Доклад на педагогическом совете образовательной организации на тему:"Создание коммуникативно-речевой среды во внеурочное время",2012 год.
методическая разработка на тему

Куприяшина Ирина Владимировна

Материал содержит доклад на педагогическом совете школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_kupriyashina.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.Тема выступления: «Создание коммуникативно-речевой среды во внеурочное время»

Слайд 2.

Одним из важнейших условий образовательно-коррекционного процесса в специальном учреждении 1, 2 вида является создание слухо-речевой среды, которая необходима не только для формирования у учащихся речи и осознания результатов овладения ею детьми, но и для воспитания всех их личностных качеств. Слухо-речевая среда обеспечивает формирование познавательной деятельности воспитанников и их слухоречевое развитие как единого целого, наиболее полное их приобщение к социуму, к его образу жизни, усвоению духовно-культурных ценностей общества, что содействует наиболее полной социальной адаптации глухих детей.

Слухо-речевая среда обеспечивается для неслышащих  детей  в ходе всего  образовательного процесса как в первой половине дня, так и во внеурочное время. Важнейшими направлениями коррекционного обучения  неслышащих школьников, которые содействуют формированию у них речевой активности, желание и умение вступать в речевой контакт с окружающими, воспринимать информацию и реагировать на неё на основе словесной речи являются: (слайд 3)

*формирование речевой деятельности;

*развитие языковой способности;

*воспитание речевого поведения.

Слайд 4

Это предполагает определённый уровень слухо-зрительного восприятия речи (с помощью ИСА) и произношения, обеспечивающий устную коммуникацию прежде всего с постоянными речевыми партнёрами ( педагогами, обслуживающим персоналом школы, слышащими родителями, родственниками, знакомыми взрослыми и сверстниками), а также общение со слышащими людьми, с которыми дети встречаются достаточно часто (врач, продавец, парикмахер, библиотекарь и другие)(слайд 3).

Основными задачами развития речи во внеклассное время являются: (слайд 5)

1.Закрепить и усовершенствовать речевые навыки и умения, полученные школьниками на уроках:

а) развитие устной разговорной речи в диалогической и монологической формах;

б )развитие письменной речи (записка, письмо, открытка, заявление, отчёт, дневник и т.д.).

2.Обогатить речевую практику учащихся новым речевым материалом, необходимым в общении.

3.Обогатить представления об окружающем мире.

4.Способствовать общему развитию и воспитанию учащихся.

Слайд 6.

Во внеурочное время, так же как на уроках и специальных занятиях, происходит постоянное мотивированное речевое общение с воспитанниками, формирование языка как средства общения в условиях развития различных видов деятельности: учебной, игровой, бытовой, общения со слышащими людьми и др.(слайд 7).

Моя группа продлённого дня состоит из учащихся 6 «а» и 6 «б» классов. Это дети с разными  психофизическими возможностями, особенностями как речевого, так и слухового развития, что соответственно вносит в мою работу определённые трудности. А с другой стороны представляет собой неограниченный простор для  речевой практики.

Вторая половина дня - это благодатное время для развития обиходно-разговорной речи. При выполнении режима дня, подготовке домашних заданий, во время бесед, игр, на занятиях бытовым и общественно-полезным трудом возникает много естественных ситуаций, требующих речевого оформления.

Воспитательная работа во второй половине дня распределена по режимным моментам, каждый из которых имеет поставленные цели и задачи и определённый речевой материал, учитывающий уровень слухо-речевого развития, требования действующих программ, индивидуальные особенности каждого школьника. Режим дня, благодаря неукоснительному выполнению его обязательных элементов, создаёт условия для развития речи учащихся. Так, например, приём воспитанников включает в себя следующее содержание работы (слайд 7):

1)Проверка наличия ИСА.

2)Беседа с учащимися о самочувствии, настроении, о первой половине дня.

3)Дежурство по классу.

4)Индивидуальная работа с учащимися.

5)Организация самостоятельной деятельности.

А также разработан речевой материал (слайд 8):

  • Здравствуйте! Сегодня все в классе? Кого нет? Почему?
  • Сколько у тебя аппаратов? Почему нет аппарата?
  • Как ты себя чувствуешь? Какое у тебя настроение?
  • Как прошла первая половина дня? Какие отметки ты получил?
  • Кто сегодня дежурный? Наведи порядок в классе.

Слайд 9

При организации следующего режимного момента - приёма пищи, возникает много ситуаций, которые требуют от воспитанника решения тех или иных проблем: обратиться с просьбой к работникам пищеблока, пожелать друг другу «приятного аппетита», выразить своё мнение о качестве еды, проговорить меню. (Слайд 10 с видео)

Одним из важных этапов, в котором заключены большие возможности для развития речи детей является самоподготовка. Во время неё возникает необходимость речевого общения, закрепляется и повторяется изученный на уроках материал, развиваются навыки самостоятельной работы. Я стараюсь создать творческую, близкую к домашней психологическую обстановку.

Для выполнения письменных домашних заданий предлагаю детям следующие правила (слайд 11):

1.Приведи в порядок рабочее место.

2.Приготовь необходимые учебные вещи.

3.Проследи за осанкой.

4.Прочитай задание. Вспомни правила его выполнения.

5.Если забыл, как выполнять, посмотри упражнение, которое выполнял в классе.

6.Не спеши, не отвлекайся на посторонние дела.

7.Если не понимаешь задания, спроси воспитателя.

Во время самоподготовки возникает необходимость речевого общения в процессе обговаривания заданий, их сложности, помощи в выполнении тех или иных заданий, отчёте о выполнении домашнего задания.(слайд 12 с видео)

Естественно для достижения хороших результатов, не мало важное значение имеет работа в тандеме воспитатель-учитель - педагог индивидуальных занятий - родитель. Как в одном, так и в другом классе у нас сложился хороший, слаженный миниколлектив, с которым мы успешно решаем все поставленные задачи.

Особое внимание я уделяю контролю произносительной стороны речи учащихся, развиваю слуховое восприятие, слежу за дежурным и другими звуками. Стараюсь исправлять ошибки произношения доброжелательно и корректно.

Слайд 13.

Очень часто учащимся задаются творческие домашние задания, тогда им приходиться обращаться за дополнительной литературой и просить о помощи как  школьного библиотекаря, так и библиотекарей городской библиотеки №2 «Журавушка». Зачастую там происходит общение наших неслышащих школьников с учащимися общеобразовательных школ города, в частности с детьми школ №3 и №19.   Иногда дети знакомятся с ними, вступают в диалог, начинают дружить. Но конечно, в основном это делают такие слабослышащие, как Каратеев Кирилл, Косинцева Наташа, Пиструга Даниил.  

Слайд 14.                                        

Важным моментом внеурочной работы является проведение воспитательских занятий, на которых создаётся много речевых ситуаций. Так на одном из занятий проводится обсуждение книг и статей из газет и журналов, которые были прочитаны учащимися самостоятельно, с родителями или со мной. Обсуждая прочитанное создаются условия для обмена мнениями, вызывается потребность в речи, что является важным фактором обогащения речи учащихся новыми словами. Благодаря чтению дети накапливают словарный запас, совершенствуют своё речевое развитие, узнают и оценивают различные жизненные ситуации.

Я стараюсь на занятии  организовывать работу в группах так, чтобы слабослышащие дети помогали глухим, совместно выполняли те или иные задания.

(Слайд 15) Всё большее распространение находит такая работа, как создание учащимися различных презентаций. И если в прошлые года это делали единицы детей и с помощью родителей, то сейчас со слов мамы Лаптева Ильи, он создаёт презентации сам. Так недавно на моё открытое занятие под названием «Путешествие по экологической тропе», Илья сделал замечательную презентацию «Окружающая среда - это лес, воздух и вода». При этом он сам зачитал весь текст, который был в презентации.

Слайд 16.

Важное значение во внеурочной работе придаётся развитию у учеников умений вступать в устную коммуникацию с малознакомыми слышащими людьми (врачами, продавцами, соседями, слышащими сверстниками и другими людьми). Воспитанники постоянно и целенаправленно побуждаются к внятной, эмоциональной и выразительной речи, максимальной реализации произносительных возможностей. Для этого я провожу экскурсии. Например, посещая магазин или кафе, воспитанник вступает в устную коммуникацию с продавцом, используя отработанный словарь. При этом большое значение имеет уровень общего и речевого развития, восприятия и воспроизведения речи, психологические особенности каждого ученика (слайд 17). Я также использую естественные жизненные ситуации, требующие устной коммуникации: узнать дорогу, время, рассказать о своей болезни врачу и другие. Использование таких ситуаций содействует формированию у детей настойчивости в достижении взаимопонимания в процессе устного общения.

(Слайд 18).

Таким образом, специальная работа, направленная на активизацию устной коммуникации со слышащими людьми, организация речевой среды во внеурочное время, имеет важное значение, так как вселяет в воспитанника уверенность в возможность общения с большим кругом знакомых и незнакомых людей, что содействует социальной адаптации, более полноценному личностному развитию.