературы. 11-й класс. Серебряный век русской поэзии. / Под ред. Л.Г.Максидоновой: В 2ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – ч.2 – 224с.
  7. Роткович Я.А. Классная и внешкольная работа по литературе/ под ред. Ротковича Я. А.- М.- 1970
  8. Смелкова З.С. Современный урок русского языка и литературы/ под ред. Смелковой З.С.- Л.- 1990
  9. Шапошникова,В.В. «И все души моей излучины…». Методическое пособие по литературному анализу в 11 классе. 3-е издание. М.: «Московский лицей», 2001. – 132с.