Доклад на педагогическом совете образовательной организации на тему «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности»
статья

Тимкина Марина Борисовна

Доклад на педагогическом совете образовательной организации на тему «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности». Описывает педагогическую кружковую  работу, способствующую развитию творческого потенциала у  детей, имеющих нарушение слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_14.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема педагогического совета:

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Тимкина М.Б.,

педагог дополнительного образования

ТВОРЧЕСТВО — продуктивная форма активности и самостоятельности человека.

 Мы знаем, что творческая деятельность, имеет большое  значение в жизни человека, а в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно. В процессе творческой деятельности, у ребенка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля. В занятиях декоративно-прикладным и театральным искусствами заложены все предпосылки для развития творческого потенциала ребенка.

В течение всего обучения по программе кружка, у каждого ребенка есть возможность соприкоснуться с различными видами творческой деятельности, которые помогают ему раскрыть в себе способности в той или иной области, развить их в процессе учебной деятельности. Надо отметить, что театральная деятельность имеет большие коррекционные возможности: развитие речи, развитие образного мышления, коррекция поведения, развитие коммуникативных навыков, опыт публичного выступления.

Творчество обучающихся понимается как самостоятельное решение новых поставленных перед ними задач. Проявление его может быть связано не только с решением сложной, но и с простейшей задачей, решаемой по памяти и представлению. Подвести ребенка к самостоятельности решения новой задачи – суть моей работы.

Зная, как важно использовать разнообразные формы включения детей с особенностями в творческую деятельность, создаю площадки для творческой реализации.

Конечной целью своей работы считаю формирование и раскрытие творческой индивидуальности каждого школьника. Этому способствуют решение следующих задач: развитие познавательной активности и формирование интеллектуального и нравственного потенциала личности ребенка в процессе театрализованной деятельности, развитие творческих способностей посредством использования современных образовательных технологий.

 Развитие творческого потенциала личности ребенка осуществляю через проектную деятельность на занятиях кружка. Проектный метод является основным методом работы коллектива. Включает обучение комплексу знаний, умений и навыков,  который предоставляет возможность осваивать новые способы деятельности в сфере декоративного и театрального творчества, как под руководством педагога, так и  самостоятельно,

В работе над проектом участвует весь коллектив кружка: у каждого есть возможность попробовать свои силы в различных видах деятельности.  Формы обучения при этом могут быть групповыми, индивидуальными, с применением информационно-коммуникационных технологий.

Проект разрабатывается ориентировано на интересы и возможности данной         группы учащихся. Дидактический материал и техническое оснащение подбирается соответственно проекту.

Работа над проектом.

Содержание.

Определение темы.

Маски, костюмы, грим и куклы-артисты

- Просмотр видеофильма, дидактического материала;

- Конструирование и роспись масок, разработка грима,  изготовление костюмов, кукол.

Декорация, бутафория, реквизит

- Изготовление элементов декорации, бутафории;

- Изготовление реквизита, необходимого по сценарию.

Музыкальный образ номера, спектакля, праздника

Подбор музыкальных произведений, отвечающих задачам номера, спектакля.

Характер героев

- Поиск пластического образа героев через театральные этюды.

Подготовка, номера

- Репетиция мизансцен;

- Сводные репетиции.

Проект «Воспоминание о лете»

Содержание.

- Просмотр дидактического материала.

Музыкальный образ номера

Образ (3 часа)

- Поиск пластического образа, работа с тканью.

Костюмы, грим (20 часов)

- Просмотр видеофильма, дидактического материала;

- Роспись шарфов, разработка грима,  изготовление костюмов.

Декорация, бутафория, реквизит (4 часа)

Изготовление элементов декорации (бабочки)

Подготовка, номера (9 часов)

- Репетиция мизансцен;

- Сводные репетиции.

Начальное звено - подготовка элементов декорирования (бабочки), украшение интерьера школы.

Среднее звено - изготовление аксессуаров (бабочек в технике трафаретный батик), оформление коллекции, исполнители.

Старшее звено - разработка эскизов костюма:  боди-арта, визажа, изготовление шарфов: батик, свободная техника,  помощь в подготовке концертной деятельности: роспись, прическа, исполнители.

Итогом работы является представление проекта на концертах школы и фестивалях города.

Осуществляя педагогическую деятельность,  также применяю особые методы художественно - эстетического воспитания:

•        метод сравнений (для  активизации мышления);

•        метод «открытий» (творческая деятельность  порождает новую  идею);

•        метод  привлечения жизненного опыта детей;

•        метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность  детей, помогает найти верное решение из возможных);

•        визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);

•        словесный метод;

•        наглядный метод.

Формы занятий: нетрадиционные: занятие-игра «Новогодняя вечеринка», подготовки к праздникам: день Космонавтики (художественное конструирование), день Победы (военная форма, макетирование), 23 февраля (Оранжевый галстук), 8 Марта (Дерево пожеланий «Сакура»), Новый год (загадай желание «Дракоша», «Змея»)        

Создание праздника «Новогодняя вечеринка»

Цель: обобщить знания, умения, навыки, научить применять в повседневной жизни,

Познакомить со спецификой зрелищных видов искусства: праздника, карнавала, обучить организационной деятельности.

Задачи:

Работа над проектом (декабрь)

Содержание.

Маски, костюмы, грим и ведущие

- Просмотр видеофильма, дидактического материала;

- Конструирование и роспись масок, нанесение рисунка на лицо и руки с помощью трафарета, разработка грима,  изготовление костюмов.

Декорация, бутафория, реквизит

- Изготовление элементов декорации, бутафории;

- Изготовление реквизита, необходимого по сценарию праздника.

Музыкальный образ праздника

Подбор музыкальных произведений, отвечающих задачам номера, спектакля.

Конкурсы

Подбор конкурсов для 1, 2, 3 классов.

Подготовка праздника:

- распределение мини мастер-классов;

- подготовка и оформление зала;

- составление презентации;

- подготовка мастер классов;

- репетиция ведущих;

- разучивание танцев.

Наиболее эффективное построение содержания обучения – вариативное, т.к. позволяет использовать дифференцированный подход к учащимся, дает возможность учащимся реализовывать свои умения в соответствии со своими индивидуальными способностями.

Чтобы пробудить у ребенка личностную заинтересованность в деятельности, разрабатываю  задания, требующие выражения личного отношения, настроения, замысла.

Важным условием развития творческого воображения детей считаю применение на занятиях разнообразных материалов и техник, а также смена видов изобразительной деятельности.

Освоение как можно большего числа разнообразных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребёнка, проявлять творческое воображение – способность создать образ, раскрывающий внутреннее содержание.

Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует  интерес детей к  прикладному творчеству,  являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка. Например, при работе с бумагой можно сделать однослойную аппликацию, выполнить объемное моделирование из картона, бусы, коллажи и пр. На занятиях идет обобщение наколенного детьми  умения пользоваться разными художественными материалами, и перевод их представления о художественных материалах на более высокий уровень. На каждой новой ступени познания дети  возвращаются  уже к знакомой технике работы там, где это возможно (метод «забегания вперед» и «возвращения к пройденному. Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники, выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает  в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает  детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «я не сделаю правильно».

  Использование компьютерных технологий позволяет развивать интерес к декоративному искусству в новом качестве.

Использование на занятиях программ Eхсel для составления узора, мандала онлайн, позволяет активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика; создаёт эмоциональный настрой, это в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.

Результаты (внешние): количество призовых мест  городских конкурсов 2011-2012,  2012-2013 гг. – 6. Результаты (внутренние): развитие познавательной активности и формирование нравственного потенциала личности ребенка, развитие творческих способностей, развитие механизма  творческой деятельности: фантазии, воображения, интуиции, художественно-образного мышления.

Анализ  результатов наглядно  свидетельствует  об  эффективности  проводимой работы  по  развитию  творческих способностей детей. Специально  применяемые  приемы  и  методы, формы занятий,  дают  вполне  ощутимый  положительный  результат.

Можно сделать вывод: Развитие творческих способностей у детей с нарушенным слухом обеспечивается всем ходом учебно-воспитательного процесса  на занятиях кружка «Театр костюма». При этом соблюдается преемственность в разных организационных формах: занятие, репетиция, праздник, выступление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".

Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...

Программа развития творческих способностей обучающихся курс внеурочной деятельности «Домашний уют»

Творчество – всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты. От способности ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, у...

Использование современных средств ИКТ для развития творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности по ИЗО.

Использование современных средств ИКТ для развития творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности по ИЗО....

Доклад "Использование ИК-технологий для развития творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности"

В докладе рассматриваются преимущества применения средств информационных технологий для развития творческих способностей обучающихся на примере внеурочной деятельности...