Главные вкладки

    Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)
    занимательные факты

    В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохранения здоровья должна волновать каждого человека. Однако в настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьёзную социальную проблему.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_o_zdor._sber._tehnol.doc390.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад на педагогический совет на тему:

    «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)

       На протяжении многих лет работаю над темой «Коррекционно - развивающие игры и упражнения в развитии познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ»

       В целях повышения эффективности учебного процесса в коррекционной школе, овладения учащимися практически значимыми умениями и навыками, восполнение пробелов в учебе, повышения работоспособности и активизации познавательной деятельности учащихся, использую в своей работе современные, образовательные (психолого - педагогические), информационно – коммуникационные и здоровьесберегающие технологии:

    1. Здоровьесберегающие технологии

    2. Игровые технологии

    3. Информационно - коммуникационные технологии

    4. Технология дифференциации и индивидуализации обучения

    5. Коррекционная технология

                  1. Здоровьесберегающие технологии

    В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохранения здоровья должна волновать каждого человека. Однако в настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьёзную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. Также в последние годы обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями развития. По данным Министерства образования Российской Федерации в настоящее время 2 млн. детей, проживающих в нашей стране, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании.

    В связи со сложившейся обстановкой в последние годы в отечественной педагогике и психологии появилось такое понятие, как здоровьесберегающие технологии, которое предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья обучающихся.

    Целью применения  здоровьесберегающих технологий является формирование у учащихся понимания здоровья как состояния гармонии своего внутреннего мира во всех его аспектах – биологическом, социальном и духовном, а также гармонии взаимодействия с миром внешним, природой и социальной средой, через получение практических навыков такого взаимодействия. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своём здоровье, психологически ущербен и не адаптирован в реальной жизни. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моих занятий, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.

    В общем смысле понятие «здоровье» включает в себя следующие компоненты:

    1) соматическое;

    2) физическое;

    3) психологическое;

    4) нравственное.

    Приоритетным направлением в работе учителя - дефектолога является сохранение психологического здоровья обучающихся.

    Экспериментальным путём в моей работе были определены  направления коррекционного воздействия посредством использования здоровьесберегающих технологий, которые способствуют поддержанию психологического здоровья детей.

    Схема № 1

    Используемые технологии имеют ряд преимуществ и способствуют рефлексивному здоровьесберегающему процессу  развития воспитанников с ОВЗ.

    Технологии:

    1. Интерактивное взаимодействие.

    Подразумевает коррекционную работу с использованием компьютерных технологий (для развития когнитивных процессов).

    Преимущества:

    а) Огромный интерес у детей.

    б) Широкие мультимедийные возможности:

    - хорошая графика;

    - динамика в смене изображения;

    - экономия временных ресурсов.

    Способствует: развитию сенсомоторных  и перцептивных когнитивных функций, повышению эффективности обучения, стабилизации учебной мотивации, развитию творческих возможностей.

    2. Невербальное общение.

    Невербальный метод групповой терапии, в основе которой лежит

    использование двигательной экспрессии.

    Одной из основных форм невербального общения является психогимнастика.  Это комплекс специальных заданий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики детей (познавательной и эмоционально-личностной сферы).

    Преимущества:

    а) Позволяет лучше понимать себя и других.

    б) Отсутствует психическое напряжение в процессе общения.

    в) Присутствует возможность для самовыражения.

    Способствует:  координации коммуникативных действий, преодолению социального инфантилизма, снижению трудностей в произвольной регуляции поведения и деятельности.

    3. Кинезиологические упражнения – комплекс упражнений, направленных на развитие и активизацию межполушарного взаимодействия.

    1) Дыхательные упражнения:

    •  Укрепление иммунитета у детей.

    •  Ускорение обменных процессов в организме.

    2) Глазодвигательные упражнения:

    •  Укрепление зрения.

    •  Снижение умственного утомления.

    Например, «Зарядка для глаз» (методики Базарного М.Ф., Аветисова Э.С.)

    3) Телесные упражнения:

    •  Нормализация работы нервной системы.

    •  Снижение тревожности и стрессовых состояний.

    Например, самомассаж и массаж в парах; «Мозговая гимнастика».

    Преимущества:

    а) Не утомляет обучающихся.

    б) Повышает мотивационную деятельность.

    в) Возможность осуществлять произвольный контроль.

    Способствует: развитию мелкой и крупной моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга, улучшению памяти и внимания, облегчению процессов чтения и письма.

    4. Арт-терапия - комплекс методов художественной деятельности, позволяющий корригировать отклонения и нарушения личностного развития (агрессивности, негативизма, раздражительности).

    В работе с обучающимися с нарушениями в интеллектуальном развитии уместно применение следующих арт-терапевтических методов.

    1) Изотерапия: 

    • Применение традиционных способов изобразительной деятельности (краски, пластилин).

    •  Работа с воском, нитками, природным материалом.

    2) Игротерапия:

    • Куклотерапия (куклы би-ба-бо, пальчиковые).

    • Имаготерапия (воздействие через образ) – сюжетные инсценировки.

    3) Сказкотерапия:

    •  Библиотерапия (использование литературных текстов).

    •  Мульттерапия.

    Преимущества:

    а) Позитивный эмоциональный настрой детей.

    б) Выражение чувств на символическом уровне.

    в) Облегчение процесса коммуникации.

    Способствует: коррекции эмоциональной депривации (переживание эмоционального отвержения), снижению тревожности и фобий, формированию адекватной самооценки.

    5. Релаксационные комплексы

    1) Игры для саморегуляции эмоционального состояния – «Комарики», «Прятки», «Карандаша», «Лимон» и др.

    2) Релаксационные упражнения (для мышечного расслабления) – «Карусели», «Солнышко и дождик» «Кукла» и др.

    Преимущества:

    а) Формирование позитивного настроя и доброжелательного отношения к окружающим.

    б) Обучение управлению собой в игровой форме.

    в) Коррекция нарушений поведения детей.

    Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в своей деятельности – это важный и необходимый способ изучения природы ребёнка, поддержания его психологического здоровья.

    В работе с детьми с ОВЗ, в силу специфики их развития, порой трудно добиться рефлексивного отношения к своему здоровью, адекватного отражения реальной ситуации.

    Перефразируя И.Г. Песталоцци, хочется сказать, что «обучение (в нашем случае – сохранение психологического здоровья) должно помогать детям становиться помощниками самим себе».      

    Таким образом, каждая из рассмотренных технологий, применяемая мною, имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и  полноценное развитие.

                         2. Игровые технологии

        Я считаю, что одним из путей модернизации традиционных   технологий  является  введение в  них элементов развивающего обучения  и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения и хочу остановиться на игровых технологиях, которые я использую в своей работе. По словам Йо́хан Хёйзинга «(1872—1945) — нидерландский философ, историк, исследователь культуры, профессор Гронингенского (1905—1915) и Лейденского (1915—1940) университетов», человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.

       Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

        Игровые технологии единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней  игровой деятельности, доступной каждому  ребенку,с  учетом психофизических возможностей,  путем осуществления специальных игровых  программ, имеющих как общеразвивающий, так и  специализированный  характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. 

        В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

    -   развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

    -   коммуникативную: освоение диалектики общения;

    -   самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

    -   игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

    -   диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

    -   функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

    -   межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

    социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

       Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

       Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

    В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. Так же при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:

    • Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
    • Учет структуры дефекта;
    • Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
    • Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
    • Соответствие коррекционной цели занятия;
    • Учет принципа смены видов деятельности;
    • Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
    • Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

       В своей профессиональной деятельности я стараюсь учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. В начале каждого учебного года провожу анкетирование детей, с целью выявления интересов, знаний умений и навыков  своих учеников, планирую тематику видов деятельности, что помогает мне при составлении плана коррекционно- развивающей работы. Для диагностики уровня развития применяю различные методы и приемы: фронтальный и индивидуальный опрос, тестовые задания, мультимедийные презентации. Часто провожу занятия в нетрадиционной форме (урок-игра, ролевые игры, виртуальная экскурсия, викторины). Я пришла к выводу, что в основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке. Учить, играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто. Мои ученики с большим желанием выполняют предложенные мной задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, и как следствие стремление быть быстрым, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становиться продуктивней, а на занятиях нет скучающих учеников.


              3. Информационно -  коммуникационные технологии

       Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.

        В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.              Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

         Применение ИКТ на уроках, усиливает положительную мотивацию обучения ,активизирует познавательную деятельность обучающихся.

    Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

    ИКТ позволяет проводить занятия:

    1. на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)
    2. обеспечивает наглядность;
    3. привлекает большое количество дидактического материала;
    4. повышает объём выполняемой работы на занятии в 1,5 – 2 раза;
    5. обеспечивает высокую степень дифференциации обучения

    ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

    Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.

    Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

        Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний. Я пришла к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

    4. Технология дифференциации и индивидуализации обучения

       Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам, в том числе и мне - это работа со слабоуспевающими учащимися.

       Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти, внимания, мышления или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения.

       Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья, неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная коррекционно- развивающая работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

    При работе со слабоуспевающими детьми использую следующие формы контроля:

    - устные и письменные опросы;

       - самостоятельные и проверочные работы;

       - предметные тесты;

       - собеседования;

    При работе использую планирование различных видов дифференцируемой помощи:

    1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.

    2.  Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)

    3.  Запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.

    4.  Указание алгоритма решения или выполнения.

    5.  Указание аналогичной задачи, решенной раньше.

    6.  Объяснение хода выполнения подобного задания.

    7.  Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

    8.  Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.

    9.  Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания. 

    10. Выдача ответа или результата выполнения задания.

    11.  Расчленение сложного задания на элементарные составные части.

    12.  Постановка наводящих вопросов.

    13.  Указание правил, на основании которых выполняется задание.

    14.  Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

    15.  Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

         Результатами моей работы являются количественные показатели развития познавательной деятельности учащихся и качественные изменения личности ученика.  

                         5. Коррекционная технология

       Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии диктует необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуальные особенности. А значит речь идёт о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоления трудностей овладения программными знаниями, умениями, навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в обществе.

       Построение программы преодоления сложных нарушений в развитии детей - олигофренов требует комплексного подхода на основе взаимодействия специалистов медико - психолого - педагогического профиля.

       Коррекционно-образовательная и развивающая работа направлена на преодоление трудностей социальной адаптации детей с выраженной интеллектуальной и двигательной патологией, путём создания индивидуального маршрута, сопровождая каждого ребёнка с учётом его психофизических особенностей и возможностей развития.

       Мы специалисты: психолог, дефектолог и логопед направляем свои усилия на коррекционную работу с эмоционально-волевой сферой, с познавательной сферой ребёнка, на формирование базовых учебных умений и навыков, коррекцию речевых нарушений.

       Учитывая учебную нагрузку и особенности развития детей, необходимо не перегрузить ребёнка, сформировать у него положительную мотивацию на совместную деятельность, учесть индивидуальные особенности личности, особенности социального окружения.

       Формами проведения моей коррекционной работы дефектолога являются:

       1.Индивидуальная коррекционная работа в специально оборудованном кабинете. Кабинет оснащён всем необходимым дидактическим материалом и методическими пособиями.

       2. Групповые занятия. В целях адаптации учащихся к условиям школы в составе групп вместе с ними занимаются дети из других классов, имеющие те же психологические проблемы и нарушения в развитии познавательной деятельности. Группы небольшие (по 4-5 человек).

       3.Занятия—путешествия (групповые игры вне кабинета дефектолога), обычно в них вовлечены учителя, воспитатели с которыми группа детей вступает во взаимодействие. Эта форма работы способствует решению задачи социализации и интеграции детей в существующую социальную ситуацию развития, формированию навыков помощи друг другу.

       Коррекционную - развивающую работу с учащимися строю с учётом принципов индивидуальности, последовательности, диагностики и мониторинга каждого учащегося, при постоянном взаимодействии с учителями и родителями.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий на уроках химии

    Состояние здоровья учащихся за минувшее десятилетие существенно не изменилось, несмотря на созданную государственную политику в области сохранения и укрепления здоровья нации, вклад образовательных, м...

    Использование информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий на уроках математики

    Статья по применению информационно-коммуникационных технологий на уроках математики...

    Проект педагогического совета на тему "Использование современных образовательных технологий – залог успешного обучения"

    Данный проект предлагает план проведения педагогического совета по теме "Использование современных образовательных технологий – залог успешного обучения". Разработан творческой группой....

    Выступления на педагогическом совете на тему: "Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка"

    Материал содержит информацию о том, что такое критическое мышление и о том, как применять технологию КМ на уроках иностранного языка....

    Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности»

    Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности"...