Доклад к педагогическому совету на тему«Влияние новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности»
методическая разработка на тему

Блинова Анжелика Александровна

Доклад к педагогическому совету на тему«Влияние  новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад к педагогическому совету51.5 КБ

Предварительный просмотр:

областное государственное казенное оздоровительное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении

«Санаторная школа – интернат»

ДОКЛАД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ НА ТЕМУ:

«Влияние  новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности».

Шуя 2015 г.

Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим

количеством органов чувств они воспринимаются.

К. Ушинский

       В концепции общего образования отмечается обновление содержания образования использование новых коммуникативных и информационных технологий.

       Сейчас успех обучающихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно, применение новых информационных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования.

       Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность обучающихся, и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Таким образом, ученик учится, а учитель создает условия для учения.

       Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера,  поэтому в основном звене педагогу нужно активно использовать современные интерактивные технологии, развивая  в ребёнке  умения работать с необходимыми  в повседневной жизни информационными системами. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний, умений и навыков.

       Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету.                                                                                                                                                                                                               В процессе использования ИКТ   на уроках обучающиеся учатся самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся навыки принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает способность осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает для учителя новые методические возможности подготовки и проведения уроков русского языка и литературы,  позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников. А если эта работа сопровождается ярким, эмоционально насыщенным учебным материалом, то она повышает познавательную мотивацию, что способствует прочному усвоению материала.

       Одним из существенных факторов необходимости использования  информационных технологий  является еще и дефицит источников учебного материала, возможность представления уникальных  информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и т.д.). Наряду с этим, с помощью компьютерных технологий, мы решаем не только профессиональную задачу построения образовательного  процесса, направленного на достижение целей образования, но и имеем возможность создавать и использовать образовательную среду, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование, что актуально для нашей республики.                                                                                                                                      
      ИКТ на уроке - не самоцель, а ещё один способ постижения мира ребёнком. ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

       Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой.  Учителю  русского  языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ. Использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках, на уроках повторения и других типах уроков. Использование электронной техники возможно на различных этапах урока: на этапе орфографической разминки, на этапе объяснения нового материала, на этапе закрепления новой темы, на этапе проведения самостоятельной работы. При этом для ученика техника выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.

       Использование компьютерных технологий в преподавании любого предмета таит в себе неограниченные возможности. Компьютерные технологии предполагают обучение общению ребенка с компьютером, но одновременно и коррекции учителем процесса обучения. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы способствует повышению эффективности образовательного процесса.  Компьютерная деятельность на уроке русского языка ориентирована на поддержку  традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.
      Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.

       Таким образом, обучение русскому языку в школе как раз та область, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, ее результаты.

       Взять одну из «болевых» точек изучения русского языка в школе – орфографическую грамотность учащихся. Здесь необходимо не только добиться знания и понимания правил, но и выработать «автоматическую грамотность», которая должна стать подсознательным навыком. В этой работе не найти лучшего помощника учителю, чем компьютер: учебник, практикум, словари, интерактивные таблицы, создают для учащегося комфортную обучающую среду, в которой есть все, что нужно для самостоятельного освоения предмета.        

       Общеизвестно, что при использовании видеосюжетов мобилизуется психическая активность учащихся, повышается интерес к уроку, расширяется объём усваиваемого материала,  формируются нравственные качества, тренируется память, развивается интеллект.  Всё это позволяет понять практическую значимость использования видеосюжетов на уроках русского языка и литературы.

       Отмечается, что видеосюжеты позволяют учителю более эффективно подготовить учеников к написанию сочинений и изложений разных жанров.

       Видеосюжеты содержат интересный документальный и фактический материал, что помогает учителю обеспечить урок русского языка более совершенным изобразительным материалом по сравнению с репродукциями и фотографиями.          

       Необходимость работы с видеосюжетами на уроках русского языка бесспорна, однако в настоящее время этот вид работы является новым, и современной школе ещё предстоит его освоить.

       Использование видеосюжетов о родном крае, о странах  и народах способствует патриотическому и интернациональному воспитанию учащихся.

       Просмотр видеосюжетов способствует  развитию не только письменной, но и устной речи. Пересказывая увиденные сюжеты, дети учатся приёмам построения речи, речевому этикету.

       Для того чтобы обучить учащихся умению наблюдать, анализировать, отбирать необходимый материал, можно использовать видеофрагменты  продолжительностью 7-10 минут.

       Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием  аудио - и видео - сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал.

       Сегодня на уроках литературы все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр видеофильмов… Педагогика словесника – это педагогика экспрессии: «слово + чувство».

       Поскольку в наше время литература тесно связана с другими видами искусства, использование последних технических средств становится все более актуальным.
Многие классические произведения нашли свое воплощение в кинематографе. Фильмы служат хорошим подспорьем на уроках литературы. Учитель может использовать отдельные видеофрагменты при проведении традиционного урока, а может организовать киносеанс с обязательным последующим обсуждением просмотренного кинофильма.     Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать русский язык и литературу, изобразительное искусство и музыку, использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся, положительно повлияют на их эмоциональное и психическое состояние.
      В заключении перечислю основные преимущества использования информационных и коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы:

  • Повышают качество знаний;
  • Продвигают ученика в общем развитии;
  • Помогают преодолеть трудности в обучении;
  • Создают благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся и их сотрудничества в учебном процессе:
  • Повышают мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента;
  • Тренируют память, развивают логику, воображение, фантазию, мышление, положительно влияют на интеллект обучающихся.

       Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет мне переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. Применение технологий влияет на повышение познавательной активности обучающихся, что отражается на успеваемости и качестве знаний по предметам. Интерес к урокам повышается. Обучающимся интересно наблюдать за продуктами своей деятельности и деятельности учителя на уроке. Развитие творческих и интеллектуальных способностей и возможностей обучающихся бесспорно.

       Поэтому я считаю, что включение и использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является неотъемлемой частью современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете образовательной организации на тему «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности»

Доклад на педагогическом совете образовательной организации на тему «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности». Описывает педагогическую кружковую  рабо...

Доклад к педагогическому совету на тему: "Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни".

quot;Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...

Доклад на педагогическом совете «Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

Формирование навыков  здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Сохранение физического и психического здоровья детей в ДОУ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Сохранение физического и психического здоровья детей в ДОУ»...