Опыт работы учителя музыки "Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий"
статья по теме

Никитина Марианна Валерьевна

Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_obuchayushchihsya.docx27.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей обучающихся                                  через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий»                                                          

                                   Творчество - момент создания будущего в настоящем.

Джон Денискар  

      Одна из актуальных проблем современного общества -                  формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Известно, что именно в детстве закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера, складываются многообразные отношения с окружающим. 

       Проблема развития творческих способностей учащихся не нова, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки обучающихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных творчески мыслящих людей.

        Решение данной проблемы возможно при создании гибкой интегрированной общеобразовательной системы, успешно развивающей творческий стиль мышления, умения анализировать проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, прогнозировать и обобщать информацию. Создание такой системы, формирующей у ученика целостное восприятие картины мира – главная цель большинства инновационных технологий.                                                                                      

       МОУ «Мошокская средняя общеобразовательная школа» расположенна в сельской местности. Это общеобразовательное учреждение со смешанным контингентом обучающихся, где обучается 162 человека, среди которых одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно – развивающем обучении. 63 обучающихся из 17 населенных пунктов, расположенность которых от 3 до 25 км. от здания школы. Многие родители безработные, поэтому семьи живут за счет подсобного хозяйства, сбора ягод и грибов в летний период. У многих родителей нет возможности для того, чтобы дети смогли посещать учреждения дополнительного образования, расположенные в 40 км. от места расположения школы. Часто дети представлены сами себе.

       Предложенный опыт нацелен на создание условий в сельских школах для развития творческих способностей детей через различные формы урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Изучение любого нового вопроса требует тщательной подготовки, глубокой продуманности, ориентации на  всех и на каждого.

      Школа является культурным центром села, оказывает значительное влияние на формирование духовного облика его жителей.              

      Как учитель музыки понимаю, что в сельской школе должны быть более масштабные задачи в музыкальном воспитании, и поэтому:                                            - урочная, внеурочная и внешкольная деятельность должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы;                                                                                             - урок нельзя разграничивать на различные виды деятельности, нет главного среди них, все подчинены единой цели: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

      Отсюда вытекает конечная цель – музыкой воспитать Человека. Через музыку влиять на внутренний мир ребенка, его нравственность, духовное начало. Своей любовью к музыке «заразить» всех местных ребятишек.

      На протяжении уже многих лет работы в школе в качестве учителя музыки меня изначально занимали вопросы: как сделать свои уроки более эмоциональными, запоминающимися? Что сделать, чтобы ребенок шел на встречу с настоящим, подлинным искусством в предвкушении нового, захватывающего, созвучного с внутренними побуждениями и желаниями? Как сделать, чтобы в наше время, когда в обществе царят беспредел и жестокость, а многие привычные для нас вещи теряют свои ценности, уроки искусства вызывали положительные эмоции, возбуждали интерес, стремление к творчеству?  

      Главное для достижения положительных результатов  должны быть продуманы и взаимосвязаны – урочная и внеурочная деятельность, цель и задачи, содержание и структура, средства и методы. Для успешного решения задач музыкального воспитания требуется глубокое изучение произведений, их отбор в соответствии с возрастными особенностями учащихся, их музыкальной подготовкой.

      Музыкальная работа состоит из трёх взаимозависимых и взаимосвязанных блока:                                                                                                                                                             - учебная деятельность;                                                                                                       - внеурочная деятельность;                                                                                                           - внешкольная деятельность.                                                                                                  1. Учебная деятельность на уроках музыки включает следующее:                         разработка и защита учебных проектов, рефератов, музыкальная олимпиада, предметная неделя «Музыка», интегрированные  уроки, выставки, конкурсы.                                                                  2. Внеурочная деятельность:                                                                                               кружковая работа, тематические классные часы, фестиваль патриотической песни, праздники, литературно-музыкальные композиции, шоу-программы, профильный музыкальный отряд летнего оздоровительного лагеря, школьная газета.                                                                                                                             3. Внешкольная  деятельность:                                                                                              - Совместная организация и проведение внешкольных мероприятий: концерты, митинги, фольклорные праздники, фестивали.                                                - Творческие встречи с интересными людьми:                                                                                    с исполнителями Владимирской областной филармонии,  Школы искусств,                                                                                                              с писателями Владимирского края, ветеранами, представителями творческих профессий, выпускниками.                                                                                       - Совместная организация и проведение операций: «Пусть музыка звучит!», «Радуга талантов».

         Радость познания – важная составная часть урока. Творческое развитие учащихся более эффективно, если заинтересовать учеников самим процессом обучения. В этом я вижу большой прогресс в музыкальном образовании сельских школьников, а огромную помощь в этом начинают оказывать современные технологии:                                                                                                              - информационно-коммуникативные технологии;                                                                                                                                                                                                                   - технология критического мышления;                                                                                                                                                                                                                                                                                                    - метод интегрированного урока;                                                                                                                                                                                                                                                                                                - компетентно-ориентированное обучение.

         Насколько необходимы новые музыкальные технологии сельским детям? Удаленность сельских школ от очагов культуры не должна влиять на уровень духовно-культурного развития детей, а значит именно в сельской школе информационные и музыкально-компьютерные технологии должны стать приоритетными.

         По моему мнению, современный урок музыки, это урок, который насыщен новыми приемами педагогической техники на всех его этапах.

Например:

- В первом классе при изучении темы «Музыкальная азбука» использую мультимедийную презентацию, это акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает освоению музыкальной грамоты, обеспечивает введение учащихся в мир искусства.

- Во втором классе, при знакомстве учащихся с симфоническим оркестром я использую готовую продукцию Школы развития личности Кирилла и Мефодия «Учимся понимать музыку», урок № 2 «Симфонический оркестр». Перед детьми очень наглядно представлены: весь оркестр, группы инструментов, предложено звучание каждого инструмента, что очень удобно для учителя и дает детям полную картину мира симфонического оркестра.

- В четвертом классе при изучении темы «Герои земли русской» я использую урок № 6 «Музыка для симфонического оркестра» для демонстрации видеофрагмента х/фильма «Александр Невский».

- «Шедевры музыки» «Кирилла и Мефодия» уникальный мультимедиапродукт, позволяющий использовать произведения классической музыки на уроках и во внеурочной деятельности. Здесь можно послушать произведения выдающихся композиторов – Баха, Бетховена, Моцарта, Чайковского, Мусоргского и другие. Здесь много текстовой информации, музыкальных игр, видеофрагментов, все это оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области культуры и искусства.

        Богатейшее поле деятельности для детей дает программа по музыке Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. составленная в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского.    Можно играть с учителем в четыре руки (хотя никогда не учился этому), вырастить из «интонационного зерна» свою собственную мелодию (стать на миг композитором), слушая музыку, нарисовать в своем воображении самые разные картины (попробовать себя в изобразительном искусстве) и даже потанцевать на физкультминутке.                                                                                                 Например:                                                                                                                                  - В 1 классе на первом уроке первое музыкальное задание – учимся слушать тишину.  Чтобы учиться было интересно, играем в игру «Кто дольше слышит звук». Играю на инструменте один звук, прошу слушать и поднять руку тогда, когда дети перестанут слышать его. Сначала получается не у всех, потом лучше и лучше. Так наступает в классе тишина, которая необходима для восприятия музыки. Дальше пробуем пропеть этот звук на «а», как бы продолжая звучание инструмента. Красиво получается не сразу, дети это замечают сами. Значит, надо поучиться.    

         Изучая музыку, ребята с первого класса должны почувствовать, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь. Сопоставление музыки и жизненных ситуаций всегда увлекает ребят, делает более доступными для них многие музыкальные понятия.                                                                                                                                                    Колыбельная песня это начало начал в воспитании человека человеком. Может быть в том, что наши современные дети лишены материнских колыбельных песен, и кроется одна из причин всевозрастающей духовной глухоты нынешних поколений ребят? Любви надо учить и учиться…                  Например:                                                                                                                          - Во втором классе предлагаю на минутку закрыть глаза, представить себе мамино лицо и послушать, какая музыка звучит внутри нас. Она, конечно, будет тихая, нежная, ласковая, добрая и красивая,  как мама. Прозвучать она может не только в голосе, но и в движении рук, в убаюкивающем покачивании корпуса, даже просто во внутренней сосредоточенности, отраженной на лицах ребят. На уроке дети сочиняют, поют и укачивают свою любимую игрушку, потом дома исполняют маме, это становится отражением того самого чуда рождения музыки из чувства любви и красоты, к которому они прикоснулись.                                                                                                            – В четвертом классе после знакомства с жанром «Частушки» перед учащимися ставится вопрос: «Используется ли этот жанр в наши дни?» Получив положительный ответ, предоставляется возможность создать современную частушку на близкую им тему (о школе, об учителях, о маме, о туристическом слёте) или начало частушки даю сама, а продолжают дети. И конечно исполнить свою частушку, аккомпанируя на музыкальном инструменте, которые также сами изготавливают.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   - В пятом классе с огромным увлечением и интересом проходят уроки, посвященные военной тематике: «О подвигах, о доблести, о славе...», знакомство с оперой С.С.Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» с чтением отрывков из книги Б.Полевого и просмотром кинофрагментов из одноименного фильма, слушание масштабного произведения Седьмой Ленинградской симфонии Д.Д.Шостаковича и выполнением исследовательской работы по поиску материала об участии родных и близких людей самих учеников Великой Отечественной войне.

        Использую задания творческого характера, при выполнении которых учащиеся должны опираться на накопленный опыт предыдущих лет, пробуют сами рассуждать, анализировать, сопоставлять.                                                Это сочинения – размышления на темы: «Звучит нестареющий Моцарт!», «Поют барды», «Великие наши «современники», «Чудесное воздействие музыки», «Современна ли музыка Баха?»  

       На уроках музыки для развития музыкально-творческих способностей используются творческие приемы и формы игровой деятельности. Это различные двигательные, ритмичные и вокальные импровизации, сочинение музыкальных фраз и предложений, игры на определение лада музыкальной пьесы и другие. На основе полученных знаний в области музыкальной грамотности, ребята самостоятельно придумывают музыкальные примеры, ребусы, кроссворды и решают их.
     Современных подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.                                                               Поэтому использую нестандартные формы уроков: Урок - дискуссия, урок - путешествия, урок - викторина, урок — состязание, урок - концерт, игра «Два рояля»; «Угадай мелодию», а также различные творческие задания, направленные на развитие творческого мышления и творческих способностей.                                                                
 

      Для развития критического мышления учащихся, понимания и осознания темы, использую приёмы: «Синквейн», «Кластер», «Инсерпт», «Эссе», «Ключевые слова», «Верите ли вы».

Например:

- «Инсерпт»: при разучивании песни используем цветные ручки для работы с текстом (обозначаем паузы, повышение и понижение интонации, динамику, акценты);
- «Кластер»: как проверочная работа или закрепление материала, например: тема «Творчество В.А.Моцарта»;                                                                                          - «Корзина»: при объяснении нового материала, использую готовые карточки-термины, которые ребята находят в общей стопке и выбирают те, которые характерны теме;                                                                                                          - «Синквейн» на любую музыкальную тему: «Оркестр», «Орган», «Петя и волк», «Барды».

        Для заключительного урока-концерта ребята составляют концертную программу, куда включают те произведения, которые хотели бы исполнить на последнем уроке для родителей и гостей. Программа творчески, красочно оформляется, указываются 10 любимых музыкальных произведений года. Ребята с большим удовольствием выполняют эту работу, с привлечением родителей. А лучшие концертные программы используем на последних уроках и на концертах для сельских жителей.

        Разные приёмы поощрения помогают завершить урок на высокой эмоциональной ноте: прикосновение, поощрение-сюрприз, нетрадиционное словесное поощрение, музыкальная заставка. Через прослушивание, анкетирование, тестирование ищу индивидуальный подход к каждому. Постоянно внушаю детям: «Здесь все талантливы», «Умей выразить себя».

        Развивать творческие способности обучающихся продолжаю во внеурочной и внешкольной деятельности.

        Несколько лет подряд к нам в школу приезжают солисты Владимирской областной филармонии с концертными программами:                                                                                                  - «Классические миниатюры»;                                                                                                                                 - «Музыка как средство эмоциональной выразительности»;                                      - «Это было недавно, это было давно»;                                                                     - «Родные напевы».                                                                                                                                                                                                    После выступлений ребята общаются с заслуженными работниками культуры РФ, с дипломантами Международных фестивалей, конкурсов и берут автографы. На уроках ученики делятся мнениями о прослушанной музыке и просят ещё раз послушать музыку, которая понравилась. Всё это помогает расширить музыкальный кругозор детей.

         В нашей школе каждый ребёнок может показать себя как певец, музыкант – исполнитель, артист.

         Более двадцати лет в школе работают музыкальные кружки: хоровой по возрастным группам, вокальный «Звонкие голоса», кружок «Юные гитаристы», начальный этап обучения игры на аккордеоне и фортепиано.                 Занятия кружков строю таким образом, чтобы в них присутствовали три элемента:                                                                                                                     - Музыкально - теоретический (изучение основ теории музыки);                                         - Музыкально - исторический (беседы о возникновении и развитии музыкальных инструментов: фортепиано, аккордеон, гитара и исполнительства; о композиторах; о певцах);                                                         - Практический (основы игры на музыкальных инструментах, вокально-хоровая работа).                                                                                                                  Необходимость в первых двух элементах занятий вызвана тем, что без основ музыкальной грамоты и бесед о музыке серьёзно заниматься музыкальным исполнительством считаю нецелесообразным. Практические же элементы занятий позволяют поддерживать в ребятах их естественное желание поскорее научиться правильно играть на музыкальных инструментах, петь и выступать. На музыкальных занятиях продолжаю через музыку оказывать влияние на внутренний мир ребенка, его нравственность, духовное начало. 

       Творческий потенциал детей раскрывается сочинением авторской музыки. Ежегодно, на районных конкурсах патриотической песни дети исполняют произведения собственного сочинения и завоёвывают призовые места. Своей любовью к музыке, игрой на музыкальных инструментах стараюсь «заразить» всех местных ребятишек. Все желающие приобретают первоначальные навыки игры на музыкальных инструментах: фортепиано, синтезаторе, гитаре, аккордеоне и  самостоятельно аккомпанируют на концертах.

        Совместно с Домом культуры организуем встречи с выдающимися музыкантами «Играй, гармонь!», с писателями Владимирского края, проводим фольклорные праздники, митинги, концерты для детского сада, ветеранов войны и тыла, населения, родителей, для различных школьных и районных мероприятий. Выезжаем с отчётными концертами в ближайшие населённые пункты.

        Ежегодно при школе в летнем оздоровительном лагере организуется работа профильного музыкального отряда «Фабрика звёзд», «Мир искусства», «Лира», где становились победителями районных и участниками областных конкурсов оздоровительных лагерей. Программу музыкального отряда разрабатываю самостоятельно, продолжая музыкой воспитывать Человека.

        Большая радость для меня, что учащиеся, с которыми я работаю, ждут встречи с музыкой, с прекрасным. Кроме того, приятно знать, что мои ученики успешно используют знания,  полученные на уроках музыки, на других предметах и успешно продолжают обучение после школы.

        Развивая музыкально - творческие способности у учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности.
    Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Развитие одаренности школьников через систему урочной и внеурочной деятельности филологического образования"

Выступление на педагогической конференции о работе с одаренными детьми на уроках русского языка....

Физическое воспитание обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

Интеграция в образовании - создание единого педагогического пространства, в котором происходит нравственное развитие, образование и оздоровление школьников через различные формы деятельности. ...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по физической культуре

Формирование ключевых компетенций  обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является в...

"Создание здоровьесозидающей среды в урочной и внеурочной деятельности посредством использования постерной технологии"

Целью настоящих рекомендаций является оказание методической помощи учителям истории и обществознания, работающим в школе, для использования на уроках и во внеурочной деятельности. В рекомендациях обоз...

Развитие учебной мотивации через систему урочной и внеурочной деятельности

Чтобы активизировать мыслительную деятельность ученика, нужно выбрать такую форму работы на уроке, способную заинтересовать учащегося с любым уровнем подготовки, вовлечь весь класс в совместный процес...