Выступление "Развитие одаренности школьников через систему урочной и внеурочной деятельности филологического образования"
статья по русскому языку (7 класс) по теме

Выступление на педагогической конференции о работе с одаренными детьми на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_po_teme_razvitie_odarennosti_shkolnikov.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение    «Дегтяревская средняя общеобразовательная школа»

Выступление на педагогических чтениях

«Развитие одаренности в условиях сельской школы»

«Развитие одаренности школьников

через систему урочной и внеурочной деятельности

филологического образования»

Дегтярева Татьяна Анатольевна

Учитель русского языка и литературы

2014

Аннотация.

В докладе представлена система работы учителя-словесника с одаренными детьми. Указаны документы, на основании которых ведется работа, определены проблемы. Автор описывает  возможности использования информационных технологий, метода проектов   в работе с одаренными детьми по следующим направлениям: организация мотивационной работы, выявление (диагностика) одаренных детей, психологическое и образовательное сопровождение обучения и развития одаренных детей через урочную и внеурочную исследовательскую деятельность.

  1. Введение.

  1. Актуальность выбранной темы.

Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа” акцентирует  внимание на то, что ключевой характеристикой современного российского образования становится  формирование творческих компетентностей у обучающихся. Одним из направлений инициативы является формирование разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Отсюда вытекает одно из направлений работы школы: создание условия для оптимального развития одаренных детей. Данная  работа строится на  основе следующих документов:

  1. Закона РФ «Об образовании».
  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  3. Федеральной целевой программы «Дети России» (подпрограмма «Одаренные дети»).
  4. Указа  Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы
  5. Методических рекомендаций по вопросам взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей
  1. Основные  проблемы, противоречия, их обусловленность.

Согласно Закону об образовании (ст. 19) стандарт одинаков  для любой школы, не зависимо от её месторасположения. В то же время содержание и организация учебно-воспитательного процесса специфична  в сельской школе, что определяется комплексом объективных и субъективных факторов,

Так к данным факторам можно отнести:  устаревшую материально-техническая базу, слабое кадровое обеспечение, отсутствие или недостаточное развитие современных коммуникаций, низкое качество образования.

Поэтому, на наш взгляд,  именно перед сельским учителем стоит следующая задача: обеспечить   каждому ребенку достижение максимально возможного для него уровня развития, создание условий для наиболее полного раскрытия индивидуальных способностей учащихся в условиях  сельской школы.

II. Организационно-педагогические условия и механизм реализации работы  

Каждому человеку природой заложены способности, которые обеспечивают успешную деятельность человека в той или иной сфере. Дело учителя – развить их,  максимально реализовать в ходе обучения. Учителю-словеснику сделать это сложнее, чем другим педагогам, так как в современном мире все меньше и меньше становится тех, кто трепетно относится к художественному слову. Отсюда и вытекает специфика работы учителя-словесника. Главная заповедь – работа должна быть интересной, творческой, учитель сам должен работать творчески, тогда ученика можно зажечь, помочь ему раскрыться.

Вторым составным элементов работы с одаренными детьми можно считать грамотную организацию мотивационной работы. Повышение  мотивации изучения русского языка и литературы, развитие интереса к предметам достигается через использование как ИКТ, так и  проектного и проблемного методов  обучения.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Так, например, в ходе изучения романа Булгакова «Мастер и Маргарита» учащимися был выполнен мини-проект «Формула любви по Булгакову». Для выполнения данного проекта ребята изучили роман, самостоятельно разработали анкету для сверстников и людей старшего поколения, провели её, обработали, представили результаты своего исследования на уроке, и вывели «формулу». Проведенная контрольная работа по данному произведению показала высокий результат изучения произведения. И общая, и качественная успеваемость составила 100%, что значительно выше по сравнению с прошлым годом, когда уроки проводились в иной форме.

 Современные  тенденции социального развития ставят перед образованием новые задачи – отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным и талантливым детям. При решении данной проблемы встал вопрос о разработке программы выявления одаренных детей. Нами  была разработана программа диагностики одаренного ребенка.

В  ходе проведения диагностических исследований  были выявлены одаренные дети,  имеющие  интеллектуальный и художественный (литературный) тип одаренности: Абдуллина Гульназ, Абсалямова Зухра.  На основе данных диагностик  были составлены Индивидуальные педагогико - психологические  карты одаренного ребенка, которые позволяют  реализовать его интеллектуальный потенциал в процессе обучения через реализацию индивидуального образовательного маршрута.

В  этом учебном  году был  составлен индивидуальный план работы с Абдуллиной Гульназ по русскому языку и литературе. Основная цель такой работы - это формирование навыков и умений самостоятельной работы с учебной, научной  литературой. Для достижения данной цели для ученицы были разработаны индивидуальные образовательные маршруты изучения отдельных тем по русскому языку.

Работа по индивидуальному маршруту строится по определенной схеме.  В маршрутной карте указаны темы, задачи, источники, как книжные, так и электронные, (обучающие сайты, электронные учебники),  минимум упражнений и конечный продукт. Конечным продуктом  может быть как  выполненный тест, так и сводная таблица, алгоритм, схема, кластер.

Промежуточным звеном в реализации ИОМ  на каждом уроке является  проведение  консультации по тому или иному возникшему вопросу, а так же контроль уровня  усвоения материала. Тестирование проводиться как в письменной форме, так и в форме решения он-лайн тестов, где ребенок получает не только оценку, но и комментарий к работе.

Увеличение темпа изучения учебного материала позволяет увеличить количество часов на развитие речи.  Итоги работы по ИОМ представлены в таблице:

Вид работы

Результат

Диктант по теме «Причастие»

5

Итоговый диктант за первое полугодие

5

            Результатом работы с девочкой также является то, что на сборах одаренных детей в январе 2014 года  в интеллектуальном конкурсе она заняла призовое место

Развитие способностей второй одаренной ученицы  происходит через организацию исследовательской работы.

В прошлом году  для исследования была выбрана тема «Использование заимствованной лексики в названиях профессий». Результатом  данной работы стал «Словарь заимствованных названий современных профессий», который в дальнейшем был презентован на классном часе в 11 классе. В декабре 2013 года Зухра представила свою работу на школьной научно-практической конференции в.

 Абдуллиной Гульназ так же в соответствии с её увлечением было предложено несколько тем для исследовательской работы. После обсуждения была выбрана тема «Использование авторских знаков препинания в творчестве А. С. Пушкина».  Разработан индивидуальный план подготовки к участию в научно-практической конференции.  По данному плану наша работа должна быть готова к ноябрю 2014 года и представлена на научно-практической конференции.  

 Детям важно, чтобы их успехи были реальны и  заметны для окружающих. Поэтому привлекаем способных и  одаренных учащихся к участию в дистанционных конкурсах

В  2012-2013 году    мы приняли  участие в дистанционном  конкурсе

«Фестиваль русского языка - 2012». Учащиеся выполнили тест и написали эссе на предложенную тему и получили рецензии от высококомпетентных членов жюри, которые прокомментировали каждую работу.

 Обучающиеся принимают участие  в конкурсах различных уровней: Областной конкурс  буктрейлеров, где был представлен   ролик по книге «Мастер и Маргарита», результат -  диплом  II степени, конкурс сочинений «Мой край родной», Международная  олимпиада «Русский медвежонок»,  Муниципальный  этап Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе,  Отборочный  тур очно-заочной школы «Первые 
шаги в науке», Всероссийский  конкурс  «Кириллица». В конкурсе «Кириллица» максимальный балл 19 из 20 получили ученицы две ученицы 7 класса Абдуллина Гульназ и Ташбулатова Катерина.

III. Заключение

   Таким образом, работа с одаренными детьми  - это сложный и никогда не прекращающийся процесс.  Он требует от учителя личностного роста, постоянно обновляемых знаний в области педагогики и  психологии, умения наладить тесную связь со всеми участниками образовательного процесса, а именно:  тесного сотрудничества с психологом, педагогами, администрацией и с родителями одаренного ребенка.  Нужно помнить, что только высоко  одаренные  люди способны внести наибольший вклад в развитие общества  и  «не развивать таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства». Не зря еще в 18 веке русский философ Петр Яковлевич Чаадаев сказал: «Нет более огорчительного зрелища в мире нравственном, чем зрелище гениального человека, не понимающего свой век и свое призвание».

И свою задачу я вижу в  том, чтоб раскрыть и развить задатки, заложенные природой и создать условия для успешной  социализации ребенка в современном мире.

Используемая литература

  1. Давыдов В.  В. Теория развивающего обучения. М.,1996.
  2. Диагностика детской одаренности. Методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми. Курган, 2009г. – 36с
  3. Левашов В.К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и прогнозирование? // Психологическая наука и образование. 2009. № 4.
  4. Парето В. Компендиум по общей социологии. М., 2007.
  5. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 2003.
  6. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М., 2002.
  7. Рубцов В.  В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М., 2008.
  8. Юркевич В.  С. Одаренные дети и интеллектуально-творческий потенциал общества // Психологическая наука и образование. 2009. № 4.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Абдуллина Гульназ

ученица 7 класса

МАОУ «Дегтяревская СОШ»

Сочинение «Мой край родной»

Удивительное слово – родина! Достойное уважения и любви. Каждому человеку дорого то место, где он родился, где рос, где стал человеком. И лучшее место для человека на земле — его родной край.
Тоболтура!  Именно здесь  я родилась. Именно здесь я сделала  свои первые шаги, сказала первое слово, начала обучаться жизни. Здесь мне пела колыбельный песни моя мама. Здесь мои родственники, друзья, одноклассники, знакомые. С ними было проведено много времени, и с этими людьми связано много приятных впечатлений и воспоминаний; смешных моментов, которых никогда не забыть; улыбок, смеха и просто приятных минут общения.

Родной край - особенное место, где все для тебя родное, близкое. Будет больно когда-то уезжать отсюда, но кто сказал, что вернуться сюда нельзя? 
Каждый человек имеет место, куда ему хочется вернуться, где он родился. Почему же малая родина  так манит к себе? Почему о ней тоскуют на чужбине? Возможно, потому, что окружающий мир предстал во всей красе именно в этих краях, здесь человек впервые познал его. Здесь маленький человек в первый раз увидел солнце и голубое небо, услышал шум дождя, впервые пошел в школу и узнал, что такое дружба и жизнь. 

Прекрасна наша деревня в летнюю пору, когда палисадники благоухают разнообразием цветов.  Как приятно пробежаться ранним утром по росе, услышать песню соловья. А первая душистая земляника, кажется, нет ароматнее и вкуснее этой ягоды. Но в след за земляникой поспевает черника, голубика, а за ними и первые грибы. Наши леса - это кладезь витаминов. А еще мне очень нравиться летний теплый ливень, которого с таким нетерпением ждет земля. После такого дождя так легко дышится, и кажется, что вместе с тобой радуется каждая травинка, каждый листочек.

Люблю я и зиму. Если учитывать то, что живем мы на севере, то они  у нас достаточно холодные и длинные. Но это ничуть не портит впечатление. Снег, застывший на деревьях,  заставляет смотреть и удивляться необычайным причудам природы. Вьюга, завывающая ночью, кружится в снежном  танце, бьется о стекла, завораживая. Просто удивительная картина метели восхищает  своей красотой. И темным вечером около потрескивающей дровами печки слушаешь её завывание и кажется, что слышишь: 

Туган якка юл тотамын, туган як, туган як, 
Ин гузэл газиз якка, туган як, туган як, 
Жир жилэклэре пeшкэнче, туган як, туган як, 
Ашыгам каенлыкка, туган як, туган як. 

Но особенно прекрасна наша  природа в весеннюю пору. Можно  часами сидеть на берегу тихого, спокойного Тобола, несущего куда-то на север свои воды, и смотреть, как тянутся высоко над головой белые, пушистые облака, как зеленеет трава на лугах и как распускаются цветы весны. В такие минуты предстаёт перед внутренним взором вся необъятная наша страна с её просторами и синеющими далями, которые куда-то манят и зовут. Каждая такая минута прибавляет ещё одну крупицу к нашей любви и укрепляет сознание, что жизнь вне неё и без неё – невозможна и бессмысленна. Ничто не сравнится с этой красотой природы, которая меня окружает. 

Я уверена, у каждого человека есть такой уголок, который завет тебя издалека, который предаст сил, когда тебе плохо, поддержит тебя, когда уже кажется, что ты остался совсем один. И пока стоит на земле твой дом детства, пока растет березка за твоим окном, ты понимаешь, что ты не один, у тебя есть поддержка и опора, есть тот уголок, где тебя ждут не смотря ни на что и верят в тебя.


Индивидуальный маршрут изучения  темы

«Орфограммы в наречии», 7 класс

Тема

Предмет изучения

Знать-уметь

Форма работы

Источники теории

Практическая работа

Результат

1

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е

Условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями; слитное и раздельное написание не с прилагательными

Знать правило написания не с наречиями. Уметь правильно писать не с наречиями на -о и -е;

разграничивать наречия с не и краткие прилагательные с не

 Работа  с правилами, составление алгоритма, работа с интерактивной таблицей http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/055e26ea-ba55-44e0-a4a6-fb99979426c1/%5BRUS6_118%5D_%5BIA_085%5D.swf

П.38 страница 101,

«Русский язык» В. В. Бабайцева  страница 128

Упражнение 244

Составление опорной схемы

Тест  http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test83.xml

4, 5

1

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

Условия выбора букв е и ив приставках не- и ни- отрицательных наречий; составление связного текста по заданной теме

Знать правило выбора гласных в приставках не-и ни-. Уметь выбирать и писать буквы е и и приставках отрицательных наречий

Работа с учебником, составление теста

П.39 страница 104,

Упражнение 254

Правило

1

Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е

Условия выбора одной и двух н в наречиях на -о и -е

Знать условия выбора н и нн в наречиях на -о и -е, в причастиях и прилагательных. Уметь конструировать предложения с одинаково звучащими причастиями и наречиями

Повторить Н. НН в прилагательных и причастиях Сравнительный анализ, тренировочные упражнения

П.40 страница 106,

«Русский язык» В. В. Бабайцева  страница 128

Упражнение 259

Тест (ГИА)

http://ege.yandex.ru/russian-gia/question/A7/1/

5

1

Буквы о и е после шипящих на конце наре чий

Условия выбора о и е после шипящих на конце наречий

Знать условия выбора о и е после шипящих на конце наречий! 

Уметь применять изученное правило на письме, находить изучаемую орфограмму в тексте; рецензировать работу товарища

Повторить О и Е, Ё в суффиксах, в окончаниях, в корнях частей речи

П.42 страница 109

«Русский язык» В. В. Бабайцева  страница 128

Упражнение 267

Общая таблица

1

Буквы о и а на

конце наречий

Условия выбора

букв о и а на конце

наречий

Знать условия выбора

букв о и а на конце наре-

чий.

Уметь применять

изученное правило на -

практике

П.43  страница 110,

«Русский язык» В. В. Бабайцева  страница 128

Упражнение 271

2

Дефис между частями слова в наречиях

Условия выбора

дефиса между частями -

слова в наречиях -

Знать условия  

выбора

слитного, раздельного и

дефисного написания

наречий.

Уметь правильно писать

слова с изучаемой

орфограммой; отличать наречия-с приставкой по- от прилагательных с предлогом; конструировать предложения по схемам

Интерактивная таблица http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/34bbdbb7-84ae-4b8e-a9b4-af64f7e2f9e8/%5BRUS6_118%5D_%5BIA_090%5D.swf 

П.44 страница 112,

«Русский язык» В. В. Бабайцева  страница 129

Упражнение 278, 279

тест

1

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Условия выбора слитного и раздельного написания приставок в наречиях

Знать условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях. Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограмм. Владеть умением конструировать предложения с наречиями, подбирать синонимы

Упражнение 285

правило

1

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Условия написания мягкого знака после шипящих на конце наречий

Знать правило написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; уметь находить изучаемую орфограмму, правильно писать слова с орфограммой «Мягкий знак после шипящих в существительных, прилагательных, глаголах»

Повторить Ь в частях речи после шипящих

Упражнение 289

Общая таблица

Развитие речи

Изложение с элементами сочинения,

Составление плана по тексту

Вырабатывать умение рассуждать, выделяя в тексте главное; формировать умение выстраивать текст-рассуждение

Беседа по вопросам, изложение с элементами рассуждения

Повторить правописание н и нн в прилагательных и причастиях; подготовить сигнальные карточки

44

Описание действий

Особенности описания действий как вида текста, его структура, языковые особенности

Выявлять роль текстов-описаний действий в речи и роль наречий в этих текстах. Уметь собирать материалы наблюдений за процессами труда; составлять текст с описанием действий

Корректура   текста

Упр. 240: написать сочинение о труде в стенгазету, в рубрику «Учимся работать» (репортаж, интервью), используя вопросы и задания упр. 239

Сочинение 264

Сочинение по картинеЕ. М. Широкова «Друзья»

Особенности  описания внешности и действий человека; композиция рассказа по картине

Уметь формулировать свою мысль, выражая отношение к теме; - создавать рассказ на основе изображённого на  картине с описанием  внешности и действий человека от имени персонажа картины

Беседа,

сочинение по кар-

тине

Написать сочинение

Сочинение 273

Размышление о современной молодежи

Особенности написания сочинения-рассуждения, формулирование тезиса

Уметь формулировать тезис, приводить доказательства

Беседа

Написать сочинение

Сочинение


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАННЕЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

В распоряжении современного педагога  имеется широкий арсенал педагогических подходов, технологий, методов, средств, форм, а с введением ФГОС НОО ещё и организационных и материальных возможностей...

Опыт работы учителя музыки "Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий"

Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий....

Развитие учебной мотивации через организацию урочной и внеурочной деятельности по математике.

Обобщение опыта по теме: "Развитие учебной мотивации через организацию урочной и внеурочной деятельности по математике у учащихся 5- 7 классов."...

тема самообразования "Воспитание экологической культуры учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности"

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком переросли в глобальный экологический кризис, который включает ...

Развитие учебной мотивации через систему урочной и внеурочной деятельности

Чтобы активизировать мыслительную деятельность ученика, нужно выбрать такую форму работы на уроке, способную заинтересовать учащегося с любым уровнем подготовки, вовлечь весь класс в совместный процес...