тема самообразования "Воспитание экологической культуры учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности"
учебно-методический материал на тему

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком переросли в глобальный экологический кризис, который включает в себя: - загрязнение биосферы; -изменение физических, химических, биологических качеств нашей планеты; - изменение экосистем и ухудшение здоровья человека. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы этого не произошло необходимо воспитывать экологическую культуру человека с раннего возраста, начиная с детского сада, школы, а в дальнейшем и других образовательных учреждениях, так как приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения личности. Долгое время глобальные экологические проблемы просто замалчивались. Знали о низ только специалисты, и то не все. А сегодня мы отмечаем, что экологическая обстановка в стране, в том числе и в нашей Волгоградской области, является кризисной. В настоящее время приоритет экологического образования и воспитания подрастающего поколения не вызывает сомнения. Поскольку действенность любых мер по защите природы определяется человеком, то их осуществление невозможно чисто экономическим и техническим путем - требуется изменение нравственного и этического отношения к природе. Сегодня экологическое образование и воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом экологической культуры, развиваемого у школьников является знание основ экологии, главная суть которой заключается во взаимном влиянии составляющих частей экологических систем и их связь с окружающим миром. С 2000 года в школьных программах элементы экологического образования введены практически во все учебные предметы. Я уверена, что выпускники школ, получившие определенные экологические знания, в дальнейшем бережней будут относиться к природе, что будущем может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_kultura_rabota_na_konkurs.doc330 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №44

с углубленным изучением отдельных предметов

Центрального района г. Волгограда

Воспитание экологической культуры  учащихся  через организацию

урочной и внеурочной деятельности

                                                                               

                                                                              Учитель химии и биологии,

                                                                        классный руководитель 6а класса Василенко Инна Владимировна

Волгоград 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………..............3

Глава 1. Экологическая проблема  как одна из глобальных

               проблем   современности…………………………………………………5

Глава 2.Сущность экологического воспитания………………………….………..8

            2.1.Основы формирования   экологической  культуры  учащихся……..8
           2.2. Программа  экологического   воспитания…………………………..11
           2.3.Многообразие экологического воспитания ……..………………….13
Глава 3. Работа  по экологическому воспитанию школьников……………….22
         
3.1 Экологическое воспитание учащихся на уроках природоведения и биологии……………………………………………………………………………32

         3.2 Воспитание экологической культуры  школьников через организацию внеурочной деятельности…………………………………………………….37 

Заключение…………………………………………………………………….......45 Литература…………………………………………………………………………46

                                                           Введение.

                                                            «О, Светло светлая  и красно украшенная

                                                                                                           земля Русская!

                                                                           Многими красотами дивишь ты:

                                                                                 озерами многими дивишь ты,

                                                              реками и  источниками месточтимыми

                                                                 городами великими, селами дивными…

                                                                     всего ты исполнена, земля Русская!»

 « Слово о погибели Русской земли»

     История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком переросли в глобальный экологический кризис, который включает в себя:

- загрязнение биосферы;

-изменение физических, химических, биологических качеств нашей планеты;

- изменение экосистем и ухудшение здоровья человека.

     Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы этого не произошло  необходимо воспитывать экологическую культуру человека с раннего возраста, начиная с детского сада, школы, а в дальнейшем и других образовательных учреждениях, так как приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения личности.

     Долгое время глобальные экологические проблемы просто замалчивались. Знали о низ только специалисты, и то не все. А сегодня мы отмечаем, что экологическая обстановка в стране, в том числе и в нашей Волгоградской  области, является кризисной. В настоящее время приоритет экологического образования и воспитания подрастающего поколения не вызывает сомнения. Поскольку действенность любых мер по защите природы определяется человеком, то их осуществление невозможно чисто экономическим и техническим путем - требуется изменение нравственного и этического отношения к природе.

     Сегодня экологическое образование и  воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом экологической культуры, развиваемого у школьников является знание основ экологии, главная суть которой заключается во взаимном влиянии составляющих частей экологических систем и их связь с окружающим миром.  

С 2000 года в  школьных программах элементы экологического образования введены практически во все учебные предметы.

  Я уверена, что выпускники школ, получившие определенные экологические знания, в дальнейшем бережней будут относиться к природе, что будущем  может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.

     

Глава 1. Экологическая проблема

как одна из глобальных проблем   современности.

     С начала 70-х годов  прошлого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стали оформляться новая наука – экология и  экологическая культура. В  нашей стране в периодической печати, журналах стали появляться научные статьи, посвященные глобальным экологическим проблемам, которые имели вес и широко обсуждались в обществе. Сегодня интерес  к данным проблемам как к чему-то совершенно новому, необычному, таящему серьезную угрозу всему живому на Земле, постепенно утратил первоначальную остроту.

Во-первых, на это повлияла информация о надвигающихся опасностях, которая неизменно повторялась на протяжении многих десятилетий, и, в конце концов, люди устали ее воспринимать.

 Во-вторых, ряд прогнозов, предрекающих скорое наступление кризисов и катаклизмов, не оправдался.

В-третьих, основные формы и методы исследований  экологических проблем были разработаны к середине 70-х годов. Они совершенствовались, обеспечивали получение новых результатов, но эти результаты были лишены сенсационности.

В-четвертых, для того, чтобы эффективно решать глобальные проблемы потребовалось разделение знаний, специализация и проведение исследований в рамках отдельных наук, что усложнило взаимодействие, как самих наук, так и специалистов, их представляющих.

    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что первостепенность значения глобальных проблем  сегодня все больше вызывает сомнения у людей с обыденным сознанием.

    А между тем, во всем мире отмечено истощение подземных вод, осушение верховых болот, гибель многих рек из-за уничтожения лесных массивов, возникла серьезная проблема загрязнения поверхностных и подземных вод. Ухудшилось качество воды в Волге, Днепре, Доне. Ухудшается состояние вод из-за стоков близлежащих предприятий  в закрытых водоемах (постепенно гибнет жемчужина наших озер - озеро Байкал). Загрязняются моря.

    Промышленность выбрасывает в атмосферу миллионы тонн двуокиси серы и окислов азота. В результате при соприкосновении с парами воды образуются кислотные дожди и кислотные туманы, последние более опасны. Они уничтожают все живое в водоемах, оказывают вредное влияние на людей, животных, растительность, приводят к усыханию лесов. Ежегодно в стране усыхает более 600 тысяч га леса. В центральной России уничтожены хвойные леса, в западных регионах исчерпан резерв промышленных лесов. Это вызывает кардинальные изменения климата, воздушного и водного режима, состояния почв. Исчезают наиболее уязвимые виды животных и растений, те которые не могут приспособиться к изменяющимся условиям биосферы.

    Состояние почвенного покрова Земли также вызывает серьезную тревогу. Быстрый рост населения Земного шара, урбанизация, увеличивающаяся миграция  происходит в условиях все большего загрязнения биосферы. В результате возникает сложная проблема сохранения здоровья населения. Среда обитания людей сильно изменилась в худшую сторону. Значительная доля химикатов попадает в организм человека.

Возможности приспособляемости организма к окружающей среде не беспредельны. Ученые считают, что они уже исчерпаны. В мире появляются новые болезни, известные болезни приобретают новый, необычный характер. Возрастает количество хронических болезней, что служит накоплению нарушений в генофонде человечества. На сегодня снижение смертности и рост продолжительности жизни достигнуты не путем увеличения жизнестойкости организма, а широким использованием средств внешней защиты. Растет зависимость человека от медицинской помощи.

В чем же причина создавшейся бедственной экологической ситуации?

Первопричина заключается в том, что общество исчерпало резервы, на которых оно строилось. Но все же оно продолжает давить на природные системы. И это приводит к необратимым последствиям, ставит перед лицом гибели цивилизации. Отношение современного человека к природе недостаточно включается в сферу деятельности морального сознания. Долг не осознается как нравственный долг. Нанесение повсеместного ущерба природе не вызывает чувство вины.

     А между тем, чтобы сохранить человечество, растительный и животный мир, окружающую среду для потомков, обществу необходимо знать экологические нормы, правила поведения, иметь высокий уровень экологической культуры. Этого можно достичь  только воспитанием, формируя личность на базе нового мышления.

 

Глава 2. Сущность экологического воспитания.

2.1. Основы формирования экологической культуры  учащихся.

                                                               Экология- наука будущего, и, возможно,

                                                                           само существование человека  на

                                                             планете будет зависеть от ее прогресса.

                                                                                                                           Ф. Дре

Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Экология как наука давно переросла рамки сугубо естественной науки, дочери биологии. Сейчас экология динамично развивается: оказывает влияние на многие науки, проникает в сферу искусства, меняет мировоззрение людей…

И конечно, она немыслима без  экологического воспитания.

     В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда,  его особенный взгляд на все с самого раннего возраста.

     Несомненно, экологическое воспитание очень тесно связано с социальным воспитанием, а оно, в свою очередь с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на ребенка в процессе формирования личности влияют:

- природа и родной язык;

- общение в семье, в школе, окружающая среда;

- его деятельность;

- средства массовой информации, искусство и литература;

- образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.

    Психологами и педагогами разработаны основные принципы социального воспитания:

1.Принцип природосообразности – изучение задатков,способностей ребенка и содействие в их развитии. Природные народности предлагают учет национальной культуры, традиций и родного языка.

2.Принцип гуманности - основан на признании индивидуальности каждого подростка.

3. Принцип социальной ответственности общества за реализацию личности в творчестве, приобретении знаний, удовлетворение в общении.

     В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой.

     Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято. 

     Итак, экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности.  Можно сказать, что «экологическая культура» - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой.  Основными компонентами экологической культуры личности являются:

   - знания человека о природе, ее взаимосвязях, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде;

 - интерес к природе, к живым и неживым компонентам, к проблеме ее охраны;

- чувства нравственные  и эстетические;

- позитивная разнообразная деятельность, направленная на сохранение и преумножение природы, достойное поведение в окружающей человека среде;

 - мотивы, определяющие поступки детей в природе (познавательные, санитарно-гигиенические, эстетические и т.д.)

     Экологически культурная личность должна иметь знания по основным разделам экологии и краеведению:

  1. правильное определение и характеристику 100 терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные  ресурсы и т.д.;
  2. о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии таких как: Вернадский В.И., Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.;
  3. организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) Римский клуб, Гринпис.
  4. знать природу своего родного края:

- местные природные условия и особенности;

- реки и водоемы, ландшафты, типичные растения и животных, климат и т.д.;

- охраняемые природные объекты;

- животных, птиц местной фауны;

- видов рыб местных водоемов;

- лекарственные растения местной флоры;

- памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.

     Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать последствия человеческой деятельности.

     Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др.,  должно быть оправданным и целесообразным,  включать:

  1. соблюдение параметров более высокого порядка – эмоциональность, рациональность в отношении к природе;
  2. обобщение или избирательность;
  3. сознательное или несознательное отношение к явлениям в природе.

     Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования является то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Сластенин Ц.А. отмечает, что «экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса – уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации».

     Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, и предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования,  пропаганду идей оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защиту и возобновление природных  богатств.

      Я считаю, чтобы эти аспекты превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.            

     Отношение ребенка к окружающей  среде определяют три фактора:

1. непосредственное познание природы;

2. школьное экологическое воспитание;

3. средства массовой информации.

     Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний, где важное место имеет начальная школа, являющаяся  начальной ступенью в формировании ответственного отношения детей к окружающей среде и здоровью человека.

2.2. Программа экологического воспитания

     На такую дисциплину как «экологическая культура» сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Экологическая ответственность за окружающий нас мир напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с гуманным отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.

      «В соответствии с Программой мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлением Кабинета Министров РФ от 3 февраля 1997 года за №137, Министерства образования, культуры и здравоохранения РФ и Министерства экологии и природных ресурсов РФ была утверждена национальная программа экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики, выработанные
ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП, определены собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний учащихся средних школ.
 Под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Главная цель экологического воспитания школьников – формирование экологической культуры, мировоззрения и сознания на основе принципов:

1.гуманизации - развитие у детей оправданных нравственно - экологических норм поведения, воспитания доброты, сочувствия, справедливости, отзывчивости, сострадания, гражданской ответственности через активные природоохранные действия, самостоятельную исследовательскую работу;

2. заинтересованности детей - предполагает разработку содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса, стимулирующего возникновение мотивации к познанию и самооценке в процессе деятельности;

3. комплексности - предполагает использование всего арсенала педагогических методов и приемов, позволяющих полностью раскрыть содержание предмета;

4. непрерывности и преемственности исходят из необходимости постепенного наращивания экологических знаний и передачи информации от старших к младшим;

5. наглядности - наиболее ярко реализуется на экологической тропе, так как природные объекты и комплексы дают возможность познакомить детей с важнейшими природными  процессами, экологическими связями, взаимодействием человека и природы.

6.  региональности - исходит из целесообразности экологического воспитания и образования на примере места проживания учащихся. Способствует изучению истории и культуры родного края, в наибольшей степени  воздействует на эмоциональное восприятие материала, способствует развитию внутреннего чувства ответственности за состояние окружающей среды.  

2.3. Многообразие экологического воспитания

     В наши дни вопросы экологического воспитания приобрели новую актуальность и решать их - задача современной школы.

     Определяя   сущность   экологического   воспитания,   необходимо выделить особенности этого процесса,  таких как:

1) ступенчатый характер:

а) формирование экологических представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование     убеждений     в     необходимости     экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

     Немалую роль в этом играет этнопедагогика, т.е. народная педагогика,  которая способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, пословицах, поговорках, баснях и их значение в передаче нравственного подрастающему поколению.

Этнопедагогику можно  в целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания.

     В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь людей. Они проявляются и в отношении к природе, и в поэзии, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

     Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательное дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов– профессионалов.

    Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих  способностей.

 Так, она оказывается:

- объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее;

-объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках и дома;

-реальным пространством, где протекает деятельность;

-окружающей средой – в занятиях спортом, путешествиях;

-объектом и предметом художественного изображения – в процессе творческого воссоздания ее в  образе в самодеятельном искусстве.

     Чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности,   школа организует трудовую, познавательную, опытническую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и спортивно – оздоровительную деятельность детей среди природы.  Работая с детьми, я каждый раз убеждаюсь, что на формирование сознания  учащихся в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего - это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение, целенаправленные действия педагога.

     Как можно показать красоту и величие того края, где мы живем, тех земель, которые обрабатываем, те места, которые любим?... Конечно, на собственном примере и примере своих предков.

Н. Рерих писал:

... « Россия не только государство…. Она сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не легла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала еще в отточенных ограненных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.

Россия – это океан земель, распахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.

Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.

Россия- это бесконечные снега, под которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин; снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники.

Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые таятся в ее глухих недрах.

Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой угасшей наследницы Рима- Византии, второго Рима».

      Не думаю, что после такой красоты, переданной нам потомками, подростку  захочется уничтожить дерево, бросить бутылку в родник.

          Среди объективных предпосылок личных отношений к природной среде следует назвать:

  • свойства и явления естественной среды;
  • отношение общества к природе, влияющее на позиции школьников. Познание опыта общества не только расширяет знания, но и обогащает использование экономических и нравственно – эстетических оценок окружающей среды. Осмысливая ее материальную и духовную ценность, учащиеся глубже осознают необходимость заботиться об ее сбережении;
  • отношения школьников к природе – это процесс воспитания и обучения, в ходе которого они овладевают общественно-ценными отношениями и действиями. Формирование у детей положительного отношения к окружающей среде является целенаправленным процессом.

     От учителя во многом зависит планирование и организация общественно –полезных действий учеников, которые помогают овладеть коллективными формами деятельности в  природе, выработать продуманные позиции в отношениях со средой, претворить заботу о ней в конкретные дела. Перевод учащихся от наблюдений на прогулках за красотой природы во время сельскохозяйственных опытов, а затем к наблюдениям в ходе производительного труда – это развернутый педагогический прием целенаправленного обогащения индивидуальных эстетических отношений. Как известно,  любая деятельность характеризуется особым содержанием и своеобразными формами. Она является системой взаимосвязанных дел, совокупностью различных действий и приемов, которые имеют определенную структуру, обусловленную внешними (природными объектами), а так же личными интересами школьников, обучением в сочетании с воспитанием.

          Огромную роль в экологическом воспитании учащихся играет природоохранительная деятельность, которая определяется знаниями о природе и обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии и физики. В нашей школе очень серьезно ведется  краеведческая  работа.  Здесь ребята приобщаются к деятельной заботе о естественной среде, к сбережению растительности и животных, приумножению природных богатств.

     Убеждена, что нравственная сторона природоохранительного отношения формируется в действиях, направленных на защиту окружающей среды и  связана с осознанием общенародной принадлежности, полезности и ценности природы. Организованные действия в защиту природы должны приводить школьников к пониманию эстетической ценности естественных явлений. Постижение красоты окружающей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять природу, готовность к соответствующим практическим действиям.      

  Наблюдая за ребятами  в различных природных условиях, я заметила, что на отношения к природе влияют пол, индивидуальные особенности учащихся, место жительства, профессия и образование родителей.  Девочки эмоциональней воспринимают ландшафт, мальчики  выше ценят возможность познакомиться с новыми районами природы или заняться спортом. В семьях с меньшим уровнем образования родителей дети относятся к природе более прагматично. Рост образованности родителей способствует установлению у ребят более богатых духовных связей с природой.

          Особую роль во взаимодействии школьников с природой играет их индивидуальная избирательность сознательных связей с внешним миром. В деятельности по охране окружающей среды одного интересует содержание, другого – форма, третьего – орудия труда.  Выводя детей на экскурсии, я обратила внимание, что часть детей охотно интересуется жизнью парка или сквера, другая - возможностью побыть  с товарищами. Чрезвычайно многообразны познавательные и практические интересы ребят, эстетические вкусы и чувства, индивидуальные оценки различных явлений природы и человеческих действий.

Я считаю, что сформировать у учащихся бережное отношение к природе может  тот учитель, которого увлекает благородная задача охраны среды, если он испытывает постоянный интерес к красоте, новизне, динамизму  развития окружающего мира. Развивая средствами природы духовный мир школьников, учитель  закаляет детей физически, формирует их волю и характер, воспитывает коллективизм и патриотизм будущих  хозяев родной земли. Чем бережнее относится к природе сам педагог, тем сознательнее и ответственнее относятся к ней его воспитанники.

     В структуре деятельности отдельного ученика, как и класса в целом, сочетаются устойчивые  и не устойчивые дела и действия. Соотношение тех и других поддается педагогическому контролю и регулированию. В равной мере педагогическое руководство влияет на выбор и чередование во взаимосвязях школьников с природой дел разных видов, разной качественной определенности.

     Огромную роль в формировании экологического сознания играет эстетическое воспитание. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, симметрию явлений, гармонию звуков, свойства пространства и времени надо участвовать в их познании как чувственном, так и абстрактно - логическом. А это значит, что учитель должен вовлекать детей в наблюдения за свойствами ландшафтов, организовывать упражнения, которые развивают слуховое и зрительное восприятие, умения анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки.

Задача учителя - нацелить учащихся на встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную деятельность. На первый план  следует выдвинуть эстетические свойства среды, чтобы пробудить отношение именно к ним. Одновременно нужно глубже продумывать возможности педагогического воздействия на восприятия, чувства и суждения учащихся через те виды деятельности, которые связаны более всего с познанием, выявлением потребительских  свойств среды, сбор материалов для школьных коллекций, уход за птицами, водоемами и т.д. Чтобы выявить эстетические свойства явлений природы в такой деятельности, надо сделать составной частью каждого отдельного дела ознакомление с ними.

      Таким образом, при воспитании эстетического отношения к природе в разнообразной деятельности перед учителем встает двуединая задача:

  1. с одной стороны, необходимо организовать специфическую деятельность, непосредственно открывающую школьникам красоту природы;
  2. с другой – нужно суметь соединить с познанием эстетических свойств среды любую деятельность, в том числе и такую, которая в силу своей специфики формирует иные, чем эстетические отношения к внешнему миру.

     Педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое восприятие природы, необходимо создавать регулярно. В их решении должны участвовать все школьники каждого класса, всех возрастных групп.

          В разном возрасте ученики по-разному оценивают значение одних и тех же дел для своих связей с природой. В зависимости от таких оценок изменяются их увлечения, происходит переход от одних дел к другим, возникает интерес к явлениям, которые раньше не привлекали особого внимания.

     В среднем возрасте ученики предпочитают заниматься такими делами как, посадка деревьев и кустарников, участвуют в экскурсиях, туристских походах. Престижны освоения местного рельефа, изучение животных, растений. Менее ценятся участие в охране природы, уход за деревьями, уборка территорий, зарисовки явлений природы.

     В старшем возрасте на первый план как эмоционально значимые действия выступают любование природой, сбережение деревьев, работа в саду и огороде, отдых; духовные формы деятельности (размышления о жизни, чтение стихов, пение), уход за животными. Во многом такая градация связаны с особенностями психофизического развития подростков и юношества.  Здесь педагог призван перестраивать и повышать уровень социально значимых ценностных установок. Надо знать, за что и как учащиеся ценят практические дела, чем они занимаются более, а чем менее охотно.

Понятно, что результаты эстетического воспитания тогда  успешнее, когда они  тесно связаны не только с общественно важной, но и с предпочитаемой учениками деятельностью, с их избирательными, сознательными, индивидуальными  связями с природой.

     На действия, формирующие положительное отношение в воспитании, влияют содержание и форма, задания учителей, возможность его творческого выполнения, принцип коллективизма.
    Часть учащихся наименее восприимчивых к красоте, не редко проявляют при этом интерес к случайным явлениям, некоторые уделяют внимание лишь тому, что само бросается в глаза, и мало всматриваются в детали,  признаки и свойства явлений. Подобные приемы не достаточно ориентируют на выделение главных, существенных признаков, позволяющих оценить явление как красивое или безобразное. Важна стимулирующая роль соревновательного поиска для познания красоты природы. Познавательная задача, ориентирующая на поиск необычных явлений, превращает красоту природы в одно из наиболее привлекательных явлений. При этом активизируются коллективные стремления к постижению новизны явлений,  красоты, усиливается обмен знаниями, умениями, переживаниями.

     Итак,  эстетическое восприятие природы,  природоохранительные  стремления и действия  не возникают автоматически.  Их формирование требует специальной педагогической работы, комплексного подхода в воспитании: от эстетического познания к практике (к труду и охране среды) и от практики к познанию. Такая возможность есть в каждой школе. Учителя литературы, музыки и изобразительного искусства быстрее и легче сформируют ответственное отношение учащихся к природе, опираясь первоначально на средства искусства. Как известно, учащиеся с большим интересом пишут сочинения о литературном пейзаже, о произведениях живописи и музыки, отражающих природу, совершают экскурсии, чтобы зарисовать достопримечательности с натуры.

     Для преподавателей естественно – математических предметов наиболее эффективным комплексным подходом к воспитанию оказывается путь от обучения основам наук к организации непосредственного взаимодействия школьников с природой в познании и труде, а затем к установлению связей между природой и искусством, общественными и личными отношениями воспитанников с окружающей средой.

Таким образом, влияния различных путей, которые используют учителя разных специальностей, воспитывая отношение школьников к природе, могут стать равноценными при соблюдении определенных педагогических условий:

  1. объединение познания, труда и охраны среды в систему, взаимное дополнение эстетической, трудовой и природоохранительной деятельности или их взаимопроникновение в ходе воспитания отношений к природе;
  2. дифференцированный подход к построению систем практических дел, связанных с каждым учебным предметом и возрастной группой школьников;
  3. усиление внимания педагогов к формированию связей и внутренних зависимостей друг от друга дел, направлений деятельности, традиционных и новых форм взаимодействия с природной средой.

Пример педагога активно влияет на сознание и поведение учащихся, на их отношение к природе и друг к другу.

 Немаловажным в экологическом воспитании учащихся считается индивидуальное консультирование педагогов по вопросам окружающей среды:

 - домашнему труду (уход за садом, цветами, животными, рыбками, птицами);

-организации  выставок находок и поделок из природных материалов;-

 -режима игр и отдыха среди природы;

- ознакомление учащихся с правилами промысловой деятельности;

- ухода за природой;

- законодательство.

Достижение высокого уровня развития отношений к природе и друг к другу помогает удовлетворению интересов школьников. Оно своеобразно завершает процесс преобразования предметных и взаимных связей  в воспитательные отношения и  создает наилучшие условия для решения задач всестороннего гармоничного развития личности в процессе взаимодействия с природной средой.

Глава 3. Работа  по экологическому воспитанию школьников.

Сведения об авторе опыта: Василенко Инна Владимировна, учитель химии и биологии, классный руководитель 6а класса. Первая квалификационная категория. Общий стаж работы – 18 лет. В данной школе работаю с 2010 года.

 

Степень новизны опыта: скомбинировала, соединила установленные наукой принципы и методы и успешно применила их в своей практике

 Способ получения нового: опытничество (наличие опыта в педагогической деятельности, включает как деятельность для получения результата, так и результат)

 Содержательно-целевая направленность опыта: педагогические технологии

 Длительность функционирования опыта: 2 года

 Технологии:

  1. информационные
  2. игровые
  3. проектные.

                                  Условия  возникновения  опыта.

Исходным условием становления опыта явился социальный заказ общества, так как экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества и каждого конкретного человека. Анализ современного экологического состояния окружающей природной среды показал, что в Волгоградской  области сложилась неблагоприятная обстановка, характеризующаяся широким спектром экологических проблем, и в первую очередь загрязнением окружающей природной среды (атмосферы, поверхностных и подземных вод, почв), истощением природных ресурсов, ухудшение условий жизни населения. 
Другим важнейшим условием является требование самой жизни – умение учащимися прогнозировать последствия своего поведения для окружающей среды, овладевать практическими умениями. Эти знания приобретаются детьми в результате деятельности, самостоятельного творческого поиска.

                           
Актуальность и перспективность опыта

 

Взаимоотношение человека с природой – чрезвычайно актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Идея приобщения человека к природе, к её познанию, имеет глубокие корни. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский видели в природе могучий источник знаний. Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природы.

  Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то даёт, а потому, что она самоценна.  Детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Он начинает с ней знакомиться до того, как произносит первые слова. Известно, что понимание природы рождается впервые как чувство, прежде всего как эстетическое чувство, так как природа является основой красоты, источником живописи и музыки. Поэтому человек, по-настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять её как источник радости и счастья.

Концептуальность

  Концепция – это система взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определённому вопросу, глобальное его рассмотрение.

  Концептуальность моего опыта определяется следующими основополагающими принципами и приёмами:

  Принцип регионального компонента (изучение природы родного края), который позволяет:

- формировать у детей понятия на основе непосредственных наблюдений и изучения предметов и явлений окружающей среды;

- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

- решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств;

- создавать благоприятные условия для самовыражения, когда каждый ребёнок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.

  Принцип научности и доступности понятий:

  на каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют элементарные экологические знания.

  Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным понятиям и представлениям, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя их. В своей  работе я ещё использую принцип интеграции, который позволяет соединять всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.

  

Ведущая педагогическая идея моего опыта состоит в том, чтобы на основании изучения Концепции экологического воспитания  школьников, методической литературы, работ философов, культурологов, психологов, опыта учителей – новаторов, на основании своих наблюдений, создать условия для творческой самореализации учащихся через внедрение новых педагогических технологий. Реализовать осуществление межпредметных связей, создать условия для развития способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций и стремления к активной практической деятельности по охране окружающей природы.

Новизна опыта.

Данный опыт можно обозначить как  репродуктивнорационализаторским,  поскольку сегодня процесс экологического воспитания рассматривается с философских, психологических, физиологических позиций, с позиций целостности человеческой мысли, единства человека и природы. Эту проблему рассматривали многие ученые и великие педагоги. В социально – педагогическом  аспекте большое внимание воспитанию человека уделяли Я.А Коменский, Ж.Ж.Руссо. Я.А. Коменский говорил, что природное в человеке обладает самодвижущей силой, а воспитание как  деятельностное  освоение мира. Ж.-Ж Руссо определил идеи «естественного развития», которые обеспечивают совокупность трех факторов воспитания: природа, люди, общество. В непосредственной связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л.Н. Толстой. К.Д. Ушинскому принадлежит идея народности в воспитании, в отношениях человека с его родной природой. Экологическое воспитание только в том случае окажет заметное воздействие на образ действий  школьников, если при работе с ними учитель и классный руководитель будет учитывать их возрастные и индивидуальные особенности; они научатся прогнозировать последствия своего поведения для окружающей среды, овладеют практическими умениями.
Доступность опыта в том, что он может быть использован учителями – предметниками разных  классов, классными  руководителями, начинающими учителями.
                             

                                         Наличие теоретической базы опыта

Повышение качества работы невозможно без изучения опыта известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в  педагогику.

  Так большинство мыслителей и педагогов прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы « вести детей в природу », чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

  Определить верный путь по воспитанию экологической культуры помогли идеи Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, Б.Т. Лихачева, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка.  

  В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание школьников, формирование их экологической культуры.

Ведущая педагогическая идея

  Моя педагогическая идея – формирование экологической культуры у детей школьного возраста. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно- правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимания ценностей жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.

 Основная цель данной педагогической идеи - формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности. Для достижения этой цели определены следующие задачи:

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- направлять активную деятельность школьника на осознанное сохранение природы;

- формировать такие нравственные качества личности ребенка  как доброта, сострадание, внимательность;

- прививать трудовые природоведческие навыки;

- вести экологическое просвещение родителей через родительские уголки, участие в мероприятиях экологической направленности.

                                                     Технология   опыта.

Благодаря разнообразным формам и методам работы, информационно – коммуникативным технологиям происходит обогащение нравственного опыта младших школьников, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.

В 2012 учебном году, когда ко мне впервые пришли пятиклашки, я  провела

 вводное   диагностические  исследования  детей  с  целью выявления у них  уровня  развития  экологической  культуры.

 Диагностический опросник, выявляющий сформированность умений, «отношений», «желаний» у учащихся к окружающему миру.

За основу взята методика Н.С.Жестовой с введением дополнительных вопросов на выявление у учащихся отношения к природе, знания и желания общаться с ней. Процедура эксперимента: учащимся  предлагается бланк вопросов, на котором расчерчены три графы «умения», «отношения», «желания» и даются вопросы, на которые они должны ответить.

2 - Сделаю хорошо; - нравится; - хочу заниматься;

1 - Сделаю средне; - безразлично; - безразлично;

0 - Не сделаю - не нравится - не хочу заниматься

Перечень вопросов:

1. ухаживать за животными.

2. помогать больным животным.

3. выращивать молодняк (животных какой-либо породы).

4. помогать и защищать бездомных животных.

5. рисовать рисунки с изображением природы.

6. разъяснять людям нужные им сведения о природе.

7. охранять природу.

8. вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса.

9. следить за состоянием развития растений.

10. распространение детенышей животных (щенят, котят и т.д.).

11. распространять растения.

12. наблюдать и изучать природу и природные явления.

13. помогать пернатым друзьям.

14. смотреть телепередачи о животных.

                                             Обработка результатов:

Подсчитывается количество набранных баллов по вертикали, сумма характеризует отношения, знания, умения.

Низкий уровень – от 0 до 9 баллов – не проявляют желания заботится о животных и окружающей среде. Познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относятся к животным и растениям. Но интереса к данному содержанию не проявляют.

Средний уровень – от 9 до 19 – не всегда способны анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, проявляя при этом желание, заботу и бережное отношение.

Высокий уровень – от 20 до 28 баллов – проявляют желание, заботу, бережное отношение к растительному и животному миру, понимая их ценность. Существенно мотивируют свое отношение к природе, проявляют устойчивый интерес к окружающему миру.

Получены следующие результаты:

Ученики

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

22

8 (36%)

9 (41%)

5 (23%)

Так же были предложены вопросы анкеты. При этом метод анкетирования использовался в сочетании с методом интервью.

Анкета:

1. Что такое природа?

2. Что природа дает человеку?

3. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?

4. Каким образом человек разрушает природу?

5. Какие насекомые появляются весной первыми?

6. Какие животные занесены в "Красную книгу" нашей страны?

7. Назовите охраняемые растения вашей местности.

8. Что такое фотоохота?

9. Что могут сделать дети для охраны природы?

Обработка результатов. На каждый вопрос разрешалось давать не один, а несколько ответов. Все показатели мы суммировали и перевели в процентное соотношение. Отвечая на первый вопрос, дети давали следующие ответы: почва (2%), воздух (2%), животные (20%), растения (10%), человек (10%).50% детей не смогли сформулировать свой ответ. Как видно из графика (рис.1), большинство учащихся не имеют полного представления, о том, что такое природа. Среди компонентов природы учащиеся называли растения, животных, почву, человека; в то же время не были названы воздух и вода.

http://pk-p.ru/image/63077_1.png

Рис.1. Что такое природа?

http://pk-p.ru/image/63077_2_1.png

Рис.2 Что природа дает человеку?

На вопрос "Что природа дает человеку?" получены следующие ответы: пищу (10%), лекарства (10%), одежду (10%), древесину (20%).60% детей не смогли сформулировать свой ответ.

Приведенные данные (рис.2) свидетельствуют, что большинство учащихся на этот вопрос не дали ответа. Лишь некоторые называют пищу, лекарства, одежду, мебель.

Однако никто не назвал топливо, чистый воздух.Состояние окружающей среды  дети оценивают как здоровое (10%), удовлетворительное (30%), относительно хорошее (20%), неудовлетворительное (30%).10% детей затруднились с ответом. Как видно из графика (рис.3), большинство учащихся оценивают состояние природы как удовлетворительное, однако значительное количество учащихся считают его неудовлетворительным.

Это связано с ухудшением экологической обстановки и с большой информированностью школьников об экологических проблемах.

http://pk-p.ru/image/63077_3_1.png

Рис.3. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?

http://pk-p.ru/image/63077_4_1.png

Рис.4. Каким образом человек разрушает природу?

Дети считают, что человек разрушает природу, загрязняя воздух (30%), уничтожая зверей (10%), загрязняя воду (20%), уничтожая насекомых (10%).60% детей не дали ответа.

Приведенные данные (рис.4) свидетельствуют, что учащиеся недостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу.

На вопрос "Какие насекомые появляются весной первыми?" получены следующие ответы: пчёлы (2%), шмели (2%), бабочки (30%), божьи коровки (20%), муравьи (20%), сине-зелёные мухи (10%).

Не смогли ответить 60% детей. Как показывают результаты анкетирования (рис.5), учащиеся не смогли ответить на этот вопрос, так как целенаправленные фенологические наблюдения под руководством учителя ими не проводятся.

http://pk-p.ru/image/63077_5_1.png

Рис.5. Какие насекомые появляются весной первыми?

http://pk-p.ru/image/63077_6_1.png

Рис.6. Какие животные занесены в "Красную книгу" нашей страны?

Учащиеся экспериментальной группы считают, что в "Красную книгу" нашей страны занесены следующие животные: бобр (20%), беркут (10%), олень (10%).70% детей не смогли дать ответ. Как видно из графика (Рис.6), большинство учащихся не имеют представление об охраняемых животных нашей страны. Были названы охраняемые животные такие, как бобр, беркут, олень и в то же время многие учащиеся не дали полных и точных ответов. 60% детей не смогли назвать растения, охраняемые в нашей местности.2% назвали валериану, столько же назвали ландыш, 20% - кувшинку белую, 10% одуванчик, столько же подорожник. Данные диаграммы (рис.7) свидетельствуют о недостаточной осведомленности учащихся об охраняемых растениях своей местности. Среди ответов учащихся следует отметить значительное количество неверных.

http://pk-p.ru/image/63077_7_1.png

Рис.7. Назовите растения, охраняемые в нашей местности

60% детей не знают, что такое фотоохота. 20% дали неточный ответ.80% не дали никакого ответа. Приведенные данные (рис.8) говорят о том, что большинство учащихся не знают, что существует в природе безопасный вид охоты - фотоохота (рис.8).

http://pk-p.ru/image/63077_8_1.png

Рис.8. Что такое фотоохота?

Разноречивые ответы были получены от детей на вопрос "Что могут сделать дети для охраны природы?": 20% считают, что дети могут ухаживать за растениями, 10% - ограждать муравейники, 30% - сажать деревья.80% - не знают, какую помощь могут оказать дети природе. Как видно из графика (рис.9), не все учащиеся знают, что они могут сделать для охраны природы.

http://pk-p.ru/image/63077_9_1.png

Рис.9. Что могут сделать дети для охраны природы?

В целом, вырисовывается следующая картина: для детей экспериментальной группы на начальном этапе природа - это животные. По их мнению, природа даёт человеку древесину. Состояние окружающей среды в городе Волгограде  дети оценивают как удовлетворительное. Человек разрушает природу, загрязняя воздух. Из животных, занесённых в "Красную книгу", дети смогли назвать бобра; из растений - кувшинку белую. Большая часть детей не знает, что такое фотоохота. Для охраны природы дети могут сажать деревья и ухаживать за растениями.

Данные, полученные на этапе констатации, говорят о необходимости целенаправленного педагогического влияния на процесс экологического образования и воспитания младших школьников, послужили основой для разработки соответствующей системы внеклассных мероприятий.

Возник вопрос - как повысить экологическую культуру моих учащихся?

Я поставила перед собой следующую цель  в своей работе – воспитать экологически грамотного  гражданина через систему уроков  биологии  и  организацию внеурочной деятельности  учащихся

3.1 Экологическое воспитание учащихся на уроках природоведения и биологии

     Формирование у детей нового, ответственного отношения к природе. “Природа и люди – одно целое”, “Природа в опасности”, “Природа ждет моей помощи” - вот те важнейшие выводы, которые должен сделать ребенок, изучающий природоведение.

     На своих уроках природоведения я стараюсь  формировать  готовность  ребенка к правильному  взаимодействию с окружающей природой.

    Эта готовность включает:

эмоциональную готовность – восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности;

деловую готовность – возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях;

интеллектуальную готовность – определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.

     Формы организации работы разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы. (Прил № 1). Разработка урока в 5 классе “ Воздух, его значение в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения.”)

Перечень уроков с экологическим содержанием

Воздух, его значение в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения.

Основные причины загрязнения воздуха

Болезни дыхательной системы

Как человек изменил Землю

Три подарка человека самому себе и своей планете

 Причинно- следственные связи влияния человека на природу, возникновение экологических проблем

 

Жизнь под угрозой

 Влияние человека на живые организмы, создание заповедников и заказников

Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания

Называть факторы, приводящие к опустыниванию

Исследовательский проект по теме «Есть ли экологические проблемы в нашем районе»

 Растения и животных, являющихся редкими и исчезающими в нашем районе.

Проблемы экологии, которые могут влиять на наше здоровье

Здоровье человека и безопасность жизни

Опасные природные явления, произошедшие в последнее время

 Правила поведения  в опасных ситуациях природного происхождения

Правила первой помощи при отравлениях

На уроках природоведения наряду с традиционными методами (беседа, работа с книгой, объяснение, наблюдение, демонстрация, экскурсия, практическая работа) я использовала новые методы и приемы. Например, при изучении экологических связей эффективно применять моделирование – создание графических и динамических схем (моделей). Большой познавательный интерес у учащихся вызывает создание моделей цепей питания. В 5-м классе при изучении темы “Арктика” задаю вопрос: “Как связаны между собой водоросли и белые медведи?” Чтобы ответить на этот вопрос, дети составляют цепи питания:http://festival.1september.ru/articles/511248/img1.gif

Важное место в учебном процессе занимают ролевые игры, нацеленные на овладение определенными правилами поведения в природе, учебные дискуссии, связанные с обсуждением на доступном детям уровне экологических проблем и путей их решения (Если бы ты был мэром города, какие меры по охране воздуха от загрязнения ты принял бы в первую очередь), пропаганда учащимися в доступной форме природоохранных знаний, выставки рисунков.

Одно из эффективных средств, обеспечивающих творческий уровень применения экологических знаний, - задачи, стимулирующие детскую любознательность, способствующие проявлению заботы и беспокойства о состоянии природы, дающие детям основы знаний и навыков, позволяющих понять сложность развития окружающего мира.

При изучении темы “Круговорот воды в природе” я использую экологическую сказку “Приключение Капитошки” (прил №2)

Пришлось изготовить много пособий нового вида (схемы-опоры, схемы-инструкции, запрещающие знаки, динамические схемы), дидактический материал, направленный на развитие умения классифицировать объекты природы.

На уроках дети получают различные творческие задания:

  • написать сочинение на тему  “Планета заболела”(прил №5)
  • написать памятку “Как подкармливать птиц зимой”(прил №3)

На каждом уроке даю разнообразные домашние задания, направленные на работу с дополнительной литературой, которую надо подобрать самому, а также выполнение домашних опытов и наблюдений, что способствует развитию практических умений и навыков, творческих способностей детей.

Например:

  • представьте с друзьями, что вы отправляетесь в далекое путешествие. Составьте по глобусу или по карте маршрут этого путешествия. Напишите рассказ о ваших воображаемых приключениях.
  • найдите в журналах, книгах сведения об одном из животных степи. Приготовьте о нем сообщение.
  • нарисуйте, как вы представляете себе тундру.
  • разыгрывание ролей различных объектов живой природы. Например: “Встретились еж с белкой и разговорились…”
  • составление кроссвордов на заданную тему.(прил №6)

На  данных  уроках формируются  общеучебные  умения и  навыки. Дети учатся ставить цель, мотивировать и планировать свою деятельность. Ученики овладевают такими учебными действиями как работа в парах, группах, умение вести наблюдения, использование справочной литературы, составление таблиц и схем при изучении нового материала, решение проблемных и познавательных задач. Дети овладевают приемами само- и взаимоконтроля, учатся анализировать ответ товарища, оценивать свои поступки и поступки других людей.

На уроках биологии в 6 классе я продолжаю формирование экологическую культуру и экологическую грамотность своих подопечных.

Тема урока

Экологический аспект урока

Организм растения – единое целое.

Написать мини-сочинение или сказку о взаимодействии органов растений.

Питание животных.

Типы взаимоотношений животных: симбиоз, паразитизм, хищничество, квартиранство.

Обмен веществ и энергии у  животных.

Сравнение  процессов  обмена веществ у холоднокровных и теплокровных животных, причина различия. Выявлять преимущества теплокровности  для животных.

Регуляция  процессов жизнедеятельности  организмов и их связей с окружающей средой.

Связь организмов с окружающей средой

Половое размножение животных.

Половое размножение растений.

 Необходимость воды при размножении мхов и папоротников.  Приспособления цветковых растений к опылению насекомыми и ветром.. Биологический смысл оплодотворения.

Рост и развитие растений.

Моделирование  опытов, доказывающих необходимость воды, воздуха и определенной температуры для прорастания семян, обоснование результаты опытов.

Среда обитания организмов. Экологические факторы.

 Среды обитания живых организмов: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная. Влиянии факторов живой и неживой природы на организмы, о разнообразных взаимосвязях и взаимоотношениях живых организмов. Цепи питания. Влиянии деятельности человека на взаимосвязи живых организмов.  Природных сообществах. Правила поведения в природных сообществах.

Взаимосвязи живых организмов. Влияние деятельности человека.

 Экологические факторы сред обитания. Цепи питания.  Приспособления организмов к жизни в своих средах обитания и в сообществах.  Поведение при посещении природного сообщества.

Природные сообщества.

Симбиоз,   нахлебничество,   квартиранство.   Биогеоценоз, | экосистема;   потребители,   производители,   разрушители; пищевая сеть.                                                                         |

В 6 классе к урокам биологии присоединяется курс биологического краеведения.

Основной задачей биологического краеведения является изучение местной флоры и фауны, культурных растений, грибов, домашних и сельскохозяйственных животных, их взаимосвязи с факторами живой и неживой природы. Формирование обязательных знаний и умений, необходимых для понимания процессов, происходящих в живой природе, оценки последствий своей деятельности  по отношению к природной среде. Этот курс позволяет вовлечь учащихся в активную практическую, творческую исследовательскую работу по изучению родной природы.

Тема урока

Экологический аспект урока

Биоразнообразие природы Волгоградской области.

Проблема сохранения биоразнообразия.

Объяснять актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Волгоградской области.

Климат. Поверхностные и подземные воды.

Наблюдать влияние антропогенных  факторов среды на живые организмы. Правила поведения на водоемах, проблемы загрязнения водных ресурсов нашей области.

Ландшафты и природные зоны Волгоградской области.

ландшафтно-экологические проблемы Волгоградской области.

Жизненные формы и эко-

логические группы  расте-

ний Волгоградской области.  

Лишайники- индикаторы состояния окружающей среды

Растения степей и полупустынь

Проблема опустынивания территорий

Растения леса. Экологические группы растений леса.

Охрана редких растений леса, правила поведения в лесу- тишина, противопожарные меры безопасности

Искусственные растительные сообщества городов и поселков Волгоградской области.

Как вести себя в парках и скверах города, акция «Покормите птиц зимой!»

Съедобные и ядовитые грибы Волгоградской области.

Иметь представление о многообразии и значении съедобных и ядовитых грибах нашей области

Узнавать (в природе, в коллекциях, в гербариях, рисунках, таблицах) наиболее распространенные съедобные и ядовитые грибы, правила сбора грибов

Правила поведения в лесу

Животные древесно-кустарниковых насаждений

Птицы - наши друзья

Изменения в сообществах под воздействием человека.

Приводить примеры изменений в сообществах, вызванные деятельностью человека.

Классифицировать экологические факторы на 3 группы.

По страницам Красной книги. Основные категории редких и охраняемых  растений, грибов и лишайников.

Охрана редких растений области

Экскурсия в парк

Наблюдать влияние факторов среды на живые организмы.

Оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм.

Формулировать выводы на основе собранного материала.

 

         3.2 Воспитание экологической культуры  школьников через организацию внеурочной деятельности 

Формирование экологической культуры и экологической грамотности  невозможно вести только в рамках предмета. Эта деятельность продолжается и после уроков и является основополагающей в воспитательном  процессе. Ведь любовь к своей Родине тесно связана с любовью к  матушке-природе.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. В своей работе я использую следующие виды: 

∆ по защите природной среды (подкормка животных; спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
(прил №7)
∆ по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в рейдах в природу);
∆ по улучшению природной среды (посадка растений) (прил №8)
∆ по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, изготовление плакатов, выпуск информационных листков);
( прил №9)
∆ по сохранению и использованию эстетических ценностей природы

 (сбор природного материала, изготовление аппликаций, поделок из природного материала). (прил №10) Ежегодно в нашей школе проходит экологический праздник «Красота спасет мир!», организатором которого я являюсь. Учащиеся моего класса активно участвуют в этом празднике, занимают призовые места. Свои работы мы представляли на городской конкурс «Зеркало природы»,где заняли призовые места.(прил №16)

 Познавательные игры стимулируют переход от любопытства к любознательности, являясь средством развития интеллекта и творческих способностей. Такие игры можно проводить как на природе, так и в помещении. Так, например,   была проведена познавательно - экологическая игра «Наш дом-Земля». На этапах игры «Зеленый друг», «Лесная аптека», «Остроглаз», «Маленькие тайны природы», «Бюро погоды», «Охрана природы» ребята показали прекрасные знания о лекарственных растениях, растениях нашей местности, рассказали о своих наблюдениях за погодой и т.д.(прил №11 )

Ежегодно принимаем участие во всероссийском конкурсе «ЧИП» (прил №15)

  • Викторины - одна из форм экологического воспитания. Они носят интегрированный характер. Вопросы составляются на основе сведений о природных объектах и явлениях в различных областях науки и искусства. Для достижения успеха необходимы знания по экологии, в области естествознания и, конечно, общая эрудиция. Викторины готовлю в виде игр «Счастливый случай», «Поле чудес», «Географическая», «Птицы нашего края», «Зоологическая», «Грибы» и др.( прил № 12 )

К. Д. Ушинский писал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения». На мероприятиях очень часто применяю занимательный материал. Использование занимательного материала на экологическую тему помогает активизировать познавательную активность, наблюдательность, внимание, мышление, развивает творческое воображение ребёнка, повышает его экологическую культуру. В работе использую различный занимательный материал: кроссворды, сценки, загадки, ребусы. Провожу конкурсы пословиц, загадок, рисунков на различные темы (например, 5 классы - «Загадки о зиме», на параллели 5 - 6 классов - конкурсы кроссвордов, конкурс на лучший экологический вопрос и т. д.) «Что такое смог»? «Как образуется кислотный дождь?» «Сколько времени требуется для разложения разных видов мусора?» Такие вопросы включаю в различные мероприятия для создания проблемных ситуаций, которые разрешаем с детьми:

  1. Во время прогулки с друзьями ты видишь, как какие- то люди сбрасывают с грузовика в озеро бочки. Что ты предпримешь?
  2. Ты с друзьями отмечаешь окончание четверти на природе. Когда вы собрались уходить, кто-то предлагает оставить весь образовавшийся мусор в лесу. Твои действия?

Комплексные игры соединяют романтику, смекалку, интеллект, спорт, и конечно, непосредственное взаимодействие с природой. Поэтому такие игры пользуются большой популярностью у ребят: «Цветочный марафон», «В царстве Черного Дракона», «Экология» и многие другие.

Большое значение для экологического обучения и воспитания имеют  Экологические Недели. В этот период провожу с ребятами конкурсы плакатов и рисунков на тему «Земля - наш общий дом» (прил №13) классные часы, конкурсы «Знатоков природы» и «Устами  Лесовика»; КВНы, игры - путешествия по станциям:

  • «Творческая»
  • «Зоологическая»
  • «Ботаническая»
  • «Угадай-ка»
  • «Экологическая»
  • «Исследовательская».

В конце Экологической Недели проводится праздник в виде игры - путешествия, информационной игры, конференции.

Использую фенологические и экологические рассказы - загадки. Они посвящены поведению ребят на природе, отмечают ошибки в поведении школьников. Ребята объясняют, почему нельзя себя так вести. Например, почему нельзя сбивать, топтать грибы, убивать змей и т.д.

С целью актуализации знаний о природе и отношении к ней использую систему вопросов и заданий, обращенных к личности  школьника, и требующих их выражения и проявления в практической деятельности. Потому что не все дети знают и применяют на практике правила поведения в природе, мало знают о растениях и животных края, о заповедниках. Учащимся необходимо получать знания переходящие в осознание, качество и норму жизни. Они должны изначально осознавать гармоничное развитие экосистем и целостность сохранения природы, своего здоровья и окружающих. Осознание должно обязательно произойти через практическую деятельность (практические работы на уроках, экологические акции, разработка и реализация экологических проектов)

В своей работе наряду с другими технологиями я использую и проектные  технологии. Педагогическая значимость их велика. Проекты открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, само выражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Учитывая психологические особенности детей среднего  школьного возраста необходимо отметить, что возрастные особенности  школьников не позволяют ставить перед ними слишком отдаленные задачи, предлагать дальние перспективы, требовать охватить несколько направлений деятельности. В связи с этим значимость проекта видится в том, что маленький конкретный проект  школьников может выступать тем «стёклышком калейдоскопа», из которых складывается общая картина – процесс экологического воспитания, процесс экологически обоснованного, грамотного взаимодействия ребенка с окружающей средой. Каждый проект – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в том море жизненного опыта, которое формирует личность.

Дети ежегодно принимают участие в экологических акциях «День защиты Земли от экологической опасности», в ходе которой стало традиционным уборки территорий пришкольного участка и города, делают скворечники и вывешивают их на пришкольном участке( прил №7 )

Мною разработана и успешно применяется уже 2 год  программа дополнительного образования для детей 5-7 классов «Окружающая среда и здоровье человека» (прил №14  )

В декабре 2013 года провела в промежуточную  диагностику  детей с целью выявления  уровня  развитости экологической культуры. Результаты обработала и сравнила с входной диагностикой прошлого года. Вот что получилось:

После формирующего эксперимента нами был проведен повторный срез. Цель контрольного эксперимента - проверить эффективность использования разнообразных форм и методов внеклассной работы в экологическом образовании и воспитании младших школьников. Детям были предложены вопросы анкеты. Данные повторного среза показали, что после занятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных ответов.

Обработка результатов.

http://pk-p.ru/image/63077_10_1.png

Рис.10. Что такое природа?

Отвечая на первый вопрос, дети давали следующие ответы: почва (70%), воздух (60%), животные (70%), растения (80%), человек (90%).10% детей не смогли сформулировать свой ответ. Как видно из графика (рис.10), большинство учащихся дали достаточно точные и полные ответы на данный вопрос. Среди компонентов природы школьники наиболее часто называли воздух, растения, воду, животных, человека. На вопрос "Что природа дает человеку?" получены следующие ответы: пищу (60%), лекарства (70%), чистый воздух (50%), одежду (58%), древесину (40%).10% детей не смогли сформулировать свой ответ. Приведенные данные свидетельствуют, что большинство учащихся дали правильные ответы на этот вопрос (рис.11).

http://pk-p.ru/image/63077_11_1.png

Рис.11. Что природа дает человеку?

Состояние окружающей среды Волгограда  дети оценивают как здоровое (20%), удовлетворительное (50%), относительно хорошее (75%), неудовлетворительное (50%). 20% детей затруднились с ответом.

Как видно из графика (рис.12), у большинства школьников расширились знания об экологической обстановке в своей местности.

http://pk-p.ru/image/63077_12_1.png

Рис.12. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в нашей местности?

Дети считают, что человек разрушает природу, загрязняя воздух (30%), уничтожая зверей (60%), загрязняя воду (50%), уничтожая насекомых (85%), губя растения (20%), разоряя птичьи гнёзда (10%).10% детей не дали ответа. Приведенные данные (рис.13) свидетельствуют, что школьники узнали о влиянии человека на природу.

http://pk-p.ru/image/63077_13_1.png

Рис.13. Каким образом человек разрушает природу?

http://pk-p.ru/image/63077_14_1.png

Рис.14. Какие насекомые появляются весной первыми?

На вопрос "Какие насекомые появляются весной первыми?" получены следующие ответы: пчёлы (45%), шмели (60%), бабочки (60%), божьи коровки (75%), муравьи (45%), сине-зелёные мухи (65%). Не смогли ответить 20% детей. Как показывают результаты анкетирования (рис.14), целенаправленные систематические фенологические наблюдения под руководством учителя способствовали расширению знаний учащихся по данному вопросу.

Учащиеся экспериментального класса считают, что в "Красную книгу" нашей страны занесены следующие животные: бобр (40%), беркут (50%), олень (80%), выхухоль (40%), лось (50%), орлан-белохвост (10%). 20% детей не смогли дать ответ. Как видно из графика (рис.15), большинство учащихся назвали охраняемых животных.

http://pk-p.ru/image/63077_15_1.png

Рис.15. Какие животные занесены в "Красную книгу" нашей страны?

http://pk-p.ru/image/63077_16_1.png

Рис.16. Растения, охраняемые в нашей местности

10% детей не смогли назвать охраняемые растения нашей местности.43% назвали валериану, ландыш - 50%, 60% - кувшинку белую, 70% - купальницу, сон-траву - 75%. Полученные ответы (рис.16) позволяют сделать вывод о том, что внеклассные занятия по программе привели к повышению уровня знаний об охраняемых растениях. Уменьшилось количество неточных ответов, многие растения, называвшиеся до занятий одним - двумя школьниками, стали известны большинству.

20% детей не знают, что такое фотоохота.10% дали неточный ответ.10% не дали никакого ответа. Приведенные данные (рис.17) говорят о том, что многие учащиеся познакомились на внеклассных занятиях с безопасным видом охоты в природе - фотоохотой.

http://pk-p.ru/image/63077_17_1.png

Рис.17. Что такое фотоохота?

http://pk-p.ru/image/63077_18_1.png

Рис.18. Что могут сделать дети для охраны природы?

Интересные ответы были получены от детей на вопрос "Что могут сделать дети для охраны природы?": 40% считают, что дети могут ухаживать за растениями, 40% - ограждать муравейники, 60% - сажать деревья, 60% - ухаживать за животными, 40% - собирать мусор, 70% - изготавливать скворечники. 20% - не знают, какую помощь могут оказать дети природе. Как видно из графика (рис.18), большинство учащихся стали осознавать свою роль в охране и восстановлении природной среды.

Получены следующие результаты по выявлению уровня экологических знаний (на 25.12.2013 г)

Ученики

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

18

3 (17%)

7 (39%)

8 (44%)

Анализ результатов показал, что у детей  после системной внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию произошли значительные позитивные изменения. Отмечено расширение и углубление интереса к животному миру, увеличилось число детей, которые считали животных самоценными живыми существами, правильно оценивали последствия действий человека с позиции благополучия живых организмов. Школьники стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивы к проявлениям животных, научились сопереживать их состоянию в различных ситуациях, выражали доброжелательность по отношению к представителям животного мира. У испытуемых проявилось желание позитивно взаимодействовать с живыми существами, учитывая их типичные особенности, самостоятельное взаимодействие с животными приобрело гуманный характер.

Вывод: деятельность по формированию экологической культуры дала определенные результаты:

  • ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние с позиций хорошо - плохо;
  • с желанием участвует в экологически - ориентированной деятельности;
  • эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (методика «Секретный разговор», «Письмо зелёному другу»);
  • старается выполнять правила поведения в природе и контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде


Результативность опыта

  Результативность опыта заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников. Я, считаю, что в результате такой деятельности добилась реализации поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Освоили нормы поведения в природном окружении. Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе.  Своими результатами по теме «Формирование экологической культуры  школьников» я делюсь на педсоветах, на районном методическом объединении. Мои ребята с удовольствием участвуют в  школьных, районных, городских мероприятиях  экологической направленности и занимают призовые места.


                                                          Заключение

     Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

   Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно –пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе давно сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Миссия нас, педагогов,- донести до детей, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство мира, для будущих поколений людей и всех живых существ на планете.

Литература.

  1. Федеральная программа "Экологическое образование и просвещение населения России в 1997-2010 годах".
  2. Егорова Людмила Владимировна, магистр государственного управления, член-корреспондент МАНЭБ. Экологическая безопасность страны – условие выживания нации. Интернет ресурсы. eco.nw.rulib/data/10/04/010410.htm
  3. Пономарева И. Н. Компетентностный подход в современном образовании: Материалы академических чтений. – СПб.: СПбГИПСР, 2005. – Вып. с. 46-51
  4. Зверев И. Д. Приоритеты экологического образования //Развитие непрерывного экологического образования: Материалы 1-й московской научно-практической конференции по непрерывному экологическому образованию. М.: МНЭПУ,1995. с.16-26.
  5. Шейнис Г. В. Развитие отношений подростков с природой как условие нравственного становления личности: Автореферат дис. … канд. псих. Наук– М., 1993. – 24 с.
  6. Ермаков Д. С., Петрова Г. Д. Интерактивные упражнения и игры по экологии // Дополнительное образование. – 2004 – №11 – с. 17 – 21
  7. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. / В.А. Сухомлинский – М., Просвещение, 1989
  8. Гринёва Е.А., Прохорова С.Ю. Методика диагностики экологической воспитанности младших школьников: методическое пособие. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – 84 с.
  9. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. – М.: ЦКФЛ РАО, 1995. – 147 с.
  10. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. — М.: Смысл, 2000.
  11. Л.П.Молодова «Игровые экологические занятия с детьми». - Минск «Асар» . 1996.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Формирование ключевых компетентностей через организацию внеурочной деятельности"

Разработанная система развития ключевых компетентностей учащихся через внеурочную деятельность (через работу правового кружка и работу по индивидуальным программам) может быть использована учителями и...

Обобщение опыта по теме: «Формирование экологического сознания средствами художественно-эстетической деятельности».

Актуальность. Существенной чертой современной цивилизации остается экологический кризис, проявляющийся в виде разнообразных проблем.Преодоление экологического кризиса возможно через формирование...

Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания школьников во внеурочной деятельности».

Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания ш...

Развитие экологических знаний на уроках внеурочной деятельности

Развитие экологических знаний на уроках внеурочной деятельности  из опыта работы учителя...

Доклад на педагогическом совете образовательной организации на тему «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности»

Доклад на педагогическом совете образовательной организации на тему «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности». Описывает педагогическую кружковую  рабо...

Конспект занятия «Экологический туризм как форма внеурочной деятельности по физике»

Конспект  занятия «Экологический туризм как форма внеурочной деятельности по физике» предназначен для учащихся 7-9 классов...